28 декабря 2022 (среда). Да здравствует милая Африка!

SSH-CAI

Хорошо, что уже пора двигаться дальше. Чем ещё себя занять в Шарме, я не был в состоянии придумать.

Александрия – второй крупнейший город Египта с населением более 5 миллионов человек. Считай, примерно то же, что Питер в России. Как ни странно, прямых авиарейсов между ним и одним из двух главных курортов страны почти нет. То есть они бывают, но буквально пару раз в неделю. Ежедневно есть автобус, но это чрезмерно долго и мучительно. Остановился на полёте до Каира, а дальше по земле. В текстовый план я по ошибке записал время вылета по московскому времени и чуть не погорел на этом. К счастью, корректно сработала напоминалка в календаре (все вылеты я туда непременно вношу), и я вовремя спохватился. С Кемалем (таксистом, возившим меня с Сохо) я договаривался, что за наутро за десятку он отвезёт меня в аэропорт. К счастью, он оперативно согласился приехать на час раньше, за что ему отдельное спасибо. Разве что завтракать пришлось в спешке.

Ещё из приятного: разбитый в номере стакан мне при выезде простили. Видимо, это не самый большой ущерб, какой причиняют постояльцы. Но этим список моих грехов не ограничивался. Ещё в нём фигурировал самостоятельно притащенный чемодан. Предполагалось, что за ним пошлют с рецепции. Коридорный остался без заработка.

В аэропорту перед регистрацией нужно пройти очень тщательный досмотр с ручным ощупыванием. Видимо, это дешевле, чем поставить современные сканеры. Затем тебя трут бумажкой (такое я и в других странах видел), и какой-то прибор её анализирует на наличие следов запрещённых веществ. Потом самостоятельно(!) записываешься в журнал вылетающих пассажиров. Написать там можно что угодно – всё равно никто не проверяет. Правило ввели, зачем – забыли, но отменять как-то не по-пацански. А то ещё чего доброго подумают, что в нём изначально смысла не было.

Перед стерильной зоной ещё один досмотр – почти такой же, как первый, но с обязательным сниманием обуви. Причём пилотов проверяют точно так же. Египетская безопасность почти такая же беспощадная, как русский бунт. И столь же бессмысленная. Ибо террористам, буде они замыслят злодейство, всё это едва ли помешает. Цирк безопасности – он и есть цирк.

В аэропорту есть аж 15 минут бесплатного Wi-Fi. Но необходимая для подключения СМСка на российский номер не приходит. С египетским даже возиться не стал: лень эти циферки искать. Не так уж оно мне надо; мобильного интернета у меня хоть залейся.

При посадке выяснилось, что Egyptair заменил борт. Ещё вчера при онлайн-регистрации стоял A220. Я предвкушал возможность опробовать новый тип самолёта, которого в России нет. А по факту оказался несвежий 737-800. С заметного размера не пустующим «бизнесом».


Грязновато, это да

Пристёгнутость и прочую готовность к взлёту и посадке вообще не проверяют. Правильно это или нет – вопрос философский. В конце концов, на всё воля Аллаха. Если он решит наказать за несоблюдение правил на борту воздушного судна, то так тому и быть.

Лететь до Каира всего ничего – 375 километров по прямой. Как от «Домодедова» до Нижнего. Занять эшелон самолёт не успевает – на полпути начали снижение. О ко́рме говорить в такой ситуации смешно (хотя «Люфтганза», помнится, на рейсе такой же продолжительности какой-то перекус давала). Раздали по бутылочке воды.


Сива – оазис на западе страны почти на границе с Ливией

В аэропорту я халявной питьевой воды не заметил. Но специально и не разыскивал, потому что перед досмотром высосал оставшийся от ланч-бокса пакетик гуавового гектара и почти бутылку воды (которая ездит со мной повсюду аж с Самары).

Вдалеке виднелся Суэцкий канал, но окна очень уж грязные. Снимать не стал. А уже над пригородами на высоте около километра началась какая-то дымка, которая запросто могла быть пылью из пустыни. Во всяком случае, показалось, что и в самолёте воздух стал какой-то пыльный.

Каир: первое знакомство

Если Синайский полуостров относится к Азии, то бо́льшая часть Египта, включая его столицу, находится, по данным науки географии, в Африке. Конечно, это не настоящая «чёрная» Африка. Весь север континента населён арабами вперемешку с потомками местных племён – это результат экспансии Арабского халифата в VII-VIII веках. Так что с культурно-цивилизационных позиций Египет – это вполне себе Ближний Восток. Но формально могу себе засчитать первое вступление на африканскую землю.

В аэропорту Каира банкоматы, как оказалось, деньги не меняют. Потому что иначе обменники не смогли бы брать комиссию 5,3%. Во всяком случае, я думаю, что это была именно комиссия. Написано-то всё по-арабски, только 5,3% почему-то на понятном мне языке. А фунтов у меня осталось, по большому счёту, только до автостанции доехать. Зато в Каире прекрасно работает Uber. Причём это именно настоящий Uber – райдшеринг, а не такси. Засад с ним обнаружилось две. Во-первых, машину приходится искать на стоянке поодаль от терминала. К самому выходу из него они не подъезжают. Во-вторых, в Египте используются так называемые восточные арабские цифры (сами арабы называют их индийскими). От тех цифр, которыми пользуемся мы и которые называем арабскими, они отличаются существенно. Я из-за этого ещё в Абу-Даби намучился, пытаясь разобраться, что же мне накорябал пограничник. Номиналы купюр указаны и так, и сяк, а вот номерные знаки – это самая настоящая китайская арабская грамота. Проблемы бы не было, показывай приложение номер машины теми же цифрами. Но оно показывает нашими, а искать на местности приходится совсем другое.

В продолжение темы «безопасности». На выезде из аэропорта у водителей проверяют документы. У пассажиров не проверяют – по крайней мере, если те похожи на туристов. Я, видимо, вполне похож. Особенно когда не делаю умное лицо.

Всё-таки интересно, чего египтяне так привержены этим цифрам. Они же всё равно не свои, а индийские. Вон даже в оплоте религиозного ретроградства Саудовской Аравии номера на табличках уже дублируют. А в Эмиратах и вовсе от восточных арабских цифр на них отказались. Вообще, всяких западных штучек в Египте вовсе не чураются, с низкопоклонством особо не борются. Например, по дороге из аэропорта в город немало всяких военных учреждений или частей (их ни в какой стране ни с чем не перепутаешь). И некоторые из них (хоть и не все) подписаны по-английски. Не туристические объекты, повторюсь, а военные. Которые туристам даже снаружи издалека снимать запрещено.

Хотел расплатиться с водителем долларами, но он отказался. Ему же хуже, я с чаевыми давал. Без них в пересчёте вышло почти 6 долларов, за 20 километров это по местным меркам немало. Скорее всего, есть какая-то аэропортовая наценка. Потому что вообще «убер» в Египте меня поражал дешевизной. Впрочем, он и в России был неплох, пока его «Яндекс» не купил и не испортил.

Однако я в результате остался без фунтов. В Шарме как-то не сообразил заранее поменять, положившись на каирские банкоматы. В аэропорту они меня подвели, а возле автостанции один потенциально пригодный аппарат нашёлся. Он совсем уже было собрался меня облагодетельствовать, но передумал и вместо этого вернул доллары. На удачу ждавший своей очереди парень поменял мне десятку. Как раз хватило на автобус и доехать от автостанции в Александрии. Вариант, конечно, потенциально небезопасный, но парень выглядел прилично, а десятка – не настолько значительная сумма, чтобы не рискнуть, когда лучшего варианта обмена на горизонте не наблюдается, а автобус уже скоро.

Автостанцию я выбрал возле площади Тахрир в самом центре Каира. Так выходило быстрее. Хотя пишут, что другая автостанция в Наср-Сити для посадки много удобнее. И если по дороге из аэропорта Каир выглядел более-менее цивильно, район автостанции – «типичный» восточный город. Замусоренный, хаотичный, шумный.


«Перрон» – фактически, просто огороженный пустырь

От касс к этой площадке ещё идти и идти. В том числе через улицу с постоянным движением и водителями, которые чихать хотели и на «зебру», и на двуногую живность на дороге. А потом пролезать через дырку в заборе.

То есть это я пролез через дырку, как тут и многие другие делают. А потом увидел, что есть ворота (автобусы-то через такую дырку точно не умеют), просто к ним дальше обходить.

Думаете, на этом всё? Как бы не так. На автобусах не пишут, откуда и куда они идут (не только на понятных языках, но и даже по-арабски). То есть если видишь, что какой-то автобус начал посадку, нужно пойти и проверить, не твой ли это рейс. Есть специальные люди, которые следят за порядком и не дадут сесть не туда. Вроде парень, который на снимке выше случайно попал в кадр, именно этим и занимался. В куртке он не потому что было холодно, а потому что египтяне начинают мёрзнуть в +25.

Короче говоря, немного пометавшись, в своём автобусе я в итоге оказался.

GoBus – один из двух ведущих и минимально «заточенных» под туристов египетских междугородних перевозчиков. Его сеть охватывает более-менее все популярные пункты назначения. Автобусы есть разных классов. Мой был самый бюджетный. Проезд от Каира до Александрии (217 км по дорогам) обошёлся в 160 фунтов (6,5 долларов). Немногим дороже «убера» из аэропорта.

Несмотря на бюджетность, в автобусе было что-то вроде системы развлечений. Сделанной явно не для того, чтобы ею пользоваться. Так что развлекался своими силами. В том числе заучивал местные цифры. Потому что ездить в ближайшие дни предстоит немало.

0 – ٠
1 – ١
2 – ٢ (на египетских номерах пишется немного иначе, но опознать можно)
3 – ٣
4 – ٤
5 – ٥
6 – ٦
7 – ٧
8 – ٨
9 – ٩

Что и говорить, немного сбивает, что прищипнутый нолик – это 5, похожая на семёрку цифра на самом деле является шестёркой, а отзеркаленная тройка – это 4. Но к прибытию в Александрию я эту премудрость освоил, потренировавшись на номерах попадавшихся на дороге машин.

Выехали с опозданием, а потом ещё не обошлось без пробок. Так что итоговая задержка с прибытием вышла ближе к часу. Хорошо так затемно уже приехали. Выхожу из автобуса – сразу атакуют таксисты. Еле отбился. И интернет как назло пропал. Всю дорогу работал, а тут пропал. Пришлось перезагрузить телефон, и уже тогда получилось взять Uber. И вот тут уже, без аэропортов, цены реально сказочные. Совсем я отвык от таких. По Александрии порой ездил за 20 рублей на наши деньги (а на короткие расстояния в пределах 20 минут пешком я машину не брал). Бензин в Египте из своей нефти, и он очень дешёвый (вдвое против России). Стоимость труда тоже значительно ниже – вот и получается сверхэкономный извоз.

Александр Великий

Первое, что замечаешь в Александрии – в ней конкретно воняет. По-разному, но почти везде. И шум как в Каире. Что до визуальной стороны реальности, ею проникнуться удалось не сразу: темно.

Водитель высадил меня на углу улицы, куда он свернуть не мог. Ладно. Как ни странно, гостиницу свою я нашёл без труда. Обычный ничем не примечательный дом; поднимаешься на второй этаж – там что-то вроде импровизированного лобби.


С котиками

Дама на рецепции засомневалась, можно ли взять мои доллары не самого последнего дизайна, но после консультации с коллегой взяла. Сдачи не было, её мне выдали на следующее утро еврами. Причём слегка обгорелыми по краям и сильно пахнущими горелым (сильнее, чем если бы горели только эти купюры). Загадочная история. Скорее всего, от них очень хотели избавиться. Я смутно догадывался, что в Египте ни один банк их не примет, но я ведь не только в Египте бываю, правильно? Или нет.

Однако на контрасте после Sharm Dreams Resort… Ну да, вообще не 5 звёзд. Зато ценник (с учётом козырного расположения) демократичный. Приличных классических гостиниц за вменяемые деньги в центре Александрии почему-то нет. Бронировал я на booking.com с оплатой на месте. Вообще, этот сервис требует банковскую карту для гарантии, а годной для заграницы карты у меня, вестимо, нет. К счастью, у моей старой карты, которую я когда-то в профайл внёс, формально ещё не закончился срок действия, а проверять её никто не пытался.

Ещё меня совершенно безвозмездно осчастливили апгрейдом из сингла в апартаменты. Новость эта меня не слишком обрадовала, потому что они-де не здесь, а в соседнем здании. Пожалуй, я бы предпочёл без таких роскошеств, но спорить не стал. В тот момент мне было лишь бы хоть куда-то заселиться. «Соседнее здание» оказались в узком тёмном переулке. То есть сначала он был тёмным по причине ночи, а потом выяснилось, что сильно светлее в нём и не бывает.


Несколько трущобно, пожалуй, да?

Подъезд запирается на замок – тут я вообще не удивился. Внутри прилично и даже сравнительно чисто, но антураж дешёвый, «по минимуму». Это что касается общих пространств. А на своё личное пространство жалеть денег, видимо, не принято. Начиная с входной двери.


Мраморных львов не поставили исключительно из-за крайней узости прохода

Нет, это не моя дверь. У меня всё было намного проще. Апартамент оказался и внутри обставленным экономно а-ля IKEA. Рассчитан он (судя по спальным местам) на 4 человек. Зачем им понадобилось селить туда меня одного (вместо, скажем, пары, которая наверняка бы куда больше обрадовалась), загадка. Но по итогу я нашёл в этом и плюс.

В здании 2 лифта. Один ездит на чётные этажи и почему-то 17-й. Другой, видимо, на нечётные. Чтобы вызвать, а затем отправить лифт на нужный этаж, надо прикладывать бесконтактный брелок. Интересно, кого таким образом хотят отлучить от коммунальных удобств? Тех, кто не платит лифтовой компании, что ли? Вполне такое может быть.

У нас в жилых домах с незакрытыми внутренними дверями не поездишь. А в Египте – пожалуйста. Хотите в самолёте непристёгнутыми с неубранным столиком летайте, хотите в лифте о перекрытия головой бейтесь. Любой каприз за ваши деньги. Больше того, оказывается, в египетском лифте внутренних дверей может вообще не быть. Я и такое видел – правда, не в жилом здании, а в коммерческом.

На этом мои приключения со странной небольшой гостиницей с большим названием Alexander the Great («Александр Великий») отнюдь не закончились. На следующее утро прихожу в основное здание завтракать. Завтрак заявлен с 7:30, я пришёл в 8:25. Мне говорят: мол, подождите, через 15 минут всё будет. Ладно, всякое бывает. Дай, думаю, поизучаю пока, что в лобби есть почитать интересного.


Неожиданно

Не то чтобы я сильно интересовался стоматологией, просто занятно было обнаружить среди литературы для скрашивания досуга постояльцев каталог зубоврачебного оборудования за 2016 год. Возможно, это такое ненавязчивое напоминание гостям своевременно чистить зубы. Или какой-нибудь торговый агент здесь останавливался – на память оставил. Мол, если надумаете вместо гостиницы зубодёрный кабинет открыть – обращайтесь.

Примерно через 25 минут еда в самом деле появилась, зато в кухне пропал свет. Набирать закуски пришлось при свете телефонного фонарика, а горячие напитки на сегодня отменялись вовсе.

По возвращении в апартаменты (знал бы, что с завтраком будет такая засада – пошёл бы туда уже готовый к выходу в город) я обнаружил, что проблема электричества касалась не только кухни. Обесточен был, по всей видимости, весь квартал. Так что на свой 15-й (14-й в местной системе понятий) этаж пришлось подниматься пешком. Самое забавное, что офис Alexandria Electricity Distribution Co. находится от апартаментов метрах в 70.

Но это было наутро, а в вечер приезда времени у меня оставалось только на небольшую прогулку и ужин. Поскольку событий теперь будет намного больше, вернусь-ка я к привычному хронологическому повествованию вместо посюжетного.

Другое море

Итак, вечер среды 28 декабря. Про собор потом расскажу (всё равно в темноте ничего не снимал), а пока что про морскую набережную – Корниш. Она весьма длинная, но почти всё интересное на ней расположено в пределах Восточной гавани (исторического центра). Проезжая часть на ней весьма оживлённая. Хотя просветы в трафике случаются, перейти эти 6 полос – по 3 в каждую сторону – непросто.

Вообще, с учётом местной «культуры» вождения перемещаться по городу опасно всегда, а в темноте – вдвойне. Что меня в первый же вечер ни одна машина не сбила, считаю своим достижением. Но оно не уникально: трупов на дороге я вообще не видел, хотя ходят через неё ещё как. Потому что на набережной вечером самая туса. Не столько туристическая, сколько для местных. Александрийцы прогуливаются, посиживают у моря, что-то едят и пьют. Купить пиво в Египте не проблема, в отличие от более крепкого алкоголя. Но дешёвым его не назвать, так что выпивают очень умеренно. А закусить можно купить прямо на набережной: мелких торговцев полно. Причём коммерция здорово напоминает Юго-Восточную Азию: тележки с нехитрой снедью от тут же поджаренной кукурузы до заварной лапши (предусмотрено что-то вроде самовара с кипятком).

Я трапезничать отправился на западный край Восточной гавани, где кучкуются «самые-самые» рыбные рестораны. В заведение с говорящим названием Seaside. Говорящим не только о расположении, но и о туристах в качестве целевой аудитории. Нашёл бы что-то аутентично-местное морской направленности – наверное, пошёл бы туда. Не нашёл.


Оно где-то там – не доходя крепости Кайт-бей (справа на снимке)

В Шарме в отеле рыба была, как я уже говорил. Но массовую готовку примерно столовского уровня нельзя сравнить с хорошим рестораном, где специально для тебя приготовили то свеженькое, что ты сам выбрал на прилавке.

С этой вкуснятиной я устроился на террасе с видом на гавань, помнящую, как держались за ручки под полной луной Антоний и Клеопатра.

Непарадно как-то она выглядит, да? Всё потому что здесь реальный рыбацкий порт: отсюда и свежая рыба. Причём ходят в море не на привычных по Италии солидных баркасах, а на… лодчонках каких-то. И это не тёплое Красное море, а суровое :) Средиземное, на котором нередки сильные зимние штормы.

Ужин вышел по египетским меркам недешёвым, но оно того стоило. После такого прогуляться до ночлега 3 километра только в удовольствие. Ноги я сегодня не особенно нагружал, так что они не против. С наступлением темноты многие улицы превращаются в рынок. Точнее, базар.

Ездить по ним при этом не перестают. Хотя места между «прилавками» остаётся только-только легковушке протиснуться. Нормальный такой восточный хаос. Я давеча рассыпался в комплиментах способностям египтян чётко всё организовать. Но в Шарме это получается, во-первых, благодаря заинтересованности всех сторон. Только согласованными совместными усилиями они могут получить прибыль. Во-вторых, приходится соответствовать ожиданиям туристов-европейцев, привыкших к некоторой разумной упорядоченности и чёткости (да, я даже итальянцев имею в виду). Здесь же у торговцев свой интерес, а у автомобилистов – сугубо противоположный свой. И всем, включая покупателей, друг на друга наплевать, потому что они с детства привыкли так жить.

Обратил ещё внимание, что в центре какое-то безумное количество мебельных магазинов. Такое впечатление, что традиция выбрасывать на Новый год старую мебель (и, соответственно, покупать новую) не итальянская, а как раз александрийская. Причём Новый год отмечают для надёжности минимум по трём разным календарям.


< Как я собирался утонуть Александрия >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *