Медок и ветерок
Моё метеорологическое невезение – это притча во языцех. К концу недели стало ясно (и я сейчас вообще не о безоблачной погоде), что мои замыслы как минимум частично накрылись медным тазом. Я ведь зачем сюда ехал? Получать удовольствие от прогулок по красивым местам. А красоты – материя хрупкая; они очень сильно зависят от наличия нормального освещения. Да и удовольствие от прогулок на погоду тоже до некоторой степени завязано. Однако делать нечего. Дальше откладывать поездку в Железноводск невозможно. Прогноз на завтра ещё более беспросветный, чем на сегодня. А дальше остаются всего два дня, и они будут заняты более приоритетными Кисловодском и Пятигорском.
Кофейня в здании вокзала открывается только в 9, так что остался я без капучино и круассана. В дверях халяльной столовой (тоже на вокзале) торчал стул, хотя она-то должна была уже 45 минут как работать. Однако, увидев измождённого (с чего бы с утра пораньше-то?) путника, добрая женщина внутри сжалилась и впустила меня. Впрочем, халяльная в местном понимании кухня (лагман и прочее жирномясное) – это вообще не то, что меня интересовало. Сошлись на том, что добрая женщина оторвёт от сердца последний вчерашний хычин. Я уже позавтракал в столовой, но хотелось взять чего-нибудь с собой днём перекусить.
Маршрутку на Железноводск я так и не дождался, хотя ждал тщательно. Никто мне на остановке про неё ничего толкового сказать не смог, кроме того, что ходит она как бог на душу положит. Это я, пожалуй, и сам уже заметил. По воскресеньям, наверное, может и вообще не ходить, потому как местные по делам не ездят, а для отдыхающих есть электрички. Электричек всего две: не очень ранним утром и не особенно поздним вечером. Между ними и расположилась вынужденно моя прогулка по Железноводску. Раньше вечерней электрички обратно уехать не получится, даже если сильно надоест. Но и опаздывать на неё нельзя.
Нет худа без добра: откушать кофию с круассаном всё же получилось: электричка отправляется только в 9:48. Изначально-то на неё ориентироваться я не хотел, хоть это и априори более надёжный транспорт, чем маршрутка. Электричка не только поздно отправляется, но ещё идёт сильно в объезд, что занимает заметно более часа (с двумя 14-минутными остановками). А по автодороге между вокзалами Ессентуков и Железноводска всего 27 километров. То есть минут 40 максимум.
Долго разглядывать эту схему, чтобы понять, что к КМВ она не имеет отношения, мне не пришлось. Очевидно, этот состав (как минимум, вагон) раньше ходил по Дагестану. Эта республика тоже входит в обслуживаемую Северо-Кавказской ППК территорию, так что ничего особо удивительного в том нет. Хотя всё равно немного странно: зачем перегонять старый подвижной состав на априори более престижное курортное направление? Здесь даже «Ласточки» попадаются (хотя мне не свезло ни разу).
И контроль в электричках какой-то очень уж тщательный: ходят и проверяют постоянно.
Принимать минеральные ванны к подножию горы Железной приезжали уже в 1810-е. Благоустройством курорта всерьёз занялись чуть позже, в 1820-е. Однако постоянное поселение для обслуживания отдыхающих появляется только в начале 1840-х (при том, что название ему было назначено ещё в 1828-м). Современный Железноводск невелик, населения в нём менее 23 тысяч человек. Город состоит из двух частей: небольшой исторической (к югу от горы Железной), где источники и почти все санатории, и более обширной современной, где проживает большинство жителей. Причём первая находится в окружении лесов (включая изрядный курортный парк), благодаря чему стоящий в стороне от основных автодорог Железноводск считается самым экологически чистым курортом КМВ.
Городом Железноводск стал в 1917 году. Я не нашёл, «до» или «после». Герб ему тогда в любом случае не выдали, и этот вопрос отложился до конца XX века. Современная версия герба (справа), утверждённая в 2002 году, очень навороченная и пафосная. Но даже я вижу зияющие противоречия с требованиями Геральдического совета, так что в регистр он без серьёзной переделки внесён не будет. Да и чисто эстетически: вряд ли заслуживает одобрения стремление напихать в городскую символику всего да побольше, к тому же с обилием плохо различимых деталей. Потом, две змеи – это перебор. Не Железноводск получается, а Железноядск какой-то :).
Железнодорожное движение до Железноводска по ответвлению от дороги на Кисловодск открыто 1 января 1897 года. Ближайшая к вокзалу (он в исторической части города) достопримечательность – Островские ванны, принимавшие отдыхающих с 1893 года. Как-то странно звучит, да? Если подумать, то, скорее, это отдыхающие принимали ванны, нежели ванны – отдыхающих. Короче говоря, они принимали друг друга. Не знаю только, безусловно или всё же с оговорками ;).
В Железноводске есть ещё одна восточного вида постройка – дворец Бухарского эмира (интересно, почему мне всегда хочется назвать его «эмирским бухаром»?), который завёл здесь что-то вроде дачи. Но к дворцу я пришёл в рано по случаю непогоды сгустившейся темноте, так что приемлемого снимка не вышло. Ванны же названы в честь министра государственных имуществ М. Н. Островского, который распорядился об их постройке. Это брат драматурга А. Н. Островского. Возможно, наличие брата и спасло ванны от переименования: царских министров советская власть не особенно жаловала. Здание давно не используется, но раз идёт ремонт – может, что-то хорошее в нём потом устроят.
У меня по плану прежде всего гора. Но не Железная, а Медовая. Несколько остановок на маршрутке в сторону новой части города – и вот уже она видна.
Туман скрывает напоминающее высокий стог скальное образование (относительная высота – 120 метров) с крутыми склонами. На самый верх забираются только скалолазы, но до хороших видов можно добраться и без экипировки. Сегодня, конечно, никаких видов окрест не предоставляется, но и сама по себе гора – объект чрезвычайно привлекательный. Названием своим, как сообщает Википедия, она обязана жёлтому цвету (чего сегодня не было, того не было) в сочетании с напоминающими соты отверстиями (тоже не видел).
Тропа от остановки на окраине новой части города ведёт через лесок на юг. Заскользил и упал на крутом склизком склоне я довольно быстро. Перепачкался изрядно, но это меня не остановило (а зря). В лесу обнаружились остатки каких-то не очень капитальных строений.
Такое впечатление, что здесь были дачки – мало того, что самозахватные, так ещё и в природоохранной зоне. Потом их ликвидировали, а лесок (ему лет 20 от силы) уже после вырос. Тропа огибает гору и выводит к ней с противоположной (южной) стороны.
Дальше нужно подниматься по крутой скальной «лестнице».
В сухую погоду это было бы довольно удобно. Но в мокром виде гладкие камни становятся не слишком надёжной опорой. Гордо выпрямившись, взбираться по ним как-то стрёмно. Пришлось малодушно вспомнить о том, что природа недаром наделила нас четырьмя конечностями.
Дальше по гребню я не пошёл: наверху к осадковым радостям добавился ещё и ветрище. По горам полазить я люблю, но точно не в такую погоду. На этой-то точке, пока осматривался, опасался сорваться.
Обратно решил пойти с другой стороны горы. В целом, надо сказать, «Яндекс» показывает тропы прилично. Но на сей раз он подставил меня капитально. В результате километра полтора пришлось идти напролом по мокрому лесу. Мокро мне было и снизу, и сверху. Но снизу больше – джинсы вымокли по колено, в кроссовках тоже слегка похлюпывало. Упал всего раз, зато на камни с матюками. Потому что ушиб руку и чудом не разбил новенький телефон (купленный вместо пострадавшего в Самаре), с помощью которого я пытался выйти на потерянную тропу.
Грязенелечение
Дальше в моём маршруте значилась большая прогулка по курортному парку в обход гор Железной и Развалки. Для этого нужно сначала миновать новую часть города по улице Чапаева.
Возле «Рук» пришлось постоять, подождать, пока они освободятся. Это в такую-то собачью погоду. Моё сегодняшнее «везение» (уже не только метеорологическое) начинало слегка подбешивать, но тут случилось приятное. Очень любезный охранник пропустил меня на территорию санатория «Дубрава» снять приглянувшееся панно.
Собственно санаторий – он единственный в этой части города
Информации о панно никакой не нашёл; наверняка оно
современник открытого в 1981 году санатория
Улица Чапаева должна была продолжиться в сторону всяческих парковых достопримечательностей даже не тропой, а целой грунтовой дорогой. Наверное, можно сказать и так. Просто дорога была сильно раскисшей, а местами представляла собой конкретную лужу. Я и так-то после двух падений чистым не был, а теперь изгваздался капитально.
Когда следующим утром отчищал подсохшую одежду без платяной щётки (её в гостевом доме не оказалось в принципе), до крови стёр кожу на костяшках.
У дороги есть два родника, которые почему-то называются кумысами.
Я нашёл такую версию. В Железноводске с 1863 года практикуется кумысолечение. Дойные кобылицы прежде паслись прямо в окрестностях курорта, и в этих родниках их поили. То есть это не минералка, а нормальная (слабоминерализованная) питьевая вода. Я попробовал – вкусная.
Где-то там за туманом прячется гора, но её не видно. Да ещё и прогноз оказался недобросовестным, и почти перманентная морось в какой-то момент сменилась полноценным дождём. Да что с этими КМВ не так?! Обед здесь погоду не исправляет, взятый с собой зонт осадки не отпугивает. Пришлось его достать и применить по прямому (а не магическому) назначению, хоть это и неспортивно. Мне уже не до спортивности было; больше занимал вопрос «какого я тут вообще делаю?!» Но в то же время я знал, что вечером буду очень доволен тем, как провёл день.
Обещанная парковая достопримечательность – так называемая Пещера вечной мерзлоты, она же Пещера летней мерзлоты (то есть всё-таки не вечной).
На самом деле это не пещера, а искусственная штольня, пробитая в 1950-е изучавшими странности микроклимата горы Развалки геологами. Летом (и только летом) из-под горы через трещины породы выходит холодный воздух. Из пещеры он тоже выходит, поскольку та пересекает трещины. Но я этого не заметил. Наверное, просто уже не лето, да мне и снаружи жарко вовсе не было, чтобы я почувствовал контраст.
Штольня довольно глубокая, но я далеко не ходил. Не люблю подземелья
Время уже было позднеобеденное. Может, я бы не пошёл в находящийся неподалёку (да-да, прямо в лесу) ресторан «Избушка лесника» и ограничился купленным утром хычином, но очень хотелось обсохнуть и согреться. Сугубо в целях последнего я лелеял надежду на глинтвейн, но увы. Когда я под ливнем до ресторации добрался, в глинтвейне мне отказали. И вообще крайне недоволен я остался обслуживанием. Даже не стал снимать интерьер (а он весьма симпатичный, в стиле названия). И ругательски обругал их на «Яндексе» – вот настолько их негостеприимство поразило меня в самое сердце :). Администрация, кстати, ответила: мол, обслужили Вас правильно, и вообще это были не Вы и не у нас.
Короче говоря, обед моего настроения не улучшил. Но хотя бы дождь надо мной сжалился – видимо, приняв во внимание, сколько мне пришлось отстегнуть за трапезу. Дальнейшую программу я урезал до прогулки в сторону вокзала, в стороны особенно не отклоняясь. До электрички осталось всего 2,5 часа, а погода исключает не то что нормальную съёмку, но и любование невооружённым глазом. Короче говоря, фотоаппарат убрал в рюкзак: чего ему зря мокнуть.
Камень с циферками означает, что я вышел на терренкур. Этим умным словом обозначаются маршруты, по которым гуляют в целях оздоровления. Предполагается, что на курорте ты где и как попало променад совершать не должо́н. Нужно пойти к доктору, и он на тебя внимательным взором посмотрит, стетоскопом потыкает, головой покачает, языком поцокает, memento mori как бы в задумчивости пробормочет, а потом скажет, по какому терренкуру (с учётом его длины и рельефа) тебе гулять. Они для этого в парке все пронумерованы.
У живописных камней не удержался и фотоаппарат снова достал.
«Фишка» железноводского парка – указатели в виде деревянных истуканов. Местные почему-то прозвали их «дедами». Хотя первый дед, который мне встретился, на деда походил бы только в случае, если вашего папу звали Симбой.
Антуражно очень. Туман – он ведь, когда через него что-то видно, способен здорово оживописить кадр.
В смысле, не номер у него дробный, а оздоровительные маршруты №2 и №3 в этом месте совпадают. Следующий «дед» оказался более антропоморфным, но решительно неснимабельным: слишком темно.
И здесь уже цивилизация в полный рост. Не только идол деревянный в наличии, но также туалет и прокатные самокаты. И плитка тротуарная; без неё цивилизация не считается, это каждый москвич знает. Тотемы, кстати, в парке есть не только деревянные.
В Железногорске более 20 источников минеральной воды, из которых наиболее известны два: Смирновский (в честь исследовавшего его председателя Русского бальнеологического общества доктора С. А. Смирнова) и Славяновский (в честь горного инженера С. С. Славянова, пробурившего первую скважину к этому источнику).
Питьевая галерея Смирновского источника (1930)
Да, опять дождь, поэтому вся картинка в пятнах. Народу у бюветов в парке много – видимо, как раз самое питьё перед ужином. Смирновский источник слегка отдаёт сероводородом, который естественным образом выделяется из кислых сульфатных растворов, особенно подогретых. Но железа я в нём не почувствовал. Славяновский по вкусу отличается несильно, но он слабощелочной и, видимо, поэтому так не воняет. Посмотрел позже данные по минерализации – в самом деле, содержание железа в обоих случаях измеряется небольшими миллиграммами на литр. Хотя Железная гора получила своё название из-за ржавчины в местах выхода минеральных вод, железистыми они в бальнеологическом смысле не являются. По крайней мере, до «Полюстрова» (в бутылках с ней, помнится, всегда был осадок доокислившегося железа) им в этом плане далеко.
От Смирновского источника напрашивается спуститься по самой длинной в России (460 метров) каскадной лестнице к живописному и благоустроенному озеру. В хорошую погоду там вроде бы отменно гуляется, но сегодня на это уже и времени не было, и смысла никакого. Сегодня мне в противоположную сторону – к вокзалу. Вскоре вдобавок к возобновившемуся дождю ещё и туман сгустился до сопоставимой с Тиролем и Лихтенштейном густоты (приврал несильно).
Проекты двух похожих галерей (вторая находится в Пятигорске), предназначенных для околокультурной курортной движухи, были вдохновлены металлокаркасными павильонами Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем, о которой я не так давно упоминал, и разработаны варшавским архитектором С. Шиллером. Тёплый свет внутри удачно контрастирует с сумерками и хмарью снаружи, картинка получается очень атмосферная. Что-то есть в этом напоминающее «туманный Альбион» из масленниковских телефильмов о Шерлоке Холмсе.
Жанровая скульптура «Знаки зодиака» (2000)
Выполненный из гранитного монолита центральный барабан с не очень одетыми тётеньками (вроде бы нимфами) вращается. Просто в одиночку растолкать трёхтонную махину способен не каждый. Я даже не пытался: барабан мокрый (впрочем, не только он). Но если провернуть получится, то администрация города-курорта гарантирует исполнение загаданного желания. Поэтому скульптура в широких туристических массах ещё известна как «Яйцо желаний».
На этом всё на сегодня. Посидел немного на вокзале в ожидании обратной электрички. Получается, что, прошлявшись по всяким странным местам, самого Железноводска я толком не увидел. В моих воспоминаниях он остался городом скверной погоды и дрянного кабака. Хотя понимаю, что он в этом не виноват; просто неудачное стечение обстоятельств. Не знаю, занесёт ли меня сюда ещё раз. Поживём – увидим.
< Курортный парк | Кисловодск > |