Негодудение
Взыскательный читатель может эту главу пропустить, поскольку я в ней буду заниматься в основном тем, что обозначено в заголовке.
Вчера перед сном подскочила температура. Не прошли даром прогулки без адекватной погоде одежды. Не подготовился я к тому, что чуть не половина летнего отпуска пройдёт в холодрыге. Утреннюю программу я поэтому минимизировал. Температура спала, но проверять поговорку про старые дрожжи было ни к чему.
На южно-сахалинском рынке тоже не нашлось ничего, что стоило бы везти в Москву. Консервов из краба или гребешка нет. Икра в нормальной упаковке – только горбуши, и цена на неё не особенно интересная. Можно взять икру получше (соответственно, дороже), если от полкило в пластиковой таре. Доехать до Москвы она, наверное, может (продавцы говорят, что отправляющиеся в столицу за милую душу берут и нормально довозят). Но, подозреваю, по прибытии её придётся быстренько съесть. Что в мои планы не входило.
Итого, Южно-Сахалинск стал сплошным разочарованием. Проторчал двое суток в не представляющем интереса городе. Время и деньги потратил, считай, впустую. Выберись я хотя бы на ближние сопки, совсем другое дело. Сахалинская природа стоит если не мессы, то как минимум прогулки. Однако погода сделала её невозможной.
Вчера вечером проанализировал местные климатические расклады. Статистически июнь – это ещё самый благоприятный по погоде летний месяц с аж 198 часами солнечного сияния. Просто мне из них не перепало ни единого лучика. В июле и августе в среднем теплее, но и дожди с туманами случаются чаще. Как ни странно, наиболее подходящим для посещения Сахалина выглядит сентябрь. Он немного теплее июня (специфика морского климата), при этом вполне себе «мокрый» по общему количеству осадков. Но они, похоже, выпадают в виде нормальных человеческих дождей, перемежаемых пристойной погодой, а не чёрт-те чем. Постольку Курилы меня всё ещё интересуют, тут есть над чем поразмыслить. Хотя, разумеется, сколько ни гадай-выбирай, со здешним климатом путешествие заведомо становится лотереей.
Это я в автобусе заснял. Определённо возникают вопросы
о принятой в городском автотранспорте манере общения
А также о том, к чему призывает этот образчик не совсем наглядной агитации.
На 8 часов назад
Знаете, какой региональный центр наиболее удалён от Москвы? Нет, это не Анадырь, который самый восточный из них. Это Петропавловск-Камчатский – почти 6800 километров по кратчайшему пути (т. е. по геодезической линии). На втором месте Южно-Сахалинск (6600 с гаком). Замыкает тройку призёров Владивосток (более 6400). При этом самолёт до Владивостока летит дольше, чем до Сахалина, потому что огибает Китай. И только потом идёт Анадырь (чуть больше 6200 километров), ненамного опережая Хабаровск.
Так что сегодня мне предстоял перелёт не рекордный для внутрироссийского (таковым, скорее всего, является рейс Сочи-Владивосток), но близкий к тому.
Рядом с 2017 года строится новое здание…
… а пока что приходится ютиться в старом – прямо скажем, тесноватом. Область Сахалинская вроде и невелика (население до полумиллиона не дотягивает), но другой связи с «большой землёй», считай, нет. В Москву пару раз в день летает Boeing 777, а он вмещает от 300 пассажиров. Может, чтобы вся эта толпа не жалась в зоне вылета (заняться там всё равно нечем), посадку начинают необычно рано. Гейт я прошёл за 52 минуты до времени вылета, и это ещё не в первый автобус попал. Больших перронных автобусов я заметил всего 2, но поскольку самолёт от прилёта до вылета обратно в Москву стоит аж 2,5 часа, они вполне управляются.
А уж как (если) построят новый аэровокзал, там, наверное, будет круть неимоверная. Как минимум, телетрапы – они точно запроектированы, это видно по вынесенным на перрон конструкциям. Вопрос в том, смогут ли их закупить. Пожалуй, подожду их, прежде чем снова лететь на Сахалин :).
Солнце всё же напоследок показалось. Уже когда я сидел в самолёте. Очень ненадолго (облачность была по-прежнему плотная), но факт глумления я зафиксировал. Да, дело верно пошло на погоду. Очень вовремя.
Место у окна я купил заранее. Причём рейс выбирал, чтобы попасть на B-777 в конфигурации 3-3-3. Есть у «России» такие неуплотнённые борта. Но потом «Аэрофлот» всё переиграл с расписанием, и меня пересадили на собственно аэрофлотовский рейс (это по раскраске гондолы двигателя видно). А у нацпера все 777-е в конфигурации 3-4-3. Сидения узкие, проходы очень узкие.
Перелёт из Южно-Сахалинска по расписанию занимает 45 минут. В 15:00 вылет, в 15:45 прилёт. Фактически даже немного меньше. Это, правда, без учёта 8-часовой поясной разницы :). Так что в полёте обязательно нужно нарезать кружок-другой по салону, чтобы размять ноги. А тут это неудобно, потому что перейти из одного прохода в другой можно только у входа.
Нет индивидуального обдува – видимо, таков нынче тренд. Нет на верхней панели и кнопки вызова бортпроводника. Всё только через интерфейс системы развлечений. Обычно-то стюардесса подойдёт на вызов, выяснит, чего надо, и тут же сама вызов кнопкой снимает. А тут ей приходится просить пассажира отменить вызов, чтобы лампочка погасла. Наверное, у экипажа где-то в недрах системы управления салоном отмена есть, да только не набегаешься каждый раз к терминалу за такой мелочью.
Что до питания, первое из них вполне нормальное. Маловато, конечно, но всё не такие микроскопические порции, как у «Уральских». Второе питание – всего лишь пирожок. Совсем не густо для более чем 8 часов полёта.
Зато облачности бо́льшую часть полёта не было. Раздолье для съёмки.
Поёт тайга, похоже, о том, что пожары надо бы тушить. Очень их много нынче.
Двигаясь по приближенной к большому кругу траектории, самолёт забирает довольно далеко на север, оказываясь если не в Заполярье, то очень близко к Полярному кругу.
С локацией я могу несколько ошибаться, потому что навигатор в самолёте работает не всегда.
О, почти что знакомые уже места. Да и лететь недалеко осталось. Меньше чем через пару часов на снижении внизу Волга показалась.
Южный терминальный комплекс с марта уже весь закрыт отчасти на реконструкцию (терминал F, открытый к Олимпиаде 1980 года), отчасти по причине сокращения пассажиропотока из-за ковида, плавно перешедшего в Волдеморта (более новые терминалы D и E). Понастроили терминалов и взлётно-посадочных полос шереметьевские мегаломаны, а по факту возить некого. Я тут не с осуждением, а с сочувствием. Не им одним пришлось засунуть планы и мечты куда поглубже.
Сев, самолёт на рулении миновал терминал B, и стало понятно, что вывозить нас будут автобусами. Значит, в новый рейс самолёту нескоро. Пока неторопливо подавали трапы, наблюдал, как слетаются на добычу багажные «поезда».
Ну и всё. Дальше только рутина.
Итого
Вернуться домой мне в этот раз хотелось – из-за того, что Сахалин меня вовсе не порадовал. И тем как-то смазалось то, что много в нынешнем путешествии было разного интересного и красивого. И вкусного. Как если бы не доел аппетитный десерт, а отставил его из-за залетевшей мухи и ушёл разочарованный. Не получилось у меня достойного завершения, словно не хватило мне где-то последней точки