Изначальный план на среду, напомню, был брать машину (в аэропорту, чтобы возвращать удобнее) и двигаться на ней в сторону Отепя. Когда изменившиеся обстоятельства сделали поездку в Эстонию неактуальной, вариантов оказалось два. Второй – на пароме в Швецию. Получалось дорого, да и зимой на Балтике сложно рассчитывать на приятную морскую прогулку. Так что первый вариант. И в аэропорт за машиной мы после завтрака всё-таки отправились. Просто, взяв её, двинулись не к избавителям Латвии от фрайкора, а на запад. Для начала – в Юрмалу.
Сосны на морском берегу*
В общем-то, это Настина идея была. Я-то в Юрмале уже был и, откровенно говоря, ничего там не забыл. Однако присущий этому странному курорту романтический флёр отрицать не стану, и желание зачекиниться в таком месте понять могу. Мне оставалось только подыскать подходящее место бесплатно припарковаться. Зимой в Юрмале это не такая уж проблема, в отличие от курортного сезона (когда даже просто въезд в город становится платным).
Чекиниться в Юрмале вернее всего возле глобуса.
Это на улице Турайдас рядом с парком Дзинтари.
С погодой, как видите, пока что везло. Находящаяся рядом Казанская церковь золочёными крестами сияла на солнце до полной невозможности качественной съёмки.
Сосны – одна из первых ассоциаций с Юрмалой. Соснами обрамлены знаменитые здешние пляжи, где нужно зайти в воду метров на 200, чтобы погрузиться с головой. Из них же в значительной степени состоит парк Дзинтари. Хотя других деревьев там тоже есть.
И не только деревьев. Даже кофейный автомат имеется. Цивилизация!
Но высочайшее достижение цивилизации в парке не он, а смотровая вышка.
Высочайшесть указана в размере 33,5 метров. Только непонятно, это полный габарит до верхушки или высота верхней площадки. Как бы то ни было, ничего примечательного с неё, увы, не видно. Не говоря уже о ниже расположенных со всех сторон балкончиках. В основном для наблюдения доступны окружающие деревья.
Тут по линии горизонта видно, что площадка лишь чуть выше леса, так что вид хорошенько закрыт во все стороны. Высокие здания Риги на востоке различимы, но в целом и там смотреть не на что. Особенно с учётом того, что примерно с той стороны солнце.
На пляж, с которым у меня связаны некоторые сентиментальные воспоминания, я не пошёл, оставшись погулять в парке, пока Настя снимала невесть откуда взявшийся снег на песке.
И мы поехали дальше.
* «Сосны на морском берегу» – так называется одна из песен группы «Кино», впервые изданная через несколько лет после смерти Виктора Цоя. А погиб он во время отдыха в Юрмале, возвращаясь с рыбалки. «Чтобы снова увидеть сосны на морском берегу».
В 1893 году севернее Либавы (нынешней Лиепаи) заложили военно-морскую базу, получившую в 1894 году название Порт Александра III. Наверное, это была немного странная база, поскольку в случае войны защищать её даже не предполагалось. Оборонительные сооружения были уничтожены в самом начале первой мировой, чтобы не достались немцам. Так в Лиепае появился необычный морской променад, украшенный остатками взорванной фортификации.
Погода, пока мы ехали до Лиепаи, успела заметно измениться.
Шторм не шторм, но задувало основательно. Недаром Лиепая имеет неофициальный титул «города, где рождается ветер». Штиль тут, видимо, редок. И это не мелководный Рижский залив, а открытая Балтика.
И, конечно, нельзя просто так взять и не поснимать брызги разбивающихся волн.
Сейчас район города, где находилась база, называется по-латышски Кароста (дословно, военный порт). От Порта Александра III в Каросте остался на память собор. Да, целый собор, не просто церковь.
Снаружи выглядит как обычная постройка в псевдорусском стиле, однако здание имеет весьма любопытную конструкцию. Храм бесстолпный, и вся его массивная верхотура опирается на 4 дуги (видимо, железобетонные). Снаружи они вообще никак не угадываются, но внутри хорошо видны.
Очень декоративный, но при этом светлый и приятный храм. Стоит он в окружении страшноватых пятиэтажек – наследия уже советской (позже – недолгое время российской) военно-морской базы, окончательно закрытой в 1994 году. Отсюда в Лиепае более 35% русскоязычного населения, сосредоточенного в значительной степени как раз в Каросте. Вместо базы, которая прежде обеспечивала рабочие места, в городе неплохо работает промышленность. В столовую при фабрике эластичных тканей Lauma мы и заехали пообедать.
Культурный шок дня. Я бывал в прибалтийских столовых в 90-м. То, что мы увидели нынче, не отличалось ровно ничем, если не считать цен в евро. И, кстати, цены были удивительно низкие: в Москве едва ли так недорого поешь в общедоступном месте. Еда – нормальная советская столовская. Именно нормальная, то есть качественная без изысков. Посетители в основном говорили по-русски, а на раздаче обслуживала латышка. Очень приветливо, надо сказать, обслуживала – естественно, сразу поняла, что мы туристы, поскольку местный контингент явно должна знать в лицо.
После обеда погоде положено наладиться, но сегодня произошло ровно наоборот. Видимо, в Латвии какой-то неправильный климат :). Солнца после обеда мы больше не видели. Погода была «полосатая», но светлых полос в ней не наблюдалось. Подъехав ближе к центру, припарковались возле концертного зала Lielais Dzintars («Большой янтарь») и пошли то ли смотреть город, то ли мокнуть под дождём. А вернее, всего понемногу.
В солнечную погоду здание, по идее, должно смотреться эффектно. И вечером на фоне ясного неба, когда светится изнутри. Но и вечером с небом как-то не свезло.
И да, оно в самом деле образовано наклонными поверхностями. Это же янтарь, он не должен совсем-то консервной банкой выглядеть.
Ли́епая – третий по величине город Латвии (68,5 тысяч человек населения) и важный порт. Каких-то заслуживающих специальной поездки прелестей за ней не числится, и мы остановились здесь в основном потому что какие-то прелести всё же есть (и морской променад не последняя из них), и город удачно расположен между Ригой и Клайпедой.
К прелестям я также отнёс бы трамвайный маршрут. В столь небольшом городе (в 2 раза меньше Коломны) увидеть трамвай, пожалуй, неожиданно. В советское время население Лиепаи заметно превышало 100 000 человек, поэтому его, видимо, совсем-то не закрыли, сократив сеть до одного маршрута. А вообще, трамвай тут старейший в странах Балтии, открыт ещё в 1899 году.
До 1960-х тут использовались такие же штанговые токоприёмники, как в Риге, но сейчас, как видите, обычные пантографы. Колея узкая – метровая. На трамвае я прокатиться не преминул, хотя для этого пришлось притвориться умирающим и неспособным вернуться к машине самостоятельно :). А что прикажете делать, если никто кроме меня к трамваям слабости не питает?!
Колокольня вроде бы посещаемая, но нынче была закрыта. В такую погоду резона лезть на неё всё равно нет: ничего не увидишь.
Центральной и красивейшей площадью Лиепаи считается площадь Роз (на ней же и туристический инфоцентр с магнитиками, обсыпанными похожей на янтарную крошкой). По случаю зимы нам не только не выпало роз (летом их тут в самом деле множество), но и красоту оценить по достоинству под дождём не получилось. Что ж, против сезона не попрёшь. Почти. Живые цветы в феврале(!) на площади противу всяческого чаяния обнаружились.
Может, тут клумба с подогревом?
На проходящей рядом улице устроена «аллея звёзд латвийской музыки» с отпечатками рук музыкантов, имена которых лично мне ни о чём не говорят.
Самая, наверное, внешне интересная и старейшая церковь Лиепаи – Святой Анны.
Запоздалая готика и внутри производит внушительное впечатление. Огромный высокий алтарь, к которому близко не подойдёшь. И не поснимаешь: мало того, что запрещающие таблички на каждом шагу, так ещё и приглядывают за посетителями. Вредные какие-то они, лютеране. Почти как православные.
И всё же мне там очень понравилось. Вдобавок к красотам тихонько, заставляя вслушиваться, звучало из колонок церковное пение. Аж затрансовал слегка. Но монетку принципиально не оставил: я тоже вредный.
То ли дело католики. Они-то знают, что святости не убудет, а денег прибудет, если относиться к людям по-христиански. То есть не мешать им получать удовольствие доступным способом.
Неороманика не особенно стилистически выдержанная. Но я запас вредности уже исчерпал, так что придираться не стану.
Внутри снимать было темновато, но кое-что получилось.
Да-с, всё же несколько… эклектично. Но эклектика – это вообще очень про Лиепаю.
А городской рынок несёт черты модерна.
Цены на рынке на многие продукты весьма приятные, как и в Риге, так что мы тут слегка отоварились. Ужинать сегодня предстояло своими силами.
В целом, Лиепая произвела впечатление уютного (просто немного не повезло с погодой) городка, где можно с удовольствием провести несколько часов. Но куда совсем не хочется вернуться, даже если что-то тут недосмотрел. Просто незачем.
Лебеди не котики, но для них место тоже предусмотрено.
Что с лебедями, спросите? Ну, какой пруд, такие и лебеди. Маленькие. :)
Оставалось доехать до Клайпеды (тут уже недалеко, чуть меньше 100 км), где на следующие две ночи была забронирована квартира. Про Клайпеду всё завтра: этот город заслуживает основательного рассказа.
< Рижский стиль | Клайпеда > |