Снова рассвет – и на сей раз ни единого шара.
А сегодня как раз туман не очень сильный. Впервые утром линия гор почти чётко видна. Неужто по пятницам Аллах летать не велит? Или вчера всё же кто-то упал, и полёты запретили?
Встать пришлось рано: в 8:05 уже автобус отправляется. Хорошо, что в приличных гостиницах в 7 утра уже можно позавтракать. До офиса GoBus доехал за 30 фунтов. Начинался торг с 75 – скромности местным таксистам не занимать. В крайнем случае, я бы и пешком успел. Но ноги ночью болели. Да и разменять последнюю двухсотку было не лишним. Таксист продолжал немного хитрить – намекать на бакшиш, вопрошая «а сколько [денег] мне?». Можно подумать, за проезд я кому-то другому отдаю, а не ему. Но надо признать, что с несоблюдением договоренности я ни разу не сталкивался. Хитрить, лукавить, сочинять небылицы – это святое. Но уговор есть уговор. И он мне объяснил, что шаров сегодня нет из-за сильного ветра. Видимо, он же и туман подразогнал.
Автобус внешне неплох, но внутри он оказался сильно побит жизнью. Обращение неаккуратное, и ухода никакого. И раскладка мест оказалась отличной от той, что была на экране, когда я при покупке билета выбирал место. Так что сидел я неудачно – аккурат напротив вонючего туалета. Рядом оказался парнишка из Бразилии, который всю дорогу шмыгал носом, потому что его угораздило простыть на кораблике. В основном ехали туристы, хотя чего бы и самим луксорцам не скататься на море на выходные.
До Кены – ближайшего провинциального города вниз по течению – путь лежит по долине Нила вдоль грязнущего оросительного канала. Там плохая дорога и много препятствий в виде расположившихся прямо на дороге торговцев, едущих по встречке странных драндулетов и прочих ослов. Буквально: ослики и в городах не редкость, а в сельской местности это неотъемлемая часть пейзажа. Как и многочисленные чек-пойнты с торчащими из амбразур дулами пулемётов.
Итого до Кены ехали чуть не полтора часа (а там 65 километров всего). От Кены начинается дорога к Красному морю, после очередного чек-пойнта становящаяся вполне приличным скоростным шоссе. Идёт по Западной пустыне уже без всяких осликов и постепенно поднимается в гору, чтобы пересечь идущий вдоль моря невысокий хребет. На границе провинций Кена и Красное море (Аль-Бахр-аль-Ахмар) снова чек-пойнт. По автобусу прошёл человек с пистолетом в кобуре и кратко побеседовал с парой показавшихся ему чём-то привлекательными пассажиров не из числа явных туристов. Никого не расстреляли.
В небольшом селении за чек-пойнтом – единственном между Кеной и побережьем – сделали остановку.
Совсем без осликов всё же не обошлось. Пожилая саида в никабе – головном уборе, оставляющем видимыми только глаза – привела к автобусу своё вьючное животное, на котором стоял(!) ягнёнок. Разумеется, специально для туристов, и небезуспешно. И я решительно не одобряю тех, кто в данном случае снимать снимает, а бакшиш не даёт. Поскольку не для личного удовольствия она пришла, а для нашего развлечения и своего заработка. Я, правда, тоже не дал, поскольку за фотоаппаратом идти было лень, а на телефон хороший снимок (чтобы стоило за него заплатить) я не сделаю.
Дальше дорога продолжает плавно подниматься до высоты примерно 730 метров, а затем начинает спускаться к морю.
При въезде в Бур-Сафагу (небольшой курорт в 50 км от Хургады) пассажира в предыдущем ряду, который показался подозрительным на предыдущем чек-пойнте, из автобуса вывели. Место, где он сидел, тщательно проверили. Но ничего, вернулся живой и здоровый. Наверное, у палача был выходной (пятница же). Шутки шутками, а египтяне постоянно демонстрируют очень серьёзное отношение к террористической угрозе. Насколько действенны такие демонстрации – другой вопрос.
Вышел в Хургаде я рановато. До конечной ехать в любом случае не собирался, но можно было и поближе к аэропорту оказаться.
Рассказы про ужасные зимние ветра в Хургаде в моём случае вполне подтвердились. Мне это не особенно мешало жить, но загорать на пляже сейчас, наверное, не очень комфортно.
По этой же дороге, по которой я приехал, до поворота к аэропорту ещё 3,5 километра, а потом полтора километра вбок. Uber в Хургаде есть, но он оказался неожиданно дорогим. Возможно, из-за аэропортового сбора. Почему бы и не прогуляться в таком разе. Времени до вылета вагон, а ходить мне сегодня больше негде. Сильно не устану.
Никаких достопримечательностей в этой части города нет. Просто поснимал, что в кадр попало, чтобы потом с чистой совестью говорить, что в Хургаде я был :).
Что ж, приоритеты египетского среднего класса понятны. Не Оксфорд, не Сорбонна и даже не МГУ. Гарвард. Лига плюща.
Даже длиннее, чем я видел когда-то в Бреше. Ещё и с полосочками поперечными. Помучился, но определил. Казуарина хвощевидная родом из Западной Океании. И она вообще не хвойная, а относится к порядку букоцветных (дальняя родня берёзы). Листья у неё редуцированы, отсюда и хвощевидность. Фотосинтезом занимаются иглообразные побеги до 30 сантиметров длиной. Плюс плоды похожи на шишки. Конвергентная эволюция на марше.
Свернув к аэропорту, я стал вызывать нездоровый ажиотаж у проезжавших мимо таксистов. Мне сигналили, а один остановился и начал мне кричать что-то на тему «нельзя идти пешком». Плавали, знаем. Таксисты на всех курортах одним миром мазаны. Полиция меня тормознула уже на подходе к аэропорту. На КПП, где все машины проверяют. Посмотрели паспорт, заглянули в рюкзак, чемоданом не заинтересовались. И пожелали доброго пути.
Википедия пишет, что аэропорт Хургады – второй по загруженности в Египте после Каирского. Свежих данных по пассажиропотоку я не нашёл. Между 5 и 10 миллионами в год, по всей видимости.
Про процедуры в аэропорту для вылетающих в Россию я заранее начитался вещей то ли ужасных, то ли удивительных, и все они оказались сущей правдой. После катастрофы A321 над Синайским полуостровом в 2015 году, когда террористы взорвали чартер с российскими туристами, несколько лет авиасообщения между Россией и Египтом не было. Наши власти требовали от египетских существенно усилить меры авиационной безопасности. Те что-то делать вовсе не торопились, но в конце концов расстарались как смогли. То есть устроили образцовую показуху и издевательство над пассажирами. Хотя бомбу в самолёт заложил сотрудник аэропорта Шарм-эш-Шейх.
Прежде всего, для российских рейсов выделена особая часть аэровокзала (северный конец терминала 1). Запускают туда порциями, то есть сначала нужно постоять у ленточки, а затем предъявить билет и паспорт. Сколько ещё раз до стерильной зоны я показал паспорт, сбился со счёта. Позже оказалось, что в «русскую зону» можно пройти из другой части терминала, никто особо за этим не следит.
Первый досмотр. Записаться в журнальчик. Пока что ничего выдающегося. Потом регистрация. Онлайн-регистрации на рейсы из Хургады нет. На стойке за место у окна слева (где у «суперджета» 2 сидения, а не 3) парень затребовал бакшиш 10 долларов. Прежде, если авиакомпания в принципе допускает бесплатный выбор, у меня денег за это не просили. Сошлись на 5. А то личико красивое – обидно будет, если треснет. Торгуюсь уже на автомате, особо не задумываясь. Что ж, навык полезный – может, ещё пригодится.
Дальше паспортный контроль. Всё именно так, как пишут коллеги. Сначала один проверяет документы и ставит в паспорт выездной штамп. Потом подходишь ко второму, который проверяет, что первый правильно поставил. Может, в Египте такая программа занятости? Тогда хоть бы рядом их посадили, что ли.
Второй досмотр на интроскопе. В чемодане обнаружилась вода. Которой там не было, потому что она была в рюкзаке. Открыли, посмотрели монопод, закрыли. Полезная штука. Напрочь сбивает с толку проверяльщиков и заставляет забыть, чего они хотели. Третий досмотр – ручной. Не по результатам интроскопа, а так, от балды. Народу с большой ручной кладью немного было, и чемоданом я определённо провоцировал повышенное внимание к своей персоне. На сей раз стража безопасности и после монопода хватило на явно бесцельно порыться в несессере. Потом его внимание на что-то переключилось, или он просто устал, так что до назревавшего фурора с позорным изъятием деревянного массажёра (я его таскаю для ног) не дошло.
Теперь сканирование. Это после двух рамок и облапывания. В «Домодедове» стоят сканеры, куда заходишь, вокруг тебя поворачивается рама, которая находит буквально всё. Даже пластиковую карту в кармане, которая в обычной статичной рамке вообще никак себя не проявляет. Тут почти то же самое, но – внимание! – крутится ты должен сам. Честно, я чуть не заржал. Удержал меня только лёгкий ужас от кафкианского характера происходящего.
Подумать только, после отечественного цирка безопасности, после турок (которые всё равно проморгали крем) человеческий гений всё ещё способен удивить!
Рассчитывал завалиться (за деньги) в бизнес-зал, чтобы скоротать время и перекусить. Но оказалось, что в российском уголке подобного заведения нет. Есть только буфет с несусветными, даже для привычного к московским аэропортам человека, ценами. И туда стоит очередь. Потому что развлекаться больше нечем.
В итоге в дьютике спустил почти весь остаток фунтов на сладкие гостинцы. А питаться пришлось взятыми из Москвы орешками, которые в Египте они у меня не особо пошли. Раз уж воду через все препоны пронёс.
Перемещение прибывшего борта на другую стоянку (лётное поле из зала ожидания хорошо просматривается) малость напрягло, но в итоге вылет задержали несильно. И вскоре Египет остался позади. Расставаться с ним было ничуть не жаль. Да, это было неплохо. Не побоюсь сказать, лучше ожидаемого. (По идее, ожиданий у меня не должно было быть. Видимо, прокрались тихой сапой.) Но мне хватило, и добавки в обозримом будущем вряд ли не захочется. Хотя, признаться, здорово меня заинтриговал Файюм, когда я немного узнал о нём в процессе подготовки этого рассказа. И осадочек неудовлетворённости от непосещения Асуана остался.
Зрелище проплывающих внизу ночных огней для меня немного грустное: почему-то всегда начинаю думать, что там, на земле, сейчас очень уютно. И в то же время умиротворяющее. Ночь – время спокойствия. А что может быть ночнее огоньков? Одиноких и собравшихся в кучки. Разноцветных. Снимать не пытался, потому что практически в глаза лупил фонарь на конце крыла. Надо было точнее ставить задачу парнишке на регистрации.
< Город мёртвых | Сочи > |