Снова 132° в. д.
Как известно, Владивосток находится на широте Сочи. На самом деле даже немного южнее. Вокзал, во всяком случае, где-то в районе Пицунды. Однако здесь вообще не субтропики. В Сочи и в октябре было, пожалуй, теплее.
И захочешь дальше ехать – а некуда. Владивосток занимает южный кончик полуострова Муравьёва-Амурского, с трёх сторон окружённый морем.
Само здание вокзала во Владивостоке интересное. Оно «полуостровное», но не потому что на полуострове. Пассажирские платформы в основном находятся к востоку от него, но есть 2 пути, проходящих западнее, под широким пассажем, соединяющим вокзал с привокзальной площадью.
Здание вокзала открыто в 1893 году, но в 1910-12 годах его достроили, придав сходство с Ярославским вокзалом в Москве – начальной станцией Транссиба.
Гостиницу я нашёл недалеко от вокзала. Это удобно, потому что вокзал почти в центре города. И с чемоданом далеко не ходить (маршрутки в аэропорт тоже от вокзала отправляются). Гостиниц тут много, больших и маленьких: Владивосток – город туристический. Моя Vladpoint (всего 11 номеров) занимает часть этажа в коммерческом здании на улице Посьетской. Ценник не низкий, но вполне приемлемый. Я ещё и не самый дешёвый вариант взял, поскольку разница в деньгах между «стандартом» и «бизнесом» была небольшой, а по комфортности номера отличаются существенно. В цену входит завтрак, состав и время подачи которого согласовываешь накануне. Его приносят в номер, хотя столовая есть. Может, какие-то тупые антиковидные протоколы запрещают ею пользоваться. В целом, я остался весьма доволен выбором. В этом плане жизнь моя кардинально переменилась к лучшему от ночёвочных страданий первой половины путешествия.
Резкие тени и голубое небо на снимках вокзала не должны вводить в заблуждение: они сделаны в другой день. Нынче же погода была бесперспективно-серой. Однако не сидеть же в гостинице!
Вдали на Тигровой сопке виднеется навороченный жилой комплекс, который ещё появится в моём рассказе.
Облик центра Владивостока далёк от какой-то целостности. Он рождён бессистемной точечной застройкой. Сносят несколько развалюшек (или даже вполне крепких, но небольших зданий) и на их месте забабахивают что-нибудь монструозное. Как ни странно, такая хаотичность здесь не отталкивает. Отчего-то городу это идёт.
Даже в такую хмурую погоду – без насыщенных цветов, светотени и глубины картинки – Владивосток дивно живописен. Сочетание рельефа, разновысоких зданий и воды – в сущности, беспроигрышное.
Вид с 1-й Морской улицы (слева в кадре всё тот же «Аквамарин»)
Набережная улица и сквер Адмирала Макарова (с памятником ему же)
Ниже набережной находится пляж Юбилейный – самый центральный из городских пляжей. Его обустроили в Спортивной гавани к 150-летию города, которое отмечали в 2010 году.
Где же песочек, спросите вы? Песчаных пляжей в районе Владивостока мало. В основном дно галечное. Чтобы комфортнее было заходить в воду, тут есть оборудованный спуск, но популярностью он пользуется только в самую жару. Минимально комфортных для купания 22 градусов температура воды во Владивостоке достигает в некоторые годы всего на пару недель, а выше 25 градусов поднимается не каждый год и ненадолго. Так что больше загорают. Но и то не сегодня. Поскольку дождь решил припустить уже не на шутку.
Спортивной гавань называется, потому что рядом с ней находится стадион «Динамо». Я было сфотографировал на фоне него фонтан, но в дождь эта картина выглядела настолько жалко, что выставлять этот кадр мне совсем не захотелось. Посмотрим-ка лучше на арт-объект «7 сопок».
Как всякий уважающий себя наследник Рима (об этом ещё поговорим), Владивосток стоит на 7 холмах. Только тут они называются сопками. Капитолия или на худой конец Целия среди них не числится, зато есть сопка Холодильник. Что, согласитесь, тоже неплохо. 258 метров над уровнем моря, и это самая высокая точка в городской черте.
Высота столбиков пропорциональна высоте вершин (так что Холодильник вычисляется без труда), и расставлены они в соответствии с реальным расположением сопок на карте (тут примерно вид с юга на север). На самом деле сопок в городе больше 7. Той же Тигровой тут нет. Она хоть и высоты невеликой по сравнению с «главными» товарками, но вполне себе выделяется на поверхности. Ну, вы видели.
Главная городская улица Светланская рядом, а, значит, и находящаяся в её начале популярная столовая с негативным парадоксальным названием «Не горюй».
К венским стульям ещё бы и столы в стиль. Но и без того интерьер здания начала XX века впечатляет. В таком бы скорее престижный ресторан смотрелся уместно, чем столовая. Впрочем, и она вовсе не бюджетная; это слово вообще не про Владивосток.
Рим 2.5
Вопреки всем законам природы обед погоды не улучшил. Видимо, тут это мощное колдунство не действует. Что ж, придётся как-нибудь так.
К главной улице Светланской прилагается главная площадь, которая носит имя Борцов Революции.
На площади много всего интересного, а ещё Спасо-Преображенский собор. Так получилось, что я и близко к нему ни разу не подошёл. Хотя не знал, что собор ещё не сдан, не освящён, и попасть в него нельзя. Просто посмотрел на него – и не возникло желания идти в ту сторону.
Памятник, изображающий красногвардейца в будёновке и со знаменем – один из самых узнаваемых символов города. Он посвящён событиям 1922 года. Тогда после вывода японских оккупационных войск красные соединения Дальневосточной республики вытеснили из Владивостока белых и окончательно установили в городе советскую власть.
Прогулку по Светланской я отложил на потом, а пока что отправился на набережную.
Парадные набережные Владивостока – Корабельная и Цесаревича – проходят по северному берегу длинной (более 6 километров) бухты Золотой Рог. Ничего не напоминает? Да-да, именно так называется длинная бухта в Стамбуле, когда-то служившая северной границей римского Константинополя.
Русские цари с давних пор увлекались идеей заполучить Константинополь (он же «Второй Рим», предшествующий «третьему» – Москве). Может, потому что место очень стратегически важное на границе Европы и Азии у черноморских проливов. Или так они видели своё предназначение в соответствии с культурным кодом, в котором от века засела история про щит Вещего Олега на воротах Царьграда. Отчего-то на турок это должного впечатления не производило, и с Константинополем (точнее, Стамбулом) у России всё никак не складывалось. В то же время экспансия на Дальнем Востоке развивалась вполне успешно. Приморье стало психологической компенсацией за фиаско на другом направлении: Золотой Рог, одна штука – есть, ставим «псису».
Думаете, присочиняю? Ничуть. Дав имя бухте, граф Муравьёв-Амурский окрестил и пролив, отделяющий полуостров от крупного острова к югу от него. И знаете, как он его назвал? Босфор Восточный! Есть на карте Приморского края и Дарданеллы, но это уже вроде бы шутники позднейших времён постарались. Нарекавшие менее значительные объекты офицеры были настроены более романтически, так что некоторые бухты получили имена античных героев.
Честь непосредственного основания города Владивостока отдана солдатам 4-го Отдельного линейного батальона под командованием прапорщика Н. В. Комарова. Во всяком случае, об этом сообщает табличка памятника основателям.
Википедия же упоминает командира транспорта «Манджур» капитан-лейтенанта А. К. Шефнера. Скорее всего, эти версии не противоречат друг другу. Вряд ли сухопутный унтер-офицер мог быть командиром корабля. Видимо, прапорщик Комаров командовал высадившимися на берег пехотинцами, а Шефнер со своим экипажем доставил их к месту высадки.
Название Владивосток появилось по аналогии с ранее основанным Владикавказом и означает именно то, что прежде всего в этом слове угадывается: владеть Востоком. Не такой уж здесь и восток по сравнению с Хабаровском, но суть не в этом, а в том, что Владивосток стал ключом к успешному владению Дальним Востоком. Поскольку для этого требовался флот, а удобного незамерзающего порта на Тихом океане у России прежде не было. С 1871 года Владивосток является главной базой российского тихоокеанского флота.
Ныне эта установленная недалеко от берега субмарина не просто памятник, но ещё и музей.
Где-то неподалёку звучно отбили склянки.
Корабль спущен на воду в Санкт-Петербурге в 1910 году в качестве яхты (посыльного судна) для камчатского губернатора. Первое название – «Адмирал Завойко». Говорит о чём-нибудь? Мне – нет. Оказывается, это первый военный губернатор Камчатки. В 1923 году судно переведено в класс сторожевых кораблей и получило имя «Красный вымпел». В 1958-м выведено из состава флота и превращено в музей. Получается, тут у нас сразу два музейных корабля.
Где-то в бухте ещё обычная стоянка аж сразу двух парусников. Но нынче что-то ни одного не было видно. Парусник – штука приметная, в складках местности спрятать его непросто.
Герб у Владивостока появился в 1883 году. Нынешний его вариант существенно от первоначального не отличается, если не считать отсутствующее обрамление. Почему-то Геральдический совет другим городам его разрешает, а Владивостоку – отказал.
За подлодкой и сторожевиком виднеются опоры и ванты Золотого моста, открытого в 2012 году. Он пересекает бухту примерно на половине её длины. Раньше, чтобы попасть с одного берега на другой, приходилось объезжать вокруг. Пробки при непростой местной топографии дикие были, я так догадываюсь. В генеральный план развития города мост через бухту включили ещё в 1969 году, но, может, ещё долго не построили бы, кабы не саммит АТЭС, проведённый во Владивостоке в 2012 году.
Название своё Золотой мост получил по результатам народного обсуждения. Сложно сказать, что тут повлияло: аналогии ли с Сан-Франциско (сравнение Владивостока с этим городом приписывают Хрущёву, но надёжных подтверждений этому нет), стоимость ли строительства или же просто название бухты.
Не, я понимаю, что кругом террористы шастают, расталкивая друг друга, чтобы первыми тут всё взорвать к чертям. Но можно было как-то эстетичнее ограждение сделать. Всё же центр города, парадный променад и всё такое.
За мостом начинаются владения «Дальзавода» – судоремонтного предприятия, существующего с 1887 года.
Предприятие, как видите, действующее, но часть его территории (ближняя к мосту) отдана под редевелопмент.
Третий этаж явно надстроен позднее: он сильно отличается от нижних двух. Интересно, его разберут?
Ещё одно краснокирпичное здание маячило на горе неподалёку. К нему-то я и направлялся.
Подниматься нужно по улице Баневура, название которой мне показалось знакомым. В детстве я смотрел фильм «Сердце Бонивура», снятый на киностудии им. Довженко в 1969 году (слева – кадр из него). Помнится, фильм мне понравился. Актёр Лев Прыгунов позже не отметился крупными (да и просто главными) ролями, но Бонивур у него получился одновременно харизматичным и романтическим. Вряд ли, впрочем, киногерой имеет много общего с реальным комсомольцем Виталием Баневуром (Бонивуром), убитым белыми незадолго до установления на Дальнем Востоке советской власти.
Памятник Баневуру (скульптор В. Е. Гринева, 1966)
в сквере Комсомольцев больше похож на фанатичного подростка
Тем временем дождь продолжился с новой силой, пока я добирался до католической церкви Пресвятой Богородицы.
Точнее, в 1921 году храм был освящён без башен. Они появились только в начале этого века – уже после того, как здание вернули католической общине в 1993 году. История её появления для России необычна. Ссыльные поляки, разумеется, не при чём: и основан город поздновато для этого, и не стал бы никто отправлять неблагонадёжных на важнейший восточный форпост империи. Нет, католики завелись сами по себе как часть понаехавших чуть не со всего мира строить и обживать новый город. Поэтому, кстати сказать, называть эту церковь костёлом (как порой делают) некорректно. Ныне она действующая, но отчего-то очень закрытая. Хотя вроде ещё не поздно было: просто из-за густой облачности так сумрачно.
Вымок и продрог я к этому моменту основательно несмотря на зонт, и продолжать прогулку никакого желания в себе не обнаружил. Хотя план на день был сильно недовыполнен. На остановку не пошёл (всё равно без пересадки до гостиницы не доехать), а решил вызвать такси. Это оказалось не так просто: не я один решил отказаться от пеших прогулок в этот непогожий час. К тому же, конец рабочего дня. Первая вызванная машина просвистела мимо и умчалась куда-то вдаль, оставив меня недоумевать, что это сейчас было. На второй я всё же уехал по начавшимся ещё часа в 4 вечерним пробкам.
Даже ужинать никуда не пошёл, хотя изначально предполагал во Владивостоке елико возможно вдарить по морепродуктам. Купил продуктов в ближайшем к гостинице супермаркете да и поужинал у себя в номере.
< Уссурийск | Остров Русский > |