24 октября 2021 (воскресенье). Вокруг да около Ларнаки

Неприступная твердыня православия

Сказал бы по традиции, что мы тепло попрощались с гостеприимными хозяевами, но с этим не сложилось. На рецепции тут часто подолгу никого нет: чай, не Ritz-Carlton. Ждать не стали, оставили ключи да поехали. Вылет вечером (назначили вчера лишь немногим ранее стоявшего в расписании), чемодан оставлять нужды нет: он неплохо полежит и в багажнике.

Впереди, таким образом, больше половины дня. Далеко не поедешь, а прокатиться по окрестностям Ларнаки – милое дело. Начали с церкви Панагия Ста́зуса, что стоит одиноко неподалёку от деревни Клавдия́.


Παναγία η Στάζουσα

Настоящая готика XIV века. Первоначально она принадлежала католическому монастырю, от которого почти ничего не осталось. При османах здание использовалось для хозяйственных нужд. Восстановлен храм (уже как православный) сравнительно недавно. Убранство всё новое.

Среди икон аж 3 «Живоносных Источника». Нашёл на одном сайте, что это второе посвящение этой церкви.

Этот иконографический образ предполагает изображение Богородицы с Дитём в чаше. Тут из чаши ещё что-то вытекает, и опознать в этом воду затруднительно. Искусство условно, а искусство религиозное и подавно на правдоподобие не претендует.

Без чего ещё не может обойтись уважающий себя храм на Кипре? Конечно же, без котиков! Их тут есть.

Вполне себе накормленные и напоенные; довольные своей состоявшейся кошачьей жизнью. Не то что у мечети Хала-Султан-Текке.

Мы около церкви никого не видели, кто мог бы хвостатых опекать, но вроде бы церковь нынче относится к монастырю Ставровуни. По прямой до него здесь всего 5 километров. А по дорогам все 20.


Видите большое здание на вершине?

Ещё до Панагии Стазусы мы видели группки школьников, движущихся пешим порядком по сельской дороге. Потом наткнулись и на «станцию», где взрослые контролировали проходящих детей и давали им воду. Получается, у них нынче организованный пеший поход по родному краю. В одном месте мы остановились поснимать, и навстречу как раз проходила стайка девочек. Поздоровались. Попозировать они не оказались.

Ехали мы именно к Ставровуни, он стоял вторым пунктом в плане на сегодня. Когда мы оказались с противоположной стороны горы, и стало ясно, что дорога дальше круто взбирается на неё, тут-то я и понял, что прежде виденный «замок на горе» был монастырём.

Вот он в приближении.


Есть, есть польза от дальнобоя :)

Примерно 650 метров над уровнем моря Google Earth показывает. Это ведь не центр Троодоса, а его восточная окраина. Но всё равно виды с горы дивно хороши.

Ну как, горы́; горки. Но если придётся пешком подниматься (а тут такой аттракцион предусмотрен), то мало не покажется. Мы же самым оппортунистическим образом заехали наверх на машине и встали на обширной парковке, рассчитанной на немалое количество разнообразных посетителей.


В том числе таких

Я имею в виду, что посетитель – мотоциклист. Котики-то местные.

У них тут тоже всё хорошо. Что и неудивительно: заботится о них и об обитающих при Панагии Стазусе один и тот же монастырь. Наверное, там есть специальных монах, который отвечает за накормленность и поглаженность котиков. Кое-кто скажет, что это просто работа мечты, и тут же полезет выяснять адрес и условия поступления. Но я для этого человека специально отмечу, что монастырь мужской. :)

Помимо хвостатых, на парковке встречает часовня Всех кипрских святых.


Πάντων των εν Κύπρω Αγίων

И это единственная часовня, какую я видел на Кипре. Точнее, я почти уверен, что слово παρεκκλήσιον в данному случае нужно переводить именно так, хотя дословно это, скорее, придел. Как видно, постройка совсем не старая. Вероятно, построена, чтобы посетители, не попав в монастырь, всё же смогли выразить почтение древней обители.


Интерьер часовни


А это собственно монастырь с близкого расстояния

История возникновения Ставровуни́ теряется в веках. По легенде, основала обитель аж сама Елена Равноапостольная. Но её появление в этой истории является необходимым уже потому, что монастырь претендует на обладание частицей Креста Господня. Более-менее достоверно известно о существовании монастыря с XII века, но даже с той поры он не действовал непрерывно. Веками тут то католики сидели, то вообще заброшка была, где мог разве что какой отшельник пристанище найти.

Насчёт датировки актуального здания (на снимке выше) я ничего не нашёл. Выглядит старинно. Скорее всего, перестройка развалин, сделанная в конце XIX века при возобновлении монастыря. Возрождали монашескую жизнь выходцы с Афона. Наверное, именно поэтому устав тут наиболее строгий из кипрских монастырей. Правила посещения – вообще закачаешься. Я неспроста выше упоминал, что внутрь попадают не все. И дело далеко не только в ограниченных часах посещения.

Посмотришь на таблички у ворот монастыря, и кажется, что войти во врата рая попроще будет.

Во всяком случае, никогда не слышал о том, чтобы рай был закрыт для женщин. Ладно, положим, мизогиния – известный афонский пунктик, по нынешним просвещённым временам весьма одиозный. Но и представителям «правильного» пола нельзя входить ни с какими сумками, даже с маленькой поясной. Интересно, в чём я опиум для народа обратно понесу? Электронные устройства (по крайней мере, наиболее популярные) проносить тоже нельзя. Оцифрованный религиозный дурман тоже, таким образом, отпадает. Если подумать, не подпадают под запрет микроволновки и авоськи. Интересно, если бы я с микроволновкой в авоське пришёл, меня бы с ней впустили? Электричество-то в монастырь провели ещё в 1980-е, розетки там есть (скорее всего, нескрепно-басурманские, как и на всём остальном острове). Больше того, на одном из снимков выше видны солнечные батареи – воистину диавольское измышление!

Чуть не забыл. Запускать дроны в окрестностях монастыря тоже нельзя. Интересно, как они с этим борются. Крестным знамением сбивают окаянные устройства или святой водой из водомёта?

Посмотрели мы на всё это… и не пошли туда. Оставить всё добро в машине не проблема, по большому счёту. Даже в штаны переодеться можно. Просто когда сталкиваешься с подобным мракобесием, желание возникает только одно – послать их к чёрту.

Посещение горы и без монастыря того стоит.

Смотрел-смотрел, так и не понял, что за светлые полосы идут по гребням. Это не дороги. Но что-то явно искусственного происхождения. На острове такое загадочное землеустройство то и дело попадается.

Ле́фкара

Если вы прогуливаетесь по епархии (то есть округу) Ларнака, хорошим тоном считается заглянуть в село Лефкара. Точнее, оно называется Пано-Лефкара (Πάνω Λεύκαρα) – Верхняя Лефкара, поскольку есть ещё деревенька Като-Лефкара, которая как раз Нижняя.

Находится Лефкара между отрогами Троодоса в ерунде километров по прямой от Ставровуни. Но где езда по прямой и где отроги Троодоса? Так что без казуса не обошлось и тут. Немного перепутали две едва расходящиеся дороги и, газанув в крутой подъём, буквально влетели с рёвом во двор частного дома, где жильцы как раз собирались немного расслабиться у бассейна (да, это был не самый простой дом, но Лефкара и не самое простое место на Кипре). Я бы не сказал, что они сильно удивились. Похоже, такое с ними периодически случается из-за того, что место посещаемое, а навигация тут в самом деле непростая. Они нам ещё и развернуться помогли в тесноватом для автомобиля дворе, чтобы выехать. Милейшие люди.

Начали мы со смотровой площадки, которая находится выше в горах.


Панорама Пано-Лефкары

Славится Лефкара тремя вещами. Во-первых, она считается одним из красивейших населённых пунктов Кипра. Тут не знаю. Как по мне, это очень средненький итальянский уровень, и там такой городок едва ли претендовал бы на членство в клубе «Самые красивые борго Италии». Во-вторых, Лефкара славится своими кустарными изделиями из серебра. То, что я видел в музее народного быта в Никосии – в основном работы здешних мастеров. В‑третьих, лефкарское кружево, внесённое в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Что немного странно, поскольку кружево очень даже материально.

Я так догадываюсь, на печати Лефкары (справа) как раз и изображены предметы её городости. Некая посуда стоит на орнаменте, напоминающем и кружево, и (немного) логотип нематериального культурного наследия.

К востоку от Лефкары находится водохранилище Дипотамос.


А там уже и море недалеко

До водохранилища мы на сей раз не доехали хотя бы по причине недостатка времени. А в само село заглянули. Парковку нашли чудом. В Лефкаре это намного сложнее, чем даже в Лимасоле. Там хотя бы платные есть. А тут любую поискать, потому что почти нет свободного пространства. Застройка плотная, улочки узкие. По ним проехать-то, не вступив в физический контакт со стеной, зачастую непросто. Но Юра справился, я лишь немного ему подсказывал, сколько миллиметров у нас осталось слева. В одном месте было совсем мало.

Слева на последнем снимке заезд на парковку, где нам повезло: одна машина как раз уезжала, освободив место. Это под местной приходской церковью. На следующем снимке в правом нижнем углу видны стоящие машины.


Крестовоздвиженская церковь (снимал со смотровой на горе)

Машины там и выше, прямо рядом с церковью стоят, но это какая-то блатная парковка. Видимо, надо знать, кого попросить, чтобы тебя туда впустили.

Сама церковь восходит к началу XIV века, но сильно перестроена. В последний раз – в середине XIX века, когда наос был увеличен и добавлена колокольня.


Актуальная роспись купола, скорее всего, к тому же времени относится


Царские врата резного иконостаса, созданного в 1740 году

Тут подошла бдящая дама и сказала «No foto». Сказать вовремя – это очень важно. Потому что в результате и мне хорошо (я уже всё сделал, что хотел), и ей благоугодно (она потешила своего внутреннего вахтёра, эффективно пресёкши беззаконную покражу святости).

В остальном Лефкара – колоритное местечко, по которому приятно погулять и посмотреть на то, что собой представляет сравнительно небольшое кипрское поселение. Конечно, она совершенно туристическая, но я плохого в том не вижу ничего, кроме цен в кабаках. Зато их (кабаков) в избытке. И даже в самое что ни на есть обеденное время найти свободный столик труда не составило.

Да, я опять затащил брата в кабак. Он опять остался не очень доволен, потому что когда думаешь не о том, как вкусно поесть, а о том, как можно было на обеде сэкономить, удовольствие вряд ли получишь. А я так с приятностию приобщился к нормальной кипрской мусаке. У нас она на ужин в гостинице как-то раз была, но так себе. Блюдо это интернациональное, и в каждой стране или даже местности имеет свои существенные особенности. Собственно, даже внутри Кипра она может быть в разных вариантах. Но все из них, увы, включают баклажаны. Пришлось с этим смириться.

Обслуживали не очень быстро, надо сказать. Быстро – это вообще не очень про Кипр. Восточная неторопливость, философское отношение ко времени тут в почёте. Деньги за употреблённое у нас забрать тоже никто особо не стремился, и я сам пошёл в зал расплатиться (мы сидели на воздухе во внутреннем дворике). Там застал диалог хозяки (или управляющей) с официантом, подаривший мне два наблюдения. Во-первых, по манере общения они явно были родственниками, что сложно назвать неожиданностью. Во-вторых, минимум половину слов в этом диалоге я знал, но это не был ни один уже знакомый мне язык.

Спрашиваю (по-русски, будучи вполне уверенным, что она меня поймёт): «А вы на каком языке сейчас разговаривали?» Оказывается, это был болгарский. И мы поели в Лефкаре греческой еды в ресторанчике, который держит болгарская семья.

Провести в Лефкаре немного времени в этот тёплый день прощания с Кипром было славно. Но осталось ощущение, что я её толком не увидел. Что, наверное, так и есть.

Вечер авиации

Про последние посмотренные в Ларнаке достопримечательности я уже рассказывал. Машину заправили, до офиса доехали. Владимир отвёз нас в аэропорт, времени до вылета оставалось ещё с запасом. Регистрация уже началась, но очередь совсем не располагала к тому, чтобы принять в ней участие. Лучше подождать: может, рассосётся.


Это всё на наш рейс. Большие чартеры – зло!

Устроились напротив входа в терминал, наблюдая за суетой привокзальной площади.

Аэропорт Ларнаки хоть и крупнейший на острове, большим его не назовёшь. По итогам 2021 года пассажиропоток составил 3 с половиной миллиона человек. Это больше Минеральных Вод, но меньше Калининграда. А в доковидном 2019 году Ларнака значительно превосходила даже Сочи.

Саи посудите, ну кто захочет лететь в аэропорт, в котором закрыты вообще все едальни?! Только снаружи в отдельном здании работает Costa Coffee. Хотел было приобщиться, но эспрессо за 2,95 евро – это ни в какие ворота.

Добраться до аэропорта можно из Ларнаки на обычном рейсовом автобусе за полтора евро, но многие прибывают на такси.


Такси подъезжает к аэропорту

Шестидверные трёхрядные «мерседесы» – местная фишка. Видимо, туристы часто ездят группами более 4 человек, так что имело смысл заказать специальную модификацию (может статься, она выпускается только с правым рулём). Больше-то таких я нигде не видел, а тут их много.


Аналогичное такси на парковке в Пафосе

Чтобы скоротать время, пошёл взглянуть на лётное поле. Оно расположено ниже привокзальной площади и хорошо с неё просматривается.

Бортов Wizz Air в Ларнаке изрядно. Эта авиакомпания – седьмая в Европе по объёму пассажирских перевозок, так что вполне может доминировать на некоторых направлениях и в некоторых аэропортах помимо домашнего Будапешта. Я тогда ещё не знал, что вскорости мне предстоит познакомиться с ней ближе.


A320 взлетает

Как оказалось, в плане съёмки тут место даже более удобное, чем пляж Маккензи. Но картинка без моря и пляжа выглядит не столь эффектно. Просто самолёты и небо.


Тоже A320, но уже с добавкой neo. Состоит в ливанской Middle East Airlines

Этому, получается, совсем близко лететь. Не уверен, что он даже успеет эшелон занять.


Этот тоже вряд ли далеко собрался (не знаю, что за самолёт)


Очень похоже на Bombardier Challenger 300

В бизнес-джетах я не очень разбираюсь. Могу только уверенно предположить, что лететь на нём было бы удобнее, чем в набитом 777-м :).

Очередь на регистрации действительно постепенно уменьшилась до более-менее терпимой длины. Только пока мы после этого прошли контроль и вышли в конкорс, нас уже вовсю «ластколлили» (т. е. приглашали срочно пройти на посадку). Не вообще пассажиров нашего рейса, а конкретно нас по именам. Это немного напрягало, надо сказать. Я уже говорил, что большие чартеры – зло?

А от Кипра в целом осталось весьма приятное послевкусие. Он тёплый и дружелюбный. Только питьевых фонтанчиков почти нет, посему вынужден раскланяться без этого традиционного для европейской поездки дополнения.

Будьте здоровы!


< Лимасол и Троодос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *