In sacrarium veritas

Восточная сказка, или Скучающая Шахерезада

Самый знаменитый храм Паттайи – он, вроде как, даже не совсем храм. Хотя с их восточной философией, когда поклоняться можно чему угодно, и сколько-нибудь чётких рамок у религий нет… Короче говоря, в 1981 году некий тайский бизнесмен начал сооружение грандиозного Храма Истины.

Не впечатлило? Так это не сам храм, а только его очень приблизительный макет. Демо-версия, так сказать. Чудо-юдо рыба-кит, на котором это всё стоит, в оригинале отсутствует. Вроде бы. Посмотреть на оригинал стоит 500 батов, что по тайским меркам весьма много. В эту цену включено экскурсионное обслуживание и даже какое-то шоу. Половина экскурсий проводится на русском, половина на английском, из чего можно сделать вывод о доле соотечественников среди неорганизованных посетителей. (Если говорить об организованных, то наши выигрывают в одну калитку.) Ждать, впрочем, пришлось бы час. Я как раз застал окончание предыдущей экскурсии.

Теоретически включенная в недешевый билет экскурсия заканчивается тем, что экскурсовод просит чаевые: «как здесь принято», да и платят, мол, не ахти. В последнее готов поверить; зарплаты в Таиланде не московские; это точно. А давать тут «принято» по 20 батов – даже массажистке, которая работала над тобой одним 2 часа. Это, в общем, не столько дополнительный доход, сколько такая небанальная тайская вежливость. А экскурсовод явно рассчитывал на большее, судя по словам «Я же не прошу 1000 бат». В тайском русском почему-то принято «бат» не склонять, хотя языковых причин для этого нет никаких.

Ещё можно было ненавязчиво присоседиться к группе, привезенной «Пегасом», но уже самое начало повествования отвратило меня от этой затеи. Ох, уж этот кондовый «экскурсионный» стиль изложения информации… Нет уж, лучше просто посмотрю-поснимаю.

Как это в Таиланде, опять же, принято, раз уж туриста куда-то затащили, то постараются взять в оборот по полной программе.


Можно покататься на слоне (или просто покормить это несчастное создание)

Если слонов кормить уже надоело (что наверняка со многими случается), в наличии голодные акулы. Судя про размерам запруды, акулы там карликовые, типа катрана. Не видел, чтобы хоть кто-то ими заинтересовался.


Покататься можно и в конной коляске (или, как в данном случае, скорее, понной :))

В общем, масса возможностей почувствовать себя дойным туристом белым человеком. Не знаю, можно ли покататься на следующей животине, но повозка весьма соблазнительного вида там зачем-то стоит.

Есть развлечения и для тех, кого животные интересуют только в виде котлет и сумочек.

Тут, похоже, вообще местность (храм расположен хоть и в небольшом, но вполне себе парке) для активного времяпровождения приспособлена.

Наверное, даже в море можно выйти. Не зря же лодка стоит.

«А где же храм?» – спросит нетерпеливый читатель. Но торопиться на отдыхе не комильфо – тем более, на Востоке, где принято спокойно медитировать, дожидаясь, пока храм понесут мимо тебя. Правда, столько я всё же не был готов ждать, так что обратился к премудростям иных исповеданий. Где что-то про Магомета и гору было.

Так что вот вам Храм Истины собственной замысловатой персоной.

Высота до кончика 105 метров, между прочим. И построен без металлических конструкций (по слухам, только крепёж кое-какой по мелочи). Точки с нормальным видом храма целиком я не нашёл (то кусты закрывают, то свет совсем не там, то ещё что-нибудь); скорее всего, только с моря можно хороший кадр сделать.


Вход

Охраняет его, как положено в приличных заведениях, страж.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду…

А дальше начинается нормальная восточная сказка. С прекрасными девами одобренных минздравом пропорций и прочими чудесами, рядом с которыми меркнет даже Миланский собор… при всём к нему уважении.

Это что-то вроде главного алтаря. При этом храм не принадлежит к какой-то определённой религии. Он как бы совокупно про всю культуру и мифологию Южной Азии. Видимо, на этом фоне и устраиваются обещанные шоу – тайские народные танцы – когда сюда подползает очередная экскурсия. Мне же досталась только скучающая исполнительница.

Но и без шоу тут очень неплохо. Ведь почти всё это огромное здание – и внутри и снаружи – покрыто искусной резьбой. В глазах рябит; не без этого. Но такой уж он, Восток – пышный и всегда чуть чрезмерный. Лаконичность и простота – это не сюда.


На главных несущих колоннах, собранных из толстенных стволов,
резьбы нет, но и это, вполне возможно, явление временное


Возвышенное соседствует с гротескным

А ещё интерьеры храма отлично сочетаются с тем, что видно из его… скажем так, окон. Правда, фотоаппарат тут сильно спотыкается о различие в освещённости.

Вообще, съёмка внутри у меня, по большому счёту, не получилась. Просто не хватило умения. А можно, например, сделать симпатичные снимки с яркими лучами, то тут, то там прорезающими сумрак помещения через многочисленные отверстия. Они тут очень хорошо получаются из-за большого количества пыли в воздухе. Пыль же обязана своей обильности тому обстоятельству, что храм вовсю продолжает строиться.

Пишут, что в 2025 году должны закончить. Но к тому времени, я так понимаю, уже понадобится капитальный ремонт. Это ведь дерево. Даже сейчас уже видно, что век его недолог.


Склад


Бракованные детали?

Лучше освещённая наружность всё же «фотогеничнее».


Какая искусная работа. И такая недолговечная

Вот совсем не жалко 500 батов, хоть цена для Таиланда и несусветная. Видно, на что всё это идёт. Тут не просто смотришь, а именно что дивишься. Необычно, грандиозно и воистину сказочно. Вообще неважно, что всё это создано при моей жизни, а не в каком-нибудь лохматом веке до нашей эры.

А ведь, казалось бы, голимая туристическая попса.


Есть женщины в тайских селениях…

Когда покупаешь билет, тебе дают липкий кружочек на одежду, чтобы сразу было видно, что ты не халявщик какой. Кружочки бывают разных цветов – то ли для разных дней, то ли для разных категорий посетителей. Потом их, конечно, можно просто выкинуть в урну, но восхищённые посетители додумались до более изощрённого способа утилизации.

Находится Храм Истины, если кому интересно, на севере в Наклуа, довольно далеко от центра. Пешком нереально (из Джомтьена тем более), надо на чём-то ехать.

Все боги в гости

Веротерпимость – одно из неотъемлемых качеств ориентального менталитета. В Паттайе может спокойно существовать храм, пожалуй, любой церкви, и любознательные тайцы с удовольствием будут заходить и пытаться что-то там поделать. Для них в том, чтобы попробовать чужие религиозные практики, нет ничего оскорбительного для собственных богов. Так уж они устроены.

Той, к примеру, начал пытаться креститься, когда мы зашли во Всехсвятскую церковь.


Церковь Всех святых (Московского патриархата)

Удивительно не столько наличие русской церкви в Паттайе, сколько то, что она была открыта.

В городе заметная русская диаспора, так что прихожане, надо полагать, имеются. Туристы-то в Паттайю, скорее, не замаливать грехи приезжают, а новыми обзаводиться :). Так что объект не слишком известный. Пока что, во всяком случае. Мы вообще никого рядом не видели. Место глухое, на отшибе. Но совсем рядом с Храмом Истины, так что удобно заехать по дороге. Только надо точно место знать. У них сайт есть, если что.

Следующий храм божий расположен в куда более оживлённом месте – на главном городском проспекте Сукхумвит. От прибрежных туристических кварталов это, впрочем, всё равно далеко. Я его случайно заметил, когда мы возвращались из Парка миллионнолетних камней, и попросил Тоя остановиться, чтобы зайти посмотреть. Он сам на сей раз почему-то не проявил интереса. Наверное, православие ему как-то ближе, чем католичество :).


Церковь Святого Николая

И если Всехсвятская была внутри вполне обычной православной церковью, то тут… не прочти я уже вывеску, мне бы и в голову не пришло, что это заведение находится под юрисдикцией Ватикана.

Интересно, кто из них алтарь: стоящий на возвышении, монументальный, но пустой (что для католичества странно) или простенький сбоку стоящий столик, но зато всяческий украшенный.

А всё почему? Потому что не для понаехавших тут церковь, а для тайцев. Среди них некоторое количество католиков имеется. Всякое душеполезное чтиво для прихожан на снимке выше лежит, судя по корешкам, на тайском.


А это исповедальня, если вдруг кто не признал.
В кабинке-то задохнёшься с местным климатом, пожалуй

Соседствует Святой Николай не абы с чем. Или кем.

Снимать пришлось против солнца; иначе никак. Забор мешает, а вторые ворота я не смекнул поискать. Зайти постеснялся, ибо вообще не представляю, как надо себя вести в мечети. Хотя можно было. Видимо, закрывать храмы тут в принципе не принято. С местными-то культовыми сооружениями этот номер вообще непросто провернуть: у них не только дверей нет, но даже порой и стен – по крайней мере, в нашем понимании этого слова.


< Паттайя Парк пермского периода >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *