Любовь к усложнениям
С гостиницей я мудрить не стал: прошлоразовая City Point оставила приятное впечатление. Вполне комфортная; транспортная доступность – одна из лучших в городе (пересечение метро и эстакадного Skytrain’а). К тому же, совсем недалеко автовокзал, с которого ходят автобусы в Паттайю. Да ещё и цену хорошую предлагали при безвозвратной оплате заранее. Кто ж заранее-то знал, что одна оплаченная ночь у нас пропадёт. Впрочем, деньги за неё не удалось бы вернуть, даже если бы заранее не платили: бесплатного изменения брони в день заезда почти не бывает.
Из основного бангкокского аэропорта Суварнабхум ехать удобнее всего на поезде. В прошлый раз у нас это не получилось, потому что прилетели поздно ночью, а нынче в Бангкок попали ещё вполне засветло. И ничего, что на сутки с лишним позже. Поездов тут два: дорогой экспресс и дешёвый обычный, со всеми остановками. Совсем как в Осло. Цены, конечно, далеко не норвежские, но значимой разницы во времени поездки нет (аэропорт недалеко от города), поэтому зачем платить больше?
С экономией я, впрочем, малость переборщил. От станции электрички до гостиницы примерно полтора километра вдоль улицы Асок. Спокойно дойдём, думаю (уже начинало смеркаться, и особенно жарко не было); заодно в городе осмотримся. Идея была бы вполне ничего, кабы не чемоданы. Потому что тротуары даже на больших улицах (а Асок – действительно большая) не отличаются ни шириной, ни ровностью. И ладно бы с альтернативой пешей прогулке было всё сложно; так ведь нет, одна остановка на метро сокращает путь на ⅔. Что ж, полезный опыт.
Куда податься бедному путешественнику, если предполагалось в этот день с утра, хорошо отдохнув в уютной гостинице, весь день посвятить осмотру города, а по факту мы приехали только вечером и не в лучшем состоянии после бессонной ночи? Разве, немного погулять по окрестностям да поужинать. С последним в Бангкоке всё просто замечательно, если особо не заморачиваться на этом вопросе: тайцы и сами, как я уже отмечал, не фанаты готовить ужин дома, и туристов в городе полно. Мы, прямо скажем, не в центре тусовочной жизни Бангкока остановились (считается, что таковым является район Силом), однако одна из весьма известных улочек – Сой-Ковбой – была под боком. Известна она, правда, не столько тусовками, сколько в качестве местного «квартала красных фонарей».
Мы совсем ненадолго заглянули подивиться: всё-таки заметно уставшие были. К нам даже проститутки толком приставать не успели начать, хотя, говорят, с этим тут всё поставлено замечательно. Это, конечно, уже после ужина было.
А что касается ужина, то не заморачиваться – это не мой путь. Мне надо заранее выбрать что-то заведомо стоящее, чтобы потом долго это искать и… не найти :). В Бангкоке с поисками чего-то вне центра города вообще довольно грустно дело обстоит, поскольку в системе обозначения улиц и переулочков даже сами тайцы, кажется, разбираются с трудом, а таблички даже с обозначением урбанонимов не повсеместны (про номера на домах и говорить нечего).
Короче говоря, когда совсем проголодались, а искать надоело, осели в каком-то ресторане, оказавшемся довольно дорогим и, несмотря на явный уклон в сторону туристов, совсем не адаптированным по остроте пищи. Хорошо хоть рис, которым можно всё это заесть, дают без ограничения.
Привыкать в Таиланде нужно не только к количеству пряностей, но и, как я уже отмечал, к местному английскому. Даже если считается, что обслуживающий тебя таец владеет международным туристическим, вовсе не факт, что ты его сможешь понять. Первые 2-3 дня, во всяком случае. Потом как-то адаптируешься.
Песня о не-буревестнике
Всё, что оставалось – это по максимуму использовать день отъезда из Бангкока. Выбрав то из моих обширных планов, что возможно и более всего хочется успеть. Одним из важнейших пунктов в списке желаний у меня стояла не какая-то там экзотика вроде буддийских храмов или рынка с копчёными сороконожками. Очень хотелось посмотреть вполне заурядный, казалось бы, городской парк Люмпини. Всего-то четыре остановки на метро (подземном).
Коллекционный питьевой фонтанчик у «нашей» станции метро «Сукхумвит»
У станции «Силом» перед входом в парк встречает монумент посерьёзнее –
целый король Виктор Эммануил II Рама VI
Парк, наверное, самый большой в городе – больше 57 гектаров. Симпатичный, ухоженный, с прудом, по которому даже можно покататься на катамаранчике.
Пруд в наше нелёгкое жаркое время – уже неплохо. Но не этим привлёк меня парк. Читал я про него, что живут в нём вараны. Причём до того обнаглели, окаянные, что валятся с деревьев на головы посетителям.
Ну а легко ли на такой пальме здоровенной ящерице удержаться, сами посмотрите. Это ж не гекконы, которые и по потолку запросто бегают.
ОДнако вараны не то что с деревьев на нас падать, но и даже просто на глаза показываться упорно не желали. Потом я выяснил, что эти твари активны ранним утром, а потом в основном прячутся. Ильдар всё же (спасибо ему!) одного углядел. Я-то его и не заметил: сливается с местностью, собака.
А потом он… прыгнул в пруд. Но, как это принято у пресмыкающихся, не убился, а… поплыл, в общем. Они, оказывается, отлично плавают. Больше варанов мы не видели. Зато симпатичная цапля не отказалась попозировать. Если это цапля, конечно; она же не представилась, а орнитолог из меня примерно такой же, как герпетолог.
С ветерком!
Вторая вещь, которую я никак не мог пропустить – это клонги. Пронизывающие город каналы, по одному из которых ходят лодки. И это не туристический аттракцион, а обычный городской транспорт. Тем более важный в Бангкоке, потому что каналы, в отличие от улиц, не подвержены пробкам.
Ильдар на мосту Хуачанг через клонг Саен-Саеп
(сверху эстакада «скайтрейна», на котором мы сюда приехали)
Долго ждать не приходится, навигация тут довольно оживлённая. Лодка подплывает, шторки, которые защищают пассажиров от брызг, опускают, и можно садиться. Билеты продаёт матрос-кондуктор на борту. Стоимость поездки не помню, но точно было дешевле, чем метро в Москве. Это вам не жлобская Венеция, хотя туристы и тут составляют значительный процент пассажиров. Смотрите сами.
На бортике готовится причаливать как раз тот самый матрос-кондуктор в каске. Он вообще внутрь не заходит, поскольку ходить там особо негде; сплошные лавки. Всю поездку гуляет по бортам.
С клонгов открывается «другой Бангкок», совсем не парадный.
Через канал там перекинуто объяснение, почему кондуктор в каске, хотя при падении в воду она ему, скорее, помешает. Мосты-то очень низкие.
Вообще, клонги стоят того, чтобы прокатиться по ним основательнее. Мы-то совсем маленький кусочек «зацепили» экономии дорогого нынче времени ради. Всего 4 остановки – и мы на конечной пристани. В самом что ни на есть историческом центре.
Ваты
Сойдя с лодки, перейти через канал – и пожалуйста, одна из записных достопримечательностей Бангкока. Ват Сакет, также известный как «Золотая гора», поскольку храм этот построен на искусственном холме. Его тоже никак нельзя было пропустить, но по причине особого свойства. Я в прошлом году привёз магнит с изображением этого памятника и с тех пор чувствовал себя самозванцем: магнит на холодильнике висит, а того, что на нём изображено, я и не видел! 😀
На площадку можно подняться, что делает это сооружение в напрочь лишённом рельефа городе тем более ценным. Не то чтобы тут совсем не было смотровых площадок. Есть, например, бар на крыше одного небоскрёба. Он даже стоял в плане на вчерашний или позавчерашний вечер. Созерцать с высоты огни большого города, потягивая коктейль – разве это не прекрасно? Но с учётом всех обстоятельств другие возвышенности, кроме Вата Сакета, нам не светили. Это, кстати, тоже небесплатно. Хоть 20 батов и неразорительная плата.
Сооружение это не такое уж старое. Строилось и обновлялось оно неоднократно. Более-менее нынешний вид с позолоченной колоколообразной ступой (чеди) оно приобрело в первой половине XIX века.
«Золотая гора» – это даже не весь ват (т.е. буддийский храм), поскольку само это слово подразумевает целый комплекс строений. Но… мы немного торопились.
Смотрим виды с высоты.
Может показаться, что в центре этого снимка Ват Сакет собственной персоной (хотя как это может быть, если я с него снимал?) Но на самом деле это Ват Махат-Пхарам. Его чеди действительно очень похожа, но она не поднята так высоко. Аналогичных золотистых ступ, как я понял, в Бангкоке вообще хватает (это у них что-то вроде нашей «фирменной» позолоченной маковки-луковицы). Но этого самого Бангкока мы успели увидеть до обидного мало.
Подступы к вату охраняет сооружение, в котором можно заподозрить форт, но поверить в серьёзность его оборонительного потенциала довольно сложно. И всё же это действительно укрепление.
Рама I, основатель поныне царствующей династии Чакри, его построил. Он, в общем-то, был генерал (военный переворот и всё такое – по сей день обычное дело в Таиланде), так что обороноспособности столицы уделял повышенное внимание.
Едем дальше… В смысле, продолжаем обходить центр по периферии. Храмы тут на каждом шагу практически. Ват Ратчанадда, построенный сравнительно недавно, в середине XIX века – тоже довольно известное место.
На переднем плане памятник королю Раме III, которому этот ват и обязан своим появлением. А самое известное сооружение тут – Лоха-Прасат.
Пишут, что 37 его железных шпилей символизируют 37 ментальных практик, ведущих к просветлению. Меня же заинтересовал сугубо прагматический вопрос, далёкий от устремлений к собственному совершенству: как это не ржавеет? Ведь не подверженную коррозии сталь научились делать только в XX веке.
Рядом в небольшом парке ещё одно сооружение не религиозного, но церемониального назначения. Именуется Королевским павильоном.
В этом павильоне проходят королевские аудиенции. Зайти нельзя (может, даже сигнализация есть), но он отлично просматривается снаружи – благо, стены отсутствуют. Климат позволяет.
Более-менее целостных районов старой (или хотя бы стилизованной под старину) застройки в Бангкоке всё же нет. Всё перемешано даже в центре. Улица Рачадамнон, около которой вся эта красота находится – вполне современная городская магистраль.
На ней (точнее, на круглой площади на пересечении с улицей Динсо) находится ещё один известный городской памятник.
Монумент установлен в память о революции 1932 года, приведшей к установлению в стране конституционной монархии (вместо абсолютной). Насколько при этом стало больше демократии (и сколько её есть в Таиланде сейчас) – вопрос дискуссионный. Но не случись революции, вряд ли тайцы сегодня так трепетно относились бы к своему королю. Который, с одной стороны, символизирует всё хорошее. А с другой, не будучи главой правительства, не в ответе за всё плохое. Отлично устроился, по-моему.
Самой-самой туристической улицей в городе считается Кхаосан. Сравнительно небольшая улица, состоящая сплошь из магазинов, едален и средней паршивости гостиниц.
В это заведение мы не ходили, хотя по прошлому приезду я с ним знаком. Пирожки с ананасом мне очень понравились, я только ради них пару раз заходил. А курица с рисом снабжается вполне тайским количеством перца, и есть это невозможно. А нам нынче хотелось поесть чего-нибудь по-возможности «адаптированного» (время-то обеденное), и чтобы без языкового барьера. Успеется ещё жестами с тайцами объясняться; в первый день напрягаться не хотелось совершенно.
Цены на еду на Кхаосан, пожалуй, повыше, чем можно найти в других местах (что едва ли удивительно), но до откровенной обдираловки ещё есть куда расти.
Может показаться, что эти форты в старой части Бангкока на каждом шагу натыканы, но на самом деле их всего два и есть. Просто маршрут так удачно пролёг. Точнее, кто-то его так проложил. В сторону реки.
Чаупхрая
Это река так в Бангкоке называется. Наверное, это даже вообще самая крупная собственно таиландская река (Меконг проходит по границе с Лаосом).
Ну что сказать за великую тайскую реку? Нева шире. И значительно полноводнее. Мостов через реку в Бангкоке поболе будет, чем в Питере, но их всё равно не хватает. Наверное, бангкокцы сильнее любят пересекать свою реку. Поэтому здесь ещё видимо-невидимо паромов (особенно в центральной части). И, что ещё более приятно, бегают кораблики вдоль реки. Если уж приходится осматривать город бегло, то откуда ещё это можно делать с такой приятностью? Хотя кораблики по большей части являются общественным транспортом, а не туристическим аттракционом, минимум половину выручки тут дают туристы. Та же история, что и с лодками на клонгах.
Их несколько маршрутов, обозначаются они цветом флагов. Этот оранжевый (полосатый национальный на носу и жёлтый королевский флаги не в счёт). На таком мы и гуляли.
Под голубым флагом ходит специальный туристический маршрут (по специальной туристической цене) в пределах центра, где в основном сосредоточены достопримечательности. Тут и кораблик другой, с открытой палубой на носу. Мне пытались в кассе впарить билеты именно на него, но не поддался я. Сами посудите: 40 батов против 15, а удовольствия едва ли больше.
На заднем плане на этом снимке выставляется позолоченный купол Стейт-Тауэр. Как раз там на высоте 250 метров находится бар с открытой террасой (и видами ночного города). Но… не в этот раз.
Все эти кораблики, судя по всему – вариации на тему традиционной местной лодки-«длиннохвостки». Вроде той, что подвозила нас к пляжу на острове Ко-Лан. Только без собственно «хвоста» – длинного руля-вала с гребным винтом.
Но попадаются и более оригинальные плавсредства.
Это я всё уже ближе к концу поездки снимал, когда мы в новые районы заплыли. Они весьма живописно с реки смотрятся.
Но поначалу мы наблюдали менее урбанистические пейзажи (хотя от небоскрёбов в Бангкоке никуда не скроешься).
Очередная чеди в центре – это самое высокое из старых строений города, Ват Арун.
79 метров, а со стороны выглядит даже внушительнее. А уж как станешь подниматься (по наружной стене, а не по удобной лестнице внутри!), так все 100 точно наберутся :). Спускаться по этой крутизне даже врагу не пожелаешь.
Себе-то пожелаешь, вообще не вопрос. Я хотел. Но когда?!
И, раз уж мы пошли по церквям.
Я писал, что фортов всего два? Но это не Рама I. Пишут, что это более ранее сооружение, построенное в 1688 году ещё даже до того, как Бангкок стал столицей Сиама. А корабельная мачта символизирует тот факт, что нынче тут размещается командование тайского ВМФ. Флаг, видимо, как раз военно-морской.
Недлинный тропический день (на широте Бангкока продолжительность дня в течение года вообще не превышает 13 часов, а нынче едва равноденствие миновало) начинал клониться к закату. Высадились на берег, доехали до гостиницы, забрали чемоданы – и на восточный автовокзал «Эккамай» (ещё 3 остановки на Skytrain’е). С билетами проблем не возникло, но не на тот автобус сесть мы всё же попытались. На предыдущий по тому же маршруту; они в Паттайю довольно часто ходят. Нас на него не пустили, и это к лучшему: следующий (наш) автобус оказался попрезентабельнее. Правда, уже начался вечерний час пик, так что из города мы выбирались долго.
Если не считать такси, в направлении Паттайи есть пара альтернатив автобусам. Маршрутки – вполне сносные, если судить по тому, как мы в прошлом году ехали из Хуахина, но всё же менее комфортабельные, чем хороший автобус. И поезд, который отправляется в 7 утра не каждый день. Развитое пассажирское сообщение – это точно не про тайские железные дороги. Обратно он, впрочем, идёт во вполне разумное время, просто очень долго (4 часа вместо пары часов, в которые реально уложиться на автобусе, если не будет больших пробок). Так что вполне можно будет попробовать при случае. Интересно ведь.
< Много букв и толика невезения | Паттайя > |