За удачей (3 апреля 2013)

Приходит как-то раз Той и говорит: мы тут с друзьями ночью за удачей собираемся. К монахам. Поехали с нами? Поскольку тайглиш (тайский английский) – язык специфический, и половина слов может на самом деле быть не тем, чем кажется на первый взгляд, я начинаю уточнять и переспрашивать. Удивительно, но я всё верно понял с самого начала. Речь шла именно о паломничестве с целью соискания удачи. Что ночью, я вообще не удивился. Тайцы вообще многое ночью делают, когда не так жарко.

Разумеется, и речи не могло быть, чтобы пропустить такое необычное предприятие. В два часа ночи Той приехал за мной и отвёз к месту сбора, где нас поджидал комфортабельный микроавтобус. Его оплатил один из участников паломничества, местный предприниматель.


Начинается посадка (2:15 ночи)

Путь наш был не так уж далёк, всего-то на юг провинции Чантабури, в которой находится Паттайя. Часа через 2 с половиной уже на месте были. Точнее, на том месте, откуда собственно паломничество должно начинаться. Ночной выезд нужен за тем, чтобы оказаться там до рассвета. Почему-то это очень важно. Жизнь в этом месте, которое более всего на первый взгляд напоминало рынок, уже кипела. Не только нас жажда удачи лишила сна :).

Рынок, впрочем, тайцы устроят везде, где случится мало-мальски скопление народа. Даже на антиправительственном митинге, к примеру. Главным же предметом притяжения были не торговые ряды, а просторный временный павильон, где готовятся к паломничеству.


Вся честная компания внутри (ВПС на снимке отсутствует
по уважительной причине нахождения по другую сторону камеры)

Обратите внимание, что все босые. Хоть это и аляповато устроенная времянка с пластиковой мебелью, но всё же храм. Обувь нужно оставлять снаружи.

Подготовка к паломничеству состоит из 2 частей. Во-первых, нужно получить благословение. Это, напомню, в Таиланде делает монах веником. Не больно и где-то даже приятно; единственное неудобство – сидеть в канонической позе (одна нога под собой, другая отодвинута), но это совсем не долго. Я для себя заранее решил, что сильно вникать в сакральный смысл всех действий не стану; просто буду делать, что скажут. Веником так веником. Самим служителям культа в буддизме вообще по барабану, откуда ты и во что веришь, пока ведёшь себя правильно.

Вторая часть подготовки – приобретение необходимых для паломничества аксессуаров. Из них 2 крохотные раскрашенные деревянные фигурки птичек на ниточке остаются тебе на память как символ обретённой удачи. Немалочисленное остальное нужно правильно применить в процессе. Например, золотые листочки, о которых я уже упоминал. Их прямо тут и начинают использовать, ибо всяких почитаемых предметов хватает.


Частично позолоченная статуя какого-то святого человека

Вроде, в идеале статуя должна быть облеплена целиком, чтобы ни одного места непозолоченного не осталось. Тогда, наверное, участникам процесса начисляется групповой бонус. У этой статуи шансы ещё есть, поскольку паломничество длится несколько дней. Но вообще кажется, что лепят на всё, что подвернётся под руку. Золота (а это именно натуральное сусальное золото, не суррогат какой), я так понимаю, на это сотни граммов уходят. Ну так ведь и число паломников измеряется многими тысячами. Когда всё закончится, монахи золото аккуратно соскребут и переплавят.


Черепаха играет большую роль в символике буддизма

Кстати, у меня золота-то и не было. Я сам ничего не покупал, только деньги Тою отдавал. А он, наверное, побоялся, что золочение – это слишком сложно для фаранга. Налеплю неправильно, а виноват он будет, баллы снимут.


Маленький паломник

Потихоньку начинает светать, и мы отправляемся к месту посадки в машины, чтобы ехать дальше. Подниматься пешком в гору, чтобы проявить рвение перед трансцендентными сущностями, тут не принято. Главное для паломника – быть радостным, а особо напрягаться физически совершенно ни к чему. Бессонная ночь не считается, поскольку это для меня уже полподвига, а для тайца – плёвое дело.


Хорошая такая заря, в полнеба (первый раз увидел восход в Таиланде, между прочим)

Поездка в гору на машине – отдельная захватывающая часть всего процесса. Это вам не комфортабельный микроавтобус. В гору идёт полноприводный пикап с боковыми лавками в кузове. Дорога… Я попробовал поснимать, и не могу сказать, что это у меня хоть сколько-то получилось. Просто для некоторого представления о том, насколько это было захватывающее времяпровождение, выкладываю то, что снял на обратном пути (было уже посветлее и получилось лучше, чем на пути туда).

Машинки такие в этих холмистых местах, не избалованных ровными дорогами, довольно распространены. И паломничество – неплохой способ для их владельцев немного подзаработать.


Наверху!

Пара слов о месте, в которое мы попали. Национальный парк Кхао-Кхитчакут – популярное место. Девственные леса, чистые озёра, великолепные водопады.

Но есть несколько дней в году, когда сюда приезжают не природы ради. Самая высокая точка округи – гора Прабат – почитается буддистами как место, где Будда оставил след своей ноги. Прикоснуться к нему и направляются паломники. И не ради пущего просветления (по крайней мере, многие из них), а с очень прагматичной целью. Ведь если в западном мировоззрении удача имеет устойчивый эпитет «слепая», то тайцы точно знают, что удачей можно обладать. И можно её увеличить, предприняв определённые действия, будто в Heroes of Might and Magic каком. Поклонение следу Будды, видимо, поднимает удачу даже не на 1, а на 2 или 3 пункта. В общем, после этого можно сразу бежать покупать лотерейный билет. Столько этого добра, как на улицах Бангкока, я прежде вообще не видел. Итальянцы, скажем, не чужды страсти к халяве, но несколько сот(!) лотерейных столов в одном месте – это для более-менее рациональных европейцев явно чересчур. В общем, азиатское сознание куда более мистическое, если не сказать инфантильное.


Это ещё не след Будды. Это след его тигра

Жёлтые цветы вроде бархатцев – часть обязательного набора паломника. К самому следу не подойти, поэтому его осыпают сверху лепестками. Монахи периодически их слегка разметают, чтобы сам след на камне был виден.

Или, скажем, проходя по мосту, нужно ударить в каждый колокол. А их много. Что делать; никто и не обещал, что будет легко.


Это только небольшая часть

Большие колокола здесь не имеют языков (это я ещё в прошлый приезд заметил). Так что рекомендуется иметь с собой что-нибудь твёрдое, чтобы ударять по ним. Иначе вам удачи не видать! ©


А это маленький симпатичный колокольчик

От площадки, куда доставляет авто, путь в гору к конечной точке ещё довольно долгий. Но удобный, без экстрима. Потом, то и дело останавливаешься, чтобы отметиться у очередных ду́хов, которым нужно засвидетельствовать почтение.

Отпечаток Будды находится почти на самой вершине (округлый камень в центре снимка ниже).


Вершина горы Прабат


Вот этот камень вблизи

Тут некоторые уже разулись, а кое-кто ещё в обуви. Любопытных европейцев, как видите, хватает. Тайцев это вообще не смущает. Потому что удачи хватит на всех, её количество не лимитировано, что бы по этому поводу ни говорил ограниченный призовой фонд лотереи. Единственное – при подходе к самому камню обувь всё же нужно снять. И ведь угораздило меня белые носки надеть…


Собственно след Будды

Ну что тут сказать… Плохо позолота на шершавом камне держится. Но что приятно и даже очень, это вполне себе великая святыня, а ограничивать съёмку никому и в голову не приходит.

Дальше тоже важная штука.

В её глубокий сакральный смысл я не пытался вникать. Сказали тихонечко закопать тут что-то вроде пакетика бисера из набора паломника и подумать о своём желании – я закопал. И подумал.


Тут я уже почти весь такой удачливый

Кстати, забегая вперёд, я хоть и могу напропалую иронизировать по поводу наивности веры во все эти магические штучки, но… это работает. Я проверил :). Есть такая байка. У некоего учёного, нобелевского лауреата, над дверью висела подкова. Один из его гостей недоуменно (или с издёвкой) спросил, неужели тот действительно верит во всю эту чепуху про удачу. На что учёный ответил: «Конечно же, я не верю в какие-то особые свойства подковы. Но я заметил, что она приносит удачу независимо от того, верю ли я в неё». Что-то подобное и со мной приключилось.

Там ещё после посещения Будды довольно продолжительный маршрут, чтобы кружным путём вернуться к площадке с машинами. В общем-то, не обязательно его проходить, но… Будда, как известно, ходил пешком, так что и нам незазорно.


К тому же, много ещё около чего можно отметиться

Заодно можно и проверить, как теперь дела обстоят с удачей. Так сказать, выходное тестирование.

Монетка-то всё равно в итоге упадёт «куда надо» (рассмотрите внимательно всю эту конструкцию с «монетной канализацией». Но попасть надо в одну из чашечек. Попадаешь – молодец, всё правильно сделал. Не попадаешь – на второй круг. Цветы, палки-вонялки, золотые листочки, твёрдое решение совершать только хорошие поступки и просто немного денег – всё котируется, чтобы вернуть расположение богов.


А это я снял какой-то храм уже внизу, в городке

На рыночке там же кое-чего прикупили поесть, но всё же в пути остановились позавтракать горячим у какой-то придорожной забегаловки.


Это хоть и не коллекционный фонтанчик (пить из него я бы не рекомендовал),
но всё же весьма замечательное сантехническое сооружение

Канонический тайский завтрак – это лично для меня что-то совершенно неудобоваримое. Дело даже не в остроте (хотя и этих слов из песни не выкинешь), а в том, что пища слишком тяжёлая. Не могу я такое с утра, не лезет. В Паттайе-то можно найти на любой вкус завтрак, поскольку на туристические предпочтения, как ни крути, ориентируются. А тут пришлось ограничиться молоком, найденным в магазинчике неподалёку. Ну как, молоком. Молока в нашем понимании (цельного) тут нет. Продаются всякие хитрые напитки на основе молока и сыворотки. В общем-то, вполне даже ничего. И фрукты с рынка. Чем не завтрак? И всё же я в этот момент почти с облегчением думал о том, что завтра настанет пора покидать это гостеприимный край. Ценителем настоящей тайской кухни я так и не стал. Ни том-ям, ни кхау-пхат не вошли в число моих любимых блюд.


Груз плодов масличной пальмы

Из них делают то самое пальмовое масло, которое у нас нынче принято ругать за использование его в качестве замены более дорогим пищевым жирам и просто для улучшения сохранности продуктов. Хотя в самом по себе пальмовом масле решительно ничего плохого или вредного (особенно если сравнивать со сливочным) нет.

Разумеется, вернувшись в гостиницу, я завалился отсыпаться и закончил это приятное занятие только после обеда. Ильдар с Ромой уже вернулись с острова, а это означало, что моё тайское время подходит к концу. Завтра с утра в аэропорт на новую встречу с вьетнамскими авиалиниями. Будем надеяться, моей вновь обретённой удачи хватит на обратный полёт без избыточных приключений.


< Парк пермского периода Сайгон/Хошимин >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *