7 августа 2012 (вторник). Флоренция

О святом духе и наполеоновой ванне

Рано утром что-то страшно загрохотало на улице. Дивные звуки издают эти мусорные баки, когда их опустошают. Грохотало довольно долго (может, это и не баки были? но очень похоже), но я не то чтобы сильно проснулся. Шум от соседок-китаянок, начавших поутру поочерёдно посещать «места общего пользования» аккурат около нашей двери, помешал куда сильнее. Тем не менее, к 8 часам удалось более-менее выспаться.

Приветливая Тереза проводила нас к завтраку. Достаточно обильно и вкусно. До уровня Алессандры, конечно, не дотягивает, но всяко лучше, чем было, скажем, в Бриксене. И вот мы уже бодро топаем по улицам Флоренции в сторону палаццо Питти выполнять план по посещениям музеев. И инвентаризировать наше Всемирное наследие, раз уж исторический центр Флоренции в оное зачислен чохом.


Виа-делла-Скала

Судя по картам Google, за забором там немаленький сад. Во Флоренции большинство островков зелёных насаждений находятся за заборами и для публики недоступны. Даже за деньги. Публичных парков или скверов – раз, два и обчёлся.

А я тем временем на свежую голову рефлексирую своё отношение к происходящему. В прошлый раз моё состояние можно было описать словами «Ух ты, я в Италии. Ну ничего ж себе!» Нынче же это «Я в Италии. А где же мне ещё быть-то? Всё нормально». И никакого нерва. Ну, так неинтересно.

Заглянули пощёлкать (фотоаппаратами) к церкви Санта-Мария-Новелла. Новелла – она только по флорентийским меркам новелла. Церковь, вообще-то, закончена практически в нынешнем виде ещё в XIV веке. Только раннеренессансный декоративный фасад в стиле уже построенного к тому моменту собора Санта-Мария-дель-Фьоре приделали позднее. А в остальном это достаточно строгая готическая базилика.


Это я просто решил повыпендриваться с бронзовой черепашкой,
подпирающей один из обелисков на площади. Пока – плохо


Виа-дель-Соле

Наверное, на этих фундаментальных ренессансных лавочках по вечерам собирались не менее фундаментальные ренессансные бабушки и обсуждали нравы ренессансной молодёжи :). Хотя, может, это и барокко уже.

На Виа-де-Торнабони милая сердцу каждого москвича картина – «укладка тротуарной плитки». Но едва я сделал пару снимков, как дядька в оранжевых штанах начал кричать мне, перекрикивая даже отбойный молоток: «No photo!» Какие же всё же итальянцы любители всё запрещать по поводу и без оного! Просто свои в доску ребята.


Колонна Правосудия на площади Св. Троицы


Левый берег Арно у моста Св. Троицы


Тоже левый берег, но у моста Карайя

Купол церкви покажется знакомым всякому, кто немного видел Флоренцию. Действительно, это приблизительное повторение (в сильно уменьшенном размере) купола флорентийского собора (о котором чуть позже). Насколько я мог заметить, это вообще характерно для Италии – более или менее повторить главную церковь города в какой-нибудь меньшей церкви.

До Палаццо Питти мы сразу так и не дошли, поскольку по пути окончательно оформилась мысль сначала посетить церковь Санто-Спирито (Св. Духа). По пути заглянули в очаровательный дворик, который по недосмотру забыли закрыть для туристов.

Внутри школа танца и ещё много чего. В открытые окна репетиционного зала видны фрески; очень возможно, что старые. Флоренция дышит красотой. Где ещё, как не в таком месте, учиться искусствам?

Наконец, и церковь Санто-Спирито.

Снаружи очень простая (раннее Возрождение), она интересна огромным количеством капелл по всему периметру (общим числом 38). Это тоже своего рода музей, в котором можно проследить переход в изобразительном искусстве от малознакомого мне прежде кватроченто к растиражированному Высокому Возрождению. Разница очень заметная даже для меня, не очень падкого на живопись человека.

Но прежде всего церковь знаменита ранней работой Микеланджело – деревянным распятием. К сожалению, то ли из-за работ на куполе ризницы (там видны были потёки), то ли ещё зачем-то его закрыли сверху дощатым настилом. И от недостатка света распятие было плохо видно. Фотографировать, разумеется, строжайше запрещено.

На площади перед церковью вещевой рыночек (выставка достижений народного хозяйства КНР) и стойбище небольшого отряда бомжиков. Плохо умытый ребёнок умыкнул где-то немаленькое зеркало (скорее всего, у мамаши, работающей на рынке) и самозабвенно пускает по площади солнечных зайчиков. Или даже целых зайчищ, учитывая размеры зеркала.


Фонтан на площади Санто-Спирито

До Палаццо Питти – бывшей резиденции дома Медичи, правившего Флоренцией несколько веков – буквально пара шагов. Нынче во дворце скучковалось с полдюжины музеев, в том числе интересующая нас Палатинская галерея. Однако исключительно в Палатинскую купить билет нельзя: он комплексный в пяток музеев сразу. И ещё один такой же – с нагрузкой в виде нескольких никчёмных заведений культуры, только чуть подешевле – для прохода в дворцовый сад Боболи.

Кафетерий в Палаццо Питти превзошёл все ожидания. Даже побил предыдущий рекорд, установленный аналогичным заведением во дворце дожей в Венеции. Я про уровень цен, если что.

Палатинская (т.е. дворцовая) галерея не столь известна, как находящаяся на другой стороне реки Уффици. Что, в общем-то, и неплохо, поскольку в результате в неё можно попасть без многочасовых очередей (стояли в кассу мы от силы минут 15). А собрание живописи здесь при этом весьма впечатляющее. Крупнейшая в мире коллекция Рафаэля, а также Тициан, Рубенс, Перуджино, ван Дейк и даже Веласкес. Никогда особенно не интересовался и не проникался живописью, но от «Мадонны Грандука» (слева, фото стянуто из Википедии) по телу побежали мурашки. А, скажем, Рубенс меня, как оказалось, не «трогает» совсем.

Картины в Палатинской галерее висят не по направлениям или периодам, а так, как они висели при Медичи, которые их и собрали много лет назад. Многие полотна здесь, особенно в углах, висят не точно по стене, а немного повёрнуты от неё на петлях, чтобы было лучше видно.

Во некоторых залах сохранены оригинальные интерьеры.


Ванная комната с ванной Наполеона


Из окон палаццо виден дворцовый сад Боболи и город

Только мы в одном из залов пристроились отдохнуть на скамейке, как сидящая напротив американка предложила нас сфотографировать. И как вы думаете, что она сказала, возвращая камеру? «Nice couple». То бишь «прекрасная пара». Ну, естественно; чего ещё можно было ожидать? А мне получившиеся снимки не понравились.


Тоже… nice couple :)).
(Элемент композиции грота во дворе палаццо)

Как у них в садочке розы не растут

В Боболи мы выбрались уже за полдень. С безоблачного, а потому особенно бездонного неба (оно здесь кажется выше, чем в России, и как-то «голубее») солнце палит нещадно, и очень жарко. К счастью, в саду много фонтанчиков. Где можно если не попить (про пригодность воды для питья ничего не написано), то хотя бы намочить голову и руки.


Вид на палаццо из сада. Гранитный обелиск настоящий древнеегипетский, из Луксора

На снимке выше видно пятно (на небе, под птичкой). Увы, карандаш для чистки линз мне в Италии так и не подвернулся. Да и, кажется, им эта проблема не решалась, поскольку такое же пятно было в Таиланде. Видимо, проблема внутри, и надо будет озадачится приобретением новой фототехники.


Вид на древнюю башню Галло

Сад разбит на холме, так что если подняться повыше, он дарит чудные виды Флоренции. Но я их тут не выкладываю, поскольку с холма Сан-Миниато (будет позже) город смотрится ещё более впечатляюще.

Много скульптуры современной…

… и старинной.


Есть такое впечатление, что тут что-то не то с пропорциями тела. Загадочная статуя

И такие занятные (наверняка нарочитые) сочетания объектов природных и рукотворных.

Что любопытно, цветов почти нет. Исключая небольшой кусочек около оранжереи. Зато целые аллеи лавров. Сами по себе они не пахнут даже на жаре. Чтобы ощутить знакомый приятный запах, нужно потереть листочек пальцами. (Ремарка для желающих на халяву разжиться этой приправой: всё под видеонаблюдением. Хотя это ведь Италия, так что не факт, что кто-то реально наблюдает за посетителями.)


Изолотто – фонтан на островке посреди пруда.

А что на снимке не видно ни пруда, ни островка, ни фонтана, а только двух козлов, так это тонкий художественный замысел :). Шучу. Вблизи это выглядит примерно так:


Фонтана и в самом деле нет, хотя чаша, как будто, предполагает его наличие

Полдник туриста

Не обойдя даже близко весь сад, мы как-то почувствовали, что уже нагулялись (точнее, вполне упеклись) и проголодались. Шашлыки и прохладная минералка почему-то в саду не предусмотрены. Исправлять это упущение мы двинулись в сторону ещё одного заранее присмотренного на Tripadvisor’е заведения – закусочной с длинным названием Amici di’ Ponte vecchio da Stefano.


Колонны во Флоренции, как это принято нынче говорить, «в тренде».
Эта поставлена в честь Козимо I. Когда-то её украшала статуя, но ныне она утрачена

На искомом месте почему-то оказывается другая, но в целом аналогичная забегаловка Il panino del Chianti. Хотя, возможно, мы просто плохо поискали, поскольку нумерация домов (точнее, как это принято в Европе, дверей) во Флоренции местами отсутствует. Пьядина (очередная вариация на тему сэндвича) и бокальчик верначчи – в жару самое то. И не слишком обильно, поскольку ещё гулять и гулять, и вполне освежает и подкрепляет.

Ещё пару шагов, и мы уже на Понте-Веккьо. Мост этот, подобно Риальто в Венеции, знаменит своими ювелирными лавками. В которых продавцы, как правило, говорят на многих языках (до 7, судя по наклеенным на витрины листочкам, и это не считая итальянского). В том числе, разумеется, на русском. Кто ж ещё станет отовариваться в месте, где каждая буква, кажется, кричит «Здесь всё очень дорого».

По этому мосту проходит весьма оригинальное сооружение – коридор Вазари. Это надземная галерея, связывающая Палаццо Питти с Палаццо Веккьо и проходящая через Уффици. Она позволяла Медичи безопасно перемещаться между домом и работой без того, чтобы перекрывать улицы.


Набережная Аркибузьери. Справа – коридор Вазари

Отмечу, что начало немного получаться делать внятные снимки с большим перепадом освещённости в кадре. Что не может не радовать.


Вид с вышеупомянутой набережной на мост Грацие и холм Сан-Миниато

Поскольку перейдя мост, мы оказались в «самом центре», то достопримечательности начали следовать друг за другом на каждом шагу. Ради интереса прошли через двор Галереи Уффици, чтобы полюбоваться на длиннющую очередь. Хотя время было уже к 4 часам. Это мы тогда ещё не знали, что по вторникам в августе Уффици работает до 10 часов вечера. Но мы туда всё равно не собирались. Хотя бы уже потому что две галереи в один день – явный перебор.

Площадь Синьории не пустовала и ночью, а уж днём через неё пришлось буквально проталкиваться. О том, чтобы побродить-посмотреть, и речи быть не могло. Тут мою голову впервые посетила мысль о том, что ездить в Италию в августе не самая лучшая затея. Впоследствии она (мысль) поселилась там постоянно.


Фонтан «Нептун» на площади Синьории

Накануне ночью мы приметили в переулке у площади магазинчик с интригующим названием Denis Leather. Флоренция вообще славится кожаными изделиями, а тут ещё и от Дениса. Не зайти было нельзя никак. Днём внутри открытого магазина оказался какой-то частично темнокожий товарищ; наверняка сам не Денис. К нам как к покупателям он особого интереса не проявил. Ну и ладно: всё равно цены как-то не порадовали.


Площадь Республики

Центральный рынок, где мы хотели разжиться фруктами по дешёвке, уже не работал. Зато работали многочисленные кожаные лавочки около него. Проходя мимо одной из них, мы услышали родную речь (где же ещё встретишь наших, как не около дешёвой кожи; а она в районе рынке действительно стоит вполне разумных денег). Две соотечественницы – продавщица и покупательница – переживали из-за отсутствия сдачи. Десятку мы им разменяли, вызвав вместе с благодарностью неожиданный вопрос, вызванный содержимым наших портмоне: «А вам жёны не нужны, чтобы эти деньги потратить?» Слегка оторопев, мы, тем не менее, чувства юмора не утратили: «Спасибо, сами справляемся».


Такой страшноватистый «памятник» стоит недалеко от рынка.
На обороте написано: Le avventure di un Burattino («Приключения Марионетки»)

И ведь не Пиноккио (который появился на свет здесь, во Флоренции), а именно Буратино. В оригинальном произведении Карло Коллоди «бураттино» был только в подзаголовке просто как пояснение, что это история про куклу-марионетку. Может, тоже наши люди тут поработали? C экспозицией у меня, правда, получилось как-то бестолково, но уж очень занятное сооружение.

А фруктов, правда, чуток недозрелых, мы купили в обнаруженном рядом с нашим обиталищем магазинчике. Которым командовала пожилая чета (в первый день мы видели только дедушку). Простые приветливые люди, для которых это, кажется, не столько необходимость зарабатывать на жизнь, сколько способ чем-то занять себя. Не особенно напрягаясь, поскольку магазинчик маленький и не очень проходной.

О животноводстве и немного об архитектуре

Немного отдохнув, мы позвали Денисовых друзей ужинать в Il Contadino. Раз уж они всё равно ничего толкового в плане еды не нашли. Предложенная им на обед траттория из моего списка, как оказалась, была закрыта на отпуск. В Италии так принято: маленькие заведения не решают проблему замены работников на время их отпуска, а просто закрываются на каникулы. Обычно в августе.

А по дороге я уделил немного внимания тому, что ездит по улицам Флоренции.


Тут больше ради цвета снимал. У нас, пожалуй, не каждый решится на чём-то подобном ездить :)


Флорентийский скоростной трамвай


И такое тоже встречается – наверное, в основном для туристов

На снимке выше я попробовал снимать движущейся камерой с заметной выдержкой (уже темнело). Вроде, получилось: повозка вполне чётко, смазаны только ноги лошадки и всё остальное, кроме собственно объекта съёмки.

Тут меня стёртые ноги измучили уже конкретно: ходить было больно. Поскольку Денис доктор, то он подсказал решение в виде специального заживляюще-защитного пластыря для таких случаев. Но есть проблема вроде той, с которой нам пришлось столкнуться зимой в Арнштадте: в итальянских аптеках всё на итальянском. Но тёзка и тут блестяще нашёл выход, применив секретное оружие в виде международного медицинского языка – латыни. Синьора-фармацевт его поняла, и мои ноги были спасены.

Ну, и от лошадей живых перейдём к бронзовым. Это мы пошли гулять после ужина.


Памятник Козимо I на площади Синьории крупным планом

Статуя почти опирается всего на две ноги лошади, но лишь «почти»: третье копыто касается специально сделанной выпуклости на пьедестале. Всё же XVI век.


В продолжение темы животноводства. В отличие от «кебаба»,
шаурму/шаверму на улицах Италии увидишь нечасто


Флорентийский собор

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции размерами лишь немного уступает миланскому. То есть он огромен. Тем более, без миланской готической ажурности, скрадывающей размеры. Впечатляет, особенно если подойти поближе. Вместо мраморного кружева – узорчатая отделка разноцветным мрамором, и на таком колоссальном пространстве это выглядит тоже грандиозно. Но более всего собор примечателен своим куполом, известным по имени своего создателя как «купол Брунеллески». Вроде бы, это крупнейший в мире каменный купол. В любом случае, уникальное для своего времени сооружение, поскольку строился он без временной опоры (внутренних лесов). Пишут, что из-за размеров собора для этого просто не хватило бы дерева. Мне кажется, что лес-то, может, и нашли бы, однако деревянная конструкция такого размера под грузом строящегося купола стала бы заметно деформироваться. Что чревато фатальными ошибками. Как бы то ни было, сам собор построили сравнительно быстро, меньше века на это ушло. Но с куполом вышла заминка. Пока Брунеллески не применил свой инженерный гений. И это, на минуточку, XV век.

Купол двухслойный, и внутри него проходит лестница, ведущая на фонарь со смотровой площадкой. Туда можно подняться, но мы в этот раз как-то не озадачились, поскольку нужно было отстоять большую очередь. Соборная площадь вообще осталась у нас «неохваченной»: ни колокольню Джотто толком не посмотрели, ни баптистерий.


Кусочек Болоньи во Флоренции: галерея на Виа Брунеллески
(да-да, улица названа в честь того самого архитектора)

< 6 августа 8 августа >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.