Владимир 2013

10 августа 2013. Белокаменная суббота

Восточный неэкспресс

Если Киев – мать городов русских, то отец, наверное, Владимир. Новгород подревнее будет, конечно, но преемственность наша идёт всё же не от него, а от Владимира. Тут, правда, есть заковыка: поскольку Владимир основан киевским князем, то получается, что к появлению на свет отца мать тоже причастна. В общем, всё запутано как в древнеегипетской мифологии. Так что подобру-поздорову оставим исторические вопросы в покое и перейдём к сути дела.

Заканчивался третий месяц после моего возвращения из Франции. Сказать, что мне надоело сидеть безвылазно в Москве – вообще ничего не сказать. И поскольку никаких дальних поездок ещё заметное время не намечалось, витавшая в воздухе идея, что пора перестать манкировать внутренним туризмом, перестала витать в воздухе и прочно осела в моём страждущем куда-нибудь рвануть организме.

Почему Владимир? Могу ответить только словами дражайшей Алессандры: «Почему нет?» В конце концов, не так уж много поблизости от Москвы мест, куда можно комфортно и бюджетно съездить «одним днём» (то есть без ночёвки).

Хотя насчёт «комфортно» я всё же дал маху. Утренние субботние электрички из Москвы идут, как оказалось, мало не битком. И пустеть по пути не торопятся. Так что первые 2 часа (из всего 3 часов пути) мы вынужденно провели на ногах в тамбуре. Заодно освоив народный метод вентиляции: между дверями поперёк засовывается стеклянная бутылка с широким горлом (пивная не удержится). Это небезопасно, разумеется, но иначе не выжить: невентилируемый тамбур в жару быстро превращается в душегубку. Только после Покрова мы смогли перебраться в салон (где окна открываются безо всяких бутылок). Даже сели. Итого, субботним утром определённо стоило поехать на автобусе. С другой стороны, кто знает, насколько было бы легко купить билет на ближайший автобус.


На вокзале Владимира

Читатели, знакомые с моими предыдущими поездками, наверняка смогут опознать не только сестру Настю с её мужем Димой, но и Олю. Хотя, конечно, отсутствие норвежского флага и зимней экипировки делает последнее сложнее :). Поскольку по прибытии электрички выйти в город можно в единственную дверь через вокзальные турникеты, мы решили немного подождать на платформе, пока толпа схлынет. Торопиться нам было особенно некуда. Достопримечательности могут и подождать несколько минут.

Так вот, о достопримечательностях. Я, когда накануне собирал полезную информацию, начал вводить в «Яндексе» слово «владимирский». И самой популярной подсказкой, предложенной мне поисковиком, оказалась… правильно, «владимирский централ». Получается, что в городе, полном памятников истории, прославленная блатным романтиком тюрьма является едва ли не самым интересным «для широкой публики» объектом. И, кстати, именно до Владимирского централа помогает добраться указатель, установленный на привокзальной площади.

Но мы пошли в другую сторону, к более «традиционным» достопримечательностям. Первое из того, что можно было за достопримечательность посчитать, мне показалось несколько… неоднозначным. Вокзал находится недалеко от берега Клязьмы в долине, а город расположен выше на холме. И у лестницы, которая ведёт от привокзальной площади к главной улице, обосновалась выставка самодеятельной «социальной рекламы».


Кажется, автор вдохновлялся любимым мной в детстве мультфильмом «Шпионские страсти»

Есть мнение, что как раз большие города – благоприятная среда для сумасшедших. Но в городах поменьше (как Владимир), похоже, эти ребята имеют больше возможностей для самовыражения.

Может, там у них гнездо

Главная улица Владимира в прежние времена была частью дороги Москва – Нижний Новгород (теперь транзитный транспорт идёт в объезд города) и в черте города имеет несколько названий. В центре она называется Большая Московская.


Советский неоклассицизм – областное УВД

На Большой Московской или близ неё расположено большинство городских достопримечательностей. В том числе Владимирский кремль. О существовании во Владимире кремля я узнал, только купив на вокзале туристическую карту-путеводитель. Как, спросите вы, готовясь к поездке, можно было пропустить целый кремль? Забавно, но в попадающихся в интернете списках достойных посещения мест он не фигурирует. Нет о нём ничего ни в Википедии, ни на Tripadvisor’е. Казалось бы, притесняют, гады, наше культурное наследие. (Впрочем, мы же выяснили уже, что компьютер – это порок, от которого лечит только здоровый деревенский быт и труд.)

Но на поверку оказалось, что это не совсем кремль, а Рождественский монастырь – весьма, кстати, древний, и когда-то даже главный на Руси. Он слегка укреплён – в этом ему не откажешь – но это не стены действительно существовавшего на этом месте кремля, в которых монастырь когда-то был создан. Кремль во Владимире скорее «был», нежели «есть». Но в местной топонимике название сохранилось. Например, городской планетарий размещается в бывшей Николокремлёвской церкви. Без кремля-то несолидно ведь городу с вроде как тысячелетней историей, правильно?


Фрагмент «кремлёвской» стены

Внутрь мы, так получилось, не попали, да нас там и не ждали особенно: монастырь-то действующий. Зато прогулялись по сохранившей местами остатки асфальта дорожке вокруг него с замечательными видами. Ремонт она видела в последний раз, кажется, ещё при Владимире Мономахе Советской власти. Зато как домой (в родную Кировскую область) приехал! И дышится во Владимире по сравнению с Москвой очень вкусно.


Вид на железнодорожный вокзал

О грустном. По возвращении в Москву я обнаружил, что на матрице фотоаппарата было полно пыли (давал попользоваться, а потом не проверил). И снимки в результате сильно подпорчены. Так что пришлось потратить заметное время на чистку снимков, а некоторые из них обрезать сильнее, чем замышлялось при съёмке. Кое-где всё равно можно заметить мусор или следы чистки.


Вид на Успенский собор и бывшее здание присутственных мест

Успенский собор – это, конечно, Самая Главная Достопримечательность Владимира. Но по пути с вокзала первым встречаешь другой собор XII века – Дмитриевский. Он и открывает для нас объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».


Дмитриевский собор

Белокаменным его, пожалуй, можно назвать с натяжкой. Он, скорее, бежевый. Но красота неописуемая. Домонгольская владимиро-суздальская каменная резьба во всём её великолепии.


Изображения не повторяются!

Храм не действующий, тут нынче музей. Но по какой-то причине он, судя по всему, пользуется популярностью у свадеб.

Князь Всеволод, построивший собор – это тот, который известен по прозвищу «Большое Гнездо». Возможно, в этой особенности личной жизни князя и кроется причина тяготения брачующихся к этому месту.


Мы в двери не барабанили, молодожёнов плохому не учили – просто немного попозировали

Вход в музей – 50 рублей. Тётушка-смотрительница (она же кассир) нас спрашивает: будете слушать или сами почитаете? Мы, естественно, выбрали послушать: чай, глаза-то не казённые. Да и «уплочено», что называется. Но для тётушки наш выбор, кажется, стал изрядной неожиданностью. Во всяком случае, она с заметным удивлением ответила «Ладно, сейчас попробую включить. Может, заработает». Заработало. Точнее, заработала мультимедийная экскурсия, которая помимо дикторского текста включала в себя управление подсветкой, показывая, о чём идёт речь в данный момент. Собор маленький (фактически, это была княжеская придворная церковь), и можно было наблюдать за рассказом, спокойно посиживая на лавочке. К чему приятная прохлада внутри после жары на улице тоже располагала.

Снаружи собор выглядит как недавно тщательно отреставрированный: внутри есть фотографии, на которых видно, насколько плачевным было его состояние. Внутри же реставрация придала собору вид новодела. Даже вполне аутентичные высокие узкие окна (см. фото ниже) теперь кажутся новомодным дизайнерским изыском – настолько ненатурально гладки и чисты стены.

Помимо собственно архитектурного убранства собора (росписи почти не сохранились), есть небольшая музейная экспозиция. Главный экспонат – установленная в алтарной части копия соборного креста (сделана в 1957 году на каркасе XVIII века).

Кресты на соборе приходилось часто менять из-за недостатка естественнонаучных знаний. При изготовлении креста железный каркас обкладывали медными листами. Естественно, на улице корродировало такое сочетание довольно быстро. Нынче крест на куполе полностью стальной с позолотой. А старый свинцовый голубь с креста (символ Святого духа) «сидит» рядом с крестом в витрине.

Больше опиума для народа!

Миновав здание присутственных мест, мы подошли к главному собору Владимира (а когда-то и всей северо-восточной Руси) – Успенскому. Он гораздо больше Дмитриевского и, в отличие от него, действующий. В неслужебное же время туда пускают только за плату. При этом, разумеется, не забывают и внутри пособирать пожертвования на то и на сё. Успенский собор тоже построен во второй половине XII века и формально он несколько старше Дмитриевского. Но фактически нынешнее здание появилось при перестройке, осуществлённой всё тем же князем Всеволодом. Так что, по большому счёту, соборы Владимира ровесники. Конечно же, в «белокаменный» перечень ЮНЕСКО Успенский собор тоже входит.


Вид Успенского собора со смотровой площадки

Как видно, он не обладает таким совершенством формы и богатством каменной резьбы, но зато отлично сохранился внутри. Включая фрески Андрея Рублёва и других старинных мастеров. Фотографировать нельзя, да и всё равно темно там. На освещении иконостаса в туристические часы тоже сэкономили, так что его толком не разглядеть. Но барочный иконостас в домонгольском храме выглядит несколько забавно, так что это, пожалуй, разумное решение. Фрески рассмотреть вполне можно.


Колокольня Успенского собора (1810 год)

Собор находится на краю холма над поймой Клязьмы. На прилегающей территории устроили смотровую площадку и парк, популярный не только у туристов, но и у владимирцев. Давненько мы не сиживали на травке.


Небо серое, потому что против солнца

К реке по здравом размышлении решили не спускаться: далеко, а виды оттуда на высокий берег, похоже, не будут такими уж захватывающими.


Памятник крестителям Владимира князю Владимиру Святославовичу и епископу Феодору

Феодор жил в XIII веке, то есть они с Владимиром не только не соратники, но даже не современники. Совмещение их в одном памятнике объясняется только тем, что оба вроде бы насаждали христианство на владимирской земле. На самом деле, крестил ли князь Владимир Красное Солнышко город Владимир, достоверно неизвестно. Долгое время считалось, что основал город другой Владимир – Мономах, который жил много позже. Но с 90-х годов распространилась точка зрения, что основателем был всё же Владимир Святославович. Так что мог и покрестить заодно, чтобы два раза не мотаться.


Дамы на фоне видов Владимира со смотровой

А мы возвращаемся на Большую Московскую.


Монумент в честь 850-летия города на площади у Успенского собора

Что касается возраста города. 850-летие отметили в 1958 году, то есть годом основания города тогда считался 1108-й. Позднее распространившаяся версия относит основание Владимира на 990-й год (это как раз разница между Владимирами: Мономахом и Красным Солнышком).

Монумент трёхсторонний. У второй грани сидит пролетарий с моделью трактора в масштабе. Интеллигенцию у третьей символизирует древнерусский зодчий с коринфской капителью в руках. Сборник анекдотов какой-то.


Здание Городского банка (XIX век). Не знаю, что тут было при Советской власти,
но, судя по памятнику Ленину, вряд ли банк


Бытовые зарисовки

Посмеяться не заходили, а к автомату с газировкой приобщились. Это, разумеется, стилизация, а не действующий советский автомат. Стаканчики одноразовые, цены по сравнению с Москвой божеские.


Замыкают Большую Московскую знаменитые Золотые ворота
(дальше эта улица идёт как Дворянская)


Золотые ворота со стороны Москвы

Золотые ворота также построены в XII веке. Раньше они служили проходом в земляном валу, окружавшем город. В XVIII веке вал возле ворот срыли, чтобы устроить проезд вокруг ворот, а по бокам пристроили подпорки, заключённые в изящную архитектурную форму (без вала стены ворот начали рушиться). Да и вообще от первоначального облика в воротах осталось не так уж много. Но в список ЮНЕСКО они тоже входят.

Надвратная церковь уже давно по прямому назначению не используется; в XIX веке даже был проект устроить в ней водонапорную башню. Что довольно странно с учётом слабости стен и того, что большая масса воды будет находиться над сводом арки. Реализовывать такой экстравагантный проект не стали.

Ещё одна «достопримечательность», обнаруженная на площади у ворот, оказалась из разряда «вот уж не чаяли».


Коллеги по биатлонному болению меня поймут

Водонапорную башню всё же построили, но чуть поодаль. К ней можно пройти вдоль сохранившегося участка земляного вала. Высота его весьма прилична – думаю, зимой тут получаются отличные горки для катания.


Бывшая водонапорная башня

Нынче в башне расположился небольшой, но очень симпатичный музей истории города (без древностей; только XIX век и начало XX). Наверху – смотровая площадка, откуда видно вездесущий Успенский собор и прочие живописности. По правде говоря, завораживающими панорамами Владимир не обладает. Ничуть не в обиду ему будь сказано; просто красота его немного в другом.


Вид города


Спасская церковь

Ознакомление с культовыми сооружениями всех конфессий решили завершить до обеда.


Бывшая старообрядческая Троицкая церковь (ныне музей всяческих промыслов)


Костёл Св. Розария Пресвятой Девы Марии (фасад был против солнца)

Костёл действующий. В число «официальных» достопримечательностей он не входит, хотя псевдоготика конца XIX века – чем не достопримечательность? Я на него случайно наткнулся, рассматривая карту в Google. Полезное занятие, надо отметить. Вообще, «неглавные» достопримечательности Владимира представлены на Tripadvisor’е скудно. Пришлось немного помочь исправить это упущение на благо будущих поколений.

Обедали в кафе с неожиданным названием «На Большой Московской» (дом 9 по этой улице). Без особых изысков, но добротно. Порции могли бы быть и побольше, но всё равно соотношение цена/качество на хорошем уровне. Так что кому просто поесть без понтов, вполне рекомендую.

Монастырь

После обеда мы не пошли приобщаться к ещё одному весьма примечательному месту Владимира – Успенскому Княгинину монастырю, а поехали в другой монастырь – Свято-Боголюбский. Тоже, кстати, женский. Боголюбово, если вдруг кто забыл, это резиденция князя Андрея Боголюбского, старшего брата Всеволода. Белокаменное зодчество он тоже очень уважал.

У владимирских автобусных остановок есть одна особенность. Они по большей части замаскированы от шпионов. Если нет подобающей случаю скамейки с навесом, то обнаружить остановку можно только по ждущим людям или дорожному знаку. На остановках нет никакой информации не только о расписании, но даже о том, какие маршруты тут ходят. Видимо, местные власти заботятся о том, чтобы туристы больше общались с местными жителями. А мы и не против. Пообщаться с местными жителями? Да запросто!

Общение, хоть и не с первой попытки, дало свой результат. Первая-то жительница то ли была не совсем местная, то ли в детстве партизанила в окрестных лесах и привыкла сбивать с толку врагов. Но несмотря на её происки остановка автобуса, едущего в Боголюбово, была найдена.

От княжеской резиденции в Боголюбове мало что осталось.


Собственно, тут всё

Лестничная башня, перестроенная в колокольню (видно, что хорошо уже нам знакомый по владимирским соборам низ переходит в тоже типично русский, но очевидно куда более поздний верх). И цоколь церкви Рождества Богородицы, который открыт с противоположной стороны.


Граница старой и новой кладки хорошо видна

Цоколь вполне тянет на полноценный первый этаж. То есть церковь двухэтажная, что в русской архитектуре встречается не так уж часто. Интересно было бы посмотреть внутри, но увы. Как видите, закрыто.

Тут мы присоседились к экскурсии (их сюда много водят – благо, это тоже объект из списка ЮНЕСКО) и послушали. Оказывается, внутрь башни, в принципе, пускают, но не сейчас, поскольку там ведутся какие-то работы. Снаружи башня-колокольня уже тщательно отреставрирована.


Фрагмент кладки Лестничной башни

Причём если сравнить эту кладку с более поздней (насколько я понял экскурсовода) кладкой церкви, то можно заметить не только отсутствие недавней реставрации, но и в принципе менее ровный и менее качественный камень.

Неудивительно, что церковь обрушилась (её после этого и перестроили). А башня, может, так и стояла бы, когда б не завелась на Руси мода колокольни строить. Но тут уж сложно сетовать: в Асти вон вообще античную башню под колокольню приспособили.


Собор Боголюбской иконы Божией матери в глазах Насти

Собор мне не понравился. Ни эстетически (приземистый и какой-то «типовой»), ни по ощущению. Есть храмы, в которых находиться приятно, причём конфессия значения не имеет. Этот явно не из их числа. Я только позже узнал, что монастырь в конце 2000-х оскандалился жестоким обращением с сиротами существовавшего здесь приюта (приют был в результате закрыт), и… не особенно удивился. Что-то не так в этом месте.

Хотя выглядит монастырь вполне идиллично.


Трапезная церковь (1683 г.) и киворий


Надвратная колокольня

На колоколах наяривали (и весьма недурно) две девицы совсем не монашеского вида – вероятно, студентки какой-нибудь консерватории.


Огород

Предлагать туристам плоды монашеского труда во благо обители – практика вполне общепринятая (один Нойштифт чего стоит), но тут предлагали только полторашку монастырского кваса за 100 рублей, что показалось мне несколько непомерно. Да и вообще монахини тут какие-то сварливые, чисто совковые тётки. Перефразируя применительно к ситуации расхожую фразу, «лица, не обезображенные благостью». Так что я с облечением покинул сию обитель зла.

Красота

Туристы прибывают в Боголюбово в основном на экскурсионных автобусах; самодеятельный турист тут сравнительно редок. Приезжая к храму Покрова на Нерли, автобусы высаживают туристов у железнодорожной платформы, а дальше путь лежит через железку и поле. Пешком или в конной коляске по известным только местным жителям тропам. Идти там всего с километр по живописной мощёной дорожке.

Луга вокруг, кстати, заповедные. По характеру рельефа и растительности эти места опять здорово напомнили малую родину (в данном случае Санчурск, а не Киров). ЛЭП, пожалуй, не украсила наш последний на сегодня объект Всемирного наследия (остальные белокаменные памятники – в Суздале), но даже с ней можно смириться. Простор, запах разнотравья… Эх, и правда напрасно я в последнее время только по заграницам мотался. Как же тут хорошо!


Мне больше всего нравится фронтальный вид на церковь


Настя реализует детскую мечту – трогает церковь из учебника истории

Не знаю, мечтал ли Дима в детстве трогать Настю, но, похоже, ему это нравится :D.

Насколько гениальна снаружи церковь, поставленная Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне, настолько «ни о чём» она внутри. Иконостас, который перегораживает и без того тесное пространство, делает её похожей на шкаф. Да и нет там внутри ничего заслуживающего внимания. Церковь частично действует, то есть какие-то тётки не прочь получить денег на восстановление храма (причём по причине отсутствия притвора торгуют прямо в храме, богохульницы :)). Но то уже вопрос личных предпочтений: памятник истории неплохо финансируется из федерального бюджета, а восстановление его как церковного объекта лично меня волнует мало.

Пользуясь тем, что к вечеру народ из кадра подразбежался, устроили небольшую фотосессию на таком необыкновенном фоне.

Мой расчёт на то, что вечер – оптимальное время для церкви Покрова, вполне оправдался. И народу немного (из туристов мы почти последние были; дальше в основном местные шли купаться), и свет что надо.

Ещё к вопросу о вечернем освещении.


Боголюбский монастырь (с железнодорожной платформы). Ну как?

Про платформу – это отдельная песня. Отгрохали (по другому и не скажешь) сооружение аж с лифтами. Ладно, лифты: переход используется для посещения церкви Покрова, так что вещь важная. В лифтах, правда, не предусмотрели вентиляцию, так что «атмосфера» в них после того, как они весь день греются на солнце, много хуже, чем даже в тамбуре.

На самой платформе и навесы, и лавочки, и даже тактильная плитка – всё с иголочки. Для кого всё это строили, интересно. Туристы электричкой практически не пользуются, местные тоже (автобус удобнее, ходит чаще и стоит много дешевле). У этой платформы (довольно длинной – под 10 вагонов, видимо), в день останавливается 3 пары 4-вагонных электричек. Приятно, что не только на шубохранилище в РЖД денег хватает, но и на никому не нужные, но такие монументальные платформы.

Одну такую куцую электричку мы как раз и дожидались. Машинист остановился, похоже, специально подгадав так, чтобы мы (больше-то никого на платформе не было) вошли в ту дверь, где находится кондуктор. Кассы на станции Боголюбово нет, и билеты продаются непосредственно в поезде. По 26 рублей против 15 на автобусе.

Обратно из Владимира ехали на «Ласточке» (это сименсовский поезд, но труба пониже, и дым пожиже, чем у «Сапсана»). По конструкции это пригородный состав: широкие двери открываются прямо в салон, а спинки сидений не отклоняются. Но бегает на вполне заметной длины маршруте Москва – Нижний Новгород. Билеты по отечественной традиции проверяют при посадке, причём весь поезд (10 вагонов) загружают через 4 двери. Ну что мешает сделать свободную посадку, как в Европе, и не терять время на станции?

В конце нашего вагона всю дорогу что-то подозрительно повизгивало, так что даже пассажиров оттуда пересадили. Но доехали без происшествий. Странная всё же она немного, эта «Ласточка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.