17 июня 2022 (пятница). Владивосток (МСК+7)

Алё, Господи!

Прогноз погоды нынче традиционно ничего хорошего не обещал, и на сей раз я ему отчего-то поверил. Так что выходить утром не торопился, зная, что программу на день так или иначе придётся «резать». Однако чем пожертвовать совершенно невозможно, это фуникулёром. Да, за границей я этого добра я повидал немало, но в России владивостокский фуникулёр – единственный общедоступный. К нему-то я прежде всего и отправился – на склон сопки Орлиное Гнездо (она же – Орлиная).

Фуникулёр скромный, немногим больше веронского. 183 метра длина пути, перепад высот 66,5 метра. Пишут, что проект предполагал покрыть куда больший участок склона почти 200-метровой сопки. Больше того, Хрущёв в порядке догонки и перегонки Сан-Франциско якобы распорядился построить во Владивостоке аж 2 фуникулёра. Но осилили только один урезанный. Да и тот оказался закрыт на ремонт на весь июнь. Вот уж не везёт так не везёт.

Подняться на фуникулёре можно (было бы) к смотровой площадке с видом на бухту Золотой Рог. Но она нынче тоже закрыта на реконструкцию. Да и какие там виды в такую-то погоду. Даже поднимись я, ничего интересного бы не увидел. А без фуникулёра и подниматься не стал. Возле нижней станции тоже есть на что посмотреть.


Евангелическо-лютеранская церковь святого Павла

Во Владивостоке аж две псевдоготики, чем могут похвастаться очень немногие города. Среди этнически и конфессионально разнообразного здешнего населения на рубеже XIX-XX веков была и заметная лютеранская община. Кирпичную кирху взамен деревянной закончили в 1909 году. Основной вклад в финансирование постройки внесла фирма «Кунст и Альберс», здание которой я на главной хабаровской улице Муравьёва-Амурского отмечал. Википедия пишет, что кирха – старейшая сохранившаяся церковь в городе. Я ведь православные храмы во Владивостоке (кроме недостроенного собора) не показываю вовсе не в силу внезапно проснувшейся неприязни к ним. Просто нет их (по крайней мере, в центре); посносили все.

В 1935 году лютеранская церковь была закрыта, а в 1997 году возвращена верующим. Сегодня здесь проводят не только службы, но и концерты. Зайти посмотреть на орга́н мне не удалось, монументальные ворота были крепко заперты.


Эти самые ворота

Обошёл вокруг – нет, другого входа не имеется.


Вид со стороны апсиды

Зато, пока обходил, обнаружил на территории телефонную будку британского фасона с интригующей надписью.


Телефон Бога. Ни больше, ни меньше

Однако придумывал, как вежливо попенять на недоработки небесной канцелярии по части погоды, я напрасно. Никакого телефона внутри не оказалось. Лишь несколько полок – видимо, для книг. Из каковых были представлены только две потасканные брошюрки с молитвами. Свернул в трубочку, поалёкал в неё – вотще. Где-то вне зоны доступа нынче Господь пребывал.

Дальше путь мой лежал по Пушкинской улице (примерно параллельно бухте), застроенной эклектичными зданиями начала прошлого века. То есть в сравнительно ранний период существования Владивостока. Никак не могу уложить в голове, что столь значительный город имеет совершенно детский возраст, всего каких-то 162 года.


Улица Пушкинская

В доме №33, что на снимке выше, находился Горный корпус Дальневосточного технического университета. Пока этот университет не стал частью учреждённого в 2001 году ДВФУ. А с таким-то кампусом на острове Русском жирно было бы университету ещё и в центре города корпуса иметь (с чем СПбГУ вряд ли, пожалуй, согласится). Во всяком случае, университетских вывесок на этом здании больше нет.


Флигель-башенка во дворе

Следующее здание (дом №35) выстроено в схожем стиле и является, возможно, частью единого ансамбля.

В доме №41, который стоит чуть в глубине, размещался машиностроительный факультет ДВГТУ.


А сейчас здесь ремонт в разгаре

И, наконец, там, где отходит улица Володарского (бывшая Невельского, а ранее 4-я Портовая), уютно устроилась на фоне панорамных стёкол ЖК «Магнум» армянская церковь Сурб-Геворг.

Армянская диаспора во Владивостоке начала XX века тоже была, церковь основали примерно в то же время, что и лютеранскую. Современное здание закончено в 2007 году. Участок более светлой кладки выглядит старинно и, возможно, остался от первоначальной постройки, до XXI века дошедшей в виде руины. Но подтверждений этому я не нашёл.

Брать такси до трамвайной остановки – вроде бы довольно странная затея. Однако именно так я и поступил. Поскольку трамвай в данном случае выступал в роли достопримечательности, а не транспортного средства. Вообще, электрический транспорт во Владивостоке в последние годы дышит на… скажем, на лампочку. Мощный удар по нему нанесла подготовка к саммиту АТЭС. В городе остался один трамвайный и два троллейбусных маршрута. Сколько-то существенной роли во внутригородских перевозках они не играют. При том, что крупным рельефным городам именно электрический транспорт особенно показан (населения во Владивостоке около 600 тысяч человек; не так уж много он Хабаровску уступает по этому показателю). Да и про неблагополучную местную экологию не будем забывать. Справедливости ради, здесь есть городская электричка, и для сильно вытянутого вдоль берега города это немалое подспорье.


Модернизированный 71-605 подъезжает к конечной остановке «Минный городок»

Светланская

На трамвае я спустился к восточному концу главной улицы Владивостока – Светланской, которая с 1924 по 1992 годы побыла Ленинской. Самый её конец ничего интересного собой не представляет, и смотреть что‑то можно от места, где ответвляется улица Ивановская. Там находится сквер Гайдамак (он же парк, он же сад). Назван в честь клипера «Гайдамак», служившего на Дальнем Востоке гидрографическим судном во второй половине XIX века.


Братская могила моряков, павших в боях с японскими войсками в 1945 году


Туманный вид на сопку Буссе, названную в честь учёного-географа
и государственного деятеля Ф. Ф. Буссе

Что делает улицу Светланскую главной в городе? Место в городской топологии, исторически сложившийся статус и множество важных зданий. Тут у нас целая россыпь памятников той поры, когда Владивосток был, пожалуй, самым интернациональным городом Российской империи (и в смысле населения, и в смысле «интегрированности» в не очень тогда ещё глобальный мир). Поры, получившей название Серебряного века русской культуры. Неотъемлемой частью которого была архитектура модерна.


Дом №111 – быв. доходный дом В. Е. Филипченко (архитектор неизвестен, 1910)

Впрочем, модерна во Владивостоке немного. Тут вам не Вена с Парижем. Большую роль в городе всегда играли моряки, в том числе военные. А они ребята консервативные и несентиментальные.


Дом №72 – быв. управление Владивостокского порта и Сибирской флотилии
(арх. И. И. Зеештранд, 1903) и памятник В. Г. Зайцеву

Герой Советского Союза Василий Григорьевич Зайцев не моряк. Да и вообще с Владивостоком его связывает только то, что он служил в одной из частей Тихоокеанского флота на сугубо мирной должности счетовода. Отправившись на фронт в 1942 году, он прославился как снайпер. И теперь его бюст украшает главную улицу города, где он провёл всего несколько не самых значительных лет.

Почти напротив (Светланская, 103) стоит построенное в 1973 году здание цирка. Что интересно, оно имеет в плане форму усечённого сектора, а не чего-то округлого. Поэтому, хотя что-то зрелищное в нём угадывается недвусмысленно, опознать именно цирк едва ли возможно, пока не рассмотришь афиши.


Архитекторы С. М. Гельфер, Г. В. Напреенко

В Матросском парке (за домом №68) мне больше всего понравился памятник экипажу шхуны «Крейсерок», погибшей примерно в конце 1889 года при невыясненных обстоятельствах.

«Яндекс» про этот памятник писал, что-де экипаж погиб в стычке с американскими браконьерами. Однако было несложно обнаружить, что обстоятельства обнаружения останков одного из членов экипажа и обломка судна с этой версией не согласуются. Американские браконьеры, впрочем, в самом деле сыграли свою роль в судьбе шхуны, но несколько иную. Им она принадлежала до того, как в 1886 году её в Анадырском проливе захватил клипер «Крейсер» (отсюда и новое название). Что же до гибели шхуны, приплести проклятых америкосов к любым неблаговидным деяниям и злоумышлениям, начиная от загаженных подъездов, стало хорошим тоном уже давно; «Яндекс» тут не в авангарде.

Добавлено позже. Написал в поддержку – мол, давайте не будем сочинять противу исторической правды. Упоминание об американских браконьерах оперативно убрали. Какие молодцы, однако.

Из парка хотел подняться обратно на улицу по лестнице…

… но лестница упирается в глухую и довольно высокую стенку. Я перелез бы, конечно, если надо, но надо особенно не было. Прошёл низом немного дальше и оказался на уличной экспозиции музея Тихоокеанского флота (Светланская, 66).

Я отнюдь не любитель всяческого милитаризма (в последнее время в особенности). Но не могу равнодушно пройти мимо техники, в том числе старинной, а пуще всего необычной.


Танк Т-18, он же МС-1 (стоял на вооружении в 1927-1942 годах)

Несмотря на индекс 18, это первый танк советской разработки. До этого в Стране Советов выпускались только лицензированные зарубежные модели. Толщина лобовой брони всего 16 миллиметров. Лёгкий танк. Почти 6 тонн – это и в самом деле немного для танка-то. Но плавал он всё одно не лучше якоря, так что непонятно, при чём тут вообще Тихоокеанский флот.


Дом №67 – штаб Тихоокеанского пограничного округа (1950-е)

Объект культурного наследия, хоть и всего лишь регионального значения. Так что коробками кондиционеров можно было бы фасад-то и не «украшать». Да только разве ж какому-то там занюханному региональному министерству культуры возможно урезонить подразделение самого ФСБ?

Это уже у самого Золотого моста, который над Светланской проходит примерно на высоте девятиэтажки.


Золотой мост в тумане и памятник «героическим подвигам моряков
советского торгового флота в Великую Отечественную войну»

Так и не подумаешь, что это торговые моряки, а не герои-панфиловцы. Ну о-очень пафосный памятник. Главный герой так точно приготовился голыми руками задушить фашистскую панцергаубицу.

За мостом улица немного сворачивает, и начинается самый старый её участок, который первоначально именовался Американской улицей (в честь пароходокорвета «Америка»). В 1873 году её для вящей патриотичности переименовали в Светланскую – в память о посещении Владивостока великим князем Алексеем Александровичем на борту фрегата «Светлана». Местные урбанонимы – они если вдруг не в честь какого-нибудь исторического деятеля, то наверняка от называния корабля. Причём последние в большем фаворе: улица-то Светланская, а не Алексеевская!

Архитектура этой части отличается повышенной помпезностью.


Триумфальная арка в Адмиральском сквере
(1891; восстановлена в 2003 году на новом месте)

Это уже не первый памятник большому восточному путешествию цесаревича Николая, что мне нынче встретился. Во Владивостоке будущий горе-самодержец, покинув Японию, впервые вновь вступил на российскую землю, чтобы двинуться через всю Сибирь домой. Для столь масштабного и судьбоносного для всего мира события арка выглядит, не побоюсь сказать, чересчур скромно.


Дом №47 – быв. Главный морской штаб Сибирской флотилии

Построенное в 1911 году по проекту инженера-полковника И. А. Заборовского здание было перед войной серьёзно перестроено по проекту арх. А. И. Порецкова. Аттиковая аркада выглядит смутно знакомо, но не смог припомнить, где я что-то подобное видел. Во всяком случае, акцент на закруглённый угол – действительно один из фирменных знаков «сталинской» архитектуры. Эти навороты тут появились именно стараниями Порецкова.

Ну и как же на главной улице конца XIX века да без эклектики «а-ля рюс», стыдливо прячущейся за именованием «историзм»?


Дом №41 – почтамт (арх. А. А. Гвоздзиовский, 1899)

Далее – здание магазина пресловутого общества «Кунст и Альберс», законченное в 1884 году по проекту арх. Г. Р. Юнгхенделя (автора особняка Бринеров) и передекорированное в 1908 году. Википедия относит его к немецкому модерну (югендштилю, стало быть). Но хронологически для него рановато (если не принимать во внимание поздний декор), да и по стилю тут всё ещё очень много пресловутого историзма. Так и запишем: тоже голимая эклектика :).


Дом №35. Магазин здесь и сегодня – ГУМ (открыт в 1934 году)

Так я и дошёл до площади Борцов Революции, названной для разнообразия не в память о чём-то мореходном.

Заканчивается (точнее, начинается) улица ещё заметно дальше, близ скульптуры «7 сопок», которую я давеча показывал. По дороге там ещё столовая «Не горюй». Пообедать-то как раз бы уже можно. Но в «Не горюй» я не пошёл. Через дорогу (sic!) от неё есть ещё одна столовая, тоже с приличными отзывами. Не такая антуражная, но соотношение цена-качество и клиентоориентированность персонала в ней мне приглянулись больше. «8 Минут» называется. С этой общепитовской сетью я ранее познакомился в Хабаровске.

Культурный шок дня. Кстати о еде. Увидел на уличном прилавке жимолость. То есть я сначала не знал, что это такое. Жимолость в нашей Средней полосе известна как род отчасти декоративных и уж точно не плодовых растений (жимолость обыкновенная – это не что иное, как ядовитая волчья ягода). Ан, оказывается, есть и съедобные виды жимолости. 1300 рублей за килограмм – дороговато, но надо ведь попробовать!

Ну… Напоминает чернику с хвойным привкусом. И немного бруснику. Ничего особенно впечатляющего за такие-то деньжищи. Хотя полезно, наверное.

На Светланской (на углу улицы Алеутской) находится и Музей истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева. Того самого Арсеньева, писателя. А также географа-исследователя, учёного-востоковеда, разведчика (он был подполковником царской армии) и советского чиновника. О его личности в музее ничего не рассказывают, но и без него экспозиция довольно интересная. Во Владивостоке я для разнообразия с музеем угадал.


Зал «Погребальный комплекс князя Эсыкуя»

Не более 6 человек могут одновременно находиться в зале, между прочим. Не знаю, по какой норме рассчитывали, но почти уверен, что дело тут в ковиде. Князь Эсыкуй, надо полагать – сподвижник Агуды, основателя чжурчжэньской империи Цзинь в XII веке. Он в Уссурийске обитал (понятия об этом не имея). Эти камни оттуда забрали, оставив на месте только гранитную черепаху, которой всё нипочём.


Скульптурные детали черепичной кровли дворцовых зданий, храмов, парадных арок

Что ранняя цивилизация на территории Приморья была в широком смысле китайской, для меня сюрпризом не стало. А вот что цивилизация здесь в XII веке была настолько развита, я не представлял. Когда мы впервые видим белокаменные храмы северо-западной Руси, в том же XIII веке построенные, мы можем восхищаться, но особо не удивляемся им. Потому что знаем, во что это всё выросло через ренессанс первых Романовых, Росси и Монферрана, Щусева и Мельникова. Они – часть нашей непрерывной истории, нашей культуры, в которой мы живём, даже если историей не интересуемся и вообще плохо образованы. Тут же – история оборванная: для этого места она закончилась ничем. Канула в лету. Когда в XIX веке сюда пришла Россия, Приморье пребывало в запустении. Здесь не было городов и признаков присутствия государства. Да и вообще населения было мало; китайцы (маньчжуры) сюда не особенно стремились. Дикая глухомань.

Когда же появился и стал быстро расти Владивосток, в нём сформировалась значительная китайская диаспора. Растущему городу постоянно требовались рабочие руки, да и всевозможных товаров он потреблял немало. Китай был наиболее очевидным источником и того, и другого. Порой более половины гражданского населения города было китайского происхождения. А чем отличаются китайские диаспоры? Вспоминаем, что мы знаем про чайна-тауны. Они живут компактно, замкнуто и по собственным законам. Рассадник преступности, одним словом. Так было и здесь.


Набор для игры в маджонг (начало XX века)

В советское время количество китайцев во Владивостоке сильно сократилось, однако всё ещё исчислялось тысячами. К 1936 году существование в советском городе плохо контролируемой общины устраивать власть перестало, и за пару лет чайна-таун окончательно ликвидировали. Бо́льшая часть китайцев была выслана в Китай; пожелавшее остаться в СССР меньшинство расселили в другие регионы. Во Владивостоке китайцев практически не осталось.

Миллионка

Вернувшись в гостиницу, я слегка вздремнул, и за это время… надо же, распогодилось. Надолго ли? Скорее всего, нет. А раз так, не будем терять время.

Морской вокзал, расположенный на берегу бухты за вокзалом железнодорожным (если идти из города), в качестве морского вокзала ныне не функционирует. Ибо плавать некуда. Даже круизники теперь во Владивосток не заходят. Так что это просто торговый центр с туристическим уклоном. Плюс совершенно бестолковый туристический инфоцентр.

Зато отличный вид с перрона.


Панорама Золотого Рога во всей красе (4520×1080 точек)

Грузовой порт вовсю работает. Ни ковид, ни Волдеморт ему не помеха.


Доставленная из Южной Кореи техника

И Светланская на солнце выглядит совсем по-другому. Как-то светланистее.

Здание в гамме какао с молоком слева (Светланская, 15) – это филармония. Там нынче давали нечто не слишком заигранное. Хоть с некоторых пор и стало довольно-таки общим местом исполнять симфоническим оркестром то, что писалось вообще не для него.

Вполне можно бы сходить. Не знаю, почему мне эта мысль в голову не пришла. Может, от хабаровского театра ещё не вполне отошёл.

А направлялся я в Миллионку – тот самый бывший чайна-таун. «Канонический» вид одного из её двориков, который вполне уместно смотрелся бы в каком-нибудь фильме с Джеки Чаном, я, впрочем, так и не нашёл.


Фото без копирайта взято с сайта stylishbag.ru

Максимум подвернулось что-то такое.

И такое.

Что ж, район всё ещё колоритный.

В последние годы ставшая из трущоб модным местечком Миллионка благоустраивается…

… но некоторые традиции, похоже, живы.

Когда-то главная улица Миллионки Пекинская (ныне Адмирала Фокина) – типичный арбат, едва ли напоминающий о чайна-тауне. Если не углубляться в дворики.

Севернее её на улице Семёновской (с 1922 по 1992 годы – Колхозной) устроен оригинальный сквер городов-побратимов.


Их у Владивостока много, но не уверен, что все актуальны

Рядом – детская площадка с муралом, посвящённым Дерсу Узала.

Дерсу Узала – коренной житель Уссурийского края, проводник экспедиций и главный герой повестей В. К. Арсеньева.

И раз уж такое дело, надо бы забраться куда повыше. Выбор пал на ближнюю к гостинице сопку Тигровую. Я показывал её невысокую вершину в перспективе улицы Посьетской.

Однако оказалось, что вершина сопки – только для жителей тамошнего ТСЖ. Забор и автоматические ворота. Вариант повернуть обратно, разумеется, не рассматривался. Вот ещё, не для того я пыхтел в подъём! Примеривался уже перелезать через забор, припомнив венецианский опыт, но тут подъехал один из жильцов, и внутрь я просочился с ним. Он, в целом, не возражал, поняв, что проникаю я на закрытую территорию с исключительно благородными намерениями. Только поинтересовался, как буду выбираться обратно. Уверенного ответа на этот вопрос у меня не было, но я уже догадывался, что проезжают через ворота не так уж редко.

Однако пока я поднимался, погода успела перемениться. Никакого тебе больше солнца и голубого неба.


Панорама бухты Золотой Рог (5700×1080 точек)


Панорама на север – в сторону Миллионки и Орлиного Гнезда (4308×1080 точек)

Как ни крути(сь), Владивосток – он очень, очень живописный.

Только я с сопки спустился – вышло солнце и тут же разогнало почти весь туман. Да Владик надо мной издевается!

Ужинать пошёл в «Дамплинг Репаблик» на площади Борцов Революции. Обслуживание там мне не особо понравилось, но к дамплингам, особенно морской тематики, я питаю немалую слабость.


Конкретно эти были с гребешком и сливочным сыром

Вышел – опять всё туманом затянуло, причём основательно так. Ещё и дышится мне плохо в этой туче. Возможно, дело не в собственно сырости, а в том, что она напитывается на загруженных владивостокских улицах выхлопными газами.


< Остров Русский От тумана до тумана >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *