9 июня 2022 (четверг). Тында, если можно так выразиться (МСК+6)

Железнодорожные страдания

Ох уж мне эти бескрайние родные просторы. Дано: поезд №376 Красноярск-Нерюнгри проходит 1285 километров от Северобайкальска до Тынды за 25 часов. Вопрос: какова средняя скорость для этого участка пути? У меня получилось больше 51 км/ч. Хм-м… а ведь когда такая скорость выходит по всему маршруту, поезд уже считается скорым (376-й, как явствует из номера – обычный пассажирский). И это он ещё то и дело подолгу стоит на станциях – по часу и больше. Зачем, казалось бы? Я в этом ничего не понимаю, но по опыту точно знаю, что сутки в поезде можно ехать и без таких излишеств. От Усть-Кута (это было между Братском и Северобайкальском) БАМ однопутный, но даже с учётом этого наверняка можно составить более быстрый график движения.

Кстати о путности. Между Северобайкальском и Нижнеангарском железная дорога идёт через цепочку (всего их 4) так называемых Мысовых тоннелей. В этом месте отроги Байкальского хребта подходят вплотную к озеру. Автомобильную дорогу по берегу озера смогли проложить чисто по верху, но железнодорожное полотно – более сложная история. Так вот, тоннели эти, пущенные в 1989 году, широкие, под две колеи. Но вроде бы пока строительство второго пути за Усть-Кутом не планируется. Тому есть веская причина – Северомуйский туннель.

Он самый длинный на БАМе и вообще в России – более 15 километров. Строили его с 1977 по 2003 годы. Да, так долго. Поезда всё это время ходили по временному обходному пути с серпантинами, виадуками и уклонами до 40‰ (для железной дороги это очень много). Геологическое исследование маршрута прохождения тоннеля, выполненное перед его строительством, не выявило проблем, с которыми по факту пришлось столкнуться горнопроходчикам. Мне в силу непросвещённости не описать грамотно эти проблемы и вызванные ими аварии, затягивавшие строительство на целые годы (26 лет возиться никто изначально не собирался). Общая идея такая: настолько сложного в строительстве тоннеля в мировой практике не бывало. При этом он однопутный, и для увеличения пропускной способности БАМа нужно строить вторую ветку. Без этого второй путь за Северобайкальском большого прироста не даст из-за эффекта «бутылочного горла».

Увы, посмотреть на это чудо технической мысли не представляется возможным. Внутри… темно, и это всё, что о нём можно сказать. От станции Окусикан (1370-й километр БАМа) восточный портал тоннеля примерно в километре. За 10-минутную стоянку даже до памятника строителям не сбегаешь. Но выйти подышать свежим воздухом можно.

И знаете, что? Потеплело к вечеру радикально. При том, что мы сейчас и севернее Северобайкальска, и высота тут около 1400 метров (а это выше Поклюки). Поди, и на Байкале нынче к вечеру погода наладилась после кратковременного похолодания.

На пригорок возле платформы многие взбирались, чтобы снять освещённые заходящим солнцем вершины Станового нагорья, через которое мы сейчас пробирались. Не преминул и я.

Это всё ещё вечер 8 июня на самом деле, но я «поездную» часть решил перенести сюда, иначе тут рассказ выйдет совсем куцым.

Вагон у меня оказался не из Красноярска, а прицепной беспересадочный из Москвы. Один сосед от самой столицы и ехал. Ну удивление, не производил впечатление человека, срочно нуждающегося в медицинской или психиатрической помощи. Я-то вряд ли в обозримом будущем отважусь на подобное. Если самолёты летать не будут (а к этому всё идёт), просто перестану далеко ездить.

Возможно, сосед выжил благодаря тому, что вагон был новый, современный и удобный. Я таких ещё не видел.


Столик между верхними полками – очень полезная штука,
хоть и сильно ограничивает вид из окна

Для информирования пассажиров в стену возле купе проводников вмонтирована ЖК-панель.


Тут не только расписание движения можно посмотреть

Век угольного титана на железной дороге подошёл к концу; вместо него теперь встроенный диспенсер с горячей и холодной водой. Красотища! Мне только вот что интересно. Энергопотребление у современных вагонов сильно выросло. В них теперь и климат-контроль, и куча дополнительного оборудования, и розетки чуть не на каждого пассажира. Даже отопление бывает от электричества. На электрифицированной дороге, наверное, электровоз способен питать весь состав (хотя если ещё и отопление… ну, не знаю). А если поезд тащит тепловоз? Откуда мощность? Вроде построили специальные вагоны-электростанции для этого, но что-то я не видел, чтобы их широко применяли.

Из минусов, не относящихся к самому вагону – в поезде нет ни ресторана, ни завалящего буфета. Ду́ша, увы, тоже нет. Ни разу не мылся в поезде (поскольку больше 13-14 часов в нём не проводил много лет), но как-то уже привык, что такое удобство для пассажиров предусмотрено.

Следующая остановка – Таксимо́ (1470-й километр). Время 9 вечера, почти стемнело, да ещё пошёл дождь. Но поезд стоит чуть больше часа, так что прогуляться, взяв зонт, я отправился.


Гидросамолёт АНТ-4 (версия Г-1) неподалёку от вокзала
(на фотоаппарат снял бы лучше, но его с собой не брал)

Только это не настоящий самолёт, а уменьшенный макет. АНТ-4, принадлежавший Витимской изыскательской экспедиции «Бамстроя», в 1940 году потерпел крушение на расположенном поблизости озере. В 1981 году его подняли и отправили в музей в Монине. А в Таксимо в память о погибших членах экспедиции установили копию в масштабе 1:2.

Вокзал ерундовый: маленький и ничего дорожно-полезного в нём нет. При этом приезжающих-отъезжающих на удивление много. Ага, да тут помимо самого посёлка (не особенно большого) ещё и начинается дорога в город золотодобытчиков Бодайбо́. Это примерно в 170 километрах (по прямой) к северу. Причём Бодайбо – это Иркутская область. То есть я уже по Бурятии ехал-ехал, ехал-ехал, а Иркутская область никуда не делась; она тут, рядом. Большая.

Ещё в Таксимо заканчивается электрифицированная дорога, и дальше на восток поезд пойдёт на тепловозной тяге. Ага, может, как раз вагон-электростанцию и прицепляли, поэтому долго стояли?

Но вот и вторая ночь позади. Оказалось, что к долгому железнодорожному путешествию я подготовился из рук вон плохо. Когда по городам ходишь, там всегда можно найти что-нибудь поесть. В поезде с этим куда сложнее. Ресторана, как я уже отмечал, нет, а количество взятого с собой провианта оказалось на сутки категорически недостаточным. Вчера в Таксимо за час-то можно было в город до работающего магазина прогуляться, тут я недотумкал. А теперь до Тынды, которая уже после обеда будет, только в Юктали́ остановка подольше, целых 20 минут. Это уже в Амурской области, причём даже Тындинский район. Просто тут районы такого размера, что иная область поместится. Сибирь-с.


Вокзал Юктали (городской фасад)

Тоже не без выдумки здание, хоть и станция на 2012-м километре небольшая. Её Челябинская область строила, но суровым я бы облик этого здания не назвал :). Оно очень даже гостеприимное. Никакого досмотра при входе нет, и буфет работает. Купил воды и какую-то быструю лапшу. Да, докатился. Так ведь больше нет ничего. А кушать хочется, бо заняться больше особо нечем.


Автотранспорт тут да, суровый

Голод утолён, теперь бы ещё со скукой что-то сделать. Аудиокнига послушана, в судоку поиграно. Пейзаж за окном в лучах летнего солнца взор ласкает, но очень уж он однообразен. Способных здорово оживить его гор в поле зрения не наблюдается. Интересных собеседников среди попутчиков не выявилось. Вечерняя езда как-то легче идёт: позади насыщенный день, и можно делать вид, что ты уже отдыхаешь и готовишься ко сну. С утра же хочется чем-то заняться. А нечем. Между тем до Тынды остаются часы и часы пути. До кучи ещё и без интернета я остался. Оказалось, что в Амурской области у TELE2 нет покрытия, и я от греха подальше интернет отключил. Потом выяснил, что убоялся напрасно: во внутреннем роуминге дополнительной платы за трафик нет. Можно пользоваться как дома. Сильно бы мне это, впрочем, не помогло: сеть есть только на станциях.

Тында, 125° в. д.

О, куда меня занесло. На 13-й десяток градусов пошёл, перевалив в последнюю треть восточного полушария. Как-то так.

БАМ закончился для меня на 2349-м километре, дальше поеду на юг. Между поездами 61 минута, могу ни в чём себе не отказывать. Для начала закинуть чемодан, чтобы не бегать (в данном случае это почти не образное выражение) с ним по городу. Это получилось быстро. Теперь маршрут. Интернета нет, поэтому нет и карт. Когда-то у меня такое уже было, что гулять пришлось по памяти.


Городской фасад вокзала (1986)

Вот она, наглядная разница между интеллигентным нордическим питерским модернизмом и экстравагантным кичливым московским. Да, Тынду строили именно москвичи. А как иначе, если она имеет неофициальное звание «столицы БАМа»? Тында почти равноудалена от Тайшета и от Советской Гавани на Тихом океане. Важнейшая узловая станция: здесь БАМ пересекается с Амуро-Якутской железнодорожной магистралью (АЯМ), идущей от Транссиба в сторону Якутска. Как раз туда свернёт поезд, на котором я приехал. Но ему не так далеко осталось, только до Нерюнгри. Километров 200 – за пару дней доедет, думаю :P.

А на температуру обратили внимание? Ох уж мне эта Сибирь.

Посёлок Тындинский существует с 20-х годов прошлого века. Ему бы вскоре 100-летие отмечать, но его уже отметили 15 лет назад. Нашли в архивах запись за 1907 год об основании на этом месте перевалочного пункта для переселенцев (в рамках Столыпинских реформ). Однако решившие отпраздновать юбилей городские власти начисто проигнорировали то обстоятельство, что документ и населённый пункт не тождественны. Фактически перевалочный пункт не возник (во всяком случае, нет никаких следов этого), а постоянного населения в нём даже не предполагалось. Впрочем, 94 года Тынде или 115 – разница невелика. Вопрос лишь в исторической добросовестности. Она у нас не в чести, ибо всякий может спросить: почему Казани можно, а нам нельзя?!

Как бы то ни было, новая жизнь Тынды началась в 1970-е с возобновлением активного строительства БАМа. С 1975 года она становится городом. Примерно в это же время пущена соединительная ветка с Транссибом, что позволило вести строительства БАМа в обоих (западном и восточном) направлениях от Тынды. В городе находились управление Байкало-Амурской железной дороги (организационно существовала с 1980 по 1996 годы) и штаб всесоюзной ударной комсомольской стройки.

Ну и герб, раз уж я теперь в обязательном порядке гербы привожу. У Тынды он правильный, даже в геральдический реестр внесён (см. справа). Символика более-менее понятна, меня только ступени в нижней части смутили. Оказывается, это 6 брусков. И, будучи уложенными в пирамиду, они «аллегорически показывают Тынду как молодой, растущий город». То есть ёлка рост не символизирует, а лежащие бруски – запросто. Ну, ладно. И, кстати, в 2006 году, когда этот герб приняли, Тында была уже очень далека от роста, пребывая в глубокой депрессии.


Ну вот опять (хотя никогда такого не было)

Это паровоз серии Еа, такой же я видел на станции Половинная КБЖД. Там его установку можно понять. Не то чтобы паровозы совсем никак при строительстве БАМа не использовались. Всякое бывало. Больше того, есть сведения, что соединение Тынды с Транссибом было закончено ещё до войны. Потом его разобрали для строительства Волжской рокады. Но зачем к 30-летию БАМа (так написано на тендере) ставить в 2004 году ленд-лизовский паровоз?! 1970-е – эпоха тепловозов.

Когда-то построенный как технологический, мост через реку Тынду сегодня используется в качестве пешеходного.

По нему быстрее всего можно попасть в центральную часть города.


Река Тында

Да, пейзаж радикально поменялся. Никаких тебе гор, разве что холмики.

Сильно далеко забраться я не мог и не планировал, дошёл только до Троицкого собора.


Кафедральный собор Троицы Живоначальной
(кадровка неудачная, но лучше не выходило)

Да, кафедральный. Вы будете смеяться. Кнопку фотоаппарата уже не нажать, чтобы в кадре не оказалось чего-нибудь кафедрального. В данном случае это не собственная епархия. Хотя по площади Тындинский район в несколько раз больше, скажем, Ломбардии, количество народу в нём исчисляется отнюдь не миллионами, а скромными десятками тысяч. При этом архиерей Благовещенской епархии зачем-то носит титул архиепископа Благовещенского и Тындинского, что позволяет ему иметь в Тынде второй кафедральный собор.

В общем-то, в католичестве такие штуки в порядке вещей, хотя там собор, строго говоря, один, а всё остальное – со-соборы. Да тут и украшательство на территории какое-то… настораживающее :). Со статуей православная традиция вообще не очень дружит, а уж чтобы откровенно неканонического ренессансного вида, да ещё на столбе… Просто идеологическая диверсия.

Ну и всё. Пора возвращаться, чемодан заждался.


Улица Красная Пресня

Ну да, а что вы хотели от москвичей? Что построенную ими улицу назовут Елисейскими Полями? Нет, максимум – Верхними. А в Тынде и Арбат имеется. Только это не улица, а торговый центр.

Дома-то слева этажности немалой. Для города с населением менее 29 тысяч человек (если он не пригород чего-нибудь крупного) это необычно. Дело в том, что построены они ещё в 1986 году, когда народу в Тынде было в 2 раза против нынешнего. Город тогда действительно рос (на максимуме в 1990-м – более 63 тысяч). Планы были большие, на стотысячник замахивались (и межгалактический шахматный турнир). Однако БАМ возложенных надежд не оправдал, и столица его тоже захирела.

Конец моим страданиям, или Сковордино, 124° в. д.

Без интернета номер вагона в приложении не посмотришь, а бумажные билеты я уже много лет не распечатываю. Так-то вопрос вполне решаемый: подходишь к проводнику любого вагона, даёшь паспорт, она проверяет и говорит, какой у тебя вагон. Но я на обратном пути заскочил на вокзал, там есть Wi-Fi.

На сей раз столика для верхних полок в купе не оказалось. Жаль, я уже успел привязаться к нему. Зато на антресолях для вещей были сейфики. Тоже вещь полезная. Диспенсер для воды на сей раз не встроенный, а отдельно стоящий. Душа в поезде опять не оказалось. А уже очень-очень хотелось.

Зато в поезде был ресторан. Так что я не слишком расстроился тому, что продуктов мне в Тынде купить не удалось. Магазин недалеко от станции есть – с нормальным ассортиментом и с самообслуживанием. Но очередь на кассе… Не, если бы сильно прижало, я бы, конечно, попросил пропустить меня, поскольку времени до поезда оставалось всего ничего. Но прижало не сильно, и взаимодействовать с отчасти нетрезвой (несмотря на сравнительно ранний час) толпой мне не захотелось.

Не припомню, чтобы мне прежде доводилось трапезничать в вагоне-ресторане. Дороговато, конечно, и выбор скудный, но в целом приемлемо. Всё не доширак. Народу немного, всего несколько столов занято. Хотя вообще поезда идут полные. Только в прошлой поездке одна полка в купе несколько часов ночью попустовала. И по поезду идёшь – не видно, чтобы где-то были свободные места. Ладно, я в отпуске путешествую. А остальных-то куда понесло?! :D

К ночи мы миновали пресловутое соединение БАМа с Транссибом и надолго остановились на станции Сковородино.

И что же я обнаружил на перроне? Вопрос риторический.


Смотри-ка, опять П36

На Транссибе это вполне законный локомотив, не придерёшься. Однако просто обострение закона парных случаев сегодня. Второй Еа, второй П36. А в Сковородине ещё и чего понеобычнее есть.


Макет паровоза Черепановых, созданного в 1834 году

Но не более или менее экзотические локомотивы мне душу грели. Глаза бы мои уже на них не глядели, откровенно-то говоря. Нет. А вот предвкушение, что уже завтра прервётся моя затянувшаяся железнодорожная эпопея, ещё как поднимало настроение. Да хорошая погода, пожалуй… немного.


< Северобайкальск – Нижнеангарск Ивановка >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *