14 декабря 2013 (суббота). Столица

Венское солнышко

В окнах нашей квартиры почему-то всё время показывали задний двор местной школы. А вот её фасад.


Написано: Школа города Вены

Применив приобретённые в Италии познания в геральдике, я принял имперский белый крест на красном фоне в гербе Вены как должное. Имперская столица, вроде как. Ну, была когда-то.

Итак, добираться до центра нам нужно было на трамвае. До Бельведера (нижнего) две остановки, до ближайшей  центральной площади Шварценбергплац – три. Бельведер оставили на завтра.


Фонтан и перспектива Шварценбергплац (площадь длинная, около полукилометра)

Фонтан по случаю зимы, конечно, не работал, но главная достопримечательность здесь всё равно не он, а памятник советским воинам. Но он был категорически против солнца, так что тоже остался на другой день.


А это хоть и не досто-, но вполне себе примечательность

Функции Арбата в Вене выполняет улица Кернтнерштрассе (Kärntner Straße). Это в честь Каринтии, одной из земель Австрии, где мы как раз уже побывали.


В самом деле, арбат как арбат, ничего особенного. Без фонарей, разве что

Ничего особенно интересного не обнаружилось и в туристическом инфоцентре. Впрочем, лично мне для счастья бесплатной карты вполне достаточно.


Музей графики «Альбертина» с памятником эрцгерцогу Альбрехту –
как раз напротив инфоцентра

Музей, как я вычитал постфактум, один из самых посещаемых в Вене. Само по себе его название, вроде, и не на слуху, но по именам авторов он посоперничает с самыми прославленными галереями мира. Тут и Леонардо с Микеланджело, и Рубенс (тоже, оказывается, не только кисточкой махать умел), и Босх с Дюрером… Но мы туда не пошли. Может, в другой раз.

Заход в инфоцентр, с одной стороны, дань традиции. С моей-то основательностью подготовки это не бог весть как нужно. Но всё же оно (посещение) как бы ставит некую точку отсчёта: так, теперь мы занимаемся городом по-настоящему. До этого же мы просто озирались по сторонам без строгой научной основы, просто по пути к инфоцентру :).

К примеру, в Питере турист на строгой научной основе первым делом куда пойдёт? На Дворцовую площадь, вернее всего, к Зимнему («Эрмитажу»). А в Вене это Хофбург. Тоже зимняя императорская резиденция, так что всё логично.


Новый Хофбург (это его южный фасад) – лишь небольшая часть огромного комплекса Хофбурга


Он же, только ближе

Сочетание относительно светлого и тёмного не даёт этому ампирному зданию (законченному, кстати сказать, всего за пару лет до первой мировой) выглядеть совсем уж уныло. Но в целом… скучновато. Это ещё погода солнечная была. А в пасмурную, должно быть, вообще депрессивное зрелище.

Южным фасадом Новый Хофбург смотрит на небольшой парк Бурггартен с памятником Моцарту.  Место весьма козырное, что соответствует статусу Вольфганга Амадея как не только зальцбургского, но общеавстрийского «всё».


Ох и запарился я ждать, пока никто не будет позировать
на фоне Моцарта. И то чья-то тень в кадре

И тут же ещё один памятник несколько иного свойства. Так сказать, от нашей культурной столицы – вашей некультурной. В смысле, просто столице.


Это недавно в Вену приезжал играть в каком-то еврокубке питерский «Зенит»

С севера же Новый Хофбург обнимает обширную площадь Хельденплац (стало быть, тоже Геройскую, как и орга́н в Куфштайне), что с давних времён положено самым помпезным сооружениям.


Памятник Евгению Савойскому

Имя «принца Ойгена» (так называется Евгений Савойский по-немецки) часто попадается на глаза в Вене. Он не только достойный стоять на площади герой, но и вообще личность безусловно неординарная. Происходит он, как понятно по «фамилии», из Савойского дома, гнезда усатых королей. Но прославился «Ойген» не на родине, а как выдающийся имперский полководец. Не всегда ведь Савойская династия враждовала с Австрией. Самые знаменитые победы Евгения над турками относятся к началу XVIII века, когда имевшего претензии к Австрии Сардинско-Пьемонтского королевства ещё не существовало.


Ограда Хельденплац со стороны Рингштрассе

Птички над воротами явно не очень старые. Стилистика их какая-то… настораживающая. Возможно, их появление связано с тем фактом, что именно с балкона Нового Хофбурга, выходящего на Хельденплац, Гитлер объявлял об аншлюсе.

Следующая достопримечательность по Рингштрассе (аналог Садового кольца, только поменьше) – здание парламента.

Чуть далее – неоготическая ратуша с главным рождественским базаром в сквере перед ней.

Деревья к Рождеству украсили основательно и все по-разному. Помимо «снеговикового» дерева, было «скрипочное»…

… «сердечковое»…

… и прочие.

Рождественский базар тут вполне обычный, разве что самый многолюдный. Толкотня преизрядная. Даже в туалет была очередь: в Европе я очередей у аналогичных заведений даже на биатлонном стадионе длиннее не видел. Видимо, глинтвейн-с :). Замечательная штука. Делает зимний туризм намного приятнее. И согревает, и настроение повышает. При этом сколько-то заметного опьянения на холоду не чувствуешь. В общем, одна сплошная польза. Если не злоупотреблять, конечно. Сотоварищи мои, видимо, данную позицию вполне разделяли и тоже решили пропустить по кружечке. Но когда Настя возвращала «тару», залог ей отдали только за две кружки из трёх. На попытку предъявить претензию парень-ларёчник тут же включил режим verstehe nicht («не понимаю») и потерял интерес к продолжению диалога. Хотя за секунду до этого изъяснялся по-английски вполне сносно. Явно схема отжимания евров у туристов на поток поставлена; очень уж отработанно всё произошло. Этот засранец явно ожидал подобного развития событий. Надо сказать, что он всё же был не австриец, а какой-то югослав. Как-то не везёт нам с «братьями».

Впрочем, закончилось всё благополучно. Дима, всегда самоотверженно и бескомпромиссно стоящий на страже семейного бюджета, поднял такой хай, что коллеги парня внимательно на него посмотрели и что-то сказали. Деньги Диме, конечно, отдали. Я аж восхитился.

Что ездит по Вене

Про трамваи я уже упоминал.


Есть старые


И новые сочленнёные – настолько гибкие, что, кажется, ещё немного, и завяжется в узел


А ещё есть такой – Christmas Edition, так сказать

Троллебусы в Вене тоже есть, но несколько странные.

Увидеть подобное я вовсе не ожидал, поскольку в Сети в основном попадается информация о том, что троллейбусная сеть в столице Австрии… таки да, была, но давно ликвидирована. Кажется, что такая конструкция токоснимателя (полупантограф, а не привычные штанги) ликвидирует одно из главных преимуществ троллейбуса перед трамваем – возможность маневрировать на дороге. Но, как я в конце концов раскопал, троллейбус таким макаром только заряжается (то-то стоял так долго). А ездит он преспокойно и вовсе без контактной сети. Так что это электробус.

Есть в Вене и метро.

В общем-то, метро как метро; ничего особенного. Вполне утилитарное; путевые туннели, как видите, вообще без отделки. 5 линий, 104 станции – право, неплохо для города населением меньше Минска.

Есть и другие виды транспорта, которым электричество не требуется. И я не про автобусы.

Фиакров в центре на удивление много. Мы их и в Зальцбурге видели, но тут из-за массовости можно предположить, что это вполне себе вид транспорта вроде такси, а не только туристическое развлечение. Хотя, конечно, это именно оно и есть. Будь потеплее, мы бы, может, и подумали, не испытать ли такой способ передвижения. Хотя стоимость, я читал, сопоставима с прогулкой в венецианской гондоле. И пахнут эти повозки отнюдь не фиалками: какать лошадкам на мостовую не позволено, так что отхожий продукт конской физиологии падает в прикреплённые к филейной части животных мешки и возится с собой, распространяя по столице деревенское амбре. Самый смак достаётся коляске. Гондола, пожалуй, в этом смысле несколько приятнее.

Кирхи

Продолжим нашу пешую прогулку по Вене. Если от ратуши пройти ещё по Рингштрассе, то увидишь впечатляющую неоготическую церковь Вотивкирхе.


Ремонт фасада общую картину, увы, не украсил

Внутри посмотреть не очень получилось, потому что вовсю шло какое-то действо. Не служба, а что-то предрождественско-благотворительное. Много детишек. И в палатке перед входом (её угол виден на фото) явно собирались что-то раздавать.

Но Дима всё же ухитрился сфотографировать витраж, за что ему отдельное спасибо наравне со спасением двух с половиной евро из загребущих лап недобросовестных глинтвейнщиков.

А вотивной церковь называется, потому что построена она в память о спасении императора Франца Иосифа от покушения в 1853 году. Открыли кирху в 1879 году. Качество исполнения, согласитесь, достойно лучших образчиков этого стиля. До миланского собора, пожалуй, не дотягивает, но очень, очень радует.

Видел картинки этой церкви, снятые ночью – фасад смотрится просто шикарно благодаря удачной подсветке. Но это не тогда, когда на нём такое «украшение» как сейчас.

Мы же, пока не стемнело окончательно, двинулись к ещё одной церкви. Тоже готической и на сей раз вполне почтенного возраста.


Миноритенкирхе (XIII-XIV века)

Столь причудливая форма здания, лишённая стройности и законченности (даже апсида не по центру, а чёрт-те где), казалось бы, намекает на многочисленные достройки-перестройки. Но в Википедии ничего про существенные переделки я не нашёл. Закончили в 1350-м, и всё тут.

Церковь считается итальянской (т.е. здесь окормляется итальянская община). Внутри довольно много надписей на итальянском. А ещё очень темно, так что все мои попытки что-то снять закончились безоговорочным фиаско. Мы даже умудрились проглядеть главную «фишку» этой церкви – мозаичную копию «Тайной вечери» Леонардо. Вроде, за деньги там подсветку можно включить, но при нас никто не разорился, а то бы мы увидели. И это непростительный туристический косяк.

Но, как говорится, всё к лучшему; есть за чем ещё раз съездить в Вену. Она ведь совсем не далеко, если разобраться. Из столиц бывшего «западного мира» самая близкая к нам. Кстати, понять не могу, почему авиабилеты дорогие на этом направлении. Вроде, 4 перевозчика работают, конкуренция есть. А билеты стабильно дороже, чем в Берлин. Примерно по цене Мюнхена, который и дальше, и востребованнее: всё-таки значительный глобальный хаб.


Бруно-Крайский-Гассе. Закат в Вене

Увы, зимний день короток. Но в большом городе жизнь с закатом не замирает. Почти в центре Вены есть обширный рынок Нашмаркт, который частенько упоминается и в туристических путеводителях. Мол, очень аутентично, и если хочешь проникнуться подлинным венским колоритом, то заглянуть нужно непременно. Заглянули.

Не скажу за аутентичность (откуда ж мне знать, как должен выглядеть настоящий венский рынок?), но туристов там оказалось полно. Кабаки переполнены – особенно имеющие какую-то известность на туристических сайтах. В некоторых накурено так, что можно топор вешать. Ценник… соответствующий. Что ж, не все достопримечательности оправдывают ожидания и свой рейтинг на Tripadvisor’е.


< Новые дорожные приключения Бельведер >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.