Зима
Давненько я не встречал Новый год за границей. Аж целый один пропустил :). Хотя кажется, что очень-очень давно это было. Считай, в прошлой жизни, в которой ещё не было ковида. Точнее, он уже был, но представлялся как «в Китае вроде бы опять какой-то грипп».
Нынче страсти по вирусу немного улеглись, и можно было даже выбрать, куда отправиться. Интересная в новогоднем плане Европа, впрочем, закрыта вся. Остаются тёплые страны – тут выбирал между Египтом и Персидским заливом, остановился на последнем. Не в последнюю (но и не в первую) очередь из-за того, что с 15 декабря в Абу-Даби из Москвы начинала четырежды в неделю летать Wizz Air. Относительно недорогие билеты на 29 декабря были в продаже довольно долго и после того, как я купил. Даже немного дешевели из-за изменения курса, но тут уж заранее не угадаешь.
Сколько ни тверди, что улетать вечером после работы – плохая идея (даже если в офис в этот день не ездишь), соблазн получить лишнее время к поездке оказывается слишком большим. Итог – опоздание с выходом больше часа от плана. И не очень утешительный прогноз с учётом сложной дорожной обстановки. Новый Год на носу, пробки в 8 баллов сбиваются ежедневно.
Почему-то решил, что на такси доберусь до «Внукова» быстрее, но по факту вышло, что не факт (извините за каламбур). И ведь понимал, что рискую опоздать, но почему-то на душе было спокойно. Не переживал и не напрягался. Потому что, как ни крути, всё хлопоты и волнения уже позади. Можно просто ехать, а там будь что будет. Я в пути, чувствую себя отлично, остальное неважно.
После Варшавки МКАД более-менее поехал*, так что за полчаса до окончания регистрации я уже подошёл к стойкам. Для меня нормально, от рекорда далеко. Рекорд у меня две минуты, и с ним я явно переборщил. Пусть он вечно остаётся непобитым.
Очереди на стойках не было, и на контроле совсем пусто – такое впечатление, что кроме нашего рейса в ближайшее время больше никто за границу не летит. Давно не видел зону вылета международных рейсов столь малолюдной. Фотоаппарат доставать ради запечатления этого события не стал; было лень и темновато.
Провёл практичное исследование на тему «Самая дешёвая вода в стерильной зоне аэропорта “Внуково”». Оказалось, в «Бургер-кинге» – 77.90 за пол-литра. Бесплатно налить, как в «Шереметьеве», тут негде (только в туалете из-под крана). Пока купил, уже и посадку начали. Вовремя.
Насчёт посадки вопремя – это был основной пункт моих опасений. С 15 декабря самолёт только раз вылетел из Москвы с опозданием меньше часа (и то совсем чуть-чуть). Потому что график полётов составлял отшибленный оптимист. Мало того, что он сильно недооценил потребное с учётом преобладающих зимой северных ветров время долёта до Москвы, так ещё и на стоянку заложил всего 40 минут. Смех, да и только.
Итак, посадку начали вовремя, но потом мы 20 минут стояли в автобусе возле самолёта. Когда в автобусе стоишь у выхода на посадку, у него двери открыты, поэтому холодно. А тут хоть и неудобно (автобус едва не битком), зато не мёрзнешь. Потом немного задержались с отправлением, потому что очень похожая на арабскую бабушка (интересно, что она забыла зимой в Москве) села не на своё место и категорически не желала его покидать. А ещё говорят про забитость и бесправие мусульманских женщин. Да они кому угодно прикурить дадут!
Короче говоря, никакого вовремя. Минут 25 итоговое опоздание с вылетом составило, что было значительно лучше ожидания. Но это без деайсинга, хотя на крыле подозрительно поблёскивало (что, как я знаю, допустимо).
Самолёт A321 neo. До 239 пассажиров в эти самолёты лоукостеры умудряются напихать, а Wizz Air – как раз классический лоукостер. Именно столько в этом самолёте мест и было. Загрузка почти полная. Много детей: семьи летят на новогодние каникулы.
Весь полёт проходит в темноте, так что большого резона в месте у окна не было, но я всё же купил F из соображений комфорта. Стоило недорого и себя оправдало: не было непосредственного соседа. Интересно, просто повезло, или программа регистрации специально по возможности даёт такой бонус тем, кто за место заплатил?
Исходя из того, что в старые A321, у которых фюзеляж ровно такой же длины, вмещалось на 3 ряда меньше, я предполагал весьма скудное пространство для ног. Но всё оказалось не так уж плохо.
Как по моим не особенно длинным конечностям, вполне-себе-ничего расстояние
Даже получше, чем у «Беды». Правда, на последней я обычно летаю в Киров, и это полтора часа от силы. На деревянной лавке можно высидеть. А тут лететь минимум четыре с половиной часа – это совсем другая история. Осмотрел потом салон во время прогулки якобы в туалет (по другим резонам покидать своё место официально запрещено), а на самом деле в основном размять ноги. Ряды у передних аварийных выходов (18-й и 19-й) хороши. Ряд у заднего аварийного выхода (29-й) – просто роскошный с точки зрения пространства впереди. Особенно место F, перед которым нет сидения в предыдущем ряду, но там нет и иллюминатора.
В последние дни Wizz Air заспамил меня рассказами о том, как у них строго с мерами безопасности. По факту же маски на пассажирах бортпроводниц вообще не волнуют. Да и едва ли в самолёте есть пассажир без свежего ПЦР. А у стюардесс имеются дела поважнее, чем маски проверять: им надо выручку делать. Платная еда (другой тут нет) идёт на ура. Девушки с тележкой в каждом ряду останавливались и что-нибудь да продавали. Несмотря на ломовые цены. Бутылочка воды в пересчёте на рубли около 180. Так что да, имело смысл купить в аэропорту.
* Я в курсе, что использовать аббревиатуру «МКАД» как существительное мужского рода допустимо только в разговорной речи.
Лето
Вид Абу-Даби перед посадкой
Объединённые Арабские Эмираты (также известные как ОАЭ) – моя 28-я посещённая страна. Вторая за год, что и близко не рекорд, но по нынешним временам и это неплохо. В связи с ней прежде всего вспоминается один из мировых центров туризма – Дубай. Однако он не столица ОАЭ. Сия почётная роль отведена главному городу эмирата Абу-Даби, который тоже называется Абу-Даби. Вообще, все 7 эмиратов одноимённы со своими столицами.
Первым делом по прилёту всех гонят тыкать палкой в нос. Судя по скорости получения результата, это не ПЦР, а антигенный тест: примерно через час прилетела СМС-ка. Тётеньки-тыкальщицы лепят на паспорт два стикера, которые потом в аэропорту раза 3 проверят, и на улицу ты без них не выйдешь. Но даже с ними, прежде чем выйти, нужно пройти паспортный контроль. И это замысловатая процедура. Стотыщ вопросов не задают, нет. Благосостоянием не интересуются, брони не проверяют. Но нужно не только «пальчики» отсканировать, а ещё и постоять перед колонной, которая тщательно изучает твоё лицо. Наверное, после этого каждая камера видеонаблюдения в стране способна вычислить тебя даже в маске.
Всерьёз потом думал: вот перейду я на красный свет, а мне при выезде ка-ак выкатят штраф в размере половины оклада подавальщика любимых тапочек эмира! Камеры-то на перекрёстках точно есть. Раз видел, как грузовичок на светофоре на метр заехал за стоп-линию. Так водитель, осознав оплошность, тут же начал сдавать назад, истошно сигналя, чтобы его там пустили. Объяснить это можно только страхом наказания, потому что вообще вежливыми и аккуратными манерами местные водители не отличаются. Особенно это касается дорогих машин. Что ожидаемо: чем недавнее местная «элита» себя не на помойке нашла, тем сильнее ей хочется поделиться этим открытием с окружающим миром.
Пешие нравы под стать. Насчёт справа-слева вообще не парятся, ходят как бог на душу положит. Так же гоняют по тротуарам на велосипедах и всяких прочих электроскутерах (ими тут часто пользуется доставка). Так что хоть поначалу я старался попирать закон только в темноте, в итоге, насмотревшись на дурной пример, на пару бюджетов всей поездки нанарушал, пожалуй. Особенно по части перехода на красный и в неположенном месте отличился, поскольку города эмиратовские для пешеходов сказочно неудобны. То ли шляпа от опознания спасла (головной убор при знакомстве с камерой положено снимать: она же дама), то ли дорожные штрафы к местному FaceID пока что не прикрутили.
Забегая вперёд, когда я покидал ОАЭ, обнаружил существенный бонус от совершённых надо мной подозрительных манипуляций. Погранконтроль на вылет выглядит так. Подходишь к турникету, прикладываешь паспорт к сканеру, смотришь секунд 10 в камеру – и всё, свободен на все 4 стороны.
Бумажкой, которую я заполнял в самолёте – откуда, зачем и как я заявился в Эмираты – никто не поинтересовался. Я вообще забыл про неё и с большим интересом обнаружил потом в Москве. И московский ПЦР на английском, за который я отдал в «Склифе» 1500 рублей (кстати, рекомендую: дешевле не найти) только во «Внукове» на регистрации проверяли.
Ещё пограничник выдал мне номер, который нужно ввести в местное приложение Alhosn, чтобы меня потом везде пускали. Приложение учитывает мой статус вакцинации (я заранее загружал сведения о ней) и результат теста. Ох и намаялся я потом с этим номером! А всё потому что цифры арабы пишут не так, как мы. Даже когда стараются написать на европейский манер. Собственно-то арабские цифры на наши вообще не похожи.
Вот что он мне дал. Выше моей рукой написано, как это правильно понимать
Когда ребус уже разгадан, он не кажется таким уж сложным. Однако я не смог я правильно ввести номер в приложении ни с первой, ни со второй, ни с двадцать второй попытки. Поскольку и в голову не приходило, что вторая цифра – тоже 9, как четвёртая и седьмая. В первый день, когда у меня требовали «зелёный» статус, я просто показывал СМС-ку с результатом теста и актуальной датой, и это прокатывало. Но потом ведь могло и перестать. Пошёл консультироваться на рецепцию в гостинице с идеей, что они всяко лучше поймут почерк местного погранца. Там, посовещавшись, заверили меня, что все три сомнительные цифры – это точно четвёрки. Да, точно-точно. Я удивился, но попробовал. Разумеется, не помогло, поскольку (вы-то уже знаете) это были девятки. Раз так, предложили мне поехать в какую-то специальную контору, где решают подобные проблемы. Куда-то далеко в сторону аэропорта. Таксисты, мол, знают. Интересно, гостиничные у таксистов на откате? Наверняка да.
Разумеется, никуда я не поехал. У меня на Абу-Даби совсем иные планы были, нежели раскатывать (ещё и на такси) по всяким странным местам. И вечером я выяснил, что загадочные циферки – это присваиваемый каждому въезжающему в страну код UIN. И смог в недрах сайта эмиратовского МИДа по номеру паспорта его разыскать. Результату удивился, не без этого. И на эту ерунду я потратил в общей сложности несколько часов! Так что совет: проверяйте номер, не отходя от кассы стойки пограничника. Лучше уточнить у него, чем потом мучиться так, как я.
В зоне прилёта аэропорта Абу-Даби всё замотано полосатыми ленточками, делать там нечего. Рейсовый автобус до города я нашёл быстро (было уже сильно заполночь, но они ходят круглосуточно), а с покупкой билета вышла заминка. У кого ни спрошу, говорят, что тут нигде нет. Хотя сайт местной транспортной компании уверяет, что в аэропорту только что не на каждом шагу стоят соответствующие автоматы и приветливо машут лапками. Нет. Не машут. Один сотрудник подал дельную мысль – обратиться к водителю.
Водитель (пришлось подождать, пока он вернётся в стоящий под посадкой автобус) сокрушённо развёл руками на манер «ну что с тобой делать» и махнул: проходи, мол, садись. Откровенно говоря, чего-то такого я и ожидал. Поскольку наверняка знал, что у водителя билетов нет, но обижать юродивого он не станет. Почему юродивого? Потому что когда я спрашивал местный народ про автобус, на меня смотрели как на идиота. Не принято тут, чтобы туристы ездили на автобусе; это нонсенс. Но такси с меня на сегодня достаточно одного. Формально Москва была вчера, но поскольку спать я ещё не ложился, то считаем за сегодня.
По здравом размышлении, может, и не стоило так экономить. Потому что пока то да сё, поздноватенько я добрался до гостиницы. Ближе к 3 часам ночи. Тут же ещё и плюс час к московскому времени. И в это-то время я в очереди постоял на рецепции, чтобы заселиться!
Кстати, как и в позапрошлогодней новогодней поездке, жильё доставило куда больше хлопот, чем билеты. Но на сей раз я хотя бы примерно заранее посмотрел, на что можно рассчитывать. Цены ломовые, но в Абу-Даби я благодаря Roomguru выловил скромненькую распродажу на сайте неплохой по отзывам и удобно расположенной «четвёрки». City Seasons Al Hamra называется.
Коварный портье при заселении хотел присвоить мой оплаченный завтрак (у вас-де room only), но эту провокацию я пресёк в зародыше. То ли ему стало стыдно, то ли номера забронированной мной категории Superior закончились, определили меня в 46-метровый угловой Junior Suite с панорамным окном.
В закутке слева гардероб
В гарберобе обнаружилась не только отличная ложечка для обуви и губочка для освежения обуви же, но и даже швейный набор. Первые два предмета я потом забрал с собой. Правильно сделал: в следующей гостинице тоже было много интересного, но этих несомненно важных аксессуаров почему-то не случилось. Ложечка даже впоследствии на работу перекочевала. Про бутилированную воду, чай и растворимый кофе не говорю: это само собой. При этом никакого платного мини-бара. Холодильничек имелся: это тоже «даже не обсуждается».
Так что да, шиканул я нынче в плане жилья. А всё потому что сестра не велела в Эмиратах брать меньше 4-х звёзд. Мол, контингент в дешёвых гостиницах так себе. Кто я такой, чтобы спорить со старшей стестрой, да ещё профи в туризме, собаку съевшей на эмиратовских «пятизвёздочниках»?
На потолке над кроватью обнаружился стикер со стрелкой. Но это не для того, чтобы я правильно по фэншую укладывался на этом немаленьком лежбище (мог без проблем в любом направлении). Стрелка указывает на Мекку и нужна для корректного совершения намаза. Не видел такого прежде, но я и в гостиницах исламских стран никогда ещё не останавливался (Турция считается светским государством).
Кстати про исламские страны. Часто думают, что в них благодаря высокой религиозности царит весьма строгая мораль. Однако это, по всей видимости, не более чем показуха. Вроде приверженности коммунистической идеологии в СССР. Не мораль, но её симулякр, если можно так выразиться. Для примера, в районе гостиницы (да и не только там; много где в городе) тротуары были просто усеяны такими карточками.
В их смысл проникнуть нетрудно. Это телефоны борделей. Разумеется, подпольных. И, конечно, имеющих хорошую «крышу», раз рекламируются столь открыто. Много рассказывают, какой суровый в Эмиратах закон, и как строго полиция следит за его соблюдением. Поэтому-де почти нет преступности. Но одно дело гонять гастарбайтеров. И совсем другое, когда речь о социально значимом бизнесе, да ещё с большими оборотами. Ведь в абсолютной монархии (а именно таков здешний государственный строй), по идее, просто обязана водиться значительная коррупция.
Интереса ради залез в «Индекс восприятия коррупции», издаваемый авторитетной международной организацией Transparency International. Хм-м, а не так всё плохо. 24-е место в мире. Весьма близко, скажем, к Франции. Лучше США. Про Россию, которая болтается на 136-м месте позади Либерии, и говорить нечего. Так что на местное самодержавие я, получается, напраслину возвожу. Но факт есть факт: нелегальная проституция, с которой полиция по какой-то неведомой причине не борется, тут есть.
И не надо думать, что я в каком-то криминальном гетто обосновался. Ещё чего! Тут вам благополучный центральный квартал, полный гостиниц до 5 звёзд включительно и прочей современной архитектуры от приличных бюро.
Живут тут, разумеется, в основном мигранты. А кто ещё-то, когда 80% здешнего населения – иностранцы? Наверное, существуют и районы, населённые местными гражданами (точнее, поддаными), скрепя сердце оставишими пески родной пустыни ради руководства процветающей экономикой Эмиратов. Но едва ли я смог бы в таких оказаться.
Всё такое рассветно-розовое, однако это не так чтобы сильно рано снято. Ложиться и вставать я старался пораньше, но без фанатизма. Просто на дворе конец декабря, и солнце всходило даже в этих низких широтах (24,5° с. ш. – почти на тропике Рака) только в начале восьмого.