31 декабря 2021 (пятница). Эль-Айн

Моя пальма – моя крепость

Чудесные, замечательные девушки работают на центральном автовокзале Абу-Даби. Если бы не их заботливость, никуда бы я не уехал. Поскольку приехал на автовокзал без запаса и сам просто не нашёл бы автобус до его отправления. Где купить билет, я сориентировался быстро, да только потом пошёл не в ту сторону, и кассирше пришлось бежать меня ловить, чтобы показать выход на нужную платформу.

Билет стоит 27 дирхамов, а не 25, как я видел на сайте за пару месяцев до поездки. С 15 ноября цены подняли, как я потом выяснил. Но на сайте запросто могла быть и информация 3-4-летней давности.

При посадке в автобус измеряют температуру, но статус Alhosn, что странно, не проверяют. Билеты без мест, и контролёрша посадила меня рядом с темнокожей барышней. В городских автобусах передняя часть салона предназначена только для женщин и детей; мужчинам там оставаться нельзя. В междугородних не только это правило не блюдут, но и даже (вот уж верх непристойности!) не считается зазорным даме сидеть рядом с посторонним мужчиной. Впрочем, будь дама одета по-мусульмански, меня к ней вряд ли бы определили.

Отправился автобус в Эль-Айн почти полный, да ещё по дороге в пригороде подсели. Сегодня пятница (в исламском мире это выходной), к тому же канун Нового года. Какой-то предновогодней суеты и радости я накануне не отметил. Хотя 1 января в Эмиратах – официальный праздничный (нерабочий) день, большинство населения страны явно придаёт этой дате не слишком большое значение. Мне оно только к лучшему.

Вдоль ведущего в Эль-Айн шоссе E22 идёт почти сплошная орошаемая полоса метров 70 шириной. Каждое дерево (а там не только пальмы) окружено небольшим валом. Чтобы внутрь можно было налить воды, и она не растеклась куда попало.


Это я позже в Эль-Айне аналогичную конструкцию заснял

И цветы. Тут как раз то место, где цветы лучше высаживать именно зимой. А на редких участках, где не поливают, растут дикие чахлые кустики. Вполне пустынного вида: вокруг-то пустыня, только она почти не просматривается за посадками. Ближе к Эль-Айну начинаются песчаные то ли дюны, то ли холмы – их уже отлично видно, потому что они высокие. Наверное, это всё же холмы, потому что на них есть небольшие сооружения. То есть это устойчивый рельеф, не а не просто куча подвижного песка.

Джабаль-Хафит

Автобус я покинул с огромной радостью не только потому что надоело сидеть (2 с лишним часа). Но и потому что в салоне был конкретный дубак. Я замёрз. Видимо, устроить в помещении морозильник, чтобы зуб на зуб не попадал – это тоже часть арабского шика.

Собственно, чего меня понесло в другой город вместо того, чтобы хотя бы восполнить вчерашние упущения в самом Абу-Даби.

Во-первых, я вообще люблю посмотреть, что творится в стороне от основной локации.

Во-вторых, хоть Абу-Даби и столица, в истории эмирата город Эль-Айн играет более значительную роль. С точки зрения истории более ранней, чем XXI век, он интереснее.

В-третьих, Эль-Айн находится рядом с горами, одна из которых – Джабаль-Хафит – является популярной видовой достопримечательностью.

С горы я и решил начать. Общественного транспорта туда нет, так что я отправился прямиком на стоянку такси. Джабаль-Хафит – свет не ближний, и в копеечку это влетело в итоге хорошую. Да куда ж деваться, если без гор не жизнь, а просто прозябание? Дешёвых удовольствий в Эмиратах вообще мало. Разве что стоптать ноги можно почти бесплатно.


Мой таксист на сегодня

Пиус (так он представился) из Уганды. Никто ведь не ожидал, что водителем такси окажется местный араб, правильно? Дорогу на Джабаль-Хафит он не знал, хотя один раз (с его слов) там был. Пришлось сначала показывать на карте, а потом искать координаты, чтобы он ввёл их в свой навигатор. Ехать от центра города минут 25.

Почти на самой вершине выровнена площадка под огромную парковку.

В обзорах пугали, что в пятницу сюда лучше не соваться. Мол, толпы, пробки и прочие напасти. Толп, как видите, и близко не наблюдается, так что и пробок не обнаружилось. Может, сегодня какая-то неправильная пятница.

На самую вершину (1249 метров н. у. м.) с парковки ведёт дорога, но воспользоваться ею затруднительно: ворота в высоченном заборе с колючей проволокой выглядят исключительно неприветливо. Через вершину проходит граница с Оманом. И хотя дальше никакого пути нет (так что в Оман не убежишь), подняться повыше, чтобы увидеть соседнее государство, не пускают.

Из вышеозначенных «прочих напастей» обнаружилась сильная дымка. Тут уж чему удивляться: зима, холода… Наверху (больше километра, как-никак) в самом деле было прохладно. Не настолько, как в автобусе, конечно. И свежий ветер, из-за которого шляпу пришлось снять и убрать. Да и ни к чему она тут: не припекало, можно сказать, совсем.


Вид на запад (удалённый район Эль-Айна Эз-Захир)


Вид на восток (тоже Эль-Айн)

Тут видны остатки мощёной дорожки, которая, видимо, использовалась до того, как сравнительно недавно построили нынешнюю огромную смотровую.

Раз Эль-Айн находится по обе стороны горы (она представляет собой изолированный кряж), то резонно предположить, что город немаленький. В самом деле, он второй по размеру в эмирате и четвёртый – в стране (после Дубая, Абу-Даби и Шарджи). Под 800 тысяч населения.

Казалось бы, с чего вдруг посреди пустыни такая толпа народу? Ан, тут же горы рядом. А где горы, там вода. Эль-Айн – известный с древности оазис.

Итак, на юге, как я уже показывал, вершина и невидимый из-за неё Оман, а на север уходит дорога в город.

Во время подъёма на гору я приметил пару точек с хорошими видами и перед выездом обратно предупредил Пиуса, что мы там остановимся. Ему для этого пришлось нарушать правила (пересекать сплошную), но чего не сделаешь ради чаевых?


Панорама на первой точке

Тут вид только на восток. Шоссе E40 (его хорошо видно) идёт в Эз-Захир и далее в Оман.

На второй точке качество картинки сильно улучшилось: дымка осталась выше.

Виден устроенный у подножия Джабаль-Хафит парк, куда я собирался пойти, если не уеду на гору. Там термальные источники и всякие заманчивые красоты.

Парковки на сотни мест были и на этих площадках, что наводило на мысль, что здесь всё предназначено для несравнимо (с сегодняшним) большего количества посетителей. Почему же сегодня лишь редкие иностранные туристы попадались на моём пути (арабов вовсе не было видно)? Загадка.

Аль-Джахили

Пиус высадил меня возле парка Аль-Джахили, где я собирался дождаться послеобеденного открытия одноимённого форта-музея. Всяческих старинных укреплений в городе много. Старинных по местным меркам, конечно. По более мне привычным, XIX век – это, в сущности, новьё. Из него форт Аль-Джахили показался мне наиболее привлекательным.


Парк

Парк как парк, ничего особенного. Одним из обязательных атрибутов такого заведения на Востоке является общедоступный туалет. Причём в хорошо заметном месте, чтобы легко найти, а не запрятанный невесть куда. В мужской части в двух кабинках стоят привычные унитазы, в двух других – напольные чаши в уровень пола (почему-то известные как «Генуя»). Они более соответствуют мусульманскому канону отправления естественных потребностей. Писсуаров нет вовсе (они как раз не соответствуют: пи́сать стоя правоверным не пристало). Не обнаружил оборудования для подмывания: тот же канон рекомендует водные гигиенические процедуры по завершении большого дела.


Внешний рукоомывальник возле туалета не работает,
но внутри с этим всё в порядке

Любопытно, что шариат регулирует даже эту важную, но в нашей культуре редко обсуждаемую (даже отчасти табуированную, «неприличную») сторону жизни. В гостинице, кстати, напольной чаши нет, только обычный унитаз, гигиенический душ и биде (ага!).

Павильон с террасой наверху за прудом – это «Старбакс». Там я решил скоротать время, а заодно освежиться кофием. С плюшкой, поскольку с завтрака прошло уже немало времени. У стойки вполне арабского вида парень (в белоснежной кандуре и такой же накидке на голове) делал большой заказ, общаясь с сотрудником… сугубо по-английски. Что молодые арабы империалистической мовой владеют поголовно, это не фокус. Удивительно скорее то, что они не заставляют обслуживающих их филиппинцев учить арабский. Подобная незацикленность на собственной этнической принадлежности вызывает уважение. В отличие от большинства соотечественников (в широком смысле, не только «великороссов»), арабы понимают, что не язык и не паспорт делают тебя достойным человеком. А то, что ты сам собой представляешь. И как обращаешься с другими людьми.

Ещё молодые арабы как правило получают хорошее образование, часто за рубежом. Так что у этой страны может быть очень интересное будущее. Правда, без сильного конфликта поколений оно вряд ли обойдётся.

Имя у клиентов в эль-айнском «Старбаксе» не спрашивают. Наверное, этот идиотский обычай плохо согласуется с местной культурой.

Тем временем форт Аль-Джахили вновь гостеприимно распахнул ворота. Я, кажется, был первым посетителем, вступившим в них после обеда.


Двор

Насмотревшемуся на европейскую фортификацию человеку непросто представить, что столь примитивные, «несерьёзные» укрепления в 1890-е годы строили не в качестве ностальгической стилизации, а для реальной обороны. Сравнить хотя бы с крепостью Франценсфесте, которая на 60 лет старше. Но тут нужно принять во внимание, что воевать предполагалось не с анличанами, в 1820 году установившими протекторат над территорией современных ОАЭ. Вся эта красота только для разборок между арабскими племенами, которые почти не имели тяжёлого вооружения.

При наличии же актуальной на конец XIX века артиллерии форт не представлял заметной помехи: его стены и башни землебитные.


Поверхность стены

Горы рядом, и, казалось бы, вполне можно было затеять каменное строительство. Но оно было бы многократно более сложным – видимо, просто не посчитали нужным так утруждаться. Да и финансовые ресурсы тогдашних шейхов были весьма ограниченными. Потом, у арабов просто не было подобной традиции, потому не было и квалифицированных камнетёсов и каменщиков. Собственно, и нынче нет: они сами-то ничего не строят.

Недооценивать прочность такой постройки (в отсутствие фугасных боеприпасов) не стоит, но долговечностью она не отличается. Менее чем за век конструкция пришла в полный упадок, и в 1980-х, когда форт решили восстановить, его пришлось строить едва ли не заново. Пишут, что использовали при этом 90% оригинального строительного материала. Благо, замесить высохшую глину не бог весть какая проблема.

Когда в эмирате Абу-Даби всерьёз озадачились развитием туризма, форт ещё раз отреставрировали и музеефицировали. В 2008 году он открылся для посетителей.


Кое-где уже видна «усталость»


Дворик «цитадели» с традиционным шатром

Видите, небо стало как-то подозрительно хмуриться? В прогнозе погоды на вторую половину дня значился дождь. Я, поглядывая на небо, надеялся, что осадки не слишком помешают моим планам. В самом деле, ну что за дождь может быть в пустыне? Пыль прибьёт, и то хорошо.


Внутреннее помещение

Есть в форте и музейная экспозиция. Значительная её часть посвящена британскому путешественнику и писателю сэру Уилфриду Тесайджеру. Вскоре после второй мировой войны он предпринял несколько экспедиций по Аравийскому полуострову. Здесь он тесно сошёлся как с арабскими правителями (включая того же шейха Заида), так и с сопровождавшими его в походах простыми бедуинами. Особенно с одним из них, которого много фотографировал. Тесайджер глубоко проникся очарованием пустыни и простотой бытия её обитателей. Впоследствии он писал о проведённых здесь годах как о лучших в своей жизни. Пишут, что среди местного населения Тесайджер заслужил прозвище Мубарак ибн Лондон, то есть «благословенный из Лондона». В общем, такая лайтовая версия Лоуренса Аравийского. Интересная история, да и снимки у него в самом деле хороши.

Итого я задержался в форте куда дольше, чем планировал.


Оборонительная башня, которая немного старше форта, была позднее в него включена

Оно бы и не беда, только видите, как стемнело? Уже капало и даже, как говаривала бабушка, погремливало. А вскоре ливануло паче чаяния основательно.

Я укрылся под большим деревом (тут есть такие; всё-таки оазис, не хухер-мухер) на улочке частной застройки. Молнии гуляли далеко, так что опасности в том я не видел. Выглянувший из дома поблизости местный житель стал так настойчиво зазывать меня к себе под крышу, что я согласился. Не столько чтобы уберечься (мне и под деревом было неплохо), сколько чтобы не обижать. Это, кстати, не араб оказался, а индус. Когда (вроде бы) утихло, я поблагодарил его и двинулся дальше.


Пустыня, говорите? Ну-ну…

Однако вскоре я попал под второй заряд пуще первого.


Дворец-музей шейха Заида

Здесь эмир Абу-Даби и первый президент ОАЭ Заид ибн Султан Аль Нахайян провёл ранние (если рассматривать его как правителя) годы жизни, пока в 1966 году не сместил в результате дворцового переворота своего брата Шахбата. В музей я собирался сходить, но уже перерасходовал время в форте и пережидая дождь. Да и какие походы по арабским дворцам в такую погоду?

Укрыться я нашёл в галерее стоящего наискосок магазина. Но, посмотрев на часы, решил попробовать успеть на автобус в 15:30. Вообще, я планировал выдвигаться обратно в Абу-Даби позже, но уже понял, что ждать, пока распогодится, чтобы продолжить прогулку по Эль-Айну, бесперспективно.

Дождь только этого и ожидал. Спустя 3 минуты я вымок до нитки. Называется, послушал братика, который отсоветовал мне брать с собой в Эмираты зонт. С зонтом я был бы мокрый по пояс, а так – весь. Когда заметно сильнее вымокнуть я уже не смог бы, меня нагнало такси. Мой прискорбный вид, к счастью, не отпугнул водителя (с меня в салоне натекло).

На автобус я всё равно не успел. Малость напутал с расписанием. Купил билет, сижу жду. За окном льёт; я как после нечаянного (не раздеваясь) купания. В зале ожидания комфортно в местном понимании этого слова, то есть откровенно прохладно. В расписании и табло отправления время ближайшего рейса стояло 17:30, но в 16:13 начали посадку. Естественно, претензии по этому поводу мне предъявлять вовсе не хотелось. Может, решили сделать дополнительный рейс, поскольку народу на него набралось достаточно. Дождь уже заканчивался (ощутимо светлело), и, в принципе, можно было ещё немного подождать и отправиться досмотривать город. Но это риск. Кто его знает, как дальше будет с этими непредсказуемыми арабскими автобусами? Вот как возьмут и опять расписание поменяют под ёлочку.

Отправились только через полчаса – как раз дождь и прекратился.

Ехали поначалу очень небыстро. Причиной тому была пробка из-за затопленного в низинке шоссе.


Насколько смог из салона запечатлеть – лужищу немного видно

В результате обратно добрых 3 часа ехали. Мне, промокшему, в от души кондиционированном автобусе добрыми эти 3 часа отнюдь не показались.

Идти куда-то ужинать я сегодня не планировал, поэтому зашёл в магазин купить чего пожевать. В целом, продукты тут подороже, чем в Москве. Но попадаются весьма привлекательные позиции. Особенно по акции.


По 40 рублей отличная свёкла – плохо ли?

Ещё огурцы меня покорили. Не ценой, а размером.


Рука тут для масштаба. И это не корнишоны, а вполне спелые огурцы

В гостинице меня ожидали два открытия. Во-первых, мне наконец-то перестали приносить еду (как минимум, не зря в магазин зашёл :)). Завтрак утром ещё был, но я не стал в очередной раз сообщать об этом на рецепцию, чтобы не терять время. А оно вон как вышло. Во-вторых, сегодня в номере не убирали. Я и не просил, но предполагал, что это в четырёх звёздах это делается «по умолчанию», без запроса. Вчера ведь убирали.

Ба-бах и топ-топ-топ

Грандиознее, размашистее всего в Эмиратах Новый год отмечают в Дубае. Посмотрев-почитав впечатления «коллег», я понял, что это мне не совсем подходит. Народищу не протолкнуться, улицы перекрыты, транспорт не ходит. Ну его. Дубай завтра, а сегодня удовольствуюсь тем, что предлагает в плане праздничных зрелищ столица.

Место для этого я наметил на острове Марина. На том берегу, который обращён к Корниш. Там, по идее, должны быть самые виды на праздничный фейерверк. Постфактум я пришёл к выводу, что ошибся. Лучше было остановиться на той позиции, откуда я намедни снимал панораму акватории (на дамбе).

Разумеется, не один я там был весь такой умный. За полчаса до полуночи у штаб-квартиры ADNOC (то есть ещё до дамбы) начинался конкретный такой затор в сторону острова. Это после того, как вообще в городе движение было не очень-то для ночи свободным. На набережной народу – тьма.

Выскочил из автобуса – давай искать, где подойти к берегу. Проходы в хорошие места тщательно загорожены. Ну, это не неожиданность. С хорошим запасом выезжал, но к началу действа едва успел кое-как устроиться. Потому что пришлось идти до самого конца островка, к огромному флагштоку.


Это уже народ разошёлся после фейерверка, поэтому немноголюдно

В первые ряды было не прорваться, конечно. Взгромоздился на кстати подвернувшийся столбик, чтобы хоть что-то видеть поверх голов. Многие незатейливо располагались пикничком на травке. В хорошем смысле, на травке. А хотя… кто его знает :).


Началось!

Что вам сказать за шоу? Симпатично. Но, откровенно, даже не уровень фестиваля в Марьине (а его я мог из собственного окна наблюдать, не выходя из дома). Марьино – Марина: интересная получается перекличка.

Наверное, я бы глубже впечатлился, если бы занял позицию удачнее. Зато с этой точки хороший вид на центральный кластер высоток.


Симпатично ведь!

Народ, отметив наступление Нового года отнюдь не от Хиджры, расходился неторопливо. Многие на машинах приехали и знали, что ведущие с острова дороги будут стоять намертво минимум ближайший час. Меня дорожная обстановка тоже волновала, но с точки зрения общественного транспорта. В толпу на конечной у Marina Mall я вливаться не стал, рассудив, что даже если автобус придёт (вряд ли), даже если я в него сяду (фантастика), всё равно он будет больше стоять в пробке, чем ехать.

Неожиданностью это не было. Ещё на этапе планирования я предполагал, что возвращаться, вероятно, придётся пешком. Тут около 10 км; в общем-то, фигня вопрос. Просто в плане не было вчерашнего прогулочного перебора и стёртых ног. Но деваться некуда.


Улица в праздничной иллюминации

Не только цифры «2022» светятся, но и «50» – в честь юбилея образования ОАЭ.

Это я снимал с остановки, откуда автобус уже вполне мог бы ехать. Простоял на ней полчаса. Мимо проехали 2 автобуса пустых (совсем) и один полный. Полный он был отнюдь не по меркам кирово-чепецкого детства, но он тоже не остановился.

Дело в том, что на всех городских автобуса написано, что их максимальная вместимость 38 пассажиров. Автобусы нормальные городские, большие, но таковы антиковидные меры. Из-за них же посторонним людям (любого пола) нельзя сидеть в городском автобусе рядом. Где сидения по два, на одно обязательно надета жилетка с грозной надписью. Мол, садиться не моги, а то до конца жизни не расплатишься. Соблюдают, между прочим. Видимо, в самом деле штрафуют. Стоять плечом к плечу в набитом в час пик автобусе при этом можно. То есть по факту никто не высчитывает, сколько в автобусе народу: ехать всем надо. Но, похоже, водители имеют право, если в салоне уже много пассажиров, больше никого не сажать. И сейчас они не стеснялись этим правом пользоваться.

Дошёл до ещё одной остановки. Внимательно изучил расписание. Постоял. Результат примерно тот же, хотя автобус мимо просквозил всего один. Пошёл бы сразу, не останавливаясь, подходил бы уже к гостинице. Следующий автобус обогнал меня, зарулил к остановке впереди (я добежать никак не успевал) и… всё равно никого там не посадил. Тьфу!

Иду пешком дальше по ночной улице. Эмираты, по крайней мере что касается Абу-Даби и Дубая, считаются очень безопасной страной. Уличной преступности тут практически нет. Но всё же время позднее, а у меня на шее 1000 евро. Хорошо хоть монопод с собой, а им очень неплохо можно отмахаться.


Да и съёмка ночью без него какая? Тут у нас вид на культурный
центр возле крепости Каср-аль-Хосн и две высотки WTC за ним

Признаться, я малость напрягся, когда меня нагнали двоей парней, и один из них сказал мне: «Thank you, sir». Согласитесь, это несколько неожиданно в третьем-то часу ночи и заставляет заподозрить неладное. Видимо, нечаянный собеседник заметил моё настороженное недоумение и объяснился. Оказывается, он, увидев меня, вспомнил, что забыл забрать свой фотоаппарат. У него, мол, тоже Canon 77D. Вскоре они свалили в сторону и более меня не смущали.

К 3 часам доковылял я наконец гостиницы. Именно доковылял, благодаря тому, что мышцы и мозоли переключились на выяснение между собой, кто из них претерпевает тягше, и меня не очень доставали. Может, именно эта «прогулка», потребовавшая некоторой мобилизации от организма, спасла меня от последствий промокания с последующим замерзанием. Я серьёзно их (последствий) опасался, поскольку этой зимой простужался очень легко. А на сей раз даже не чихнул толком.


< Абу-Даби Невсемирный потоп >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.