История Курортного (Лечебного) парка началась в 1847 году, когда заведовавший минеральными водами наместник на Кавказе князь М. С. Воронцов распорядился засаживать привозимыми из питомников деревьями окрестности минеральных источников. Какой-то даты официального открытия или достижения необходимой степени готовности у парка нет. Он просто рос вверх и вширь, благоустраивался и обзаводился всем необходимым для полноценного отдыха. И лечения.
Водные процедуры
Раз уж парк Лечебный, резонно с этого и начать. Старейшее сохранившееся его (и всех Ессентуков) сооружение старше самого парка (и Ессентуков). Это бювет на месте источника, которому А. П. Нелюбин присвоил номер 17. Он поставлен ещё в 1823 году, то есть ему в обед следующем году 200 лет.
Вода в бювете шла самотёком, а такие выходы со временем забиваются, иссякают. Поэтому работающих открытых бюветов в Ессентуках нынче нет. Популярные питьевые номера (17 и 4) поступают из пробуренных до твёрдых пород скважин, которые обеспечивают устойчивый большой дебет – хватает для использования на месте и розлива в бутылки. Однако и скважины не вечны, время от времени их нужно бурить заново.
Набрать воды №17 нынче можно рядом – в питьевой галерее, перестроенной из прогулочной галереи примерно 1850-х (мне попадались разные даты) годов постройки.
Кстати, тоже федеральный памятник. Так что, заходя, не забываем вытирать ноги. Уважайте труд уборщиц!
Будучи британцем по рождению, Самуил Иванович Уптон почти всю жизнь прожил в России, где дослужился до штатного архитектора КМВ и академика Императорской Академии художеств. Его отец, инженер Джон Уптон, в 1820-е бежал от судебного преследования на родине и – ирония судьбы – занимался обустройством базы Черноморского флота в Севастополе.
Нынешний дизайн – результат реконструкции 1950-х годов. Тогда появился цветной стеклянный потолок. И большой раздаточный бювет под ним, чтобы наполнить свои бюветницы могло сразу большое число отдыхающих. Я-то в галерее ни разу больше 3 человек не видел. Поскольку, во-первых, низкий сезон. Во‑вторых, заглядывал сюда я сравнительно ранним утром. Галерея работает с 7 до 19 без выходных, но имеет, как я прежде упоминал, два 2-часовых перерыва. А вообще, судя по вывешенным «к сведению лечащихся» правилам, бывало и так, что такого количества краников на всех желающих не хватало.
Интересно, инвалиды какой именно Отечественной войны имеются в виду. Когда это повесили, наверное, уточнение не требовалось. А нынче с тем же примерно успехом может быть и 1812 год.
Всяких строгих регламентирующих надписей в галерее вообще много. Таков не изменившийся за десятилетия советский стиль общения с потребителем. Хоть приходи и снимай кино на исторический сюжет: в наличии не только аутентичный антураж, но и достоверные исполнители ролей «обслуживающего персонала». Им даже входить в образ не придётся.
Воду в бутылки (чтобы взять с собой), конечно же, всё равно втихаря набирают несмотря на запрет. Ещё, если легальной тары с собой не случилось, в галереях можно купить одноразовые стаканы. Но они бывают не всегда. Да и пить горячую минералку из пластикового стаканчика несподручно. Впрочем, в таком виде её из чего угодно пить удовольствие так себе. Даже просто тёплой – гадость редкостная. Но вроде бы в лечебных целях именно так и нужно. «Ессентуки №17» – вода с высокой минерализацией (10-14 г/л). Её вообще не пить нужно, а принимать по назначению врача, какового у меня и близко не было. Так что в неразбавленном виде я её только попробовал для получения незабываемых впечатлений, а потом разбавлял вполовину – получались примерно «Ессентуки №4». Просто лень было ходить до другой галереи, где наливают 4-й номер.
До переделки галереи (из прогулочной в питьевую) воду подавали в бювет, накрытый беседкой. Этого хватало: курорт тогда был чисто летним и по современным меркам малопосещаемым.
Это вторая версия беседки, установленная в 1873 году взамен деревянной. Чугунное каслинское литьё. Рядом – ещё одно занятное сооружение.
Никогда в жизни не догадался бы, что это такое. Выглядит как место заключения для кого-то ведущего водный (точнее, минераловодный) образ жизни. Но таблички мне всё рассказали. Это деферрирующий бассейн – отстойник, где вода избавлялась от избыточного углекислого газа и железных примесей. Не знаю, были ли последние естественного происхождения или возникали из-за разъедания стальных труб. Нержавейку, способную сопротивляться химически довольно агрессивным «Ессентукам №17», в 1907 году (когда бассейн построен) в промышленных масштабах её не производили.
В 1900-1901 годах по модной тогда технологии на металлокаркасе к питьевой галерее пристроили Театр-парк.
Театр-парк оставался главной театрально-концертной площадкой Ессентуков до открытия поблизости в 1981 году зала имени Шаляпина. Позднее здание реконструировали, и теперь здесь гостиница и кафе. Но и небольшая сцена осталась – для камерных мероприятий.
Сегодня все знают, что минеральную воду полезно пить (по крайней мере, при наличии медицинских показаний). Но её исторически первым (и до сих пор практикуемым на курортах) применением было купание. Для этой цели в конце XIX века в парке построили аж два павильона.
Нижние ванны (1895) я застал на ремонте
А Верхние/Николаевские (1898, арх. Н. В. Дмитриев, Б. К. Правздник)
уже отремонтировали
И это последний в парке объект культурного наследия федерального значения. Ванны действующие; разнообразные бальнеологические процедуры здесь проводят по сей день. Только грязи в 1915 году перенесли в специально построенное здание. Но приличествующей популярному заведению движухи я возле него ни разу не видел. Может, актуальный вход с какой-то другой стороны.
Как я уже упоминал, в открытые бюветы вода больше не подаётся, только в закрытые питьевые галереи (их всего 4 на весь город). Но бюветов этих в своё время было настроено немало.
Это, значит, они наших римских путтей купидонами обозвали? Ну-ну…
Памятник всего лишь регионального значения, но всё равно не будка трансформаторная. И что мы видим? Опять мерзость запустения. Нехорошо-с.
Ротонда в верхней части парка неподалёку от галереи 17-го номера, оказывается, тоже из «этих».
«Коренной струёй» назвали пробуренную в 1912 году скважину, давшую впечатляющий поток источника №17. Возле неё установили бювет, а над ним возвели ротонду. Коренная струя истощилась уже в 1928 году, и моноптерос остался просто парковой беседкой. Как и другая беседка поблизости, именуемая Музыкальной. Её построили раньше, ещё в 1879 году для выступлений музыкантов, но есть нюанс.
Это я со стороны питьевой галереи снимал, и здесь видно, что под беседкой находится грот (1877?) – это опять-таки бывший бювет. Источника №18, иссякшего в 1908 году. Расположение Музыкальной беседки на возвышении, видимо, должно было способствовать хорошему распространению звука для услаждения слуха тусующейся возле галереи публики. Прерванную в 1912 году музыкальную традицию Курортного парка, как пишут, пытаются восстанавливать. Но, надо думать, не в октябре.
Механотерапия
Водой на КМВ, прямо скажем, никого не удивишь. Лечебные грязи с озера Тамбукан тоже привозят на все курорты. Чем Ессентуки в плане оздоровительных возможностей уникальны, это Цандеровским институтом механотерапии.
Кирпично-фахверковое здание 1902 года постройки отреставрировано в начале этого века. В одном источнике видел утверждение, что этой купленный в 1898 году в Нижнем выставочный павильон (надо полагать, оставшийся после Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года). Однако эти сведения вызывают у меня понятные сомнения. Оправданны ли разборка, дальняя перевозка (даже если везти только каркас) и новая сборка с учётом сравнительной дешевизны конструкции? Едва ли. Кроме того, есть «альтернативная» версия, выглядящая куда более правдоподобной: институт построен по проекту штатного архитектора КМВ И. И. Зелинского, автора фахверковой же Новоказённой гостиницы.
Памятник всего лишь региональный, но лично я бы и федерального статуса не пожалел. Красиво же!
Механотерапия – возникшее в XIX веке направление в реабилитологии, предполагающее активизацию мышц с использованием различных аппаратов. Причём это не только тренажёры в современном понимании этого слова, но и моторизованные устройства вроде массажёров.
На станине этого массажёра можно рассмотреть надпись «G. ZANDER». Густав Цандер – шведский физиотерапевт и один из двух известных в конце XIX века конструкторов аппаратов для механотерапии. То есть с нашим Цандером, о котором я, естественно, сразу же подумал, они не родственники. Но тот с КМВ тоже связан: он умер от тифа в Кисловодске в 1933 году.
«Институт» с аппаратами Цандера в Ессентуках не был первым в России, но на КМВ он первый и единственный. И единственный в России поныне действующий на цандеровских механизмах, которым давно исполнилось по 100 лет. Они все работают от проходящего под полом общего привода, как станки на фабрике того времени. Иначе никак: в начале XX века не было дешёвых компактных электродвигателей, да и электроснабжение на КМВ появляется только в 1903 году.
Пишут, что всего аппаратов было 93. Тут опять вопрос: где они все помещались, если сейчас аппаратов 54, и они занимают почти всё доступное место? 52 из них – оригинальные цандеровские, и ещё 2 сконструировал много лет проработавший здесь механиком Е. М. Жерноклеев. Ему же дважды принадлежит заслуга спасения оборудования: во время гражданской войны и при немецкой оккупации КМВ в 1942 году.
Разовое занятие на тренажёрах стоит очень недорого, если сравнивать с ценами на посещение фитнес-зала или какого-нибудь центра доктора Трефновского – 260 рублей. Просто поглазеть и того дешевле. За этим большинство отдыхающих (включая вашего покорного слугу) сюда и приходит. Особой популярностью в плане съёмки пользуются два тренажёра c имитацией верховой езды.
На них Людмила Гурченко рассказывает Александру Михайлову о пришельцах в одной из сцен фильма «Любовь и голуби». Я этого заранее не знал (фильм мне не нравится, и я его никогда целиком не смотрел) и повёлся сугубо на фотогеничность.
Бросаются в глаза изменения в интерьере, произошедшие с 1984 года. Зеркала, пожалуй, правильно, что убрали. И кожаную обивку сёдел поменяли. Скорее всего, не раз: если на них трястись, как это показано в фильме (поэтому и герои нечёткие на стоп-кадре), изнашиваться она должна быстро. И в фильме не видно, были ли тогда на стенах духоподъёмные цитаты из классиков марксизма-ленинизма медицины. На вид они ещё советские.
Насколько я понимаю, это М. П. Кончаловский –
дядя Натальи Кончаловской, супруги Сергея Михалкова
Железяки разглядывать всё же интереснее.
Два тренажёра на антресоли главного зала не используются и стоят только в качестве музейных экспонатов.
Гребной имитатор, по всей видимости
Ушастики и пушистики
Главная птица КМВ – несомненно, орёл. Он тут повсюду. В одном только Курортном парке 2 штуки. Причём орёл должен непременно терзать змею, будто у них обоих без того мало проблем в жизни.
Внизу в «плачущем» гротике (вода внутри него каплями сочится через стенки) что-то похожее на другую птицу – Сирин.
Честно, я сам без подсказок правильно догадался, кто это такое. Похоже ведь, правда?
Про эту лестницу с орлом и гротом информации никакой не найти, потому что в поисковом запросе и всевозможных списках ессентукских достопримечательностей прочно обосновалось другая иллюстрация пищевой цепи – возле питьевой галереи источника №4.
Пишут, что это работа скульптора Л. К. Шодкого 1903 года, что не совсем верно. Его скульптура действительно на этом месте с указанного года стояла. Собственно, Шодкий и был зачинателем «оборления» КМВ. Созданные им скульптуры не воплотили уже имеющийся символ, а создали его, породив прочную ассоциативную связь змеетерзания с этим местом. И уже потом появилась растиражированная легенда про орла: злая гадюка кусила его ©, но он упал в минеральный источник, незамедлительно исцелился, а потом выследил, поймал и растерзал обидчицу. Или не её, а ужика обидел: ему, скорее всего, без разницы.
Однако работа Шодкого была выполнена из бетона. Бетон – материал где-то прочный, но в то же время и хрупкий. Многое зависит от размера и формы (компактности) изделия. Для памятника пальчиковой батарейке в масштабе 100:1 бетон подходит идеально. А для орла с распростёртыми крыльями – не очень. Когда парковой администрации надоело бороться с последствиями работы стихии и вандалов, в 1973 году орла отлили из бронзы. Насколько он похож на первоначального, облик которого после многочисленных реставраций был утрачен – вопрос. Но я так подозреваю, что скульптура изначально была не микеланджеловского уровня, так что вопрос этот для судеб мироздания несущественный. Просто отметим, что скульптура 1973 года, а не 1903-го.
Меня ещё цвет смутил. Оказывается, бывают бронзы (это ведь довольно широкое понятие) такого красивого бордово-красного оттенка.
Судя по всему, та же история случилась с другой работой Шодкого, ныне известной как «Мужичок с кувшином», а ранее имевшей другие названия. Изображает она, судя по включающему лапти и онучи одеянию, не отдыхающего, а местного жителя.
Видите, металл такой же (только забраться туда труднее, поэтому трут меньше)? А на старых снимках скульптура серая.
Принято шутить на тему того, что вовсе не минералку он тут кушает: узкогорлый кувшин в самом деле больше ассоциируется с другими напитками. Однако на дореволюционной открытке, как видите, на кувшине начертано не «777», а «№4», дабы посрамить неверующих в исконную трезвенность русского народа.
Забронзовела не вся парковая скульптура. Остались и дешёвые отливки то ли из бетона, то ли из гипса (под краской не отличу, а поковырять не догадался).
Из чего сделаны львы, укращающие лестницу напротив питьевой галерей источника №4, совсем не знаю. Но не одними же орлами, как говорится.
Выше по лестнице ещё один «плачущий» грот виднеется, кстати. А что дорожка под лестницей в несколько упадочном состоянии, так это я вообще застал главную парковую аллею, ведущую от Театральной площади на восток, в процессе ремонта. Когда ещё-то этим заниматься, как не в низкий сезон, но пока тепло.
А в других местах всё очень цивильно. Дизайнерские лавочки мне понравились и, особенно, укрытые от осадков урны, которых очень много.
Однако самое интересное в парке, при всех рукотворных красотах – природа.
Дырки в коре – скорее всего, работа дятла. Живьём я, правда, ни одного не видел и не слышал. Наверное, их здесь не так много, как когда-то в Елабуге. А других птиц поснимать удалось.
Внешне похожий на обычного сизаря, он в полтора раза его больше. Пишут, что ареал вяхиря в европейской России простирается на север аж до Карелии. Но почему-то я его никогда не встречал. Скорее всего, потому что живёт он исключительно в лесах. И, в отличие от своего городского родственника, близко не подпускает. И на пару метров не подойти. Только дальнобой и выручил.
Тоже птица вовсе не редкая в природе, но для города (во всяком случае, в Средней полосе) необычная. Однако Ессентуки – место особое. Здесь и за пределами парка можно сойку застать.
Ещё много в парке было синиц. Они возле кормушек крутятся, но и с руки корм тоже берут охотно. И тут же улетают. Пытался второй рукой процесс кормления запечатлеть, но ничего у меня не вышло, всё смазалось.
Самые симпатичные птички (они же – рыбки) парка – конечно, белки. Эти людей вообще не боятся. И чëтко знают, что протянутая к ним ладонь – это корм. Подбегают без малейшего стеснения.
Надо понимать, что белки в Курортном парке малость закормленные, так что сами потенциального обладателя орешков искать не станут. Если вы окажетесь в зоне прямой видимости, тогда да, всё получится. Протягиваешь ладонь – белочка прибегает. Это очень приятное ощущение, когда зверёк обхватывает тебя за палец когтистыми лапками, приподнимаясь, чтобы посмотреть, что ты принёс. На «ура» шли кедровые – съедались без остатка. Жаль, что я взял их не в скорлупе (поскольку брал для себя). Фундук вызывал несколько меньший интерес. А грецкие орехи целиком (купил уже на месте в «Пятёрочке») белки чаще не приговаривают на месте, а несут ныкать на чёрный день.
По факту, с учётом количества отдыхающих здешним белкам не грозит не то что чёрный, но и даже слегка сероватый день. Так что нычки часто остаются не востребованы, забываются (память – вообще не самая сильная сторона этих грызунов) и бывает, что прорастают. Где-то видел утверждение, что грецкий орех (как дерево) в парке специально не высаживали. Завёлся он именно таким образом.
Есть в парке и котики (точно видел больше одного).
Они с орнитологическими наклонностями: любят наблюдать за птичками. Чисто из научного интереса, даже не спортивного: мелкую птичку ещё поди достань, а голубь – добыча непростая. Голод их тоже вряд ли донимает. Выглядят здоровыми и нормально упитанными, помяукать и позаглядывать в глаза не подходят. Хотя душевно размякшего отдыхающего пушистой милоте не составит труда и на котлетку развести, не только на орешки.
< Ессентуки | Железноводск > |