Сарапул (24 августа 2017, четверг)

Город Сарапул, что в Удмуртии, я знаю с детства: ещё октябрёнком носил школьную форму с алюминиевыми пуговицами, пошитую в этом замечательном городе. Сарапульской швейной фабрикой (она, кстати, существует до сих пор) мои познания в течение последующих десятилетий в основном и исчерпывались. Как-то всё не было повода их расширить или углубить. Пока не выяснилось, что один из удобных путей в город Чайковский проходит через Сарапул, до которого можно доехать прямым поездом из Москвы.

На пересадку у нас было около 4 часов. Вполне достаточно, чтобы пообедать и бегло осмотреться. Для прогулки по городу нужно оставить где-то вещи, и с этим всё оказалось вопреки опасениям благополучно: на вокзале есть камера хранения. Обычные старорежимные ячейки обслуживаются вручную дежурным сотрудником вокзала и стоят по 160 рублей. Цена почти европейская, так ведь ручная работа всегда ценится :).

Вокзал сарапульский находится на отшибе, и до центра в условиях дефицита времени и компании из 3 человек, конечно, лучше добираться на такси. Но мои усилия по выискиванию заранее местных телефонов такси пошли прахом: отвечать по ним никто не собирался. К счастью, по сходной цене удалось договориться прямо на привокзальной площади; город невелик, и 100 рублей за поездку от вокзала до центра – это даже много.

Первое впечатление – типичный провинциальный город, довольно скверно благоустроенный и явно помнящий лучшие времена. Ещё в 2011 году Сарапул прославился тем, что во время прямой линии с тогдашним премьер-министром в эфире прозвучал вопрос «Почему всё так хреново в Сарапуле?» Путин не нашёлся, что ответить.


Здание районной СЭС – своего рода символ Сарапула: старина и упадок

Это на улице Азина, дом 29. Красный комдив В. М. Азин как раз в этих местах воевал во время гражданской, и улицы его имени есть во всех городах, где мне довелось побывать в этой поездке (даже в Кирове, куда я заехал уже один на обратном пути). В Сарапуле она – одна из главных.

Однако вовсе не всё так плохо в Сарапуле; тут я не соглашусь с неизвестным автором вопроса премьеру.


На той же улице Азина (на заднем плане – банковское здание 1894 года постройки)

Хотя на этой китчевой будочке и написано «Вечерний ресторан», на помещение для приятного времяпровождения она определённо не тянет. Но торопиться припоминать, что там по этому поводу написал Козьма Прутков, не стоит. Потому что сам ресторан расположен под землёй, а тут только вход. Но зачем?! Неужели в Сарапуле такая дорогая недвижимость, что понторезному ресторану не нашлось помещения с естественным освещением? Хотя это ведь вечерний ресторан; зачем ему окна. Посмотрел фотографии – подвал довольно просторный. Может, бомбоубежище бывшее?

Любопытное место, куда определённо стоит заглянуть – городской сад имени Пушкина. С советскими скульптурами, выкрашенными алюминиевой краской.


Девушка без весла

Она, скорее, одевается, чем раздевается, но всё же загадочно, какой же вид самоотверженного труда на благо социалистической родины эта дама изображает.


Тут, по крайней мере, почти уверенно можно опознать сварщицу


И просто… всем ребятам пример

Качели-карусели в этом саду тоже из времён того самого, что уходит в неизвестно какие города (хотя теперь я знаю, что в Сарапул). Причём некоторые из них явно работали ещё сравнительно недавно.

Особой популярностью у горожан сад не пользуется. А всё потому что совсем неподалёку есть другой, более современный. И все детишки вместе с родителями там. Там шумно и весело, а тут, в этом саду имени Ностальгии, можно с улыбкой вспомнить прошлое.

Вниманием туристов Сарапул вовсе не обделён. Никаких особых древностей тут нет (хотя село Вознесенское, ставшее затем городом Сарапулом, упоминается с XVI века); от изображённой на гербе крепости давно не осталось и следа. Зато сохранился целый квартал сравнительно старой застройки рубежа XIX-XX веков. Он так и называется: «музейный квартал».


Быв. женская гимназия (1904 г., арх. И. А. Чарушин) – нынче тоже школа

А в здании напротив, построенном, согласно дате на фасаде, в 1882 году, сейчас помещается поликлиника.

Большая табличка пониже даты, исполненная в дореформенной орфографии, информирует, что 1 июня 1899 года тут был открыт вдовий дом У. С. Курбатова. В XIX веке Сарапул процветал благодаря множеству успешных купцов. Многие из них даже не жили в Сарапуле, перебравшись в более удобные для ведения дел города, но малую родину своими заботами не оставляли. Таким был и Устин Саввич Курбатов.

Если не присматриваться, то кажется, что здания находятся в более-менее приличном состоянии. Но если присмотреться, как это всё «реставрируется», то, право, плакать хочется. Ладно хоть что-то похожее на оригинальные переплёты в современных пластиковых окнах сделали.


Просто игра света понравилась

Городской музей тоже, как ни странно, находится в «музейном квартале».


В здание в стиле модерн, построенное в 1914 году для
Николаевского училища, музей переехал в 1921 году

Памятник дедушке Ленину мне показался великоват для компактного музейного дома. Я даже спросил, оригинальное ли это его местонахождение. Говорят, да, всегда тут стоял. Но справа от входа его уравновешивал памятник другому дедушке, которого на XXII съезде объявили не дедушкой.

Называется учреждение серьёзно: Музей истории и культуры Среднего Прикамья. Но в основном он всё же о Сарапуле. Мы решили не скупиться и заказали экскурсию (всего 300 рублей сверх стоимости входных билетов). Тут-то нам и рассказали и про купцов-филантропов, и про Пугачёва, и про кавалериста-девицу Надежду Дурову (в Сарапуле жила её семья). Про Дурову мы с сестрой, впрочем, были уже наслышаны. Наше краеведческое образование включало её историю, поскольку она числится в рядах выдающихся вятчан. До учреждения в 1920 году удмуртской автономии Сарапул был уездным городом Вятской губернии, и вятский лук по сей день красуется в верхнем поле герба города.


Вестибюль музея


Оригинальный стенд (настин снимок)

Оригинальность тут ещё и в том, что сам стенд является экспонатом. Для него вроде как использован подлинный наличник чуть ли не XIX века. Выглядит подозрительно хорошо для деревянного элемента наружной отделки, поэтому я засомневался. Хотя, может, это тщательная реставрация. Наличники в Сарапуле были, конечно, самые-самые (как и пиво, сапоги, воинственные феминистки и ещё кой-чего по мелочи). В их сложной композиции, как нам поведали, отражена едва ли не вся архаичная космогония. Сейчас в городе подобного уже не увидишь. Деревянных домов с наличниками хватает, но ничего достойного музея не попадается.


А это традиционная удмуртская лодка

При необходимости таких долблёнок можно было нанизать целую батарею, создав что-то вроде грузоподъёмного плота.

Чему в провинции можно слагать оды, это людям. Их отзывчивости, гостеприимству и бескорыстию. Наша экскурсовод Ольга Владимировна сама вызвалась проводить нас до главной архитектурной достопримечательности Сарапула, если не всей Удмуртии – дачи городского головы П. А. Башенина.


Villa Bascenina (1909)

Смотреть и снимать, увы, пришлось против солнца. И на меня почти обиделись, когда я назвал это здание эклектичным. Несомненно, тут много от модерна, но вятский губернский архитектор Иван Чарушин добавил в него немало готических элементов. Псевдоготика в те поры была очень даже популярна, и Чарушин как раз любил смешивать эти два стиля, порукой чему несколько зданий и в самом Кирове.


Тыльная сторона здания с ланцетовидными окнами

Внутри выставочный зал, и туда мы бы уже не успели, даже если бы собирались. Закрывалось всё уже. Ольга Владимировна проявила просто чудеса любезности, попросив коллегу довезти нас до вокзала. Замечательные люди в Сарапуле, что и говорить (и коллега тоже, разумеется).

А с вокзала нам предстояло ещё добраться до конечного пункта назначения. Один раз в день ходит пригородный поезд до станции Сайгатка (это как раз Чайковский и есть). Он идёт аж из самого Ижевска, но сильно в объезд, и смысла ехать на нём весь путь нет никакого: очень долго. А от Сарапула в самый раз.

Поезд Ижевск–Сайгатка оказался состоящим из одного вагона междугороднего типа. И количество претендентов на места в нём, столпившихся на платформе, внушало определённые опасения. Но из прибывших на поезде в Сарапул дальше не ехал практически никто (за уже отмеченной малой востребованностью такой логистики), и мы все, от души потолкавшись в дверях, комфортно поместились.

Большинство пассажиров, как оказалось, едет сравнительно недалеко. Потому что автомобильного моста через Каму в Сарапуле нет, ближайший чуть не в 40 км ниже по течению, и дорога между посёлками на левом берегу и ближайшим крупным (всё же больше 100 тысяч ещё недавно было) городом Сарапулом оказывается без поезда довольно длинной.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *