21 октября 2013 (понедельник). Дождливая Флоренция

Ночью лило; стук капель за окном убаюкивал, но не обещал на утро ничего хорошего. Так и вышло: утром к  шелесту дождя добавился ещё и гром. Даже негры на улицах сменили свой привычный ассортимент и впаривали туристам китайские складные зонтики. Впрочем, стоило мне выйти на улицу, как дождь скоренько затих, оставив низкие тучи просто угрожающе нависать над мрачноватыми от недостатка света улицами города.

Из «главных» церквей у меня оставалась «неохваченной» Сан-Лоренцо. Но туда туристов нынче пускали только с часу. В собор же по соседству выстроилась огромная очередь. Ну, правильно: не я один догадался, что в такую погоду надо не по улицам шляться, а куда-нибудь в сухое место забраться. Что ж, пойду-ка я тогда… в «Барджелло». Этот музей отчего-то не особо популярен у туристов, хотя его коллекция ренессансной статуи едва ли не лучшая в мире.


Виа Гибеллина (слева – музей «Барджелло»)

Здание, как видно, очень старое: палаццо середины XIII века. Содержимое под стать: тут и Микеланджело, и Донателло, и Челлини, и Джамболонья, и множество работ авторов, имена которых ни о чём мне не говорят, да и просто безымянных. Скульптура всегда как-то больше меня «цепляла», нежели живопись, так что этот музей как раз для меня. Пусть остальные стоят длиннющие очереди в «Уффици», а я с удовольствием погуляю по «Барджелло». К тому же, билеты тут совсем не дорогие.

Снимать нельзя. Некоторые посетители, как водится, пытаются «нарушать», но смысла в этом особого нет, кроме как порадоваться: я исподтишка сфотографировал мировой шедевр! Освещение никак не для нормальной съёмки. В общем, окультуривание очень даже удалось, хоть это и совершено «кондовый» музей, где надо тупо ходить и рассматривать экспонаты. Некоторыми, впрочем, можно любоваться и наслаждаться. К счастью, музей не так уж велик. Не «Уффици», чай.

Следующий номер сегодняшней программы – Орсанмикеле. Очень флорентийская штука. Внизу церковь (Михаила Архангела), выше были помещения коммерческого назначения. Ну где ещё, кроме Флоренции, до такого бы додумались?!


Орсанмикеле (фасад, выходящий на Виа-деи-Кальцайоли)

Однако это не торговцы припёрлись в храм, а как раз наоборот. Поначалу построенное в XIV веке здание полностью предназначалось для хранения и торговли зерном. Церковь тут появилась позднее. Отсюда её необычный интерьер: прямоугольный зал разделен рядом колонн по центральной оси. Получается как бы два нефа (что встречается очень редко). В левом обычный алтарь, а в правом что-то вроде огромной иконы Богородицы под монументальной мраморной сенью в стиле Санта-Кроче. Называется такая штука табернакль, как я потом вычитал. Показать не могу: снимать тут тоже нельзя.

На верхних этажах нынче музей. Бесплатный, как и церковь, но открыт только по понедельникам. Возможно, он просто пока не до конца «укомплектован». На втором этаже просторно; практически единственные экспонаты – статуи святых, которые прежде стояли в нишах по периметру здания (там теперь копии). Тоже не последние люди делали: и Донателло тут, и Верроккьо.

Третий этаж – выставочный. И… видовой. Поскольку высота этажей тут (перекрытия сводчатые) метров по 10, то третий этаж оказывается выше крыш окружающих домов. Только снимать надо сквозь не особо чистые стекла. Может, в более правильную погоду их открывают, но точно не сегодня.


Палаццо Веккьо


Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Небо на последнем снимке интересно получилось. Со второго этажа открытая терраса ведёт на соседнее здание – выход из музея через неё, а не через церковь, где только вход. Немытых стёкол тут нет, но высота куда меньше, так что виды «не те».


Интерьер «соседнего здания»


Экстерьер его же. Тоже ничего так

Занимает это здание Итальянское дантовское общество. Причастность поэта к Флоренции тут принято всячески подчёркивать, хоть он и был пожизненно изгнан из города, и своё главное произведение создал, скитаясь на чужбине.


«Дом Данте»

В этом доме Данте не родился и не жил. Он его даже не видел. Здание построено каких-то 100 лет назад специально для музея – мне кажется, удачная стилизация под Средневековье.

Наконец-то я добрался до столовой Leonardo, находящейся тут в самом центре. Вроде как давно хотел, но всё никак не оказывался в нужное время в нужном месте. Заведение оказалось максимально приближенным к отечественным образцам. Я не обнаружил вообще никаких нюансов, требующих отдельного понимания. И, разумеется, за соседним столом трапезничали три девицы откуда-то из расейской глубинки. Под окном, не побоюсь этого слова :). Правда, не пряли и матримониальные планы не обсуждали. Видимо, потому что «поздно вечерком» ещё не наступило.

Сколько я раньше замечал, итальянский хлеб имеет особенный вкус, отличный от нашего. Но тут не только сама столовка была на знакомый манер, но и взятая мной упакованная в целлофан булочка не только по виду, но и по вкусу была точь-в-точь как выпеченная на Щёлковском хлебокомбинате (а это одно из наиболее приличных массовых производств в московском регионе). Причем не нынче выпеченная, а пару дней назад. Хотелось бы написать, что-де «возмущению моему не было предела», но, пожалуй,  вы всё равно не поверите. Столовка – она и есть столовка. Много от неё не ждёшь, хотя в Италии даже в глубоко бюджетных местах доводилось едать получше… и подешевле. Разбаловались они тут в двух-то шагах от собора; совсем о соотношении цена/качество заботиться перестали. Эх, где моя милая синьора из Генуи и обед за 10 евро…


Вид собора с Виа-деи-Пекори

Очередь посмотреть изнутри на это раннеренессансное чудо уже рассосалась. Чем не повод зайти. Тоже ведь сколько раз мимо хожено, пора и заглянуть.

Ну что ж, собор большой. Нет, огромный! Если и меньше миланского, то ненамного. Только в Милане толпы не ощущаешь, потому что доступно почти всё пространство, а во Флоренции – только малая его часть. Так что тесновато. В трансепт не пускают. Но кто-то там всё же тусит – похоже, организованная экскурсия.

Кажется, в грандиозность весь пыл создателей собора и ушёл: как следует украсить помещение даже не пытались. Долго задерживаться здесь не за чем, да и осматривать в толпе удовольствие не то. Это я ещё в Пизе и Венеции понял. В подвальчике музей раскопанной церкви Санта-Репарата, существовавшей тут до строительства собора (вроде, не особо интересный) и сувенирная торговля. Сплошное фу. В целом, на «троечку».

Но купол… Тот да, просто убивает с размаху. Или размахом. Снаружи колоссальность этого сооружения скрадывается нехилыми размерами всего здания, а внутри как посмотришь вверх, так и аккуратно подбираешь челюсть, чтобы никто на неё не наступил. Подъём на фонарь купола вновь остался на другой раз, когда погода будет получше (а народу, надеюсь, поменьше).

Добавлено позже. Народу поменьше? Во Флоренции-то? Наивный…


Ещё немного собора


Сан-Лоренцо (северная стена и Новая ризница)

Новая ризница (Sagrestia Nuova) – одна из т. н. «капелл Медичи». Это усыпальница рода Медичи, которую для них строил-строил, но так и не достроил Микеланджело. А виднеющийся большой купол украшает вторую капеллу Медичи – Капеллу принцев или князей (Cappella dei Principi). Там тоже фамильные захоронения, но эта часовня не так знаменита, как творение Буонаротти.

Несколько разочарованный визитом в собор, я решил пожадничать и в Сан-Лоренцо не ходить: за вход надо платить, а притворяться паломником, желающим помолиться в святом месте, я пока не научился. Вот за Капеллы Медичи (в них вход отдельный) не жалко и заплатить, но там наблюдался какой-то кипиш, и они не работали. Так что я только по клуатру и погулял.


Клуатр Сан-Лоренцо

Во Флоренции появились смешные маленькие автобусики, которые шустро гоняют по узким улочкам исторического центра. Народу в них помещается всего ничего, но всё равно штука полезная, пожалуй. Для тех, кто не так сильно, как я, любит по Флоренции гулять пешком.

Ближе к вечеру у меня выдался ещё один повод погулять. Вполне утилитарный: настала пора стирать вещички. Автоматическую прачечную поблизости мне подсказали на рецепции, а пока машинка крутится, что ещё делать, кроме как пройтись по окрестностям?

Только я собрался сфотографировать этот фонарь на Пьяцца Индепенденца, как за ним остановилась парочка. И тётка начала блевать в пакетик. Во всяком случае, так казалось. Делала она это долго и увлечённо, а потом ещё дольше они просто стояли и говорили о высоком. Вот ведь повезло… Фонарь тут не один, конечно, но именно этот мне почему-то больше всех понравился. И такой (как описано выше) фон мне был, пожалуй, ни к чему. Пришлось подождать. Я потом даже немного волноваться начал за сохранность своей одёжки: очень уж много сомнительных личностей стало по Флоренции шататься.

Машинка к моему приходу и правда успела закончить работу (соответственно, дверцу стало возможно открыть), но никто на моё имущество не покусился :). На сушку, правда, мелочи (ещё 4 евро) уже не осталось. В номере же всё сохло по такой погоде, ясное дело, не очень здорово. Одна рубашка даже в Поджибонси потом окончательно так и не досохла.


Церковь Сан-Джованнино-деи-Кавальери на Виа Сан-Галло

Мальтийский крест на фасаде и упоминание рыцарей в названии явно намекают на орден госпитальеров (Мальтийский), у которого как раз Иоанн Креститель (Сан-Джованни) покровителем является. Наверняка орден когда-то был причастен к этой церкви, но нынче она ему не принадлежит.

С ужином, поскольку началась новая неделя, вопросов не возникало. Il Contadino меня ждал, широко распахнув объятия, но не двери (по случаю прохладной погоды их закрывали). Ничего в этой траттории с прошлого раза не изменилось; даже официанты те же самые работают.

Так и подошёл к концу мой визит во Флоренцию. Совсем коротким он на сей раз получился. Два дня всего с незначительным хвостиком. С удовольствием бы и подольше остался, но неизведанные города и веси Тосканы меня уже заждались. Так что скажем Флоренции многозначительное «пока!»


Итальянцы продолжают резвиться с «кирпичами»


Пьяцца Санта-Тринита


Санта-Мария-Новелла


< Фьезоле Сан-Джиминьяно >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *