18 октября 2017 (среда)
О способах и методах
Cнова октябрь. Снова пора вострить лыжи куда-нибудь в хорошее место на день рождения. С тёплыми краями и дальними странами опять не сложилось, и выбор пал на Звенигород. На него я заочно посматривал уже давненько, но свести знакомство поближе всё как-то руки не доходили.
Выбор-то пал, но практическая реализация оставалась под вопросом до последнего момента. Потому как сайт Гисметео упорно ворожил дождь. А у меня на повестке дня не подвиги строителей Кузнецка, а худо-бедно почти юбилей, и уют мне предпочтительно иметь сухой, и не через четыре года, а прямо сегодня :). Но в конце концов я решил, что традиция важнее пары миллиметров прилетевшей с неба воды.
От дождя всё же подстраховался. Проверенным дедовским методом: взял с собой зонт. Не чтобы пользоваться, упаси господи, а чтобы он мирно лежал в рюкзаке и отпугивал осадки. Забегая вперёд, в очередной раз убедился, что деды были не дураки, и метод отлично работает :).
Чтобы добраться до Звенигорода, есть аж 3 с половиной способа. Во-первых, прямая электричка до звенигородского вокзала. Во-вторых, электричка с пересадкой в Кубинке, на которой можно доехать до остановки 190 км (на Большом кольце МЖД). Так ближе всего оказываешься к главной местной достопримечательности – Саввино-Сторожевскому монастырю. В-третьих, автобус от метро «Строгино». Ещё от «Кунцевской» автобус ходит, но за отдельный способ это считать жирно будет, так что итого 3½.
Электричка с пересадкой казалась привлекательнее ещё тем, что позволяла пройти весь город, двигаясь только в одном направлении. Но там всего 3 пары поездов в день. И пока я утром некоторое время колебался, уже и оба железнодорожных способа стали неактуальны. Так что ехал я… нет, не на автобусе. На маршрутке, которая как раз загружалась у «Строгина». Про неё Яндекс ничего не сообщает, потому как ходит она не по расписанию.
Золотая осень
Как-то интересно получается, что самое яркое время у нас не весна и не лето, а именно осень. Точнее, тот довольно короткий отрезок её, что зовётся золотым.
Всего несколько дней назад началось это жёлто-красное буйство, и совсем скоро оно пожухнет-побуреет, присыплется снегом, обозначив приход зимней бесцветности под беспробудно-серым небом. Но пока что мне везёт. Возможность пошуршать красотой вообще довольно часто выпадает именно на мой день рождения, и это приятно.
Итак, вот он, Звенигород (на снимке выше). Десантировался я в центре города у Вечного огня, но по городу гулять пока не стал, а сразу отправился к монастырю. Пока что погода есть, а что там будет дальше, как знать? Топать до монастыря меньше 3 км, если особо не отклоняться в стороны. Но как не отклониться, если чуть в стороне от Ратехинского шоссе, ведущего к монастырю, находится древний центр Звенигорода. Ну как, древний. В письменных источниках город упоминается с XIV века: тогда здесь то и дело возникало княжество, даваемое в удел сыновьям московских князей, о чём делалась соответствующая запись в тогдашнем ЕГРП. Не Рим по возрасту, конечно, но и не Чайковский (и даже не Сарапул).
На холме в старину был выстроен кремль, от которого сохранились земляные валы да топонимическая память: это место по сей день называется Городком. От шоссе туда можно подняться по лестнице.
Лестница, как видите, не пустует. И это не местные жители, а такие же гости, как и я. Идут посмотреть на белокаменный собор рубежа XIV-XV веков. Ну, насколько получится посмотреть (спойлер: не очень).
По тому, что всё же видно, хорошо знакомые черты владимиро-суздальских храмов опознаются без труда. Тем более, что в ходе реставрации внешний облик елико возможно восстановили в первозданном виде: вернули щелевидные окна, подновили каменную резьбу; вроде даже вместо четырёхскатной кровли сделали закомары. Но видно, что работы ещё много. Я перекинулся парой слов с одним из реставраторов – говорит, ещё лет на 5. Внутри посмотреть (там росписи начала XV века), в принципе, уже можно. Но нужно заказывать экскурсию.
Что сказать, прекрасный памятник. Окажись он поближе к Золотому кольцу, давно бы уже стал популярной достопримечательностью. А то бы и во Всемирное наследие угодил.
Царская обитель
Год основания Саввино-Сторожевского монастыря известен точно: 1398. Тогда он, конечно, так не назывался, поскольку будущий святой Савва Сторожевский (Звенигородский), ученик Сергия Радонежского и основатель монастыря, ещё не был канонизирован по вполне уважительной причине.
Единственное здание в монастыре, которое помнит первого игумена – собор Рождества Богородицы. По крайней мере, более-менее общепринятая (хотя и оспариваемая) дата завершения его строительства – 1405 год.
Я бы тоже засомневался в датировке: остроконечные (с «щипцом») закомары и кокошники вроде придумали позже. Однако то, что мы видим сегодня – реконструкция, выполненная в XX веке. Как выглядел собор в XV веке, неизвестно. Внутри храм выглядит очень «старинно», в нём чувствуется нечто такое, что тянет назвать атмосферой древности. Собор не действовал в период закрытия монастыря с 1919 по 1995 годы. Но большую часть этого периода он был музейным объектом, и коровник в нём никогда не устраивали (не в обиду отдельным фактам вандализма будь сказано). Плюс неоднократная реставрация.
Скудное освещение (кроме жертвенных свечей, другого искусственного света почти нет) добавляет таинственности. И запах – особый церковный запах – ощущается в темноте острее. Опять же, почти не видно других людей, хотя нельзя сказать, что народу в соборе мало – появляется некая интимность общения если не с Богом, то хотя бы с историческим местом. И что довольно необычно для наших палестин, внутри вообще нет церковной лавки. Свечи просто лежат рядом с ящичком для денег, будто тут тебе бездуховная Европа какая. Только что терминалов для оплаты картой не хватает. Хотя сеть зачем-то провели – может, как раз для этого.
Короче говоря, мне очень понравилось.
Второй по древности объект монастыря – раскопанные фундаменты бывшей надвратной церкви и трапезной. Это уже XVI век.
То есть монастырь в XVI веке был много меньше, чем сейчас. Потому как это примерно центр нынешней территории. Актуальные стены обители построены в 1650-е по распоряжению царя Алексея Михайловича.
Нынче в этой башне обосновалась монастырская гастрономия. Внизу магазинчик, на втором этаже не работающее по случаю низкого сезона кафе.
Провиантская башня – провиант. Логично. Вполне готов поверить в то, что монастырская снедь отличается повышенной натуральностью и качеством (во всяком случае, то немногое, что я тут попробовал, нареканий отнюдь не вызывало). Но це́ны… А куда деваться? В окрестностях вся торговля такая – рассчитанная на туристов и паломников, гуляющих по монастырю, раззявив кошелёк.
Башня, которая была слева от этого прясла, видимо, вообще рухнула из-за движения грунта, и её не стали восстанавливать. За стеной выставляется крыша так называемого дворца царя Алексея Михайловича. Тот решил учинить тут себе летнюю резиденцию. Что, кстати, подтверждает высокий статус монастыря в XVII веке. Но закончен в нынешнем виде дворец был уже после его смерти в 1687 году при царевне Софье.
Начиная с Петра I, монархи к монахам стали относиться куда прохладнее. В XVIII веке влияние и богатство Саввино-Сторожевского монастыря поуменьшились. Впрочем, сильные мира сего рангом пониже и в XIX веке благоволили обители. Что до нынешних времён, Википедия пишет (без ссылок на источники), что паломников больше бывает только в Троице-Сергиевой лавре да Серафимо-Дивеевском монастыре. В самом деле, очень похоже, что в иное время тут действительно много людей. Но не в будний день середины октября. Оно и к лучшему, пожалуй.
Чтобы ныне попасть в монастырь, нужно пройти чуть дальше и зайти через Северные ворота – бывшие задние хозяйственные. Соответственно, и попадаешь там не прямиком к звоннице и собору, а ко всяким хозяйственным постройкам, магазинам и прочим весьма важным, но не особенно высокодуховным удобствам. Впрочем, никто и не собирается сетовать на дополнительную прогулку по красивым местам. Заодно зашёл в «кафе» у стен монастыря, которое оказалось заурядной столовой с одноразовой посудой. Слегка перекусил по цене бизнес-ланча в хорошем московском ресторане. А куда деваться, повторюсь: проголодался уже. Потом, день рождения у меня, или куда?! Причём я там был единственным посетителем, однако обширная летняя терраса позволяет предположить, что местный общепит в тёплое время заметно востребован даже по такой несусветной цене.
Киворий на месте алтаря несохранившейся церкви Иоанна Лествичника
Звонница, также построенная в 1650-е.
Справа – трапезная церковь Казанской иконы Божией матери (1807)
Самый большой колокол имеет массу 37 (по другим данным – 35) тонн и отлит в 2003 году на замену прославленному своим красивым звучанием Большому Благовестному колоколу. Погиб тот колокол не в результате гонений на церковь, как большинство его собратьев по звоннице. В 1941 году при отступлении его то ли случайно разбили при попытке эвакуировать, то ли преднамеренно взорвали, чтобы не оставлять немцам цветной металл. Пишут, что именно этот колокол изображён на городском гербе. При этом само название города – Звенигород – старше, чем монастырь, не говоря уже о колоколах. Как с Чайковским получилось: имя во многом предопределило судьбу.
Это здание сейчас занимает экспозиция Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Вполне можно было туда сходить, но то, что я успел о коллекциях музея выяснить, меня не «зацепило».
Если глаза меня не обманывают, малый корпус крыт медью – материалом отнюдь не «экономичным». Что ж, свою лепту в благосостояние обители я сегодня внёс.
Ископаемая пещерка
Территория внутри (и около) стен – это ещё не весь опиум для народа. И я не про подворья за пределами Звенигорода, которых у монастыря аж несколько (в то числе в Москве на Тверской). Кое за чем придётся прогуляться лишь немного дальше.
Однако тем временем погода как-то совсем захмурилась (стало откровенно темновато), поднялся сильный ветер (ещё и малость холодновато). Но стоило всего-то полчасика потрындеть с сестрой по телефону на разные актуальные темы, и ветер успел разогнать тучи. Вновь появилось небо, и даже порой солнышко начало проглядывать.
Примерно километр по петляющей дороге на север – и вот за красивой оградой ещё кусочек монастыря с садами и прочим приусадебным хозяйством, с деловито прогуливающимися бородатыми дядьками в наперсных крестах и с дорогими машинами.
Слева от ворот – построенная (именно вновь построенная, а не возобновлённая) несколько лет назад купальня на реке Сторожке.
Жанр этот мне совсем не знаком, так что я решил посмотреть, что за зверь такой.
Спускаешься – по бокам входы в две раздевалки. Братья, как водится, направо; сёстры – налево. Как называть гендерно-нейтральных, церковь пока не определилась, поэтому купаться их не зовёт. Из раздевалки выход в небольшой бассейн (из второй, я так догадываюсь, в свой). В чём цимес, я не уловил. Может, омовение в таком святом месте даёт плюсик в карму. Вроде сервис востребован летом и в Крещение, а по нынешним непростым временам я не заметил желающих мочить портки.
Другое дело – просто испить родниковой водицы.
Благодаря рельефу, с родниками в Звенигороде вообще всё хорошо. Ниже Успенского собора у дороги есть струя помощнее, так туда постоянно подъезжают на машинах с большими бутылями. Я-то нынче не только бутербродов наделать поленился, но и даже бутылочку освежаться с собой не прихватил. Но водичку попробовал. Ничего особенного; в Чайковском, пожалуй, вкуснее была. Впрочем, то было летом.
А всё это место в совокупности именуется скитом преподобного Саввы. По преданию, тот на некотором удалении от монастыря «ископал пещерку», чтобы удаляться туда для молитвы. Интроверт был, наверное. Нынче «пещерка» выглядит так.
Внутри всё тщательно обделано камнем и несмотря на аскетичность обстановки с убежищем богомольца-отшельника не ассоциируется вообще ни разу. Особенно уместно выглядит дверь с замком. В 1870-е над пещеркой выстроили скит с церковью, посвящённой самому Савве, где братья жили по более строгому уставу, чем в основном монастыре.
Внутрь не пускают. Ибо неча. Люди делом заняты, духовные подвиги совершают.
Антон Павлович, вятские блины и caffè lungo
В город я вернулся на такси: идти тем же путём не так интересно, а световой день уже подходил к концу, и нужно было разумно распорядиться его остатками.
Я так понял, что сравнительно недавно Московскую серьёзно подремонтировали и вообще облагородили, так что смотрится она нынче вполне достойно. С востока её визуально замыкает церковь Александра Невского (новодел 1990-х, но почему-то уже в процессе серьёзного ремонта), а на западе на красивом холме вознёсся Вознесенский собор.
Это не восстановление, а вполне современный, хоть и не слишком элегантный проект. Ладно, не буду заводить любимую песню про убожество современной церковной архитектуры. Цоколь отделан полированным гранитом; выше тоже каменная плитка. Симпатично, кстати, подобрана по оттенкам. Не на «изыди» сделали, и то ладно.
Исторический город Звенигород не обделён и присутствием исторических персонажей. Даже помимо упомянутых в связи с монастырём. Два года в местной больнице проработал молодой доктор Антон Павлович Чехов. Здесь он ещё раньше подружился с художником Левитаном, который тоже любил золотую осень вообще и местные пейзажи в частности. Я таксиста как раз попросил высадить меня у памятника Чехову на Московской. А он мне: «Какого Чехова, нет у нас такого памятника». О как! Потом, как подъехали, он вспомнил, конечно.
А наискосок от сквера с памятником находится «Культурный центр Любови Орловой» – это что-то вроде дворца культуры с небольшим музеем родившейся здесь, в Звенигороде, актрисы.
Ещё чуть дальше – туристический аттракцион под названием «Купчий двор». Там никто не родился и не крестился; просто небольшое скопление странно стилизованных сувенирных лавок и едален.
Рядом на другой стороне Московской я бы, пожалуй, перекусил с бо́льшим удовольствием, чем в монастырской обдираловке.
Право, было неожиданно и приятно увидеть в Подмосковье заведение с родным названием. Но снова проголодаться я ещё не успел, поэтому просто зашёл в обувной магазин за чашкой кофе. Ну да, в Звенигороде так принято. Стоит небольшой павильон, где обувкой торгуют, а в нём стоечка с кофе сбоку. Говорю баристе*: мне лунго, пожалуйста. А он не только понял, но даже и сделал всё правильно. Ещё и спросил, не желаю ли я воды к кофе. А вы говорите, уездный город. Хотя он ведь нынче не уездный, просто город областного подчинения без своего района.
Однако до электрички осталось минут 40, а мне ещё надо было добраться до вокзала. Который тоже на отшибе, как и монастырь, только с другой стороны. Примерно 3,6 км от Московской. Можно на автобусе, но гулять всё же приятнее. Первые километра 2 я не особенно поспешал, но потом понял, что таким темпом и опоздать недолго. А ходят электрички тут сравнительно редко: тупичок-с.
В итоге успел, хоть и впритирку. В самом конце едва не проскочил финишную прямую к вокзалу: очень уж плохая там разметка трассы :). Зато сюрприз какой; я даже не подозревал, что бывают подобные электрички.
Поезд до Сайгатки (тоже формально пригородный) был, пожалуй, не хуже. Но чтобы такое на довольно загруженном Белорусском направлении, да ещё и не один вагон, а целая электричка… Чего только не случается в день рождения.
Пора прощаться до новой встречи. Как всегда, надеюсь, что ненадолго.
* Да, я знаю, что слово «бариста» не склоняется. Будем считать это маленьким капризом именинника.
P.S. Ах, да. У Звенигорода же есть город-побратим в Италии. Тропея, что в Калабрии. Если честно, никогда даже не слышал раньше про неё. Что ж, отличный выбор.