30 июля 2022 (суббота). Волгополис

Белокаменная пасха и православный змей

Ниже Костромы на Волге долго не встретишь город, расположенный на обеих берегах. Не исключение и Казань – это исключительно левый берег довольно широкого в этом месте Куйбышевского водохранилища. Что же касается притока Волги реки Казанки, то за неё Казань со временем перевалила, и теперь там аж целых 3 городских района. Туда-то я и направился в субботу, закончив с осмотром мечетей Старо-Татарской слободы. Не без причины, конечно, направился.


Вид через Казанку в сторону кремля (Сююмбике и Кул-Шариф легко опознаются)

Вид на кремль – это уже неплохо, но для любования им есть места получше. Здесь и далековато (2 километра), и угол не самый удачный. Интригующее пирамидальное сооружение на островке поблизости – вот ради чего я оказался среди камышей.


Штаб-квартира рептилоидского подрядчика,
строившего пирамиды в Гизе (III тысячелетие до н. э.)

Ладно, на датировке не настаиваю :). Замаскирован инопланетный артефакт под построенный в 1813-1823 годах храм-памятник павшим при взятии Казани в 1552 году воинам. Чтить здесь предполагалось только русских воинов, поскольку на верхушке крест, а внутри была церковь Нерукотворе́нного Образа Спасителя. Стои́т храм-памятник на кургане над братской могилой. Поэтому его и не затопило при заполнении Куйбышевского водохранилища.

Столь неожиданная для православного сооружения форма объясняется просто. Архитектор Н. Ф. Алфёров, которому Александр I поручил подготовить проект, был увлечён популярным в начале XIX века т. н. египтизирующим стилем. Возможно, у церковников были некоторые сомнения на этот счёт, но их никто не спросил. В конце концов, это памятник, а не приходская церковь. Или им сказали посмотреть на это с точки зрения сходства с творожной пасхой.

Судя по забору, памятник опять ремонтируют, хотя предыдущую реставрацию закончили каких-то 10 лет назад. Всё-таки подмывает его основание водой. Да ещё и у вандалов интерес к нему несколько повышен: очень недобитым татарским националистам поборникам исторической справедливости такой монумент не нравится. Ведь памятника павшим защитникам и мирным жителям Казанского ханства нет. Чем-то напоминает вся эта история Монумент победы в Больцано. А ещё пуще – того же исторического периода оссуарии в Южном Тироле. Если оставить в стороне морально-исторические вопросы и сосредоточиться на эстетике, то нужно признать, что достопримечательность в Казани потенциально завидная. Убрать с островка совершенно не нужную растительность (максимум – метровые кустики с развитой корневой системой) и забор, тогда смотреться монумент будет весьма эффектно.

А «примиряющий» памятник в Казани всё же не помешал бы. В конце концов, пятый век с тех пор к концу идёт, и делить участников тогдашних событий на правых и ещё более правых давно пора перестать.

Церковь внутри памятника долгое время опекали монахи расположенного поблизости самого, пожалуй, известного монастыря Казани – Зилантова Успенского.


Так он виден с платформы электрички «Адмиралтейская слобода»

Зилант – это символ Казани ещё с ханских времён. Симпатичные дракончики в композиции вчерашнего тысячелетнего фонтана его и изображают. Переосмысленный русскими геральдистами вариант Зиланта поныне находится на гербе города (справа). Здесь он больше похож на василиска, чем на дракона. Собственно, в царских указах XVII века он так и именуется. В XVIII веке становится змеем, и только позже в геральдических описаниях апгрейдится до дракона.

Венчающая герб «шапка казанская» для российского гербовника уникальна. Это изображение венца, изготовленного для Ивана IV после взятия Казани. Оригинал хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Обитал Зилант на горке, которую сейчас занимает Зилантов монастырь. Выходит, что название у обители несколько… неканоническое. В смысле, вряд ли змея канонизировали. Даже обретения его мощей, скорее всего, не случилось. Так что уже интересно. Но по времени я с монастырём не укладывался. План на сегодня был в целом гибкий, но в одной точке приколотый к хронометражу редко ходящим автобусом. Короче говоря, рептилопоклонниками я пожертвовал в пользу ещё более экзотического вместилища опиума для народа.

Рахмат боку

Я помню благословенные времена, когда идея религиозного плюрализма была в России популярна. Харе Кришна ходили строем по Арбату и Тверской*, и самому отпетому вахтёру на приходило в голову запрещать «Свидетелей Иеговы». Это же вера – как её запретишь? В газетах писали, что завзятый консерватор Юрий Лужков собирался строить в Москве храм всех религий. Но передумал, поняв, что лично ему оно не очень надо, а тренд уже уходит. И нашёл во всех смыслах куда более многообещающий проект – восстановление храма Христа Спасителя. Так ли было на самом деле – кто ж теперь упомнит?

Чего я довольно долго не знал, это что предположительно отвергнутая московским градоначальником идея обрела воплощение в другом месте. Без церетелиевского размаха, но с не меньшей увлеченностью безвкусицей самовыражением. То есть смотреть это не обязательно, но желательно. Для чего снова придётся отправиться на электричке в сторону Зелёного Дола. Так я и оказался на платформе «Адмиралтейская слобода»…

… и, сойдя на остановочном пункте «Старое Аракчино», вместе с другими такими же любителями странного отправился обозревать предмет любопытства. Первым на пути нарисовалось что-то смутно напоминающее тимуридский минарет.

Скорее всего, это было водонапорной башней эпохи паровозов (но крышку от объектива на кон не поставлю), пока чьи-то очумелые ручки не занялись наведением красоты не по-детски.


Кирпичи выглядят новыми. Вероятно, обкладка

«А ведь нынче шабат», – отчего-то подумалось мне, глядящему на недетскую красоту. И добавилось: «воистину акбар, товарищ Шива!» Что ж, хоть мы и понятия не имеем, что автор хотел нам сказать, он, по крайней мере, дошёл до просветления понимания, что коммунизм – это тоже религиозное учение.


Храм всех религий (ХВР)

Такое название для этого объекта прижилось, а его актуальное самоназвание – Вселенский храм. Что по сути то же самое. Затеял это безобразие местный житель и известный в Татарстане художник Ильдар Ханов. Пишут, что идея посетила его после путешествия по Тибету и Индии. Буддисты, как я помню, не слишком озабочены религиозным пуризмом, синкретизм для них в порядке вещей. Так что Ханов вполне мог нахвататься у них сверхэкуменизма. Он же ещё и с Рерихами общался, болезный. В смысле, не астрально общался, а вполне реально. Пишут, что С. Н. Рерих незадолго до смерти принимал участие в проектировании безобразия. Что, конечно же, ему (безобразию) чести не делает, но и порицать его только за это мы не станем.

Затей Ханов всё это сегодня, он бы тут же получил донос, запрет на строительство и двушечку за оскорбление чувств верующих. Если не поболе того за экстремизм. Но в 1993 году (когда он начал строить ХВР), прокатило на «ура». Теперь это популярная достопримечательность, и наезжать на неё вроде как уже не с руки. Но сильно расслабляться насчёт блюстителей скреп нынешним владельцам многоглавой недвижимости не стоит. Сам-то Ханов в 2013 году умер. Его дело продолжают родственники, вряд ли имеющие с этого какую-то прибыль. Аттракцион популярный, но и затраты на него немалые. Строительство и благоустройство до сих пор продолжаются. Входные билеты хорошо если расходы на текущее содержание отбивают. Точнее, не билеты, а добровольные пожертвования (храм всё-таки) с обозначенной рекомендованной суммой.

Но я внутрь не пошёл. Не из-за денег; просто незачем. Эстетической ценности интерьер, насколько я выяснил, не представляет, а для общего впечатления мне хватило и экстерьера. Познавательного содержания здесь тоже нет: чьи-то фантазии на тему религий мне не особенно интересны.

Кстати, религии представлены не только существующие, но и мёртвые. Например, древнеегипетская.


Со сфинксами кто-нибудь фотографировался постоянно. Тоже милахи

Где-то я уже это видел… А, точно. Вот.

Чем-то напоминает безобразие Храм Истины в Паттайе. С куда более глобальным идеологическим замыслом, но с куда меньшими финансовыми возможностями и творческим потенциалом.

Почти стыдно всякий раз в этом признаваться, но я в самом деле люблю китч. Может, в строго искусствоведческом смысле к ХВР этот термин и неприменим, но клишированность, упор на эксплуатацию узнаваемых символов налицо. Только ради этого я бы сюда не поехал, но на удачу сложился интересный маршрут. Его и продолжим.

* цитата из песни тогда ещё совсем не иностранного агента БГ «Древнерусская тоска»

Услонные печи

Поскольку с корабликом меня намедни прокатили (в плохом смысле слова), настала пора это дело компенсировать, причём непопсовым способом. Как я и люблю.

В районе Казани через Волгу всего один автодорожный мост – Займищенский на федеральной трассе M-7 километрах в 20 от центра города. Я его с самолёта видел и вам тоже показывал. На платной дороге М-12 скоро появится второй. Он пока строится ниже города и будет от него ещё дальше. Ближайшая к Казани возможность пересечь Волгу – паромная переправа в Аракчине в 300 метрах от ХВР. Весьма востребованная: я насчитал на линии 4 парома, и ещё один мог пропустить. Ходят буквально один за другим: когда я подошёл к причалу, один, загрузившись, только поднимал рампу, а другой уже причаливал. И что кому-то просто транспорт, мне – вполне себе экскурсия. И всего за 100 рублей. Плохо ли?


СП (самоходный паром) проекта 603 постройки 1960-х годов

Они проходные, чалятся обоими концами. Но ходят только передом (это по однонаправленной рубке видно). Небольшие (чай, не Мессинский пролив), грузоподъёмность всего 73 тонны.


Малоэтажное Аракчино

Не то чтобы тут прям всё застроено непростыми домами. Но недвижимость у воды всегда в цене. Так что на симпатичном полуостровке весьма близко от Казани не могла не возникнуть «элитная» колония.


Впереди высокий правый берег – так называемые Услонские горы

Из этих известняковых отложений пермского периода до недавнего времени добывали строительный камень, а в более ранние времена ещё и жгли известь. Видимо, поэтому ближнее село (справа в кадре) называется Печищи.


Куйбышевское водохранилище в сторону Казани

Немало заинтриговала меня убежавшая в реку белая башня. Насколько я разобрался, она водозаборная. Рядом с ней на берегу водоочистительное предприятие казанского «Водоканала».

Паром идёт не в Печищи, хотя там тоже есть пристань и кораблики из Казани, а в райцентр Верхний Услон. Тоже село, но крупнее: больше 4000 человек население.


Верхний Услон


Пристань

С корабликом до Печищ я только-только разминулся. Приплыви немного раньше, мог бы сесть на него, а не тащиться в Печищи пешком (хотя в этом есть своя прелесть).


«Пляж» в Верхнем Услоне

Ладно, щебёнка. Наверное, засыпали при наполнении водохранилища, чтобы берег не размывался. Но трубы-то (или это полые столбы) зачем?!

Довольно жарко было несмотря на облачность, между прочим. Самое бы то если не искупаться в Волге, то хотя бы закатать джинсы и зайти. Но из-за крупного щебня пришлось от этой идеи отказаться: ноги не казённые. Ограниченные водные процедуры, как выяснилось, можно устроить и без таких жертв.


Это на улице Ленина

Вода в колонке вкусная и холодная. Видимо, артезианская. Для места под горой это едва ли неожиданно.


Собственно улица Ленина

Так посмотришь – нормальная средневолжская деревня из благополучных. Родина (историческая) как есть. Но в Верхнем Услоне не везде так; в центре улицы асфальтированные. Зато здесь, на дальней окраине, люди живут рядом с Волгой. Заканчивается Ленина в Карстовом озере (оно так и называется, хотя я бы его назвал Комариным). Логично: где ещё быть карсту, как не в таком месте.

Дальше местность начинает стремительно дичать. В какой-то момент показанная «Яндексом» как проезжая дорога стала без вездехода напрочь непроезжей, а потом и вовсе закончилась, упёршись в забор. На счастье, вышла на улицу по каким-то своим делам местная бабушка с тяпкой и тяпнула дала мне волшебный клубочек показала, куда идти. Бабушка была вроде бы русская, хотя, думаю, и татарская мне бы не отказала.

В сельских поселениях Татарстана обычно заметно преобладает какая-то одна национальность (причём это могут быть не только татары или русские). В то время как в городах население более смешанное. Верхний Услон и Печищи, когда-то относившиеся к Свияжскому уезду – сёла русские. И поскольку они не города, то гербов им не положено. Но у района он имеется (справа).


Одинокая православная могилка на холмике у реки

Идёшь себе сомнительной тропинкой в глуши неизвестного науке участка земной поверхности, никого не трогаешь…


… а на другом берегу Волги многоэтажное Аракчино, потому что оно пригород Казани

И белеет парус одинокий, конечно. Желающих под парусом ходить тут, видимо, немного. В Аракчине приличных размеров марина есть, но лодки там всё больше моторные.

А уже всякая геология начинает на пути попадаться.

Тут она ещё и с историей. Памятная табличка, установленная в 2012 году, посвящена ратникам Свияжского уезда, участвовавшим в войне с Наполеоном. Я только одного не понял: почему её решили установить посреди леска на тропе, по которой в день и десяток человек не ходит.

Постепенно я таки вернулся на магистральные пути цифровых картографических технологий. Может, по их (путей) внешнему виду и не скажешь, что они магистральные, но рыбаки и туристы по ним до Волги добираются.


Эти, похоже, тут всерьёз обосновались

Неподалеку в тенёчке была накрыта поляна, состоящая по большей части из не совсем подходящих для жары (на мой непросвещённый взгляд) напитков. Сегодня эти ребята ехать домой вряд ли собирались.

А вот и то, что дало название селу.


Печь для обжига известняка (выжигания извести)

Вроде бы самые старые остатки печей относятся к XVII веку. Конкретно за эту не скажу, на синей табличке ничего интересного не написано. На вид вторая половина XIX века.

Главной достопримечательностью Печищ (то есть она тут не одна) считается красивый геологический разрез. Я его видел на картинках – в самом деле впечатляет. Но искать его по жаре не было никакого желания. Не столько я даже физически измучился от такой погоды, сколько одурел.


Паровая мельница казанского купца И. П. Иконичникова с сыновьями (1895)

Пишут, что-де тип здания заимствован у живших ниже по реке поволжских немцев. Но в конце XIX века «промышленная готика» была вполне общим местом. Где я только её не видел. А немцы, среди которых немало было инженеров и архитекторов, водились в России не только в Нижнем Поволжье.

О том, какую муку здесь мололи и какие награды за неё на выставках получали, рассказывается в экспозиции местного музея, изначально посвящённого жившему здесь в эвакуации белорусскому литератору Янке Купале. Мне же было совсем не до музея. Выбор стоял или идти сразу на автобус (чтобы точно на него не опоздать), или отклониться от кратчайшего пути, поднявшись на смотровую площадку на горе. Естественно, я выбрал второе. Маршрут с заморочками и с рискованной логистикой – кто ж от такого откажется?! Но время я рассчитал и внимательно за ним следил.


Смотровая площадка

Быстро отщёлкал панораму и побежал дальше.


5991×1080

Верхняя точка Верхнего Услона, кстати, не у смотровой, а немного восточнее.


Не зря именно здесь ретрансляторы поставили –
их видно было ещё на снимке села с воды

На автобус (скорее, автобусик) я не просто успел, но и даже осталось несколько минут купить в «Пятерочке» около остановки йогурт. Когда есть из-за жары не хочется, выпить что-то питательное – самое то. Собственно Верхний Услон (его нагорную часть) я пролетел просто вихрем. Снимать там всё одно нечего.

Инно́вационненько

Доставил меня автобусик в город Иннополис, который по населению меньше села Верхний Услон: чуть-чуть до 4 тысяч недотянул. Но, возможно, тут учтены не все. Сайт города сообщает о 7500 живущих и работающих в нём (наверное, это с учётом работающих или обучающихся, но не живущих). Кроме того, Иннополис – самый молодой по времени основания город в России. В 2012 году поселение начали строить в чистом поле (не путать с Чистополем). С 01.01.2015 – город. Один из трёх наукоградов России, где развивают информационные технологии. Герба Иннополису покамест не выдали, поэтому не покажу.

Местные почему-то называют свои город Инно́полисом, хотя нормативно интуитивное ударение: Иннопо́лис. Обычно такие истории начинаются с неправильного произношения у какого-нибудь высокопоставленного чиновника. Чем человек главнее, тем лучше он знает, как нужно говорить, не так ли? Отсюда, например, в русском языке закрепилось «фээргэ» (ФРГ), которое всё же должно быть «эфэргэ». Но то просто «языковая лень», особенно присущая людям с плохой артикуляцией. А в случае Иннополиса первоисточником искажения, вероятно, послужило название американского города Индиана́полиса. Теперь неправильное ударение может служить для жителей города своего рода шибболетом.

Градообразующее предприятие Иннополиса – одноимённый с ним университет.


Главное здание университета «Иннополис»
(его южный конец – видимо, с конференц-залом)


Общаги. Серьёзно


Спортивный комплекс

Та-ак. Интересно, но как-то совсем не скрепно (кстати, ни одного храма в Иннополисе нет). Ан, проектировали город сингапурцы. Наши только документацию по отечественным стандартам готовить помогали.


Подземный переход

Город, напомню, крошечный. Движения на дорогах при мне не было, считай, вовсе (видимо, из-за студенческих каникул). А подземных переходов полно. Их в полумиллионном Кирове столько нет! Причём все выходы оборудованы лифтами. Потому как среди студентов, преподавателей и прочих айтишников могут быть люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). А у нас нынче инклюзивность. Она хоть и тоже нескрепная (поскольку «Домостроем» не предусмотрена), но всё же не настолько, как толерантность. Толерантности в Иннополисе нет.

Толерантности к курильщикам, я имею в виду. А вы про что подумали?! Даже на улице где попало дымить нельзя. Загончики как в аэропорту. Но в аэропорту вытяжная вентиляция дым на улицу гонит. А здесь куда?!


Технопарк имени А. С. Попова

Александр Степанович Попов (1859-1906), если вдруг кто забыл – русский учёный, признаваемый у нас изобретателем радиосвязи. Здесь и трансформаторные будки «в тему» радио – раскрашены под ламповые радиоприёмники. Мне понравилось. А трещины в асфальте (их видно на снимке) недавно замазали каким-то особо липким инновационным гудроном. Приходилось смотреть под ноги внимательно, чтобы не нахватать на кроссовки наноботов.

На первом этаже технопарка «Яндекс» нарисовал мне кофейню, но она не работала из-за того, что «утром президент приезжал». Ох уж мне эти особо охраняемые персоны. Один вред людям от них (и это не только суперсегментной фонетики касается). Чем ему кафе-то помешало?!


Технопарк имени Н. И. Лобачевского

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) – работавший в Казанском университете русский математик, один из основоположников неевклидовой геометрии.


Это я, надо полагать, на экскурсию наткнулся

Роботами-доставщиками нас, положим, не удивишь: их и в Москве полно; как-то ползают в куда более сложных условиях, чем микроскопический малонаселённый город. Но в Иннополисе есть и беспилотное такси. Пишут, что первое в Европе. Его радиус действия, скорее всего, ограничен городом, а в нём ездить особо некуда. Концы в пару километров в лучшем случае.


Инновационные навесы для кафе возле технопарка

Монтажники да экскурсия – вот и все, кто нарушал тишину городка в отсутствие студиозусов. К сентябрю здесь, наверное, куда шумнее будет.

А мне оставалось только вернуться в Казань. Автобусы ходят сравнительно часто. Большие красивые междугородного типа. С кондиционерами (сегодня вообще не лишнее), но без розеток. То есть не совсем инновационные. Порты USB, чтобы подзарядится, в Иннополисе есть на остановках. Там же я выяснил, что в городе для оплаты услуг имеется своя карта INNOID. И по ней с 1 августа на автобусе будет ездить дешевле, потому что при оплате другими способами проезд подорожает. Это через день, стало быть. Как я ловко сэкономил-то!

Крылья, ноги, хвосты и казан

На автобусе я посредством уже дважды упомянутого Займищенского моста добрался до станции метро «Козья слобода», недалеко от которой самая популярная достопримечательность правобережья Казанки – Центр семьи «Казан».


Так его видно из кремля

От кремля почти полтора километра будет, так что лёгкая дымка кадр подпортила. Когда вблизи снимал, атмосферные условия были куда хуже, но кадр вышел чётче.


Год открытия – 2013

Казан – традиционный для тюркских народов широкий со сферическим дном котёл для приготовления пищи. От него по одной из версий происходит название города Казани. По мнению же историка В. Л. Егорова, «Казань» – искажённое имя основателя города князя Хасана. Есть и несколько других гипотез. Первая точка зрения самая популярная: и фонтан в парке Тысячелетия казан изображает, и в архитектурной форме этого здания, более известного как дворец бракосочетаний, посуда тоже легко угадывается. Чаша вблизи впечатляет декором – в самом деле стоит того, чтобы приехать посмотреть.

Наверху – открытая смотровая площадка. Вечерний вид на левый берег Казанки (включая кремль) должен быть превосходным. Нужна лишь самая малость: нормальный свет и отсутствие дымки. С этим мне не свезло, небо к вечеру затянуло наглухо. Так что заморачиваться со смотровой смысла точно не было, и 200 рублей себе на эчпочмаки я сэкономил.

Окружают «Казан» 4 скульптурные группы: две изображают крылатых барсов (это местная разновидность зверушки, которую держал и евангелист Марк)…


Котята – они и есть котята

… и две – драконов.

Поскольку у нас тут центр семьи, это не просто барс и дракон, а семейные пары с потомством. Барсиха (или барсица?) и дракониха изваяны ещё и отчётливо кормящими. Особенно для драконессы это было неожиданно, пожалуй. Кроме того, по некоторым сведениям, змей Елан в тюркской мифологии даровал чадородие. Возможно, собственно татарским вариантом этого имени как раз и является казанский тотем Зилант. В то время как крылатый барс – символ всего Татарстана.


Создал и зверушек, и само здание бурятский архитектор и скульптор Даши Намдаков

Народу возле «Казана» прилично так тусовалось вечером субботы несмотря на невзрачную погоду. Мне всё же было досадно, что из-за неё я недополучил хороших кадров.


Новостройки на улице Сибгата Хакима

Ещё пара объектов в этих краях меня интересовала. Мечеть «Казан-Нуры» на углу улиц Чистопольской и Фатыха Амирхана (Фатих Амирханов – татарский писатель первой четверти XX века) должна была впечатлить меня экстерьером, но категорически отказалась это делать. И дело, скорее всего, не (только) в освещении. Посмотрел потом чужие снимки – ничего интересного. Чего же тогда я её отметил-то для посещения? К счастью, всё равно не напрасно туда тащился после и без того насыщенного дня. Чуть дальше на территории вуза с длинным названием, попросту именуемого Казанским авиационным институтом, стоит один из 5 находящихся в публичном доступе экземпляров самолёта Ту-144.

Ну как, публичном. За забором. Решётка заметно мешает снимать (пришлось с поднятых рук, и я из-за этого наглазник видоискателя посеял). Коричневый же непрозрачный забор, за которым сейчас упрятан самолёт, вроде бы временный для каких-то трубоукладочных работ.

На этом месте «тушка» стоит с 2017 года, а вообще в КАИ самолёт передали ещё в 1985 году. Сложно сказать, зачем. Может, студентов вдохновлять на новые свершения. Хоть Казань и была одним из центров авиастроения в СССР, связей конкретно с этим типом у неё не прослеживается. И с вдохновлёнными новыми свершениями в этой отрасли тоже что-то туговато.

Что любопытно, на правобережье в качестве памятника самому себе установлено ещё одно транспортное средство из когда-то передовых. На территории речного техникума (напротив смотровой с видом на храм-памятник) можно увидеть судно на подводных крыльях «Метеор».


Списанный «Метеор-193» установлен в 2011 году

Обратно в гостиницу поехал на метро. Надо было на нём отметиться, поскольку в мой прошлый приезд его и в проекте не было. Это единственный на территории бывшего СССР метрополитен, полностью построенный в постсоветское время. Первую очередь пустили в 2005 году.


Действует одна линия из 11 станций

Интересно, почему слово «площадь» на иноагентский переведено, а вокзал и слобода – нет? Впрочем, и в московском метрополитене переводы названий станций последовательностью не отличаются.

Население Казани за миллион перевалило уже давно. Сейчас она с 1309 тысячами человек занимает пятое место в стране, недавно опередив сильно страдающий от оттока населения Нижний. Однако у меня не сложилось впечатление, что метро в местной транспортной системе играет значительную роль (статистических подсчётов по этому вопросу я не нашёл). Хотя бы как в том же Нижнем – понятно, что с Москвой или Питером меряться бессмысленно. Да, народу в вагонах немало, но это больше от того, что интервал очень долгий. Можно бы и почаще поезда-то пускать. При этом на станциях нет никакой индикации – ни сколько осталось ждать, ни сколько прошло после отправления предыдущего поезда. Стойте, ждите – когда-нибудь придёт. Иншалла.


Путевой зал станции «Площадь Тукая»

< Старые татары Казань >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *