Восточная сказка, или Скучающая Шахерезада
Самый знаменитый храм Паттайи – он, вроде как, даже не совсем храм. Хотя с их восточной философией, когда поклоняться можно чему угодно, и сколько-нибудь чётких рамок у религий нет… Короче говоря, в 1981 году некий тайский бизнесмен начал сооружение грандиозного Храма Истины.
Не впечатлило? Так это не сам храм, а только его очень приблизительный макет. Демо-версия, так сказать. Чудо-юдо рыба-кит, на котором это всё стоит, в оригинале отсутствует. Вроде бы. Посмотреть на оригинал стоит 500 батов, что по тайским меркам весьма много. В эту цену включено экскурсионное обслуживание и даже какое-то шоу. Половина экскурсий проводится на русском, половина на английском, из чего можно сделать вывод о доле соотечественников среди неорганизованных посетителей. (Если говорить об организованных, то наши выигрывают в одну калитку.) Ждать, впрочем, пришлось бы час. Я как раз застал окончание предыдущей экскурсии.
Теоретически включенная в недешевый билет экскурсия заканчивается тем, что экскурсовод просит чаевые: «как здесь принято», да и платят, мол, не ахти. В последнее готов поверить; зарплаты в Таиланде не московские; это точно. А давать тут «принято» по 20 батов – даже массажистке, которая работала над тобой одним 2 часа. Это, в общем, не столько дополнительный доход, сколько такая небанальная тайская вежливость. А экскурсовод явно рассчитывал на большее, судя по словам «Я же не прошу 1000 бат». В тайском русском почему-то принято «бат» не склонять, хотя языковых причин для этого нет никаких.
Ещё можно было ненавязчиво присоседиться к группе, привезенной «Пегасом», но уже самое начало повествования отвратило меня от этой затеи. Ох, уж этот кондовый «экскурсионный» стиль изложения информации… Нет уж, лучше просто посмотрю-поснимаю.
Как это в Таиланде, опять же, принято, раз уж туриста куда-то затащили, то постараются взять в оборот по полной программе.
Если слонов кормить уже надоело (что наверняка со многими случается), в наличии голодные акулы. Судя про размерам запруды, акулы там карликовые, типа катрана. Не видел, чтобы хоть кто-то ими заинтересовался.
В общем, масса возможностей почувствовать себя дойным туристом белым человеком. Не знаю, можно ли покататься на следующей животине, но повозка весьма соблазнительного вида там зачем-то стоит.
Есть развлечения и для тех, кого животные интересуют только в виде котлет и сумочек.
Тут, похоже, вообще местность (храм расположен хоть и в небольшом, но вполне себе парке) для активного времяпровождения приспособлена.
Наверное, даже в море можно выйти. Не зря же лодка стоит.
«А где же храм?» – спросит нетерпеливый читатель. Но торопиться на отдыхе не комильфо – тем более, на Востоке, где принято спокойно медитировать, дожидаясь, пока храм понесут мимо тебя. Правда, столько я всё же не был готов ждать, так что обратился к премудростям иных исповеданий. Где что-то про Магомета и гору было.
Так что вот вам Храм Истины собственной замысловатой персоной.
Высота до кончика 105 метров, между прочим. И построен без металлических конструкций (по слухам, только крепёж кое-какой по мелочи). Точки с нормальным видом храма целиком я не нашёл (то кусты закрывают, то свет совсем не там, то ещё что-нибудь); скорее всего, только с моря можно хороший кадр сделать.
Охраняет его, как положено в приличных заведениях, страж.
Такую лапу не видал я сроду…
А дальше начинается нормальная восточная сказка. С прекрасными девами одобренных минздравом пропорций и прочими чудесами, рядом с которыми меркнет даже Миланский собор… при всём к нему уважении.
Это что-то вроде главного алтаря. При этом храм не принадлежит к какой-то определённой религии. Он как бы совокупно про всю культуру и мифологию Южной Азии. Видимо, на этом фоне и устраиваются обещанные шоу – тайские народные танцы – когда сюда подползает очередная экскурсия. Мне же досталась только скучающая исполнительница.
Но и без шоу тут очень неплохо. Ведь почти всё это огромное здание – и внутри и снаружи – покрыто искусной резьбой. В глазах рябит; не без этого. Но такой уж он, Восток – пышный и всегда чуть чрезмерный. Лаконичность и простота – это не сюда.
На главных несущих колоннах, собранных из толстенных стволов,
резьбы нет, но и это, вполне возможно, явление временное
А ещё интерьеры храма отлично сочетаются с тем, что видно из его… скажем так, окон. Правда, фотоаппарат тут сильно спотыкается о различие в освещённости.
Вообще, съёмка внутри у меня, по большому счёту, не получилась. Просто не хватило умения. А можно, например, сделать симпатичные снимки с яркими лучами, то тут, то там прорезающими сумрак помещения через многочисленные отверстия. Они тут очень хорошо получаются из-за большого количества пыли в воздухе. Пыль же обязана своей обильности тому обстоятельству, что храм вовсю продолжает строиться.
Пишут, что в 2025 году должны закончить. Но к тому времени, я так понимаю, уже понадобится капитальный ремонт. Это ведь дерево. Даже сейчас уже видно, что век его недолог.
Лучше освещённая наружность всё же «фотогеничнее».
Вот совсем не жалко 500 батов, хоть цена для Таиланда и несусветная. Видно, на что всё это идёт. Тут не просто смотришь, а именно что дивишься. Необычно, грандиозно и воистину сказочно. Вообще неважно, что всё это создано при моей жизни, а не в каком-нибудь лохматом веке до нашей эры.
А ведь, казалось бы, голимая туристическая попса.
Когда покупаешь билет, тебе дают липкий кружочек на одежду, чтобы сразу было видно, что ты не халявщик какой. Кружочки бывают разных цветов – то ли для разных дней, то ли для разных категорий посетителей. Потом их, конечно, можно просто выкинуть в урну, но восхищённые посетители додумались до более изощрённого способа утилизации.
Находится Храм Истины, если кому интересно, на севере в Наклуа, довольно далеко от центра. Пешком нереально (из Джомтьена тем более), надо на чём-то ехать.
Все боги в гости
Веротерпимость – одно из неотъемлемых качеств ориентального менталитета. В Паттайе может спокойно существовать храм, пожалуй, любой церкви, и любознательные тайцы с удовольствием будут заходить и пытаться что-то там поделать. Для них в том, чтобы попробовать чужие религиозные практики, нет ничего оскорбительного для собственных богов. Так уж они устроены.
Той, к примеру, начал пытаться креститься, когда мы зашли во Всехсвятскую церковь.
Удивительно не столько наличие русской церкви в Паттайе, сколько то, что она была открыта.
В городе заметная русская диаспора, так что прихожане, надо полагать, имеются. Туристы-то в Паттайю, скорее, не замаливать грехи приезжают, а новыми обзаводиться :). Так что объект не слишком известный. Пока что, во всяком случае. Мы вообще никого рядом не видели. Место глухое, на отшибе. Но совсем рядом с Храмом Истины, так что удобно заехать по дороге. Только надо точно место знать. У них сайт есть, если что.
Следующий храм божий расположен в куда более оживлённом месте – на главном городском проспекте Сукхумвит. От прибрежных туристических кварталов это, впрочем, всё равно далеко. Я его случайно заметил, когда мы возвращались из Парка миллионнолетних камней, и попросил Тоя остановиться, чтобы зайти посмотреть. Он сам на сей раз почему-то не проявил интереса. Наверное, православие ему как-то ближе, чем католичество :).
И если Всехсвятская была внутри вполне обычной православной церковью, то тут… не прочти я уже вывеску, мне бы и в голову не пришло, что это заведение находится под юрисдикцией Ватикана.
Интересно, кто из них алтарь: стоящий на возвышении, монументальный, но пустой (что для католичества странно) или простенький сбоку стоящий столик, но зато всяческий украшенный.
А всё почему? Потому что не для понаехавших тут церковь, а для тайцев. Среди них некоторое количество католиков имеется. Всякое душеполезное чтиво для прихожан на снимке выше лежит, судя по корешкам, на тайском.
Соседствует Святой Николай не абы с чем. Или кем.
Снимать пришлось против солнца; иначе никак. Забор мешает, а вторые ворота я не смекнул поискать. Зайти постеснялся, ибо вообще не представляю, как надо себя вести в мечети. Хотя можно было. Видимо, закрывать храмы тут в принципе не принято. С местными-то культовыми сооружениями этот номер вообще непросто провернуть: у них не только дверей нет, но даже порой и стен – по крайней мере, в нашем понимании этого слова.
< Паттайя | Парк пермского периода > |