10 июня 2022 (пятница). Ивановка (МСК+6)

Благовещенск, 127,5° в. д.

За ночь я пересёк Амурскую область с севера на юг. А она тоже немаленькая, хотя Иркутской уступает по площади более чем в 2 раза. Из края вечной мерзлоты и тайги я переместился на южную границу страны. Немногочисленные лесные участки в окрестностях Благовещенска – исключительно широколиственные. 50,3° с. ш. – это, на минуточку, немного южнее Белгорода. («На минуточку» – вводное выражение, а не указание, на сколько именно южнее.)

Чем же встречает благовещенский вокзал горожан и гостей их замечательного города? Не поверите, очередным паровозом!


Паровоз серии Л (такой же был в Байкале)

Всё. Достало. Мóчи моей больше нет терпеть неважный поездной уют. А… так ведь больше и не нужно! Нынче целую одну ночь я проведу во вполне человеческих условиях. Широкая кровать без шума и тряски, душ, завтрак и никаких соседей. Заселить меня в 10 утра, конечно, не заселят, но хотя бы можно оставить чемодан без уплаты взноса на шубохранилище актуальному откупщику РЖД. Хватит уже. Да и просто появиться в гостинице пораньше не помешает, дабы проверить, что с моей бронью всё в порядке.


Дорогой вокзал, до скорой (к счастью, не очень) встречи!

Начало моего общения с Благовещенском не совсем задалось, хотя ничего серьёзного: просто автобус ушёл из-под носа. По всей видимости, его расписание в «Яндексе» не очень коррелирует с реальностью. Что сложно назвать неожиданностью. И это скорее упрёк местному организатору перевозок, чем «Яндексу», который публикует то, что получает. Автобусы на городских маршрутах Благовещенска – в основном всякая мелочь (в лучшем случае, Vector). Чего-то подобающего уважающему себя городу почти нет. Но, в отличие от Иркутска, почти не увидишь и списанного «китайца». Что почти удивительно с учётом крайней близости места их (китайцев) исходного обитания.

Впрочем, следующего автобуса я ждал недолго, а потом новости пошли и вовсе хорошие.

Во-первых, по лобби и рецепции впечатление от гостиницы вполне приятное. Почти по всем статьям (за одним существенным исключением) «Дружба» оказалась весьма приличной «трёшкой».

Во-вторых, с моей сделанной через booking.com бронью всё в порядке, никто её не отменил и даже меня о том не попросил.

В-третьих, меня пустили в интернет, и я наконец-то выяснил, что интернет в роуминге внутри России мне дополнительных денег стоить не будет. Получается, можно было и раньше включить, но не хотелось рисковать, не зная броду. А как его узнаешь без интернета?

Про город я в основном завтра расскажу, а пока только первое впечатление о нём. Он как будто застрял в 2000-х, когда повсюду бурно расцветали торговые центры. Ибо до пандемии Благовещенск был важным центром приграничной торговли.


Жанровая скульптура «Челнок», она же памятник
«Труду и оптимизму амурских предпринимателей»

Челноки – это даже ещё 1990-е. Пик мелкооптовой торговли пришёлся именно на то время. Но и тогда товары в Благовещенск больше возили китайцы, чем оставшаяся не у дел при переходе к рынку советская интеллигенция.


Гостиница «Азия» и торговый центр «Небесный». Построено
китайцами на китайские деньги и прежде всего для китайцев

С китайцами нынче в Благовещенске туго, потому что Китай до сих пор на строгом карантине. В городе объявления про маски везде висят, но всем давно на них «индифферентно». Отменили или нет масочный режим официально, я даже не выяснял.

Что интересно, торговые центры тут до сих пор открывают, хотя более-менее везде перестали уже давно. Видимо, по инерции: всё же это проекты, рассчитанные не на один год. И раз уж начали строить ещё до пандемии, лучше завершить, чтобы хотя бы попытаться вложения отбить.


Улица Красноармейская и ТЦ «Фестиваль Парк» (ещё достраивается, откроют в декабре)

Вывески так и пестрят, и вокруг какая-то почти столичная суета. Красоты и удобства городу это, впрочем, не добавляет. Да, что-то ремонтируют и даже тротуарную плитку кладут, но в целом главное слово про Благовещенск – неустроенность.


Китайские помидоры у овощного киоска. Про цены завтра расскажу

Впрочем, обилие торговли в центре сыграло некую положительную роль в моей туристической жизни. Вдруг осознав, что мне нужна дополнительная карта памяти для фотоаппарата, я здесь хоть и не без труда, но нашёл подходящую по приемлемой цене. А ведь полноформатная SD в офлайн-рознице совсем не общее место.


Советское мозаичное панно на здании Амурского педагогического колледжа

Это напротив автовокзала, где я устроился ждать автобуса. Кстати, на «безопасности» тут вовсе не заморочены. На железнодорожном вокзале хотя бы рамка при входе есть, но всем на неё… примерно то же самое, что на масочный режим. А на автовокзале так вообще заходи кто хочешь, бери что попало. В Иркутске в аналогичном заведении страж порядка маячил для пресечения безобразий. В Благовещенске, кажется, может быть разве что страж беспорядка. И он, в соответствии с должностной инструкцией, благополучно забил на трудовые обязанности :).

Жесть авиации, 128° в. д.

На автовокзал меня занесло, потому что в Благовещенске у меня почти полных два дня, но на сам город вполне достаточно одного (без обид). В первоначальном плане, составленном годы назад, один день отводился на вылазку в Китай (тут это можно сделать без визы). Сейчас эта лавочка заперта на большой ржавый амбарный замок. Ещё интерес представляет экскурсия на космодром «Восточный». Особенно если повезёт угадать на запуск. Но запусков нынче не намечалось, и даже на обычную экскурсию я не попадал. Потому что пропуск в ЗАТО Циолковский (где находится космодром) экскурсантам с российским паспортом КГБ оформляет месяц. Поздновато я спохватился. Прочие достопримечательности в окрестностях Благовещенска в основном природного характера, и они труднодоступны. Без машины (желательно внедорожника) одним днём не скататься. Посему выбор пал на довольно-таки малопримечательный райцентр Ивановка в 40 километрах к восток-северо-востоку.

Автобуса, который стоял не только в моём плане, но и в расписании на автовокзале, по факту не оказалось. Реальное положение дел с отправкой рейсов нужно выяснять в кассе, там они откуда-то всё знают. Итого выезжаю на полчаса позже, что стало уже традицией.


На мосту через Зею (из окна снял)

Река Зея, которая впадает в Благовещенске в Амур, пошире оного Амура будет. И, возможно, даже полноводнее. Кроме того, дальнейшее течение после слияния продолжает направление как раз Зеи, а не Амура. Так что тут ещё большой вопрос, кто в кого впадает.

Хотя на глаза попалось несколько заброшенных придорожных заведений, депрессивной местность не выглядит. Явно возделываемые поля; луга, при взгляде на зелёную сочность которых почему-то сразу вспоминаешь слово «угодья». И множество придорожных рекламных щитов агротехнической направленности.


Полный размер 4210×1080 точек

В Амурской области находится 53% всей пашни российского Дальнего Востока (это я на следующий день в музее узнал). Цифры выглядят внушительно, но это просто оттого что сельское хозяйство – вообще не самая сильная сторона Дальнего Востока. Ведь в абсолютных цифрах тучных нив в Амурской области не так уж много, 2,4 миллиона гектаров. Даже меньше, чем в родной Кировской, которая тоже ни разу не всероссийская житница. Зато здесь производится аж 45% отечественной сои. Что ж, не житница, так хотя бы соусница :).

Сюрприз номер уже-не-знаю-который. Последний обратный автобус в Благовещенск отправляется в 15 часов, а не в 16. А это значит, что время у меня есть только на прогулку до музея, на саму Ивановку не остаётся ничего. Музей не в самом селе, до него ещё 3 километра топать. Наверное, можно было бы попробовать раздобыть такси (если оно вообще тут есть, что не факт). Однако по хорошей погоде и добротным пешим прогулкам я успел малость соскучиться, и… В общем, это было ошибкой. В итоге я поймал тепловой удар. На следующий день пришлось озадачиться поисками шляпы: свою, купленную для поездки в Эмираты, я забыл дома.

Но пока что всё выглядело весьма идиллично.


А вот и музей

Несмотря на помпезное название «Дальневосточный аэрокосмический музей» экспозицию сей очаг культуры имеет весьма скромную. Но примечателен сам факт, что он находится не в областном центре, а в селе, где даже нет аэропорта. Лётное поле, понятно, есть, но только для специальных вылетов (включая организуемые музеем экскурсионные).


На этом экскурсантов и катают, как я понимаю – Cessna 182A

Ещё есть две рабочие «аннушки», которые, скорее всего, используются для перевозок в труднодоступные уголки области. На сельскохозяйственные, во всяком случае, непохожи.

Зелёная техника, что позади аэропланов виднеется, не авиационная, а лишний раз напоминает об угодьях.

Отдав небольшую сумму наличности двум мужичкам в просторной сторожке, я отправился знакомиться с собственно музейными экспонатами.


Тут они примерно все (которые целиком)


Бомбардировщик Су-24 (1970)


Многоцелевой самолёт Як-28 (1958)


Тоже «Як», но сугубо мирный (1966)

Без откровений, чего уж там. Увидеть что-то новое я здесь и не рассчитывал. Здорово привлекала возможность посетить Як-40 внутри. У «коллег» я видел видосы, как они в этот самолёт заходят, осматриваются… Ан, нет, самолёт стоит с поднятым хвостовым трапом.

Культурный шок дня. Возвращаюсь к мужичкам за разъяснениями: мол, как же так, не для того я к вам аж с самой Москвы партизанскими тропами с риском для жизни пробирался. И они мне поведали душераздирающую историю. Недавно какой-то пиндос… Уверен, они имели в виду не проклятого американского империалиста, а другой созвучный эпитет, просто постеснялись при столичном госте. Так вот, этот очень нехороший человек украл прибор из самолёта. Да не просто выдрал и убежал, а аккуратно открутил, для чего несколько раз сходил к своей машине за инструментами. А они (простые души) и не просекли, что происходит нечто нештатное. Так что теперь директор ключи от самолёта у них отобрал. Я так догадываюсь, давая обратную связь ротозеям, он использовал куда менее сдержанные выражения, нежели «пиндос». То-то они такие малость пришибленные до сих пор. Откровенно говоря, хотелось даже слегка удивиться: «О, у вас ещё и директор есть? Право, неожиданно!» Но это уже чистой воды снобизм, конечно.

И всё-таки обидно.

Торжество

А ведь Амура я ещё не видел. И, слегка отлежавшись в гостинице от теплового удара, почти твёрдой походкой я отправился на набережную прогуляться перед ужином. Собственно, в Благовещенске даже не сам Амур интересен (река как река), а расположенный за ним китайский город Хэйхэ.


Торговый центр «Юань Дун»

Вывеска кириллицей не оставляет сомнений в том, для кого этот торговый центр предназначен. В данный момент – ни для кого.


А это что-то государственное (во дворе этого комплекса клумба в форме звезды)

Свет, как видите, уже ушёл, так что съёмкой я особо не увлекался. Завтра для этого будут более подходящие условия. Но возникает резонный вопрос: чем на эту буржуазно-коммунистическую красоту может достойно ответить Россия?

Ну, во-первых, мы духовно богаче у нас флагшток больше (фрейдисты, молчать!).

Во-вторых, забор на набережной видите? Это не простой забор. Он длиной километр с четвертью, и в нём нет ни единого прохода. Это на прогулочной-то набережной, на минуточку (опять вводное выражение).

За забором с 2012 года строят «Золотую милю» – девелоперский проект, увидев который, сам Собянин немедленно отправится обратно к карликовым берёзкам кусать локти леммингам (у них же есть локти, да?). А уж китайцы и подавно поголовно попадают в обморок от зависти. Наверное, поэтому и не достраивают: кому нужно землетрясение? Даже почти и не видно, чтобы что-то строили: возле моей гостиницы, например, забор огораживает огромный пустырь.

Гостиницу-то я же ещё не показал.

Это я уже после ужина собрал остаток сил для последней на сегодня прогулки. Потому как по случаю открытия моста через Амур (оно как раз сегодня случилось – во как я подгадал) обещали самый грандиозный в истории города фейерверк и полную иллюминацию Хэйхэ.

Мост находится ниже Благовещенска по течению, но из города его видно.


Снимал с набережной в районе гостиницы с почти максимальным зумом

Народу в тёплый и погожий летний вечер на набережную вывалило видимо-невидимо. Но фейерверк по факту оказался дохленьким.

Я, было, подумал, что раз это самый грандиозный, то прежде тут с этим делом было совсем грустно. Что странно, учитывая соседство что-то понимающих в фейерверках китайцев. Но потом мне дама на рецепции (которая и сообщила о намечающейся движухе) поведала, что на самом деле даже на День города с огоньками было получше. Насчёт же беспрецедентности сегодняшнего шоу – это было недобросовестная реклама (антимонопольная служба, ау).

Куда больше мне понравилась иллюминация у соседей. Так-то с началом пандемии китайцы перестали еженощно светиться на всю катушку, поскольку задача заманивать к себе лаоваев* утратила актуальность.


2321×640 точек


Подсветка колеса обозрения динамическая, конечно же

Так закончилась первая неделя моего путешествия. Позади ночь в самолёте, три ночи в поезде, и три ночи на твёрдой земле. Теперь долгожданная четвёртая, долгожданные душ и мягкая постель. Мы забываем, насколько может не хватать столь элементарных удобств, потому что обращаем внимание, только оказавшись без них. И я пообещал себе больше так над собой не издеваться. Ну, по возможности.

* лаовай (老外) – примерно то же, что гайдзин, только по-китайски


< Тында Благовещенск >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *