14 июня 2022 (вторник). Сопка Змеиная (МСК+7)

Как говорицца, Рица не Ницца

А где же природа? Где здоровый дух приключений? – спросит соскучившийся от городской обыденщины читатель. И эту реплику из зала мы отнюдь не отметём с негодованием как неорганизованную. Спокойно, товарищи, всё будет.

Поскольку одного дня мне вполне хватило посмотреть примерно всё достойное внимания в Хабаровске, а времени на него я заложил куда больше, сегодня, оставив чемодан прохлаждаться в гостинице (нет бы самому чем-то таким же заняться), первым делом я отправился за город. (Уф-ф, вот это предложения я выдал!)

Сначала доехал мало не до Китая конечной трамвая на юге, где на улице Краснореченской останавливается пригородный автобус. Кстати, про обязательность масок в вагоне то и дело объявляли. А всё равно не носит их никто.

На пересадку я приехал, как и предполагал, с запасом, так что осталось время прогуляться по окрестностям.


Краевой дворец дружбы «Русь»

Чем занимаются во дворце дружбы? Скажете, дружбой? Не так всё просто. На первый взгляд, это обычный дом культуры с кружками, хореографическим коллективом и прочей культурной движухой, которую можно устраивать внутри, а можно и на уличной эстраде. И всё это с уклоном в сохранение наследия всех населяющих Хабаровский край национальностей. То есть тут занимаются дружбой народов.

Ещё на карте поблизости красовалось озеро. Это всегда интересно.

Обалдеть, частное озеро прямо в городе. Скорее всего, инвестор купил кусок земли, выкопал там пруд и устроил зону отдыха. Но сегодня она не работала. Только через забор снял всю красоту.

А что, на вид вполне цивильно. Кому в Хабаровске нечем заняться, всячески рекомендую, если недорого (сам-то не приценился).


Никольская церковь на улице с ироничным названием Прогрессивная

Кусачая высота

Автобус 109, развозящий преимущественно дачников, пришёл примерно вовремя. Расписания от «Яндекса» подводили меня не раз, но в данном случае его сведения были в гармонии с реальностью. Немного покатавшись, я высадился посреди леса. Буквально: шоссе, по обеим сторонам стеной деревья, и только грунтовая дорога ведёт куда-то вглубь.

О, свалка. Значит, от цивилизации я не очень сильно оторвался. В самом деле, вскоре попался посёлочек.

Но он остался позади, и я углубился в чащу, разглядывая знакомые и незнакомые растения. Преимущественно лиственные: граница тайги проходит севернее Хабаровска.


Какой-то кустарник, у которого белеют листья

Наверное, это всё же какое-то заболевание, а не штатное поведение для этого растения.


Лилейник жёлтый, если не ошибаюсь

Растение это не редкость и в Европе, но в наших широтах в дикой природе оно не встречается. Таких жёлтых цветков я потом в дороге много видел на открытой местности. Видимо, она им больше подходит, чем заросли. А их родственника я определённо видел на клумбах средней полосы.

Непривычные для меня растения я ещё в городе начал примечать. Вот, например.

Спросил – оказывается, это грецкий орех. О как! Тут вам юг, хоть зимой в Хабаровске куда холоднее, чем в Москве.

Чёткого понимания, куда идти, у меня не было, а карты в таких местах редко отличаются точностью. Но я понимал, что если я ищу сопку, то надо поглядывать вверх. Пришлось с дороги свернуть на тропу. Вполне благоустроенную, с лавочками для отдыха. Ну, или с тем, что считалось лавочкой в отчёте лесничества о благоустройстве лет 20 назад.

По сторонам порой что-то шуршало и похрустывало, причём довольно громко. Это как-то даже малость напрягало. Оставалось успокаиваться тем, что если медведи тут и водятся, то они тоже очень цивилизованные. Как минимум, неголодные. Что до змей (сопка-то Змеиная), то ни одной не видел. Хотя на всякий случай топал посильнее и палку подобрал по земле стучать. Из ядовитых пресмыкающихся в Приамурье встречаются не только гадюки, но и щитомордники. Они куда опаснее.

Никакой сопки за деревьями долго не просматривалось. Но потом она нашлась. Оказалось, что это скала, не особенно-то и высокая. Но с очень крутым подъёмом. В лесу снимать её было темновато, так что вот вам разве что финальный участок возле вершины, где стало посветлее.

Больше всего на подъёме доставала даже не крутизна и рассыпуха, а… муравьи. Тропу, по которой я взбирался, они отчего-то считали своей, и меня на ней вообще не приветствовали. Крупные такие, кусачие. Но до щитомордников им по этой части всё равно далеко, так что погрызли меня нет так чтобы сильно. Плюс летающие кровопийцы. А я ещё и в шортах был (в лес в шортах – это не столько смело, сколько неосмотрительно, пожалуй). В штанах комары да мошки доставали бы явно меньше. С другой стороны, тогда несподручно было бы управляться с муравьями. В шортах я обычно успевал их стряхнуть, прежде чем они добегут до нежелательных к кусанию мест.

Не стоит думать, что фауна Хабаровщины сугубо усложняла мне жизнь. Нет, приятных эмоций от неё тоже было.


Кто-то из пеструшек – эти звери совсем не редкие

Едва я устроился на вершине отлить осмотреться, раздался телефонный звонок. Вроде такая глушь, а связь работает. Скорее всего, потому что на возвышении в прямой видимости базовой станции. Из гостиницы во Владивостоке звонили, завтрашний заезд проверяли. Молодцы, однако.


Лес – наше чьё-то богатство (4567×1200 точек)

Вдалеке виднелся лесной пожар, норовя богатство сократить. Горит Россия нынче как-то очень уж интенсивно. Злые языки говорят, что это потому что бороться с природными пожарами почти перестали. Не до того; геополитика подгорает.

Красотища такая, что закачаешься. Хотя качание лучше отложить до спуска вниз, поскольку на скале это небезопасно.

Вниз я нашел более удобную тропу. Без камней и рассыпухи, на которой запросто можно поскользнуться. И без муравьёв-амурских.

Ещё о птичках

Дендрария в плане на сегодня вовсе не было. Он как-то хитро оказался на моём пути в виде одноимённой трамвайной обстановки. Я как раз обдумывал, чему ещё посвятить время в Хабаровске, поскольку вылазка заняла меньше времени, чем я на неё закладывал. Настроения обедать не было: жарко.

Культурная природа от дикой (ну, полудикой) отличалась асфальтированным дорожками, куда меньшим количеством насекомых, пением птиц (в лесу я разве кукушку слышал) да изрядным количеством кормушек для этих самых птиц.


Вон какой раскормленный скворец: аж в дырку не пролезает

Подписанные деревья (чего более всего ожидаешь увидеть в дендрарии) были, но совсем мало. Отметил маньчжурскую липу, которая отличается от нашей значительно более крупными листьями. К тому же, более мягкими и бархатистыми, покрытыми блестящими на солнце подсохшими капельками каких-то выделений.

А потом потихоньку пошёл по направлению к музею. Не тому, что видел вчера, краеведческому, а Музею истории города Хабаровска.


ЖК «Дендрарий» на ул. Шеронова

Многоэтажки более 20 этажей даже на окраинах (тут не окраина, но я такое и совсем далеко видел) удивляют. Казалось бы, зачем? Это же не Москва.


Городской дворец культуры на углу улиц Ленина
и Ленинградской, где размещается и музей

Ну… Что-то (п)лоховато я в эту поездку музеи для посещения выбираю. Не очень и этот оказался интересным и информативным в плане истории и развития города. Разве что зацепил меня зальчик со всеми хабаровскими градоначальниками и связанными с ними главными событиями. Именно это создаёт ощущение истории. Люди и их дела.


Дизайнеру, впрочем, респект

Но в целом «не ах». Да ещё общая беда многих учреждений культуры в последнее время – кровожадная воинственность, подобострастный одобрямс.


Панно на лестнице с Амурским утёсом на переднем плане

В гостиницу за чемоданом возвращался по Уссурийскому бульвару мимо городских прудов. Днём они особо не смотрятся, в отличие от городской скульптуры, обильно усеявшей их берега.

Последняя на сегодня птичка провожала меня уже на вокзале.

Это верхушка обелиска-памятника российским воинам, принимавшим участие в строительстве Уссурийской железной дороги. Новодел 2006 года, близко повторяющий оригинал, установленный в 1900 году.

По Уссурийской железной дороге мне теперь и предстояло отправиться. Так назывался участок Транссиба от Владивостока до Хабаровска, построенный к 1887 году – заметно раньше, чем железная дорога пришла в Иркутск. То есть строили Транссиб сразу с двух концов. Что логично: порт Владивосток предоставлял удобную возможность поставлять материалы и оборудование морем. Мост через Амур, позволивший сквозное движение по Транссибу, напомню, открыли только в 1916 году.

Что ж, давненько не слышались, Эраст Петрович. Но это уже последняя ночь в поезде. Концовку путешествия буду ночами сибаритствовать в приличных гостиницах.


< Хабаровск Уссурийск >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *