Не своя колея
Начнём традиционно с погоды. Прогноз на сегодня накануне был скверный. Утром глянул – ух ты, всё поменялось. Теперь он отвратительный. Прогулки по окрестным сопкам благополучно накрылись. Хорошо ещё, что никаких дорогих дальних экскурсий я не запланировал. Остаётся взять зонт и в меру возможностей гулять по городу.
Про основные вехи истории Южно-Сахалинска я вчера уже рассказал. Сегодня центр Сахалинской области (куда кроме острова Сахалин входят Курилы) – город сравнительно небольшой. Население его около 181 тысячи человек (на ерунду больше, чем в Уссурийске), и по этому параметру он не входит в первую сотню России.
Герб у города впервые появился в 1992 году. (Ранее, в советское время, существовала «гербоподобная эмблема», но она не имела официального статуса и использовалась в основном на сувенирах.) Медведи неясной видовой принадлежности опознаются на нём без большого труда, а что они такое держат, не вдруг угадаешь. А это ключ. Ушко его сходно с орнаментом найденной на Сахалине средневековой керамики, а бородка состоит из стилизованных букв «Ю» и «С». Отчего геральдический совет, обычно грудью стоящий на пути любых надписей на гербовом щите, на сей раз спасовал, загадка. А вообще, при всей головоломности трактовки образов, чисто эстетически герб получился симпатичный.
Воскресный Южно-Сахалинск удивительно пуст. А ведь я в самом центре.
На противоположной стороне площади находится железнодорожный вокзал.
Существующие на острове железные дороги в основном построены японцами во времена Карафуто. Распространённая в Японии колея 1067 мм (3,5 фута) сохранялась на Сахалине до 2019 года, когда РЖД наконец-то закончило перешивать пути на стандартную «русскую» колею, которая почти в полтора раза шире. Поскольку в СССР техника под «капскую» колею почти не выпускалась (заменить тележки – далеко не всегда решение), в послевоенное время подвижной состав для Сахалина и запчасти к нему закупались в Японии. В 1990-е, когда валюты катастрофически не хватало, Сахалинская железная дорога пришла в упадок. Сейчас постепенно восстанавливается.
Землетрясение не было очень сильным, но привело к большому количеству жертв – более 2000 человек. Выживших оказалось меньше. Потому что посёлок был застроен панельными пятиэтажками, не предназначенными для эксплуатации в сейсмически опасном районе. Дома просто сложились, и людей погребло под каменными обломками. Из-за удалённости посёлка, отсутствия связи и бюрократических проволочек помощь пришла нескоро, что дополнительно увеличило количество жертв. После разбора завалов восстанавливать посёлок не стали; его больше нет.
Однако название Нефтегорск наводит на мысль о том, что на Сахалине добывают углеводороды. Да, добывают, причём делать это в больших объёмах начали сравнительно недавно. Шельфовые нефтегазовые месторождения разработаны на деньги иностранных инвесторов (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2») уже в этом веке. Что превратило бедную прежде область в одну из самых богатых в стране по валовому продукту на душу населения. Но по уровню городского благоустройства Южно-Сахалинску до Ханты-Мансийска пока что далеко. Разве что по количеству столовых он потягается даже с Кировом :).
Севернее вокзала находится музей истории Сахалинской железной дороги. С возможностью его посещения я и заранее не смог разобраться, и на месте сильно яснее не стало.
Так можно одиночным посетителям или только организованным? Или на открытую площадку можно только организованным, а одиночным только на экспозицию в каком-то помещении? Последнее кажется сугубой бессмыслицей, поскольку в железнодорожном музее, ясное дело, снаружи самое интересное. Хотя, вспоминая казус в Ивановке, готов признать: оставлять посетителей наедине с техникой чревато. Запросто можно недосчитаться паровозного шатуна или дымовой трубы: сувенир, как ни крути, знатный.
Но всё это представляло лишь теоретический интерес, поскольку крепко запертые двери говорили недвусмысленно: сегодня меня не ждали ни на открытой, ни на закрытой площадке, ни одиночным, ни организованным в группу, ни даже тушкой или чучелком. К счастью, уличную экспозицию от этой самой улицы отделяет лишь решётка.
Таблички только не все видно.
Тот самый ТУ7, что я недавно видел в хабаровском музее, а прежде – в кирово-чепецком детстве. Он не для капской колеи, а для нашей обычной 750-миллиметровой узкоколейки. На Сахалине такая работала в северной его части с 1925 по 2006 год. Естественно, она использовала отечественный подвижной состав, в отличие от дороги в южной части острова.
В 1993 году японцы подарили этот вагон (он к этому времени много лет был на хранении) Сахалину, и он пробегал тут до 2000 года.
В изрядном ассортименте представлены в музее снегоочистители. Тема эта для Сахалина актуальная не потому что зимние месяцы – какие-то особо щедрые на осадки. Вовсе нет; в здешнем муссонном климате разверзновение хлябей наступает, скорее, во второй половине лета. А зимой количество осадков вполне московское. Просто выпадение месячной нормы за один день не редкий катаклизм, а проза жизни. И снежный сезон длинный: снегопады бывают даже в июне.
Что-то есть в нём от стимпанковых рисунков Хаяо Миядзаки.
Сахалинский Гагарин
Зашёл в магазин морепродуктов – ничего такого, что стоило бы везти в Москву. Делать нечего, двинулся дальше в поисках чего-нибудь интересного по улице с неожиданным названием Сахалинская.
Универмаг «Сахалин» на улице Сахалинской в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области на острове Сахалин. Какой-то сахалиновый привкус во рту остаётся :).
Крузенштерн совершил множество важных открытий, но в отношении Сахалина он в 1805 году сделал большую ошибку, которую впоследствии довелось исправить Невельскому – посчитал, что пролива между Сахалином и материком не существует.
Слева неизвестный художник изобразил маяк Анива, построенный японцами на юго-восточной оконечности острова в 1939 году и заброшенный в 2006 году. Одна из главных достопримечательностей Сахалина, между прочим. К ней возят экскурсии, причём не только показывают красоту с моря, но и высаживают на скалу. Я при подготовке о таком времяпровождении всерьёз подумывал, но меня остановило то, что от ближайшего населённого пункта трястись 2 часа по морю на моторке (а потом столько же обратно). А это не каждый вестибулярный аппарат выдержит. И стоит такое спорное удовольствие отнюдь не бюджетно. Постфактум жалеть не приходилось: в такую погоду делать там нечего.
Сахалинской улицей я вышел к другому входу в парк Гагарина (не где фонтан, а где памятник Гагарину).
Сегодня в парке по случаю воскресенья была какая-то движуха с участием приехавших издалека самодеятельных коллективов. Название её (движухи) показалось мне малость издевательским.
Хотя местным жителям такое лето, наверное, нормально. Снега-то ведь нет!
Рельсовая тема что-то не отпускает меня сегодня. В парке работает детская железная дорога.
15 минут покататься по парку на этом чуде (в вагоне, не на локомотиве) стоит 200 рублей. Увлекательность сего мероприятия я оценил как незначительную и отправился к музыкальному фонтану. Днём он не работает, давая возможность рассмотреть устройство сопел.
Нет, я не Чехов, я другой
Долгое время Сахалин благодаря почти максимальному удалению от столиц использовался как место каторги и ссылки. Это и при проклятом царизме так было, и в советское время многое на острове построено руками заключённых. Вряд ли к лагерному прошлому имеют отношение бараки, обнаруженные мной на перекрёстке двух Антонов – Чехова и Буюклы (Антон Буюклы – красноармеец, закрывший собой амбразуру японского дзота во время боёв на Сахалине в 1945 году).
Это один из корпусов военного госпиталя. Колючая проволока дополняет невысокий заборчик вдоль улицы. Зачем она нужна, не совсем понятно. Ежели солдатик захочет в самоволку, едва ли она его остановит.
Так вот, Чехов. Который, как я уже упоминал, сахалинское всё. Музеев, посвящённых какой-то отдельной книге, в мире немного. Если речь не о каком-нибудь священном писании или чём-то очень этапном вроде «Двух капитанов» (есть такой музей в Пскове, оказывается). Сборнику путевых заметок с изрядной долей бичевания нравов (тут мы с Антон-Палычем немного коллеги, получается), казалось бы, сложно претендовать на подобную честь. Тем не менее, в Южно-Сахалинске с 1995 года работает музей книги Чехова «Остров Сахалин».
К 100-летию первой публикации отдельным изданием расстарались, как я понимаю.
И это ещё не всё. Прогулочные аллеи в сторону театрального центра украшены статуями чеховских героев (не из «Острова Сахалин», а из более известных произведений). Они появились тут в 2013 году примерно одновременно с открытием нового здания музея (которое на снимке выше).
Пишут, что за основу было взято киновоплощение Анны Сергеевны в экранизации 1960 года, созданное Ией Саввиной. Не знаю, не смотрел. Но что нос трут не только собачке, но и даме, внимание обратил. Ещё тут есть Каштанка с клоуном и Толстый с Тонким. Для полноты школьной программы не хватает разве ювелира Хрюкина, демонстрирующего укушенный палец.
Кроме скульптур, променад украшают яркие оранжевые цветы.
Мимо как раз экскурсия проходила, я и спросил у экскурсовода, что это за растение. Она говорит, мол, багульник, наверное. Ну да, рододендроны в народе называют багульником, это я ещё по Северобайкальску уяснил.
Другой кустик только вблизи от этого «багульника» отличишь. Не иначе, их специально в тон подбирали.
Сомнительно, чтобы айва в местном климате вызревала. А рубрика «Культурный шок дня» как раз поспела (ловко ввернул, да? :))
Остаётся только диву даваться, отчего такой замечательный надземный переход не пользуется популярностью. Надо сказать, что ходить по Южно-Сахалинску пешком не особенно удобно. Зелёный сигнал светофора пешеходам как правило короткий – настолько, что если он во все стороны сразу, успеть перейти по диагонали сложно. Не только условной бабушке, но и мне. Ладно бы очереди машин стояли, бибикая от нетерпения. И близко нет. Автомобилей в городе по сравнению с материком вообще немного, а планировка его прямоугольная, «антипробочная». Светофоры на перекрёстках часто со стрелками для поворота. Возможно, это сделано, чтобы облегчить левые повороты водителям праворульных машин. Таких тут (если говорить о легковушках) большинство. Но, что интересно, «правильных» (то есть леворульных) больше, чем в куда более удалённом от Японии Благовещенске. В том числе немало и леворульных машин японских марок. Возможно, это связано с тем, что автомобилист на Сахалине побогаче и может позволить себе купить новый автомобиль у дилера (а возить их сюда из Японии или стран Юго-Восточной Азии, где их тоже собирают, прежде было одно удовольствие).
Гостиница эта дороже моей при том, что расположена не в самом центре (хоть и не на откровенной периферии). И в ней, вопреки логике, находится туристический инфоцентр. В него я и заходить не стал, поскольку по выходным он всё равно не работает.
Теперь я двигался в сторону проспекта Победы, где находится то, чего на Сахалине вовсе не ожидаешь. Я‑то ожидал, потому что знал, что оно тут есть.
У нас ведь обычно если католическая псевдоготика, то это наверняка ссыльные поляки в XIX веке. Но если таковые здесь и были, то точно не в этом месте (Владимировка располагалась севернее). Да и кто бы стал строить в селе каменный костёл; ладно бы в городе. Добровольно понаехавших католиков, как во Владивостоке, тут в начале XX века не было. На японцев тоже не спишешь: они построили в Тоёхаре синтоистский храм (синтоизм являлся одной из скреп государственной идеологии), но зачем бы им католическая церковь? Да-а, загадка.
Внятной информации об истории появления этой церкви нигде нет, даже на сайте прихода. По косвенным упоминаниям получается, что построена она… в 2001 году. А это значит, что уже в наше время в Южно-Сахалинске откуда-то взялась католическая община. Возможно, благодаря строителям нефтегазовых объектов, среди которых было немало экспатов, и вполне могло набраться достаточное количество приверженцев римской церкви.
Внутрь попасть мне не удалось. Открыта церковь бывает только для служб и концертов (орган установили в 2013 году).
Поодаль маячат маковки православного кафедрального собора, а на переднем плане мы видим мачту высотой 182 метра, установленную в 1963 году для телетрансляции. Не «полноценная» солидная телебашня, зато такую мачту с растяжками зимой можно иллюминацией превратить в грандиозную ёлку. Однако, судя по найденным мной картинкам, тут так не балуются.
Танк и пушки установлены тут ещё к 30-летию победы во Второй мировой, а новое помпезное здание с музеем открыли в 2017 году. Где-то на том свете в один голос тяжко вздохнули Микеланджело Буонаротти, Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини.
Рядом Рождественский собор, верхний (основной) храм которого открыт в 2015 году.
Как на мой вкус, стилизация под белокаменье чересчур нарочитая, и главное слово, характеризующее архитектуру этого здания – вторичность. (Непоименованные владимирские зодчие сочувственно присоединяются к вышеозначенной итальянской троице.) Видел я уже все эти аркатурно-колончатые пояса, и засовывание их под арки мало что добавляет. А часы на фасаде выглядят нелепой пародией на окно-розу. Но, говорят, внутри симпатично. Да только изведать мне этого не довелось. Собор был закрыт (это в воскресенье-то), хотя по расписанию до 6 часов должен был работать. Тут я не один обломался; и местные приходили, но им тоже пришлось уйти не соборно молившись. Ещё и дождь полил по-серьёзному, а не как обычно. Ненадолго его, правда, хватило, и всё вернулось к привычной уже серохмурости.
Зато вечером в магазине на кассе увидел наконец-то человека в маске. Спросил у него, отменили ли на Сахалине официально обязательное их ношение – говорит, да.
< От тумана до тумана | UUS-SVO > |