Автовокзал в Набережных Челнах оказался совмещённым с вокзалом железнодорожным. Наличие последнего меня удивило, потому что я помнил, что по железной дороге из Казани добраться сюда нельзя.
Если подумать, в крупном промышленном центре железной дороги просто не может не быть. Она есть – проходящая через Набережные Челны ветка соединяет Агрыз на севере (это рядом с Ижевском) с Бугульмой на юге. В самом деле, насчёт Казани вообще не вариант. Мне вокзал в любом случае без нужды. Мне – зачекиниться на трамвае, чтобы утереть нос брату Юре :).
Трамвай в городе появился в 1973 году, когда население начало стремительно расти. И – редчайший для России случай – продолжает в XXI веке развиваться.
И раз уж пошли в ход даты, сразу об истории.
Годом основания Набережных Челнов считается 1626-й, когда возникло самое старое село на территории современного города – Чалнинский Починок (с 1930 года называлось Красными Челнами). Однако фактически город вырос из другого села, основанного позднее – Бережных Челнов, позднее ставших Набережными. По неизвестной причине 1000-летие здесь ещё не отметили. Глядишь, как откопают лет через 10 ведро с гайками, тогда и объявят, что это Архимед лично отвинтил их от колесницы Гиерона и привёз на берега Камы меняться опытом.
Вообще, я где-то видел старую карту, где это место обозначено как просто Челны. Но Википедия о таком названии не упоминает.
К началу XX века Набережные челны были значительным портом на Каме и богатели на хлебной торговле. Этой лавочке (богатению, я имею в виду) вскорости пришёл конец, но речные перевозки ещё долго оставались актуальными, и население села росло. С 1930 года – город. Определяющую роль в его судьбе сыграли два промышленных объекта. В 1963 году начали строительство Нижнекамской ГЭС. Она называется Нижнекамской, но находится не в Нижнекамске, а именно в Набережных Челнах. Никто путаницу специально не создавал. Просто города Нижнекамска тогда ещё не было, и возводимую в низовьях Камы ГЭС назвали из соображений благозвучия («Набережночелнинская» – ещё поди выговори; хотя могли бы назвать Елабужской). По её плотине я сюда и приехал из находящейся на другом берегу Елабуги.
Где много электричества, там должно появиться что-то его потребляющее. «Чем-то» в данном случае оказался крупнейший в СССР завод по производству грузовых автомобилей – «КамАЗ», строительство которого начали в 1969 году. Всесоюзная ударная комсомольская стройка – такой статус давали только объектам первостепенной важности. С детства запомнил пропагандистский стишок: что-то в его строе глубоко меня зацепило.
и не во имя позы.
«Отцы – Магнитку, мы – КамАЗ»,
таков сегодня лозунг.
И только нынче выяснил, что это чуть изменённый фрагмент поэмы «Набережные Челны» довольно известного в СССР автора снотворно-патриотического жанра Феликса Чуева.
Так Набережные Челны и стали вторым в СССР (после Тольятти) автостроительным моногородом. Население его достигло полумиллиона ещё в 1989 году и продолжает в среднем расти. По последним данным, 548 тысяч человек. Вместе с Нижнекамском, Елабугой и Менделеевском город образует т. н. Камскую агломерацию с совокупным населением под миллион.
С конца 1982 по начало 1988 года город назывался Брежневым. За что ему выпала такая честь, загадка. Дорогой Леонид Ильич никогда в здешних краях не бывал, даже когда «КамАЗ» пускали. Возможно, просто наугад выбрали город, ассоциирующийся со стройками пятилеток «развито́го социализма». Впрочем, нашёл я одну занятную историю – сугубо апокрифическую, разумеется. В недрах ЦК КПСС готовилось-де в 1980 году переименование Набережных Челнов в честь многолетнего главы итальянских коммунистов Луиджи Лонго – преемника Пальмиро Тольятти. Тогдашний первый секретарь Татарского обкома Табеев пришёл от этой идеи в ужас и пошёл к Брежневу. Прямолинейно наезжать на итальянца не стал: вдруг руководители вместе граппу дегустировали, и Леонид Ильич обидится за собутыльника. Нет, с тщеславным престарелым генсеком Табеев обошёлся достойным тукаевского героя образом. Рассказал ему, что челнинцы между собой только и говорят, что живут они в городе Брежнева, который внёс неоценимый вклад… примерно как-то так; я тогда ещё маленький был и не помню, как было принято восхвалять. Короче говоря, настолько уважают, что даже никогда не приходят домой на бровях. Вы правда хотите, чтобы эти наши замечательные товарищи стали лонговцами? Генсеку лесть зашла не просто хорошо, а значительно лучше, чем ожидалось. И в итоге он завещал членам Политбюро назвать в честь него именно Набережные Челны, раз уж его родной город Каменское был занят Дзержинским.
Я в эту историю не верю и привожу её исключительно как анекдот, отражающий дух эпохи. Хотя бы уже потому что если бы компаньо Лонго реально собирались увековечить, взяли бы вместо Челнов какой-нибудь другой город. Но этого не случилось. Да и в принципе многовато чести. Одно дело целый скончавшийся в СССР Пальмиро Тольятти и созданный совместно с итальянцами «ВАЗ». И совсем другое – всего лишь видный (не выдающийся) деятель мирового коммунистического движения Лонго и никак особо не связанный с Италией «КамАЗ». Кроме того, когда Лонго в 1980 году умер, Табеев уже почти год как служил послом в Афганистане.
Герб города (справа) впервые принят в 2005 году. Он отражает историческую роль Челнов как речного порта, но с парусно-национальной спецификой. Чтобы не дай бог не перепутали с Парижем или Вышним Волочком.
По длине арбата – 130 метров – Набережные Челны уверенно побивают прежде зафиксированный мной рекорд Кирова.
После позднего обеда выхожу из столовой – ливень. Сильный. Хотя после обеда всё должно быть ровно наоборот. Посидел под мостом, почувствовал себя троллем. Дождь вскоре закончился, однако не было похоже, что решительно распогодится. Не лило больше (так, чуть покапало), и то ладно.
Так-то речка ерундовая, но с ней такая же история как с Казанкой: по факту это Нижнекамское водохранилище. Современный центр города на другой стороне, и он небезынтересен. Однако времени у меня до самолёта оставалось не так уж много, и я решил никуда не ехать. Ограничиться прогулкой по так называемому Старому городу – местности, где располагалось село Набережные Челны.
На память о старых добрых временах в устье Челны (тоже когда-то маленькая речка) остался красивый дебаркадер речного вокзала.
Вокзал закрыт уже давно. После здесь размещались гостиница и кабак. Надпись латиницей PORT – это уже от них. Сейчас дебаркадер, видимо, заброшен. Вообще, в интернетах клевещут, что «постапокалипсис» – естественное состояние для многих челнинских объектов после того, как город не лучшим образом пережил распад СССР. Однако совсем рядом стоит сравнительно новая мечеть не самой простой архитектуры.
От неё я двинулся обратно в сторону вокзала по Комсомольской набережной…
… любуясь (насколько позволяло освещение) плотиной поодаль.
В Набережных Челнах, где в условиях ежегодного прироста населения на 30-40 тысяч человек стала нормой комплексная застройка целыми микрорайонами, так называемые «комплексы» до сих пор являются основными урбанистическими единицами. Адресация двойная: например, дом 90 по проспекту Мусы Джалиля также имеет адрес 10/54. То есть дом 54 в 10-м комплексе. А дом 92 по Джалиля имеет второй адрес 10/54/1, поскольку с предыдущим они примыкают углами.
Но в 9-м комплексе, по которому я сейчас гулял, такое не принято. Это исторический центр (насколько такие слова вообще применимы к Набережным Челнам) с преобладающей малоэтажной частной застройкой. Не самой простой (мы посреди большого города, на минуточку), хоть дороги и прочая инфраструктура выглядят неказисто.
На углу проспекта Джалиля и улицы Батенчука находится главный городской военный мемориал с Вечным огнём и статуей Матери-Родины.
Изваял статую наш старый знакомый Ильдар Ханов. Кто бы мог подумать, что он не просто чудик, а интересный скульптор. А 1970-е, оказывается, были в плане художественной свободы временем весьма либеральным (по сравнению с нынешним).
Итого гулять мне окончательно надоело (да и спал нынче неважно), решил двигаться уже в сторону вылета. Общественного транспорта из Набережных Челнов в общий для агломерации международный(!) аэропорт «Бегишево» нет. Попытки пустить автобусы предпринимались, но долгоживущими не оказывались. Теоретически, можно и что-то рельсовое организовать (железная дорога с другой стороны лётного поля проходит), если построить небольшое ответвление в сторону аэровокзала. Но при скромном пассажиропотоке (на максимуме менее 800 тысяч пассажиров в доковидном 2019-м) это вряд ли оправдано. Так что только такси.
Да, настолько «воздушная гавань» завалящая :). Имя человека, которое аэропорту зачем-то в 2018 году присвоили, мало кому что-то скажет. Н. В. Лемаев – бывший директор Нижнекамского нефтехимического комбината, а позднее – профильный министр СССР. Для Нижнекамска это фигура, конечно. Причём в «народном голосовании» (как в Татарстане проводят выборы, давно ни для кого не секрет) он в одну калитку выиграл у знаменитого елабужца И. И. Шишкина и малоизвестного химика позапрошлого века Д. И. Менделеева. Аэропорт имеет код ИАТА NBC, явно намекающий на Набережные Челны, но у «Аэрофлота» фигурирует как Нижнекамск. Поскольку к этому городу он значительно ближе.
У меня опять нацпер, поскольку единственная альтернатива в Москву – «Победа» – была дороже при худшем сервисе и менее удобном расписании.
Внутри тесновато (не так, как в Кирове, конечно, но ощутимо). Делать там нечего, если нет доступа в бизнес-зал (да и в нём вряд ли сильно весело). А я аж за 2 часа припёрся; для меня это много. Естественно, никаких телетрапов. К борту пассажиров отвозят два низкопольных автобуса «НефАЗ» (Нефтекамский автомобильный завод входит в группу «КАМАЗ»). Они не очень похожи на настоящие перронные (те шире), но один из них какой-то хитрой модификации с дверями на обе стороны.
Садились на новую полосу в «Шереметьеве». Это лишние 15 минут покатушек. После того, как меня чуть не укачало виражами перед заходом.
Траектория полёта рейса SU1681 по данным сервиса flightradar24.com
Что хотел этим сказать нам автор пилот? Может, вовсе и не нам, а просто передавал привет любимому пёсику.
Но зато потом к телетрапу. Редко мне в «Шарике» так везёт.
Вечерний прилёт – привокзальная площадь забита народом. Повезло: сразу сел в ту самую 948-ю маршрутку, заняв последнее место. Даже до остановки не дошёл. Она уже отправилась, но водитель тщательно высматривал возможность дозагрузки, пока медленно двигался в потоке вдоль терминала. Мне понравилось. Главное, быстро, а стоимость не так уж сильно выше. Определённо лучший вариант до «Планерной». При вылете ориентироваться на неё я бы всё же не стал, поскольку ходит она нечасто и непредсказуемо.
< Елабуга