Вертолётка
Так чего же ради я с такими приключениями добирался до гостиницы вместо того, чтобы устроиться на ночлег поближе к центру? Среди достопримечательностей Самары числится смотровая площадка, известная под названием «Вертолётка». Она находится в посёлке Управленческом – на северной периферии вытянутой вдоль Волги Самары. Чтобы начать день именно там, пришлось остановиться неподалёку.
В 5:15 по местному времени (4:15 по Москве) я в соответствии с планом вышел из гостиницы. Самарская область – один из всего 5 российских регионов, живущих по времени часового пояса UTC+4 (МСК+1). Когда-то таких было значительно больше (в том числе и родная Кировская область), но большинство из них в постсоветский период перешло на московское время. С одной стороны, Самаре вроде бы странно жить «по Москве»: она на 12 с небольшим градусов восточнее Москвы, а это почти ширина часового пояса (15°). С другой – сейчас средний солнечный полдень здесь наступает в 12:39. По московскому времени это 11:39. Получается, что московское поясное время ближе к «истинному» (то есть местному солнечному) времени, чем самарское поясное. Ведь «московское» время (UTC+3) – это время 45-го меридиана восточной долготы, на котором расположены Пенза и Камышин, а вовсе не значительно более западная Москва.
Однако если принять во внимание наш реальный распорядок дня, солнечный полдень около часа дня куда удобнее. Взять тот же Киров: там сегодня солнце взойдёт в 4:42, когда все ещё спят и видят ещё даже не последний сон. А в 7 вечера – многие только с работы возвращаются – будут уже сумерки. Куда такое годится?! Так что я понимаю самарцев, отстоявших «своё» время. Это было именно народное движение (да, такое раньше случалось), в итоге добившееся возвращения «самарского» поясного времени после того, как область долго жила «по Москве».
Как бы то ни было, хорошо выспавшимся меня было сложно назвать. Утренняя прохлада бодрила, но зябко из-за полного штиля не было. Идти до «Вертолётки» минут 25. Скорее, недалеко, чем близко. Ближе расположенная гостиница есть. Более того, она сама на берегу, так что и ходить специально никуда не нужно. Но это одно из самых дорогих размещений в городе, предназначенное для полузагородного отдыха сливок общества. Цена за ночь соответствующая – от 10000 рублей. Я же за чуть-чуть поспать заплатил 1800. Пожалуй, разница стоила небольшой прогулки.
Людей за всю дорогу видел у маленького круглосуточного магазинчика (оказывается, есть ещё такие) да потом пара человек встретилась. Выходной-с.
Выглядит цивильно. Благоустройство бывшей вертолётной площадки авиадвигательного предприятия проведено в 2021 году. В кафешке (справа на снимке) ценник по московским меркам очень божеский, да и по местным, похоже, тоже. Порция волжского судака или сома с салатом – 370 рублей.
Место, насколько я выяснил, популярно не только у жителей ближних окрестностей. Конечно, не в шестом часу утра оно популярно, но и на рассвете я там был не один. Также присутствовали: юная пара (они, скорее, ещё не ложились, чем раньше меня встали), неприятный запах явно промышленного происхождения и туманчик. Последнее ранним утром у реки вполне ожидаемо. И множество сорок. Птица эта в наших краях не особенно редкая, но едва ли я прежде видел их столько в одном месте.
Молодежь, впрочем, быстро слиняла. То ли спать, то ли что там ещё у них по плану.
Розовое на противоположном берегу – не заря. Я смотрел с восточного берега на западный, то есть солнце выкарабкивалось из-за горизонта позади меня. Если бы вдруг повезло с метеоусловиями (на что в сентябре рассчитывать сложно), я бы получил первосортный рассвет с вызолоченными багрянцем жигулёвскими утёсами. Закат, наверное, тоже неплох при чистом небе. Но для заката пришлось бы вчера похерить Жигулёвск, на что я пойти не был готов. Итого осталось только наслаждаться масштабом зрелища (смотровая на высоте 120 метров над Волгой) и смутными очертаниями в тумане.
Городская застройка вдалеке – это собственно Самара. Посёлок Управленческий, формально входя в городской округ, фактически находится от неё «за лесами, за горами» (и это не метафора). До площади Куйбышева, которую можно считать современным центром города, отсюда по прямой около 18 километров.
Рады здесь не только романтически настроенным парочкам и подвинутым на видах туристам. Семьи тоже входят в целевую аудиторию. Для детей предусмотрена игровая площадка, чтобы им было чем заняться, пока взрослые чиллят с пивасом.
Особенно меня впечатлили правила пользования. Всегда умиляют такие документы. Текст из ледяного городка в Хантах, например, порой чуть не со слезой перечитываю.
Кроме шуток, я бы в детстве воспринял это на полном серьёзе. И очень удивился бы, почему после 12 лет в гамаке лежать нельзя.
Тем временем солнце позади меня выставилось из-за деревьев, и я решил двигаться дальше. На автобус и в город.
Эта дорога ведёт к тому самому дорогущему гостиничному комплексу Sky Village. По состоянию полотна и не подумаешь на что-то понторезное. Максимум, колхозный коровник там (вот трактористы в приподнятом настроении дорогу-то и укатали).
На 50-й автобус я всё же не успел: он ушёл на 6 минут раньше обозначенного в «Яндексе» расписания. Отслеживал на ходу его трекинг по карте, торопился, но сделать ничего не мог. Следующего ждать слишком долго, такси дорогое, так что пришлось поехать на другом маршруте. Что мою прогулку удлинило, и это в итоге оказалось вообще некстати.
Набережная
Зато увидел то, чего в моём плане не было.
Небольшое серое пирамидальное здание за ракетой – музей «Самара космическая». Он открыт в 2001 году и конструктивно составляет с ракетой единое целое. Все ракеты-носители семейства Р-7 (а это почти вся советская и российская космонавтика) изготовлены в Самаре на заводе «Прогресс». А специально я сюда не стремился, поскольку ничего существенно нового для меня в этой ракете нет. Более раннюю версию Р-7 («Восток») я внимательно осмотрел в Калуге, да и в Москве на ВДНХ аналогичный макет с незапамятных времён стоит.
Рельсы в кадре намекают на трамвай. Собственно, и едущий по ним трамвай поодаль тоже на себя намекает. Он в моём рассказе всё равно так или иначе появится – почему бы не сейчас.
Самарский трамвай ведёт свою история с 1915 года. Возраст солидный, хоть и не рекордный. Чувствует он себя сравнительно благополучно: для миллионного города с единственной небольшой линией метро трамвай – то, что доктор прописал. Сеть охватывает более-менее весь город, не доходя только до неплотно населённых периферийных районов. 3 депо, 25 маршрутов (некоторые из них работают только по будням или только по выходным) – вроде бы солидно. Почти 43% городских пассажирских перевозок (против 7% у трамвая в Казани и 8,4% у Самарского метрополитена) – впечатляюще.
Кстати о населении. Про двухмиллионную агломерацию я уже упоминал, а собственно в Самаре сейчас живёт 1,173 миллиона человек. В последнее десятилетие численность довольно стабильна. На пике в 1987 году было несколько больше – 1,28 миллиона. За миллион население перевалило ещё в конце 1960-х, так что Самара – хронологически один из первых «миллионников» России. Сейчас, впрочем, только 9-е место.
Позавтракав в пекарне на углу Ново-Садовой и бульвара Челюскинцев, я вернулся на намеченный маршрут. Для начала зашёл в один двор на бульваре. Тамошняя подворотня считается достопримечательностью: и на картах «Яндекса» отмечена, и в рассказах коллег попадается.
Судя по надписи, подобный мурал в городе не единственный. Мне упоминания о других не попадались, а в инсту я не ходок. В смысле, ничего против него не имею, но никогда не имел достаточной причины возиться с установкой приложения. А теперь его ещё и надо настраивать для работы через VPN.
Напротив подворотни на бульваре можно потереть дар родному городу от одной доброй самаритянки самарчанки. И загадать желание. Во всяком случае, именно это предлагает сделать табличка.
На заднем плане уже и Волга показалась. Бульвар выходит на Лесную улицу, которая, переходя в Волжский проспект, вместе с ним выполняет роль автомобильной набережной. Между ней и рекой располагается парковая набережная зона.
Согласен, ракурс не ахти. Лучше всего она должна смотреться с реки. С нижнего яруса набережной – вряд ли: слишком вверх. Да и не спуститься туда. Заграждения видите? Сегодня вся ближняя к реке часть города – сплошные перекрытия из-за триатлонных соревнований IRONSTAR. Или полутриатлонных. В смысле, не полторы дисциплины в программе, а дистанции уполовинены по сравнению с классикой Ironman. На пешеходной набережной бегали 21,1 км, часть улиц и автомобильную набережную закрыли от транспорта для велосипеда (90 км), и на кораблике участников возили куда-то плавать 1,93 км. Как по мне, даже половина – это очень сурово. И грех мне жаловаться на свои сегодняшние примерно 25 км пешком.
Установили «Ладью» к 400-летию города. И это значит, что настала пора пары слов об его истории. После покорения Казани Русское царство вступает в непосредственное соприкосновение с ещё одним обломком Золотой Орды – Ногайской Ордой, занимающей земли между Нижней Волгой и Аралом. К счастью для Москвы, от понесённого в 1546 году тяжёлого поражения от Крымского ханства Орда уже не оправится. Раздираемая внутренними противоречиями, до 1630-х годов она худо-бедно продержится и уйдёт в небытие не столько от русских, сколько от калмыцких рук. Это сейчас буддисты калмыки – народ немногочисленный и мирный. А в XVII веке они, недавно мигрировавшие в прикаспийские степи из Центральной Азии, прикурить давали даже тем, кто на аккумулятор не жаловался. С Россией, впрочем, у них отношения складывались почти с самого начала хорошо.
Самарский городок как форпост на границе формально вассальной, но по факту очень беспокойной Ногайской Орды основан по указу царя Фёдора Ивановича князем Г. О. Засекиным в 1586 году. С 1688 года считается городом, но оборонительные сооружения сохраняются до первой половины XVIII века. После губернской реформы Петра I Самара некоторое время кочует между Казанской, Астраханской и Симбирской губерниями. Надолго нигде не задерживается: характер неуживчивый, наверное, или амбиции чрезмерные. В конце концов Николай I учреждает в 1851 году Самарскую губернию, и Самара начинает стремительно развиваться и богатеть на хлебной торговле. Чему очень способствуют благоприятные для высоких урожаев климатические условия лесостепной зоны и наличие волжского водного пути. Но всё же пока что Самара продолжает оставаться в тени другого нижневолжского центра – Саратова (видимо, во второй половине XIX века тот уже не такая деревня и глушь, как во времена Грибоедова).
Про первую четверть XX века я пару слов ещё скажу, а пока что перескочим в 25 января 1935 года, когда скоропостижно умирает член политбюро ЦК ВКП(б) В. В. Куйбышев. Самара оказалась подходящим городом для увековечения его памяти, поскольку Куйбышев руководил губернией в 1917-1919 годах. До 1991 года город становится Куйбышевым. Этот топоним сохранился в названии Куйбышевского водохранилища. Важнейшую в истории советского города роль сыграл выбор его в качестве резервной столицы во время Великой Отечественной войны. Сюда в 1941 году эвакуируются Верховный Совет и часть правительства, дипломатические представительства, заводы, редакция Всесоюзного радио, крупные учреждения культуры. Рассказывают иногда, что и мумию Ленина вывозили в Куйбышев, но это неверно (на самом деле, в Тюмень). А построенный для Сталина (но не обжитый им) 37-метровой глубины бункер ныне можно посетить. Наверное, страсть к бункерам у диктаторов в крови.
Война вообще здорово способствовала развитию востока Европейской части России. Я и по Кирову это помню. Скажем, Большой театр в Москву из Куйбышева в 1943 году вернулся. Но культурный след от его 22‑месячного пребывания в городе остался. А промышленные предприятия, наладив работу на новом месте, часто и вовсе не закрывались. Зачем? Местные кадры уже подготовлены, а станки можно и из Германии привезти. Согласно переписи 1959 года, население Куйбышева удваивается по сравнению с довоенным, он выходит на 5-е место в РСФСР (после Нижнего и Новосибирска), становясь также крупнейшим городом Юга России. То есть умылись не только саратовцы, но и ничего против Самары не имевшие ростовчане. Строительство ВАЗа Куйбышев несколько притормозило из-за оттока рабочей силы в соседний Тольятти. Но в целом область, очевидно, выиграла от появления нового промышленного центра. Специализацией самой Самары становится авиакосмическая отрасль.
Так про космос. В Софийском соборе неподалёку от «Ладьи» я основательно залип на симпатичные росписи. В том числе в них обнаружилось нечто для меня неожиданное.
Да, ни больше ни меньше. Там молятся на космос. То ли мне прежде не попадались иллюстрации сошествия Святого Духа, то ли я их недостаточно внимательно рассматривал. Надпись «КОСМОС» возле фигуры царя – обычная часть этого иконографического образа. Слово это церковью понимается в его исходном греческом значении – «подчинённый определённому порядку мир» (противопоставленный хаосу). Но вряд ли об этом знают все посетители собора (как минимум, я не знал :)). Нахождение в 800 метрах от него космической ракеты наводит на совсем другие мысли. Где ещё молиться на космос, как не в Самаре?
Благоустроенная волжская набережная в Самаре общей длиной около 3,5 километров (что совсем немного для большого города) строилась в 4 очереди начиная с 1939 года. Софийский собор стоит в дальнем (северо-восточном) конце участка 4-й очереди, открытого в 1986 году (вместе с «Ладьёй») и реконструированного в 2018-м. Это самая новая часть набережной и, пожалуй, самая интересная. Но спуститься на неё с Лесной улицы мне не удалось. Там не только заграждения были, но и бдительная охрана. За 4-й очередью, если двигаться по течению, то есть на юго-запад, уже частично подвергнутая редевелопменту территория завода «Кинап». Сама по себе она мне интересной не показалась, но внимание привлёк ресторан «Скрябин» в бывшем пассажирском дебаркадере. Дебаркадеры несамоходны, так что архитектурный намёк на супер-мега-сайз гребное колесо – не более чем фантазия дизайнера.
У знакомого с советской классикой человека название ресторана на воде должно вызвать совершенно определённые ассоциации. Интерьер (сам не заходил, посмотрел чужие обзоры) декорирован именно в ильфопетровской нэпманской стилистике. Однако пишут, что этим список достоинств заведения исчерпывается. Если нужно перекусить, то предпочтительнее расположенная дальше 2-я очередь набережной. Она как раз «специализируется» на едальнях – от уличных киосков до монументальных ресторанов.
Кстати, в Самаре (как и в Тольятти) встречается не только шаурма (чаще), но и шаверма. Интересно, откуда такой гастродиалектологический плюрализм.
А в плане чего-то красивого поснимать вторая очередь набережной как раз «не очень». Разве что птички.
Хорошо получаются крупные планы, хотя вовсе не стараюсь. А всё объектив, который должен был быть универсальным, но оказался отпетым портретником. И чего я его до сих пор не поменял? У меня-то основной объект съёмки – пейзаж.
Дальше набережная прерывается раскинувшейся на берегу почти километровой промзоной. Затем начинается первая очередь, она же Старая набережная. Её начали благоустраивать ещё до войны, но смотреть и там особо не на что. Вот разве пляж.
Заканчивается набережная третьей очередью, тянущейся до речного вокзала. Я на него посмотрел, но красивых снимков не получилось. Немного ближе – площадь в створе Ленинградской улицы с фонтаном «Парус».
Здесь же 3D-композиция по мотивам картины Репина «Бурлаки на Волге», которую я поставил на главную страничку этой поездки. Эту работу местного скульптора Николая Куклева установили в 2014 году.
Куйбышев
Берег в центре Самары не особенно крутой, но за пологой набережной всё же начинается заметный подъём. Особенно в южной части второй очереди он выделяется.
Монумент Славы, открытый в 1971 году к некруглой годовщине Октябрьской революции, прославляет (извините за тавтологию) труд куйбышевских авиастроителей. Прежде всего во время войны: здесь выпускали штурмовик Ил-2, самый массовый боевой самолёт в истории авиации. Из 36 тысяч выпущенных его экземпляров более 25 тысяч собрали в Куйбышеве на двух эвакуированных заводах. Авиазавод №18, вернувшись после войны в Воронеж, оставил после себя предприятие, ныне известное как ОАО «Авиакор». На нём в своё время произведена львиная доля пассажирских лайнеров Ту-154. Поскольку некоторое время назад отечественное авиастроение надолго проследовало в указанном Ногайской Ордой направлении, сегодня завод производит только запчасти, а также занимается ремонтом и обслуживанием самолётов. Авиазавод №1 после войны в Москву уже не вернулся и позднее был перепрофилирован под производство ракет. Так родился Ракетно-космический центр «Прогресс».
Монумент Славы (авторский коллектив: П. И. Бондаренко, А. Б. Самсонов, О. С. Кирюхин) – один из двух наиболее узнаваемых архитектурных символов Самары наряду с «Ладьёй». Иногда его принимают за памятник Гагарину – вероятно, из-за стилевого сходства с монументом на площади Гагарина в Москве. Но крылья космонавту вроде бы ни к чему. И стоит самарский монумент куда козырнее на высоком волжском берегу. Прежде чем взбираться к нему по лестнице, я снял и убрал в рюкзак куртку. Солнце к половине десятого уже достаточно раскочегарилось.
На востоке тоже весело: там цирк.
Если присмотреться, то видно, что кровлю когда-то раскрасили в чёрно-белую клетку. Такой декор связан с присвоением в 2004 году цирку имени Олега Попова (1930-2016): его фирменным атрибутом была «шахматная» кепка. В годы моего детства Попов был невероятно популярен, но потом куда-то пропал. Не все знают, что он не прекратил выступать, а в 1991 году уехал в Германию и продолжал работать на манеже до самой смерти в 2016 году во время российских гастролей. То есть в 2004 году он был жив, и имя цирку, в котором он никогда не выступал, присвоили с его согласия.
Строилось здание для Куйбышевского обкома и облисполкома, а герб с орлом приделали позже.
В целом, застройка центра Самары – это суровый микс, где изба-стайл соседствует с неомодернизмом, а развалюхи – с претензиями на элитность.
Не то чтобы в других региональных центрах такого не было. Просто здесь этого неожиданно много. Например, в центральной части довольно бедного Кирова картина, как на снимке выше, была обычна лет 30-40 назад. Но сейчас не вдруг подобное найдёшь.
На заднем плане видно само высокое здание Самары – ЖК «Вилоновский» (2014). 121 метр. Самара высотнее Казани: зданий выше 100 метров в ней аж 6. Но не скажу, чтобы что-то ещё из неомодернистской архитектуры моё внимание привлекло. Может, просто не там ходил. В центре интереснее посмотреть на неплохо сохранившуюся застройку последней четверти XIX – начала XX века. Показывать буду примерно в том порядке, как шёл, но строго хронологического принципа придерживаться не буду.
Это не модерн, а постмодернистская стилизация, построенная в самом конце прошлого века (монолитная железобетонность фасада в глаза, пожалуй, бросается). Я бы сказал, стилизация весьма достойная. Однако возрождение традиций модерна, насколько я понимаю, не стало важным трендом и не привело к появлению чего-то нового в современной архитектуре.
Напротив обнаружилось ещё одно заслуживающее внимания здание, которого в моём плане не было.
То есть в начале XX века деревянное строительство в центре Самары ещё практиковалось. И если объект культурного наследия регионального значения дом Нуйчева (в нём ныне размещается технический лицей) недавно тщательно отреставрировали с восстановлением ранее утраченного декора, то деревянный домик разве что покрасили. Судя по коробкам кондиционеров на фасаде, он охранного статуса не имеет. И наружный спуск в подвал, которого в оригинале наверняка не было (проектировал-то один из лучших городских архитекторов того времени) тоже взор отнюдь не услаждает.
Свернув на Рабочую улицу, я вышел к театру оперы и балета. Проход мимо него на площадь Куйбышева оказался закрыт, так что пришлось обходить через сквер с памятником Д. Д. Шостаковичу. Там уже и рукава рубашки закатал. Мои давешние ожидания насчёт тепла вновь не оказались обмануты.
Памятник работы З. Церетели установлен в 2019 году
Только мне кажется, что очки несимметричные и перекошенные, словно на них присел Джоакино Россини? На ракурс это не спишешь, снимок строго фронтальный. Шостакович жил в Куйбышеве в эвакуации с 1941 по 1943 год. Здесь он дописал свою 7-ю («Ленинградскую») симфонию. Полгода назад имя Шостаковича присвоили Самарскому академическому театру оперы и балета, в котором 5 марта 1942 года (к 80-летию этого события подгадывали, что ли?) симфония была впервые исполнена. Сам театр основан в 1931 году, а с 1938-го занимает специально построенное здание на площади Куйбышева.
Про площадь пишут, что она занимает какие-то высокие места во всяческих рейтингах по размеру. На мой взгляд, всё это от лукавого, поскольку такое понятие как городская площадь чётко не определено. Можно и Терезин луг площадью назвать, а там 42 гектара. Площадь Куйбышева – да, большая. И сложно что-то к этому добавить – во всяком случае, положительное.
До 1935 года площадь называлась Коммунальной, а ранее – Соборной (в центре стоял законченный в 1894 году эклектичный с неовизантийским прибабахом собор Христа Спасителя) и даже Николаевской. Сейчас 17,4 га площади оформлены в виде 6 прямоугольников, разделённых на 2 ряда по 3 центральным проездом. 4 угловых прямоугольника заняты скверами, 1 – театром и ещё 1 (напротив театра) заасфальтирован. У театра в 1938 году установлен памятник Куйбышеву работы скульптора М. Г. Магизера. Всё как положено: Памятник Куйбышеву на площади Куйбышева в городе Куйбышеве Куйбышевской области. Куйбышев4.
На улице Шостаковича, идущей от площади в сторону Волги, возле гарнизонного дома офицеров в 2018 году открыли памятник гусарам 5-го Александрийского полка.
Про этот полк я много всякой ерунды прочитал. Вплоть до того, что в нём служил Михаил Булгаков. Что вполне достоверно, это что полк, сформированный в 1783 году, с 1910 по 1914 годы дислоцировался в Самаре и отсюда отправился на фронт I мировой. Более ничего его с Самарой как будто не связывает. Возможно, несколько более значимую роль она сыграла в жизни другого известного кавалериста, тоже не чуждого гусарской лихости.
Будущий герой гражданской войны и анекдотов не раз бывал в Самаре, поскольку сражения между красными и белыми в большей или меньшей близости от города продолжались долго. Самара, можно сказать, вообще на особом положении в гражданской войне. После октябрьского переворота в Петрограде установление советской власти на местах (исключая некоторые национальные и казачьи окраины) происходило сравнительно гладко, не встречая серьёзного сопротивления. Большевикам удалось застать своих противников врасплох, а антивоенная и аграрная повестки обеспечили им значительную поддержку населения и – что ещё более важно – войск. В Самаре они под руководством уже упоминавшегося Куйбышева захватили власть уже 8 ноября (по новому стилю).
Гражданская война в России 1918-1923 годов началась с мятежа чехословацкого корпуса («белочехов»). Корпус численностью до 50 тысяч человек был сформирован из чехов и словаков – как проживавших в России, так и пленённых в ходе Первой мировой войны. Они охотно соглашались сражаться на стороне Антанты, чтобы добиться для своей страны независимости от Австро-Венгрии. С подписанием Брестского мира (3.3.1918) Россия вышла из войны. Чехословацкий корпус, соответственно, тоже не мог продолжать воевать. Но и покинуть российскую территорию не имел возможности. По отношению к советской власти чехословаки придерживались нейтралитета, а финансировать их содержание согласилась Франция.
26 марта 1918 года чехословаки договорились с советским правительством об эвакуации морем через Владивосток. Далековато, да? Путь через Мурманск был бы значительно короче, но и опаснее из-за действий немецких субмарин. Эвакуация началась, однако в ходе неё произошло, скорее всего, недопонимание между сторонами, которое переросло в острый конфликт. В конце мая чехословаки открыто выступили против Советов. Большевики легко могли этого избежать, действуя осмотрительнее, но, видимо, голова от успехов малость закружилась. В результате их власть на значительной территории вдоль железных дорог, по которым везли чехословаков, пала за считаные дни. И это вывело из ступора как внутренних, так и внешних противников совдепии. Через месяц при помощи чехословаков антисоветские силы контролировали всё Заволжье от Казани, Урал и Сибирь.
Про расстрелянного белочехами в Казани большевика Шейнкмана я недавно рассказывал. А в Самаре 8 июня 1918 года была провозглашена власть Комуча – Комитета членов Учредительного собрания – в который вошли 5 членов Всероссийского Учредительного собрания от партии эсэров. Комуч был первым органом, заявившим о себе как об альтернативном Советам общероссийском правительстве. Успешной его деятельность, впрочем, назвать сложно. Так, Комучу, в отличие от большевиков, не удалось провести мобилизацию в созданную ими Народную армию: люди просто отказывались участвовать в братоубийственной войне. А на одних чехословаках и преимущественно антисоветски настроенных казаках далеко не уедешь. Большевики действовали куда жёстче (и умнее, надо признать). Они смогли собрать против Комуча и его преемника Временное Всероссийское правительство (Директорию) крупные силы. 8 октября, всего через 4 месяца, Самара была захвачена красными. Гражданскую войну, впрочем, это и близко не закончило, но то совсем другая история. Если когда-нибудь соберусь в Омск, расскажу :).
А Чапаеву просто очень повезло с комиссаром. Не так много среди них было приличных писателей.
Архитектура
Первый «золотой век» Самары соответствует общероссийскому экономическому подъёму последней четверти XIX века. Когда реформы Александра II заложили основу процветания, а косность Александра III внушила уверенность в завтрашнем дне. Застройка центра города формировалась на рубеже XIX-XX веков; более старые здания редки. Прежде всего это две улицы: Куйбышева (ранее: Советская, Керенского, Дворянская, Хлебная и т. д.) и Фрунзе (ранее: Челышева, Саратовская и не только). Да, столько названий. Если в Самаре озадачиться возвращением исторических урбанонимов, замучаешься решать, какие из них самые правильные. Незадача :).
Памятник Чапаеву – это как раз между Фрунзе и Куйбышева, где они пересекаются с улицей Шостаковича. Напротив находится академия культуры и искусств со входом в пресловутый «Бункер Сталина», а рядом с ней – вполне способное сбить с толку здание, известное под названием «Муха».
Наверняка не обошлось без шуточек про «муху» как то, под чем автор (местный архитектор Л. Кудеров) проектировал. Что-то очень авангардное, да? Но только в общечеловеческом, а не искусствоведческом понимании этого слова. Википедия пишет, что это постмодернизм, и поскольку построено здание только в 1996 году, придётся с этой всезнайкой согласиться. Я бы ещё поумничал, что чувствуется несмелое влияние деконструктивизма. Разглядывать этот весьма необычный жилой дом можно долго. Особенно контрфорс на фасаде доставляет.
По другой стороне рядом с Чапаевым всё куда скучнее. Кондовая «теремная» эклектика главного (южного) фасада Самарского театра драмы имени М. Горького продолжается более скромным декором с остальных сторон.
Сейчас, похоже, косметический ремонт делают, только краска неожиданно закончилась. Или вдруг поняли, что серо-буро-малиновый цвет выглядит не слишком эстетично. Вообще, такой архитектуры «а-ля рюс» в городе довольно, и я её обычно пропускал. Довольно и более достойных внимания объектов; количество кадров сегодня у меня перевалило за сотню. Покажу, как обычно, не все.
За театром разбит небольшой Пушкинский сквер с памятником поэту – симпатичным, но по условиям освещённости неснимабельным. И смотровой площадкой.
Кресты на другой стороне – это Иверский женский монастырь. Красный барабан принадлежит храму Иверской иконы Божией Матери (1888), а на правом краю немного колокольни с Никольской церковью (1881). Вообще, это продуктивная идея – сделать колокольне очень широкое основание, чтобы там поместилась почти полноценная церковь. Монастырём можно бы и основательнее заняться, но программу на день я и без него составил обширную. И дальше мне в другую сторону – к реке.
Но потом я всё же нашёл, где перейти, и в Струковский сад попал.
Струковский сад – старейший парк Самары. В 1820-е на этом месте располагалась усадьба Г. Н. Струкова с садом. После участок перешёл во владение города, и в 1849 году (по другим данным, в 1851-м) по инициативе губернатора (тогда ещё Симбирского, не своего) сад благоустроили и открыли для публичных гуляний и увеселений.
Я тоже в своём роде увеселился: уронил телефон и разбил экран. Ладно, всё равно пора его менять.
Сильно жарко нынче не было, но в другие дни наверняка стоит очередь из желающих посидеть на этой скамейке. Из других водных процедур представлен каскадный водопад. Размахом, прямо скажем, не Петергоф, так что недостаток зрелищности восполняет охранник. Увы, он не пел и не танцевал (с другой стороны, может, оно и к лучшему), а лишь пытался спереть кадр своей светоотражающей жилеткой.
Наверху каскада на гротике 1878 года постройки стоит как бы самарский тотем, с которым я вчера обещал разобраться.
Сплошная с ним засада. Не зря я засомневался, рассматривая безрогую скульптуру на Могутовой горе. На первоначальном екатерининском гербе Самары (слева), утверждённом в 1780 году, было нечто в самом деле весьма похожее на козу. Но уже в 1851 году основной образ поменялся, и он сохранился в версии 1992 года (справа). И это вообще не коза, а… косуля. То есть мелкий олень. И рогов таких у козы не бывает, и стать не та (сравните с рисунком 1780 года), и хвост коротковат. Такой же зверёк стоит на гроте, только выкрашен почему-то в неканонический золотистый цвет.
А в геральдическом описании герба при всём при этом по-прежнему фигурирует «белая коза». Даже не козёл, хотя вымя отсутствует на всех версиях герба. Ну как так-то? Не бабр ведь; козу-то, чай, все видали?
Впрочем, в Государственный геральдический регистр герб Самары не внесён. Но не из-за морфологических неувязок, а по причине нарушения методических рекомендаций. Городу положена не императорская корона, а пятизубцовая башенная. Для Казани с её «шапкой казанской», видимо, сделали исключение в силу особой исторической роли города. Она – на особом положении, как Венеция в Италии.
Напротив сада на Куйбышева стоит дом внешности весьма выразительной. Если пофантазировать о его назначении, он может быть музеем, престижным клубом или офисом банка. Однако по первоначальному замыслу это всего лишь частная резиденция.
Опять эклектика, конечно. В чертах здания можно обнаружить ампир, и неоренессанс. Модный в то время модерн заказчик посчитал для респектабельного человека неподобающе новаторским и легкомысленным. Объект культурного наследия федерального значения. В советское время в здании поселили дом пионеров («Всё лучшее – детям»), в результате чего его роскошные интерьеры полностью утрачены. Дворец детского и юношеского творчества находится здесь и поныне.
Некоторые здания Самары можно посмотреть на местности, но практически невозможно снять. Что-нибудь их закрывает, или категорически неудачный свет. Так в фотографическом смысле пал жертвой обстоятельств особняк И. А. Те-Клодта – один из интереснейших в городе, тоже федеральный памятник. Упоминаю об этом на тот случай, если кто-то знакомый с самарскими достопримечательностями начнёт вопрошать «А как же?.. А где же?..» :)
Зато на Куйбышева сегодня вовсе не мешали автомобили. Улица была для них закрыта.
Шпиль, что поодаль маячит – лютеранская церковь.
Строился этот храм как католический. Но в процессе строительства случилось очередное польское восстание, и традиционно не отличавшиеся широтой взглядов самарские власти открывать «костёл» запретили. Почти готовое здание инвестор (русский купец католического вероисповедания Е. Н. Аннаев) передал лютеранам. Оно сочетает неоготические и неороманские мотивы, посему мы без зазрения совести также отнесём его к эклектике.
Квартал между Ленинградской и Некрасовской, где находится «кирха» – это вообще «самый сок» улицы Куйбышева.
Явно недавно реставрированное здание (дом №92) с вызолоченным ордером – бывший офис Волжско-Камского коммерческого банка. Одного из крупнейших в России в своё время.
Культурный шок дня. В советское время здесь размещался горком КПСС, так что созданные ещё первыми владельцами интерьеры сохранились. Их можно увидеть, поскольку сегодня здание занимает областной художественный музей. С неплохими вроде бы коллекциями. Это я на будущее себе пометку делаю. При недавней реставрации фасада его, видимо, восстановили в приближенном к 1915 году виде, но одну явно позже появившуюся надпись убирать не стали.
Эта вольная цитата из послания апостола Павла Ленина коринфянам венгерским рабочим, опубликованного 27 мая 1919 года, выбита на обрамляющей вход гранитной лопатке. Я хоть и не граммар-наци (почти), что-то смутно неприязненное она во мне пробуждает. Что касается «эксплотаторов», написание этого заимствованного слова со временем менялось, но конкретно такого варианта в словарях не было (было – «эксплоататор»). То есть это орфографическая ошибка исполнившего надпись трудящегося. Вспоминается строчка из романа про уже фигурировавшего в моём сегодняшнем рассказе героя:
– Иксплататоры, – выговорил с трудом Чапаев.
И чтобы двойная чёрточка вроде знака равенства использовалась для обозначения переноса, тоже никогда не видел. Вроде и это не по канону. А в третьей строчке перенос вообще никак не обозначен. Там тупо гранит закончился после буквы «я». В общем, надеюсь, по итогу получил горе-мастер здоровых пролетарских звездюлей за порчу будущего объекта культурного наследия федерального значения. А исправить уже ничего нельзя: это же не навесная табличка.
Следующее здание (Куйбышева, 90) на вид невзрачное, но по-своему тоже интересное.
Не в последнюю очередь оно примечательно тем, что на охранной доске (это памятник всего лишь регионального значения) фамилия архитектора П. И. Балинского указана как «Белинский». Можно предположить, что, по крайней мере, уроки литературы этот художник молотка и зубила не прогуливал :). Ещё на доске указано слово «ампир», но сколько не приглядывался, не углядел. А надпись «Дворец труда» над входом напоминает о советском использовании здания: здесь размещался областной совет профсоюзов.
Сейчас в здании (наряду с остатками недобитых профсоюзов) снова размещается коммерческий банк. И это правильно. Где ещё солидному финансовому учреждению находиться, как не на главной парадной улице? Да пусть и не очень солидному.
Купец Аржанов в 1916-1917 годах перестроил это здание первой половины XIX века для Общества взаимного кредита и ссудо-сберегательных касс. Без в[оз]лияния модерна не обошлось, но всё же это эклектика (слишком явный ордер). В 1923 году здесь заработала первая в Самаре трудовая сберегательная касса. Гострудсберкассы просуществовали в СССР до 1987 года, когда они были реорганизованы в коммерческий Сберегательный банк. Музей создан под эгидой руководства Поволжского банка Сбербанка России в 1998 году как корпоративный, а с 2012 года стал общедоступным.
Что должно быть рядом со сберкассой, чтобы далеко не ходить? Конечно, почта.
Главпочтамт – здание 1880-х годов, позднее значительно
перестроенное (Куйбышева, 82, угол Ленинградской)
Выделение входа с нарушением стилевого единства как-то понять можно, но за что с углом-то так жёстко? Там ведь ещё и нависающие застеклённые балконы, которые вообще непонятно к чему в нежилом здании.
Южнее на пересечении с улицей Венцека (заместителя Куйбышева, не успевшего при взятии Самары белочехами эвакуироваться вместе с начальником и линчёванного) находится квадратная с круглым сквером площадь Революции (ранее – Рыночная, Панская, Алексеевская, Александровская).
Непропорциональный статуе вычурный пьедестал намекает на то, что прежде на нём стоял кто-то другой. Конкретно, Александр II (отсюда и последнее досоветское название площади). До 1927 года он стоял, когда его заменили на Ленина. Император в самом деле был заметно крупнее (непонятно, почему на вождя бронзы пожалели). Кроме того, гранитные формы дополнительно украшало богатое литьё. В городе, надо сказать, уже давно тихонечко обсуждают идею вернуть монарха на законное место. В смысле, на постамент, а не в Зимний. Может, и до реализации дело дошло бы, не будь оно столь затратным. Да и традиционно влиятельные в Самаре коммунисты очень возражают и грозят богохульникам всеми карами земными и небесными.
А закончим мы с улицей Куйбышева зданием на углу улицы Пионерской, в котором находится департамент опеки, попечительства и социальной поддержки городской администрации.
Умные авторитетные люди высказываются в том духе, что-де термин «псевдоготика» некорректен. Нельзя, мол, русской неоготике отказывать в этом гордом именовании только из-за того, что собственно готики в подобающий ей исторический отрезок на Святой Руси не было (что не совсем точно, если вспомнить про Новгород). Может, они и правы. Во всяком случае, так точно проще. Но не поворачивается язык назвать стиль этого здания неоготическим. А «псевдоготическим» – ещё куда ни шло.
Совсем другое дело – католическая церковь, которая в Самаре в 1906 году всё же появилась.
Если сильно не присматриваться, то и за аутентичную готику можно купить. Вильнюсский костёл святой Анны как вероятный первоисточник просматривается вполне отчётливо.
Это мы переползли обратно на улицу Фрунзе, получается. На ней сложно снимать как раз из-за интенсивного автомобильного движения: она приняла на себя нагрузку закрытых сегодня улиц и едва ехала несмотря на выходной день.
На юге с католическим храмом соседствует музей-усадьба А. Н. Толстого, она же Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького. Казалось бы, не жирно ли Горькому ещё и музей, когда у него уже есть областной драмтеатр? Ну вот так уж. Хвостовские чтения здесь не проводят, и на том спасибо.
Это подлинная городская усадьба 1882 года постройки, в 1899 году приобретённая вторым (гражданским) мужем матери писателя – А. А. Бостромом. Здесь Алексей Николаевич жил до отъезда на учёбу в Петербург в 1901 году, а после приезжал к родителям на каникулы. Семья занимала часть второго этажа, остальные квартиры сдавались внаём.
Памятник Буратино (открыт в 2013 году к 130-летию писателя) на тротуаре возле усадьбы здорово напоминает киновоплощение персонажа, созданное Д. Иосифовым в постановке Л. Нечаева 1975 года.
С другой от «костёла» стороны тоже здание небезынтересное.
О, наконец-то стилистически безупречный модерн. Больше того, здесь целый музей модерна (с 2012 года). И объект культурного наследия федерального значения в одном флаконе. Толстому, кстати, этот особняк по соседству с отчимовым* домом не нравился. Его он упоминает во II книге романа «Хождение по мукам», называя «нелепо роскошным». Особенно почему-то изумрудные изразцовые фризы писателя раздражали. А мне – ещё одна заметка, куда можно сходить в следующий раз (буде он случится).
До некоторой степени к модерну можно отнести и здание филармонии на углу Фрунзе (дом 141) и Льва Толстого.
На этом месте с 1907 года стояло здание цирка-театра «Олимп». И это был самый настоящий модерн – его чересчурная разновидность вроде эйзенштейновских фонтанжей. В 1940 году в нём начала работу Куйбышевская государственная филармония.
Фото цирка-театра на старинной открытке
К 1974 году здание пришло в негодность, и его сочли не подлежащим реконструкции. Скорее всего, просто поленились восстанавливать многочисленные рюшечки, к тому времени уже основательно пообвалившиеся. Новое здание, открытое в 1988 году, под прежнее слегка стилизовали. Снимок его, как видите, плоховат: солнце стояло как раз за ним.
Из любимого в Самаре есть не только хороший модерн и неоготика. Имеется и нечто более редкое в наших палестинах.
То есть я, конечно, знал, что если в определённом месте зайти с Фрунзе во дворы, то там кое-что найдётся. Но могу же сделать вид, что это был приятный сюрприз? Во дворах вообще немало такого, что в самом центре города не очень ожидаешь обнаружить.
* Был А. А. Бостром только отчимом или же биологическим отцом Толстого – вопрос по сей день дискуссионный
Пешком
Самарский арбат – это улица Ленинградская (бывшая Петроградская, Панская и так далее). Да, переименование улиц точно было любимым спортом городских властей. Точнее, пешеходным является почти 800-метровый участок Ленинградской от улицы Куйбышева до Самарской. Его реконструкция из главной городской барахолки в современный городской променад закончена в 2011 году.
Приятно-симпатично, тенёчек-лавочки. Не то чтобы хотелось прилечь, но какой-никакой неги тело уже требовало. Обед был запланирован чуть дальше по маршруту, но из-за облома с утренним автобусом из графика я заметно выбился. Да и устал прилично. Так что совместил трапезу с отдыхом в столовой «Вилка Ложка» (это как? Вилка по имени Ложка, что ли?) на Ленинградской. Довольно дорогой (расположение обязывает), но вкусной.
Из услад для глаз на арбате больше всего внимания привлекает памятник ещё одному литературному герою (снимать здания мне к этому моменту уже поднадоело).
Скульптура работы З. Церетели открыта в 2015 году. К нему, как и к С. Михалкову, можно относиться по-разному, и причины критики в их адрес я понимаю. Сам же Дядя Стёпа – персонаж безупречно-положительный. Я только не понял, с чего вдруг московский милиционер-спортсмен в Самаре объявился, где «Динамо» разве что в не совсем гармоничном нашему герою мини-футболе отжигает. Но здесь вообще любят памятники вымышленным особам. Просто я не ставил себе цели осмотреть и запечатлеть их по максимуму.
Стоит Дядя Стёпа возле торгового центра «Галерея Атриум», считающегося главным самарским долгостроем и давшего жизнь целому ряду детективных историй, в числе которых загадочная безвременная смерть начавшего этот проект инвестора.
Здание строится с 1999 года. Не так давно с него сняли леса (в облик улицы оно вписалось достойно), но внутри ещё конь не валялся. Пишут, что новый собственник собирается перепланировать премиальный универмаг в апартаменты.
Улица Молодогвардейская (Кооперативная, Соборная, Сенная…), которая здесь пересекает Ленинградскую, и сама располагает парой интересных зданий поблизости.
Это торговое здание явно недавно отремонтировано, а другое – и стилистически, и физически не столь чистое – ещё только подумывает о том, чтобы вновь предстать во всей красе.
Дальше я собирался сесть на трамвай и доехать на нём до вокзала. Но трамвай везти меня не захотел. Потому что из-за строительства метро он ещё с января не ходил там, где я собирался на него садиться (на улице Галактионовской). А «Яндекс» то ли был почему-то не в курсе, то ли коварно решил не делиться со мной этой важной информацией. Пришлось идти пешком.
Здесь меня милейшая надстройка порадовала. Хотя я обещал такой винегрет не снимать :). Вовсе не хочу сказать, что так (как на снимке) делать нельзя. Всё зависит от целей и приоритетов. Если посмотреть, что наши итальянские архитекторы с соборами вытворяли, подобная перестройка – не более чем детская шалость.
Прежнее название улицы Самарской – Мечетная. Сейчас никакой мечети на ней нет, но вообще их в городе несколько. Одну – на улице Алексея Толстого – я видел, только поленился подойти поближе, чтобы нормально снять.
С историчностью здесь всё довольно занятно. В 1895 году крупный фабрикант Т. К. Акчурин, этнический татарин, передал мусульманской общине Самары участок с двухэтажной постройкой для устройства мечети. В 1903 году уже был проект, но пока собирали деньги на его реализацию, случилась советская власть. В Казани построить Закабанную мечеть это не помешало, но здесь не совсем Казань. Собственности на участок мусульман лишили, строительство запретили. В 1932 году общину и вовсе разогнали, отдав здание детскому саду. В 2005 году историческую справедливость применительно к этой недвижимости восстановили. В 2013 году началось строительство мечети на основе более чем вековой давности проекта. То есть внешний вид ему соответствует, но конструктивно многое изменено: строительные технологии за минувший век с лишним ушли вперёд.
Ещё одну самарскую мечеть – Соборную – я себе отметил как интересный для посещения объект. Но она сильно на периферии, так что времени на неё у меня не было. Зато наткнулся на синагогу: она от бывшей Мечетной недалеко.
Выглядит так, словно её тоже ещё только строят. Но нет, это реконструкция после того, как в советское время в здании размещался хлебокомбинат (интересно, выпекали там втихаря мацу?). Тоже с 2013 года работы идут, но у мусульман уже почти готово, а у иудеев что-то застопорилось. Хотя ещё в прошлом году должны были закончить.
Сюда я, надо сказать, вообще не собирался (это всё трамвай, коварный). Другую синагогу собирался посмотреть – во дворах рядом с фахверковым домиком. Но к ней не нашёл прохода – возможно, не там искал.
Потом по пути к вокзалу ещё прошёл через Покровский кафедральный собор. Но ничего достойного внимания там не обнаружил (по крайней мере, на фоне уже увиденного в Самаре), так что не покажу.
Самара рельсовая
Если бы проводили конкурс на самый уродливый вокзал, конкуренты Самары просто разбежались бы в ужасе.
В самом деле жесть. Посмотришь снаружи – хочется отправиться вдогонку за конкурентами. Посмотришь изнутри – ни дать ни взять многоярусная парковка.
На что-то предназначенное для людей не похоже ни в одном месте. Особенно где цирк безопасности, конечно. Там мало того, что клоуны несмешные, так ещё и очереди.
На вокзале у меня было одно дело. Как у Мопассана к Эйфелевой башне. Здание высокое, и в нём предусмотрена смотровая площадка. Вполне посещаемая. Только было у меня такое подозрение, что она застеклённая. Спросил у тётеньки, которая билеты туда продаёт – так и есть. Значит, вычёркиваем: платить за посмотреть сквозь немытое стекло – это перебор. Чай, не Бурдж-Халифа.
С вокзала я собирался отправиться в краеведческий музей, но этот пункт программы тоже похерил. Но уже не из-за его недостатков, а просто потому что до вокзала я не столько дошёл, сколько доковылял. Ноги я за вчера и, особенно, сегодня, видимо, перегрузил на фоне ранее не проявлявшейся проблемы с ними. Впоследствии мне это вышло сильно боком, а пока что я был просто невертикальноспособен. А музей – это всё время на ногах, так что отпадало. Просто посидел на вокзале, позаряжал телефон. Повезло: умудрился занять место на скамейке с розетками. Хотя там и просто хоть где-нибудь сесть непросто. И мне за такое времяпровождение вообще не стыдно, потому что мой туристический день начался в четверть пятого по привычному времени. И ещё нескоро закончится.
Посидел, отдохнул – вроде опять можно немного ходить. Пошёл смотреть на положенный всякому вокзалу паровоз. В Самаре он на привокзальной площади.
Локомотив частично «раздет», чтобы показать устройство парового двигателя. Но как на это смотреть, как это снимать через грязное бликующее стекло?! Если бы это не был очередной «Л», то я бы, наверное, пожелал тому, кто засунул паровоз в павильон, чего-нибудь доброго. Например, видеть зарплату только по другую сторону экрана.
Однако имеется обходной манёвр. В смысле, если обойти здание управления Куйбышевской железной дороги, которое за паровозом виднеется, на другой стороне Красноармейской улицы обнаружится стадион «Локомотив». И на нём прямо внутри беговой дорожки за воротами футбольного поля стоит ещё один паровоз. Локомотив на «Локомотиве», всё логично.
Видимо, у КбшЖД этих паровозов было просто завались (их в самом деле больше 4000 наклепали), вот и ставили где попало во всяких хороших местах. Для ведомственного стадиона не пожалели почти новенький – судя по номеру, последнего (1955-го) года выпуска. На стадион, правда, так запросто не зайдёшь, и чтобы паровоз снять, пришлось пробираться по подпорной стенке вдоль решётки.
Между краем и решёткой места оставлено довольно –
будто специально обо мне позаботились
Из обязательной программы осталось только зачекиниться в метро и на трамвае (поскольку запланированная поездка на нём ранее по уважительной причине не состоялась). Самарский метрополитен открыт в 1987 году. Действует одна линия длиной 12,6 км в составе 10 станций. Любопытная особенность трассировки – от вокзала ближайшая станция метро находится более чем в 3 километрах. С ним центр города должна соединить вторая линия, но перспективы её строительства смутны как осеннее утро на «Вертолётке». Так что до метро я отправился на трамвае. Всё равно дополнительные 3 с гаком километра пешком в мои текущие жизненные планы решительно не вписывались.
На площади Героев 21-й армии между проспектом Ленина, по которому ходит трамвай, и метро «Алабинская» целый военный мемориал, созданный в конце прошлого века. 21-я армия была сформирована перед самой войной в июне 1941 года. В её составе на фронтах Великой Отечественной сражались несколько тысяч самарцев. Поэтому площадь и назвали в честь воинов отдельно взятого формирования.
Второй путь закрыт стенкой, поезда оборачиваются (здесь конечная) на первом пути. Ходят они редко, так что мне было досадно, когда из-за потащившего меня на интроскоп долбоклюя (это с маленьким-то рюкзачком) я чуть-чуть не успел. Ладно, торопиться пока некуда.
Из немногочисленных достопримечательностей, до которых можно на метро доехать (ну не для этого оно в Самаре!), я выбрал парк Дружбы у станции «Советская».
Почему бы и нет. Девушка с ребёнком. Может, это её братик. Да и непорочное зачатие никто не отменял.
На самом деле ничего мне в парке нужно не было, я просто шёл к Успенской церкви. Да и она сама по себе меня едва ли заинтересовала бы; главная и почти что единственная причина, приведшая меня в этот медвежий угол улицы Гагарина – поездка на метро.
А что, симпатично. Но способность что-то воспринимать и тому радоваться на сегодня окончательно ушла в аут. Баюшки-баю. И всё же интересно: зачем в церковном здании веранды?
* А эта шутка – для тех, кто немного помнит механику со школы
Итого
Скучать по Самаре точно не буду, но и отказываться от продолжения знакомства при хорошей оказии не стану. Ещё на день-другой интересного здесь наберётся. Это без окрестностей, которые Тольятт[ям]и и Жигулёвском не исчерпываются.
Садиться на идущую в аэропорт маршрутку №652 я вернулся к вокзалу. А когда посадка на неё началась, выяснилось, что нужно иметь билет, причём на этот конкретный рейс. Мол, тут вам не куда прилетело, а серьёзный междугородный автобус (идёт аж до Тольятти, а это не ближний свет). Что-то такое мне и вчера в аэропорту говорили. Но и тогда удалось договориться, и сегодня 180 рублями налички вопрос благополучно решился. В 18:10 отправились. В плане стояло 18:30, но иллюзий насчёт соответствия найденного расписания реальности у меня не было. Зато потом больше получаса(!) стояли на маленькой автостанции по соседству с центральным автовокзалом. Даже если не принимать во внимание необходимость успевать к вылету, получасовая остановка – нонсенс. Получается, стоило сразу ехать туда, не возвращаясь к вокзалу. Но кто ж знал-то? «Яндекс» о такой засаде вообще не предупреждает, рисуя траекторию маршрута без заходов на всякие левые автостанции.
Впрочем, я по-прежнему не спешил. Выехал заранее, не будучи способен продолжать гулять по городу; да и в аэропорту куча интересных занятий меня отнюдь не ждала.
В 21:20 вылет, и ещё до полуночи (с поправкой на минус час) я добрался до дома. Не верится, что уехал лишь накануне утром. Это были чертовски насыщенные два дня. Хорошо, что завтра воскресенье, и перед рабочей неделей можно отдохнуть от такого отдыха.
< Жигули