SVO-AER
Как ни играй с датами, за пару недель до Нового года билеты в любые тёплые страны будут стоить денег. Как минимум изрядных, а как максимум безумных. Помнится, за 41 тысячу сравнительно недавно можно было слетать приличной арабской авиакомпанией в Австралию. А тут всего лишь Египет; практически, соседняя деревня. Правда, это с открытой вилкой: туда в Шарм-эш-Шейх, обратно из Хургады. Каир туда-обратно вышел бы заметно дешевле. Но так у меня не складывалась логистика по Египту.
Итого лечу нацпером с пересадкой в Сочи. С импортными самолётами у «Аэрофлота» нынче за рубежом то и дело возникают накладки из-за сложностей с лизингодателями. И они придумали использовать Сочи как хаб, потому что оттуда много куда можно дотянуться отечественными «суперджетами». Прямые рейсы в Египет к октябрю, впрочем, возобновили, но стоят они значительно дороже. Как и альтернативные перевозчики.
Так что снова «Шарик». Надоел он мне за год изрядно, но деваться некуда. Теперь ещё и «Победа» перевела почти все внутрироссийские рейсы в него, будто без неё в терминале B было недостаточно тесно. По слухам, потеряла на этом миллиарды рублей из-за неустоек и удорожания обслуживания. Всё ради реализации стратегии Группы «Аэрофлот». Я бы, может, не переживал из-за этого. Но отчего-то нет у меня сомнений, из чьего кармана эти миллиарды будут доставать.
Вылет в 8:20 – добираться только на такси. Выехал почти по плану, но дорога не обошлась без небольших заминок. А поскольку запас в плане отсутствовал (его я променял на лишние минуты сна, прособиравшись после рабочего дня чуть не до утра), в аэропорту был менее чем за час до вылета. Причём не в нужном мне терминале B, а в C. Не по ошибке, умышленно. В нём есть автоматы для распечатки посадочных. Но, похоже, работают они только на рейсы своего терминала. После нескольких попыток я это дело бросил. Идти на стойку регистрации времени уже не было: там большие очереди. К счастью, мобильный посадочный (QR-код на экране телефона) прекрасно работает и в этом аэропорту. И, на удачу, на контролях сегодня очередей нигде не было. К гейту подошёл уже после теоретического начала посадки (и незадолго до практического). Особо не волновался: для меня график привычный. Просто для столь ответственного перелета он, пожалуй, чересчур самонадеянный. Но если вспомнить, как год назад 30 декабря ехал в пробке по МКАДу, не зная, успею ли вообще на посадку, нынче я просто красавчик.
Сегодня на дворе только 23 декабря, и новогодний пик перевозок ещё толком не начался. Иначе так легко я в аэропорту не отделался бы. Однако загрузка борта полная.
Сплошная облачность почти весь полёт – явление для зимы неудивительное. Только над Каспием был просвет с видом на Дагестанскую ривьеру, да в самом конце над Кавказом распогодилось.
В нижней части кадра блестит металлическое кольцо отражателя радиоастрономического телескопа РАТАН-600, работающего с 1974 года. Его диаметр не 600 метров, как утверждает название, а всего 576 (на 4% меньше). Что тоже очень немало. Он даже внесён в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший в мире инструмент такой конструкции (я проверил). Но надо сказать, что разновидностей радиотелескопов немало. Каждая имеет свои достоинства и предназначена для определённого круга задач. И в каждой из них свой рекордсмен.
Эх, чего только не узнаешь, незатейливо направляясь на курорт!
Эльбрус, как и прочие высочайшие пики Большого Кавказа, достались левому борту. Я-то специально устроился у правого, чтобы солнце в иллюминатор не светило.
AER-SSH
Сочи встретил тёплой ясной погодой. Какой такой снег? Это такая белая штука на вершинах гор, что ли?
Прилетели примерно по расписанию, до второго рейса немногим меньше 2 часов. В город не поедешь, а в аэропорту интересных занятий не предусмотрено. Багаж получать и заново сдавать не нужно: лечу с маленьким чемоданом. Новым. Купил cabin size приличной марки, теперь и в «бизнес» не стыдно :). «Уральские» и некоторые другие перевозчики меня бы с таким не пропустили (у них допустимый размер чуть меньше), а для нацпера и S7 он идеален: проходит по максимуму.
Вся пересадка – от выхода в аэровокзал до стерильной зоны международного сектора (включая получение посадочного на стойке) – заняла минут 15. Теперь ничего не остаётся, кроме как сидеть в маленьком (большой здесь и ни к чему) зале ожидания вылетов международных. Купил зачем-то в «дьютике» бутылку вермута. Больше от нечего делать, хотя и цена была хорошая. И я знал, что в Египет можно ввезти одну бутылку алкоголя. Интересно ведь попробовать. А там, глядишь, не пропадёт.
Второй мой сегодняшний рейс выполняет «Россия». Все нацперовские SSJ 100 переданы этой дочерней авиакомпании. Уже упомянутой стратегией ей положено занимать среднюю ценовую нишу и служить прежде всего региональным перевозчиком. Никогда прежде «Россией» не летал. Собирался было из Южно-Сахалинска, но не срослось.
После полного самолёта до Сочи загрузка рейса в Шарм-эш-Шейх оказалась всего процентов 60. Видимо, когда возобновили прямые рейсы, желающих летать кривыми стало совсем мало. Пляжный турист – он в массе не любит чего-то нестандартного, требующего включать голову.
Кстати о голове. Точнее, о шляпе. Аксессуар этот при поездке в жаркую страну совершенно необходимый, но очень уж в дороге непрактичный. На себе носить – неудобно класть голову на спинку сидения. Да и странно зимой летняя шляпа на голове выглядит. В рюкзак убрать – мнётся. На багажной полке пачкается. В руках мешает. На колени положить – падает на пол. Представляете масштаб безысходности? И тут моя соседка свалила в свободный ряд… освободив место для моей шляпы. Ура!
Комфорт-класс вообще пустой. Сидения там поудобнее, но на этом рейсе и так неплохо. Бортовое питание в экономклассе у «России» почти такое же, как у «родителя», но без соков и без яблока. Только сандвич и попить из серии «чего не жалко». Лететь 3 с половиной часа – не так уж долго, но на рейсах заграницу раньше кормили лучше. Оставалось утешаться мечтами об ужине в гостинице.
Расстояние по прямой менее 1800 километров (ближе, чем от Москвы до Ханты-Мансийска), но траектория полёта причудлива. Сначала хитрым курсом на юго-запад над Чёрным морем и Турцией через Анкару и Анталью, потом на юг над Средиземным морем до Каира, а затем на юго-восток вдоль Суэцкого залива. Шарм-эш-Шейх находится на Синайском полуострове. Полёты над его северной частью египетские власти запретили после катастрофы чартера с российскими туристами в 2013 году. Мотивировка – присутствие в этой местности террористов. Они в самом деле там встречаются, но в обладании средствами поражения воздушных судов на эшелоне замечены не были. Самолёт погиб из-за взрывного устройства, находившегося на борту, а не от попадания ракеты. Видимо, решили перебдеть. Никогда не знаешь, кто завтра одолжит отморозкам зенитный ракетный комплекс.
У турок, видимо, тоже есть свои нетривиальные представления о прекрасном. Иначе сложно объяснить залёт аж до Антальи, хотя из Сочи на Каир можно лететь почти по прямой через Адану (на 400 км восточнее Антальи) и далее над нейтральными водами вдоль восточного берега Средиземного моря.
С освоением арабского языка я поступил как обычно: выучил приветствие и благодарность. Больше ни к чему. Даже для «да» и «нет» нужно сначала понять, что тебе говорят, а это уже чересчур. В откровенно нетуристических местах я ошиваться всё одно не собирался. Разве что чуть беспокоило меня то, что я не смогу читать не продублированные на английском надписи.
Да и в целом не без некоторой волнительности летел я в этот раз, понимая, что вскоре придётся столкнуться с непривычным, странным и, возможно, неприятным. Бесполезность опыта, полученного в другой формально тоже арабской стране – Эмиратах – секретом для меня не была. На этот раз мне предстояло знакомство с настоящим арабским миром, западной цивилизацией затронутым сравнительно мало. Короче говоря, Восток – дело тонкое и хитрое. И мы не будем вспоминать о том, что Египет весь находится западнее Москвы. Здесь даже время на час меньше (совпадает с калининградским).
Прежде чем пристыковали телетрап, самолёт со всех сторон обнюхала привезённая на специальной машине овчарка. Чудят арабы. Раз уж мы приземлились, прикреплённой к самолёту снаружи бомбы уж точно не было. А разнюхать содержимое герметично закрытого багажного отсека овчарке слабо́, пожалуй. Если, конечно, там не контрабандная партия дуриана. Но это мы бы и без собаки уже почувствовали, наверное :).
Сочи на минималках
Наконец-то можно ехать заграницу без справок и тыкания палкой в нос по прилёту. Всего делов в аэропорту – купить за 25 долларов визовую наклейку и миновать доброжелательного пограничника. Тем, кто не планирует покидать Южный Синай, виза и вовсе не нужна. Так что очередь за наклейками – буквально пара человек. Мои-то планы куда обширнее, чем оставаться в Шарме и ездить только на ближние экскурсии
Шарм-эш-Шейх – город-курорт почти на южной оконечности Синайского полуострова у Тиранского пролива, соединяющего Красное море с заливом Акаба. Место стратегическое, так что поселение у одноимённой бухты здесь существует довольно давно. Как минимум с первой половины XIX века, а точнее никто не знает. Название его дословно означает «залив (бухта) шейха». Иногда, кстати, курорт именуют Шарм-эль-Шейхом: латиницей он пишется как Sharm el Sheikh. Но нормативно в русском языке «эш», соответствующее арабскому произношению. Часто туристы для краткости называют его просто Шармом. Я тоже так делаю.
Полуостров Синай Египет вернул себе в 1982 году: с 1967 года после Шестидневной войны его оккупировал Израиль. Почти сразу начинается развитие Шарм-эш-Шейха как курорта. Немало этому способствовала оставшаяся после Израиля авиабаза в 15 километрах от городка – ныне международный аэропорт, куда я и прибыл.
Деньги менять пока не стал: курс плохой. Да и вообще вопрос, насколько на курорте нужная местная валюта: доллары и евро принимаются повсеместно. В том числе монеты (по крайней мере, евро). Местная симка с подходящим пакетом гигабайтов стоит 8 долларов. Дал десятку, получил 2 еврика сдачи. У мобильного оператора Etisalat такая курсовая политика.
Интернет мне был нужен сразу, чтобы вызвать такси. Общественного транспорта из аэропорта нет в принципе. Вроде бы по дороге рядом с ним ходит маршрутка, но не в темноте её ловлей заниматься. Так что либо заказываешь трансфер в гостинице, либо идёшь на стойку в терминале, либо сам как можешь крутишься. Я поставил себе «правильный» (международный) Uber, да только оказалось, что не работает он в Шарме. Пришлось решать вопрос извоза личным общением с таксистом. Искать их не нужно, они сами, видя туриста, подходят. В теории я знал, что с ними нужно торговаться. Но, во-первых, практики такой прежде имел мало. Во-вторых, устав после двух перелётов, коммуникативно напрягаться готов не был. Переплатил раза в два, если не больше. Но на стойке всё равно было бы дороже.
Система заселения меня немного удивила. Пройти с чемоданом на рецепцию нельзя, он остаётся снаружи у входа. Тоже террористов опасаются? Вполне возможно, хотя в этом плане мера совершенно бессмысленная. Но я ещё буду иметь возможности убедиться, что наши клоуны безопасности – по сравнению с египетскими жалкие дилетанты, лишённые фантазии. После получения ключа чемодан берёт коридорный (bell boy), сопровождающий тебя в номер. За чаевые, естественно, хотя навязчиво их не здесь просят. Такса в Египте стандартная – доллар или эквивалент (25 египетских фунтов). Можно дать и меньше, конечно. Но сопровождение в номер необходимо не только чтобы сотрудникам отеля было чем кормить детей. Когда впервые оказываешься на территории резорта, самостоятельно найти свой номер в дюжине жилых корпусов на 5 гектарах – без шансов.
Как ни странно, мой чемоданчик был не единственным cabin size среди ожидавших на «крыльце». Что вовсе не значит, что кто-то ещё прилетел на курорт с одной лишь ручной кладью – едва ли такое считается комильфо.
Про быт в следующий раз, а пока скажу, чего меня вообще понесло в такое странное место. Ведь пляжный отдых – не моя стезя. После двух посещений Таиланда (последнее – без малого 10 лет назад) я лишь раз себе такое устроил, и то очень ненадолго. А тут подумал, что раз всё равно Египет, то чего бы для начала не провести несколько дней на море. Год выдался не самый простой, чуть-чуть расслабиться и «потюленить» не помешает. Курортов в Египте несколько, но перелёты из России есть только в Шарм и в Хургаду – между ними и выбирал. Они по разные стороны Суэцкого залива всего в 80 километрах друг от друга – это меньше, чем расстояние между Хуахином и Паттайёй. Разница в климате несущественна, но расположение Шарма уберегает его от холодных зимних пассатов – бича Хургады.
Вечером после ужина выбрался прогуляться до моря. Проверить, на месте ли оно, а то мало ли что.
Купаться в море ночью нельзя. Это вообще опасно в большом водоёме, поскольку в темноте можно потерять ориентацию, а у спасателей рабочий день уже закончился. А конкретно в Красном море ещё и имеется немало опасной для человека фауны. Например, нападения акул на египетских курортах случаются практически каждый год; порой со смертельным исходом (да и «всего лишь» лишиться любимой конечности тоже не особенно приятно). Днём шанс избежать нежелательного знакомства куда выше. А ночью едва ли заметишь, как к тебе подкрадывается кто-то чрезмерно зубастый или просто колючий (хорошо, если не ядовитый).
Однако пляжи на ночь не закрывают, и прогуляться вдоль прибоя можно. Это считается достаточно безопасным. Хотя вообще гулять полагается по торговым улицам, пустым днём и оживающим как раз к вечеру.
Теперь после долгого дня можно и отдохнуть. Чтобы завтра с новыми силами… опять отдыхать.