29 августа 2021 (воскресенье). Суздаль, день второй

О естественной бодрости

Я про бодрость, что естественным образом возникает от утренней прохлады, когда желание увидеть утренний Суздаль выгоняет из гостиницы на мороз с утра пораньше. 12 градусов – вроде не так уж и холодно. Однако напоминает, что шапки, куртки и ботинки уже не за горами. А пока что грядущий день обещает быть тёплым, если не жарким. Надо лишь немного подождать.


Даже утки ещё спали. Или делали вид, что спят

Не помешала бы чашка кофе даже задорого, но бар ещё не работал. И до начала завтрака полчаса. Ну кто захочет выходить воскресным утром на прогулку в таких экстремальных условиях? По пути к Спасо-Евфимиеву монастырю мне попалось лишь одно туристическое семейство, также променявшее обнимашки с подушкой на бодрящие впечатления. И сонный котик, видимо не обрадованный настойчивым вниманием к нему.

Да ещё рыбак уже сидел на мостках с удочкой. Может, он и не дал выспаться пригревшейся было на одеяле животине.


Панорама в сторону Покровского монастыря

Не скажу, что утренние виды оказались какими-то особо заманчивыми. Но возможность посмотреть на безлюдный Суздаль стоила вышеперечисленных лишений.

Небо тоже не очень пока что проснулось. Хотя на обратном пути в гостиницу ко мне уже ненадолго присоединилась тень: солнце начинало проглядывать из-за облаков, подтверждая благоприятный прогноз на день.

Помимо всего ранее упомянутого на территории ГТК с 2017 года стоит памятник создателям фильма «Андрей Рублёв». В Суздале в 1965 году А. Тарковский снял часть сцен фильма.


В центре фигура режиссёра, по бокам исполнители ролей Бориски и Рублёва

Бориску, кстати сказать, играл тот самый Бурляев, что намедни давал творческий вечер в городе (афиша была в вестибюле гостиницы). Как время меняет людей! Ведь вполне приличным человеком в юности выглядел.

Тут-то я и встретил ещё одну раннюю пташку – «коллегу»-туристку из Москвы. Увидев мою оснащённость оптикой, она попросила поснимать её на фоне памятника. Да немного поболтали о том, куда тут можно сходить и съездить. Как это водится между коллегами. Она планировала остаться ещё на день до понедельника, а мне уже вечером домой.

Севернее ГТК почти сразу за его забором стоит ещё один церковный дуэт, который в кадре у меня был уже не раз, но всё издалека.


На переднем плане Космодемьянская церковь, позади – Крестовоздвиженская

Зимняя церковь построена в конце XVII века. Похоже, тогда в Суздале был настоящий церквестроительный бум. Летняя церковь более поздняя (XVIII век), сейчас её занимает старообрядческий приход. Денег на ремонт у староверов, судя по состоянию храма, нет. А ведь когда-то они априори считались людьми зажиточными.

Преподобенская высота

Про завтрак я уже рассказывал. После него я тепло попрощался с сотрудниками на рецепции, пообещав ещё вернуться. В смысле, не сегодня, а когда-нибудь. В Суздаль, во всяком случае, я точно собираюсь приехать ещё, а в ГТК… Ну, посмотрим. Для размещения компании с машиной вариант в самом деле хороший. Пешком в одиночку или вдвоём сподручнее останавливаться ближе к центру.

Но, повторюсь, и так нормально. Не так уж долго добирался я до первой сегодняшней достопримечательности, которая как раз в центре. Шёл себе тихой улочкой частной застройки, из каковых Суздаль в основном и состоит, никого не трогал. И тут вышедший из машины священник громко произнёс (почти крикнул) с «луханским» прононсом: «Денис, я сигареты не купил». Я почти дёрнулся обернуться, хотя отсутствию сигарет точно бы не огорчился, даже будь реплика адресована мне :).

Как думаете, Ризоположенский монастырь – он мужской или женский (не подглядывая)? Разумеется… женский. Странно было бы, называйся мужской монастырь Ризоположе́нским. И он считается древнейшим в городе. Предполагаемая дата основания – 1207 год. Во всяком случае, точно появился до монгольского нашествия. То есть датировка если и преувеличивает, то несильно. Никаких белокаменных (или иных сильно древних) памятников тут, впрочем, нет.

Вход на территорию с южной стороны через оригинальные Святые ворота, построенные в 1688 году.


Два шатра, стоящих  вплотную друг к другу
над двумя разновеликими арками

На заднем плане виднеется самое высокое здание Суздаля – монастырская колокольня. 72 метра. Её видно практически отовсюду, где поблизости что-нибудь не закрывает обзор.

Монастырь действующий, возобновлён в 1999 году. Но значительная часть зданий на его территории по-прежнему занята всякими светскими учреждениями. Например, «хостел» тут находится  – по факту довольно совдеповская, но тем не менее недешёвая гостиница. И городская ДЮСШ.


В надстроенном в советское, по всей видимости, время здании – спортзал

Я считаю большим упущением, что церковь не развивает монастырский спорт. Спортивная гимнастика для застенчивых монашек, наверное, не комильфо. Не говоря уже о парном фигурном катании. Но толкать ядро или на санках кататься сёстры могли бы. А монахи? Представьте футболистов, которые после позорного поражения не кутить станут, а молиться и каяться. Это же в корне поменяет отношение к российскому футболу! Директоры департаментов в Минпромторге, опять же, целее будут.

В титульном соборе Положения риз Пресвятой Богородицы XVI века (более точной надёжной датировки нет) в 1929 году устроили электростанцию. Однако (вспоминая Юрьев-Польский), электростанция в соборе – это тенденция. Наверное, размеры помещений хорошо подходили. Восстанавливать его (включая устранение переделок XIX века) начали в 1960-е в связи с созданием из Суздаля туристической мекки.


Опять килевидные закомары (реконструкция XX века,
как и крытые лемехом шлемовидные главы)

Притвор, пристроенный в 1688 году, убирать не стали. Он хоть и сильно контрастирует с остальным зданием, сам по себе интересен. В Суздале подобный декор наличествует в ассортименте, но тут прям самый сок маньеристского архитектурного дизайна конца XVII века.

От интерьера, разумеется, не осталось ничего. Всё новодел. Снимать нечего.


Интересно, кто палочку забыл?

К тому же и «нельзя» снимать, да… чихать я хотел на эти запреты. Как и более-менее все в Суздале.

Ещё в Ризоположенском монастыре проводят массовые мероприятия.


Точнее, уже провели вчера и разбирают площадку

Тусовка была опупенно высокодуховная, но вполне светская. «Лето Господне» называлась. Даже господне лето заканчивается точно так же, как и обычное.

Значительная часть монастырских построек пребывает в плачевном состоянии. После Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей это несколько неожиданно. Но шока нет: в других местах и не такое видали.


Быв. Сретенская трапезная церковь (1882)

В советское время в церкви был клуб для охранников пенитенциарных учреждений, располагавшихся на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Тут же в монастырских корпусах они жили. После в ней устроили кинотеатр. Здание перестроено и разрушено настолько, что восстанавливать, по большому счёту, уже нечего. Да и незачем: шедевром эклектичный храм изначально не был.

Выражение «государство в государстве» я слышал не раз, и не только применительно к Сан-Марино… Кстати о Сан-Марино. Не так давно обнаружил поблизости (я живу в московском районе Марьино) проделку неизвестного шутника, которая тогда, как говорится, сделала мой день.

Так вот, концепция «монастырь в монастыре» стала для меня открытием. Дело было так. Ранняя игуменья Ризоположенского монастыря Евфросиния Суздальская (XIII век) сочла неподобающим совместное жительство невинных дев и побывавших замужем жён. Наверное, опасалась, что последние расскажут первым что-нибудь непотребное, чем нанесут непоправимый ущерб их целомудрию. Поэтому она выделила часть территории под отдельный Троицкий монастырь, куда отправила жить всех вдов. С остальными насельницами они пересекались только во время общих богослужений. А чаще молились в собственном Троицком соборе (взорван в XX веке).


Бывшие ворота Троицкого монастыря (всё тот же конец XVII века)

Когда наступили более просвещённые времена, Троицкий монастырь обратно слили с Ризоположенским. А отдельные ворота остались памятником религиозному ханжеству.


Угловая (северо-восточная) башенка

До XIX века в Ризоположенском монастыре стояла обычная для Суздаля шатровая колокольня. Когда она сильно обветшала, вместо неё местный мастер Кузьмин воздвиг (иначе и не скажешь) классическую громадину, которая сильно выбивается из архитектурного облика города. И стилистически, и размерами. Если бы настоятельница была знакома с работами Фрейда, она бы такую постройку точно не одобрила.


Преподобенская колокольня (1819)

Откровенно говоря, колокольня страшненькая, если не сказать уродливая. И название странное: культовые сооружения обычно посвящаются каким-то датам церковного календаря (святым угодникам и важным событиям из Писания). А тут отсылка к преподобности – это один из ликов святости в православии, но на конкретного человека или событие это слово не указывает. Единственная версия, какую я нашёл, это что названа колокольня в честь Евфросинии Суздальской – той самой сортировщицы невест христовых на новеньких и уже бывших в употреблении. Она как раз канонизирована как преподобная.

Изъяны внешнего облика колокольни искупаются тем, что она посещаема. И тем, что саму её с неё не видно. (Да, я знаю анекдот про Ги де Мопассана и Эйфелеву башню.) Цена вопроса – 100 рублей чёрного нала. Внутри что-то вроде музейчика колоколов (в некоторые можно позвонить). И самое ценное – открытая звонница.


Не верх эстетичности и внутри, но подниматься удобно

Суздаль сверху обозреваешь весь: много ли его. И окрестные поля тоже.


Вид на Покровский монастырь

Недалеко за монастырём находится ГТК «Суздаль», но его практически не видно! Разве что недавно построенная спортивная арена выдаёт местоположение. Настолько аккуратно советские архитекторы разместили преизрядное сооружение. Правда, тут ещё недостаток освещения ухудшает качество картинки. Коварное солнышко выжидало за тучками, пока я закончу главную съёмку дня. Раскочегарилось оно, только дождавшись, пока я отойду от колокольни на приличное расстояние.


Ризоположенский собор

Необычная форма сводов (они не образуют «решётку») объясняется отсутствием внутренних опор: храм бесстолпный. Возможно, я поторопился с заключением, что снимать внутри него нечего, и стоило поднять глаза повыше. Но проверять не пошёл.


Панорама на север

На севере я уже был (Спасо-Евфимиев вдалеке виден), так что теперь мне путь на юг – в самый центр города, где тоже много всего интересного.


Вид с колокольни на юг (даже и хорошо, что солнце не било прямо в объектив)

Вот уж дудки!

Две улицы, идущие в меридиональном направлении на последнем снимке с колокольни – Ленина (слева) и Старая (справа). Ленина – главная в городе, что сложно назвать неожиданным. Она проходит через весь Суздаль с севера на юг. На ней Спасо-Евфимиев и Ризоположенский монастыри. К ней примыкает самая большая в городе Торговая площадь – на снимке она в основном прячется за деревьями, но Торговые ряды видно. На Ленина есть даже Красная площадь со зданием местной власти и памятником (сюрприз! сюрприз!) Ленину.


Вид Красной площади с цоколя Преподобенской колокольни


Улица Ленина (сошла бы и за проспект, но настолько в Суздале не заморочились)

Конечно, на улице Ленина как на центральной и главной множество всяческих заведений для туристов. Гостиниц и гостиничек, едален и забегаловок, магазинов и лавочек.


Тротуарная плитка тоже есть, но то исключение для Суздаля, а не правило

Я же отправился от Ризоположенского монастыря по другой улице – Старой. Она в самом деле старая, одна из древнейших в городе. Самая приметная достропримечательность на ней – Антипьевско-Лазаревский дуэт. Точнее, колокольня первой из этих церквей с шатром фирменной суздальской «дудочкой».


Антипьевская церковь (1745) на фоне Лазаревской (1667)

Раскраска колокольни неаутентична. Она лишь сделана в соответствии с представлениями о вкусах середины XVIII века. Выглядит «лубочно-скоморошно», как иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», но лично мне нравится.

Несколько лет на рубеже XX-XXI веков церковь принадлежала «Российской православной автономной церкви». Основал РПАЦ в 1990 году один суздальский приходской священник, из-за чего в церковной риторике эту деноминацию называют «суздальским расколом». В городе она была сравнительно популярна, имея в своей юрисдикции несколько храмов. Естественно, все их со временем отсудила РПЦ. Сейчас альтернативная церковь вынуждена ютиться в условно приспособленном жилом здании, в котором не вдруг опознаешь молельню. Разве что подобие главки на размышления наводит. Да здоровенный крестище на воротах.


Иверская церковь (Старая ул., 2)

Табличка у входа такая… забавная.

Вроде как пояснение для тех, кто слова «синодальный храм» понимает, а «вход» – не очень. Мол, простой обычный entrance это. Шутки шутками, но тут вам Суздаль; хочешь жить – умей работать с интуристом. Нынче интуристов по понятным причинам совсем негусто, но не менять же табличку из-за этого!

Выходит Старая улица к северо-западному углу Торговой площади, на которой Торговые ряды, множество церквей и вообще средоточие туристической жизни.


Кресто-Никольская церковь (XVIII-XIX вв.)

Примечательная церковь – начиная с необычного двойного названия. Вообще, посвящена она Николаю Мирликийскому. Но то ли на этом месте ранее существовала, то ли всё ещё существует построенная чуть ранее Крестовоздвиженская часовня. Пристройка к апсиде на правом краю кадра – это, скорее всего, она и есть. Потом, стиль. По́зднее барокко (1770-е), в то же время в декоре присутствуют архаичные элементы вроде зубчатого фриза. Трапезная, которая значительно шире основного храма, пристроена в XIX веке. Её оформление тщательно повторяет основную церковь, но появляется типичный для классицизма фронтон. Готов спорить на последний бутерброд (вчера не съел, а в номере был холодильник), что ложный фронтон на барочной постройке появился тогда же – для большего стилистического единства. Типичные главы с перехватом вызолочены недавно; это вообще не очень распространённая в Суздале история. Просторный притвор с низкой колокольней совсем простенький, и на снимке его почти не видно. Целиком взять церковь в кадр всё равно не получалось.

На площадь я сразу не пошёл, а проследовал на северо-восток от неё, где стоит очередной приходской дуэт.


Зимняя Скорбященская церковь (1787)

Есть что-то общее с Кресто-Никольской, кстати. С поправкой на вероятные поздние интервенции и отсутствие ремонта. Собственно церковь не имеет главы (возможно, ранее она была), небольшая главка украшает только высокую колокольню с очередной «дудочкой». Ради неё я сюда в основном и пошёл. Очень меня интригует это суздальское «ноу-хау», придающее колокольням сходство со средневековыми башнями Северной Европы.


Цареконстантиновская церковь (1707)

Сама по себе церковь вполне обычная, примечателен пристроенный в конце XVIII века неоклассический притвор с тремя портиками на греческий манер (с энтазисом, совершенно не оправданным из-за небольшой высоты колонн). Википедия пишет, что до 1970-х в здании находился общественный туалет. Потом церковь передали РПЦ. Служил в ней не кто иной как архимандрит Валентин (Русанцов), который позднее основал РПАЦ. В Цареконстантиновском храме был кафедральный собор этой церкви.

Ещё один дуэт непосредственно на Торговой площади возле Торговых рядов.


Церковь Воскресения на торгу (1720)

Зимняя Казанская церковь находится за ней. Поэтому вы её не видите, да и особо не на что там смотреть. Летние церкви в Суздале, как правило, интереснее. А тут ещё и весьма редкого типа колокольня с барочным верхом. Изначально она была значительно ниже: старые арки звонницы хорошо видны в третьем ярусе. Предполагаю, что при ремонте (не зря же забор стоит) колокольню раскрасят, сделают повеселее.

Мужик в коленно-локтевой позе на переднем плане не молится, а занимается художественными изысками. Старается снять свою спутницу красиво на фоне уникальной колокольни, а не аляповатого забора.

Вообще, Торговая площадь мне не понравилась. Не только забором. Во-первых, она мощёная (что само по себе вовсе не плохо), но между булыжниками полно травы. Создаётся ощущение какой-то заброшенности. Ходят тут в самом деле мало, вот трава и растёт. А мало ходят в том числе и потому что во-вторых, Торговые ряды закрыты от площади сплошным рядом палаток. Временных по конструкции, но, похоже, постоянных по наличию. Там даже проходов почти нет – явно стоило как-то иначе их разместить. В результате пространство площади оказывается «мёртвым» за исключением променадика вдоль Торговых рядов.

Сувениры меня не интересовали, и даже знаменитой суздальской медовухой (медовой брагой) я проманкировал. В туристических местах её, естественно, продают по специальной туристической цене. Наверное, в магазинах она тоже есть, но не было желания искать даже чтобы просто попробовать. Почему-то кажется, что это чисто туристическая фишка, а вовсе не популярный у горожан напиток. Также славится Суздаль огурцами. Праздник огурца, проводимый в третью субботу июля – главное событие туристического сезона. Однако и местных овощей я тоже не отведал (на завтраке были не особенно вкусные – скорее всего, привозные).

Здание Торговых рядов завершено в 1811 году. Тут такие же «беременные» колонны, как и на портиках Цареконстантиновской церкви. Наверняка один архитектор строил, слишком буквально и в отрыве от контекста воспринявший каноны классической архитектуры.

Венчает здание, как и стоящую рядом колокольню, шпиль.

Пишут, что установленная примерно в первые годы туристического развития Суздаля птица на его кончике – сокол. Гербовый символ города. Мне показалось, что похоже не особенно. На шпиле не похоже, а не на гербе (справа). На гербе как раз сокол вполне правдоподобный. В официальном описании герба цвет пернатого указан как «натуральный». Редкий случай использования в геральдике серо-буро-непонятного колера. Снова полез в Википедию просвещаться. Оказывается, так можно. Хотя рекомендуется замена таких тинктур наиболее близкими «классическими». Наверное, поэтому сокола на суздальском гербе часто изображают белым (т. е. серебряным в геральдических терминах).

Позади Торговых рядов на берегу Каменка стоят ещё две церкви.

Летняя церковь на заднем плане – Входо-Иерусалимская (1707). Обратите внимание на её необычную аркатуру. На переднем – тёплая Пятницкая церковь (1772). Восьмерик в виде четверика с лишь слегка срезанными углами типичен, скорее, для эпохи классицизма (вспомним Борисоглебский собор в Торжке). И версия традиционной главки с перехватом тут весьма оригинальная; даже для барокко довольно смелая.


Главы Входо-Иерусалимской церкви

На юго-запад от Торговой площади отходит улица Кремлёвская. Запомнилась она мне в основном крепким запахом навоза. Потому что конные экипажи на ней стоят (и благоухают) сплошь. Не запечатлел я всю эту гужевую роскошь в основном из-за большого… нет, огромного количества туристов, гуляющих по Кремлёвской между центральной площадью и, как ни странно, кремлём. Всё время кто-то оказывался в кадре неподобающим образом. Из-за обилия людей, пожалуй, не стал и заходить в Успенскую церковь, что стоит одна-одинёшенька на этой улице. Да и надоело: уже начал немного пресыщаться, а впереди ещё много интересного.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе
(перестроена в первой половине XVIII века)

Одна она, потому что товарку ейную в 1920-х разобрали на кирпич. Колокольня тоже пострадала, но сравнительно недавно её восстановили. Почему-то покрасив в другой цвет, нежели саму церковь.

Позади неё давали концерт. Играли и пели что-то народное (или по мотивам), но оборудование было профессиональное. Сидел звукооператор с ноутбуком, и даже мониторы у исполнителей стояли. Я немного послушал, но продолжать это дело стоя не особенно хотелось, а сесть было негде: народу полно. Да я ещё и рассчитывал много чего успеть до конца дня.

От белого камня к Белой Руси

Успенская церковь – это уже территория древнего суздальского кремля, на существование которого откровенно намекают земляные валы.


Этот хорошо сохранившийся участок возле Успенской церкви
используется в качестве смотровой площадки

Валы датируются примерно концом XI – началом XII века. Каменных стен у суздальского кремля не было (да валы бы их и не выдержали). Напомню, что когда Алексей Михайлович зачем-то решил возвести в Суздале актуальную для XVII века крепость, он выбрал для этого Спасо-Евфимиев монастырь. Поэтому неопытные туристы порой принимают за кремль именно его. Деревянные укрепления кремля настоящего с тех пор не поддерживались. В 1719 году они окончательно сгорели.

Зато в кремле есть единственный в Суздале памятник домонгольского белокаменного зодчества.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы (XIII-XVI вв.)

Ну как, есть. Отчасти. Собственно белокаменный у собора только нижний ярус (по аркатурно-колончатый пояс включительно). Годы постройки – 1222-1225. Руководил работами тот самый Святослав Всеволодович, что возводил Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. В 1445 году собор сожгли татары (не монголо-татары, а самые настоящие татары из Казанского ханства), и он… правильно, обрушился. Выше аркатуры стены построены заново из кирпича. Разница в фактуре и цвете между ярусами не то чтобы сильно бросается в глаза, но видна, если присмотреться. И вверху уже никаких изысков, никакого декора. Тем не менее во Всемирном наследии ЮНЕСКО здание числится целиком, а не «нижняя часть собора…»

Странно, что незадачливый князь-зодчий не вошёл в историю с каким-нибудь обидным прозвищем вроде «Святослав Гузнорукий».


Южный фасад

Я прежде совсем не затронул вопрос, как давно вообще существует Суздаль. Точного ответа на него нет, что едва ли удивительно. Не постили тогда князья сториз об основании новых городов. Лайки они наверняка любили, но ведь было легко словить и хейт в виде вполне материальных стрел и копий.

Версий начала Суздаля много. Официально принятая дата – 1024 год, под которым город упоминается в «Повести временных лет» в связи с предполагаемым восстанием в нём волхвов. В ПВЛ вообще много неясного и недостоверного, потому у историков есть разные версии насчёт того, что именно тогда случилось. Наверное, можно с достаточным основанием полагать, что возник Суздаль в X веке. И он не относится к числу древнейших русских городов, существовавших ещё до легендарного призвания варягов. Собор – старейшее сохранившееся здание в нём.

Музейная территория кремля составляет сравнительно небольшую его часть, включающую собор и прилегающие здания. Входные билеты трёх видов. Минимальный – просто погулять, масимальный – со всеми экспозициями, коих тут поменьше, чем в Спасо-Евфимиевом. Я взял средний вариант, поскольку на экспонаты смотреть уже не особенно хотелось, а в собор зайти нужно обязательно.


Основное использование собора сейчас – музейное,
но богослужения иногда проводят


Царские врата


Барабан

Росписи сохранились различных периодов. Есть выглядящие весьма старыми (манера напоминает византийскую), но тут я не знаток. А табличек с пояснениями мало.


Водосвятная чаша (на вид XIX век)


«Царь-фонарь» (большой ходовой фонарь для использования в процессиях), XVII в.

Главный шедевр собора – двое ворот, датируемых первой третью XIII века. Не басурманской работы, как в Новгороде, а выполненных местными мастерами в технике огневого золочения (выжиганием золотой амальгамы). Западные ворота сняты и выставлены в притворе.

Южные ворота висят на месте. Хотя дверную функцию, конечно, давно не исполняют. Для этого они слишком ценные.


Вроде бы в последней строчке что-то про «взять камни
и на брань». Говорю же, сплошной хейт :)

Да, это определённо стоило того, чтобы сюда зайти.

Шатровую колокольню я застал в процессе ремонта со сбитой штукатуркой; снимать её было неинтересно. Только циферблат её часов запечатлел – второй в городе со старорусским обозначением чисел. В конце XVII века их установили. Уже с двумя стрелками.

Ещё в «средний» входной билет входит посещение временной выставки в бывших Архиерейских палатах. Сейчас-то никакого архиерея в Суздале нет: город относится к Владимирской епархии.


Вид на кремль (и Архирейские палаты) с юга через Каменку

Выставка оказалась интересной. Во-первых, там представлено некоторое количество современных проектов храмовых зданий. Чуть не половина из Белоруссии, причём они самые интересные. Тем не менее, это именно проекты. Воплощение их, прямо скажем, под вопросом. Хотя… белорусская церковь в какой-то мере самостоятельная, так что всё может быть.

Просто-таки бальзам на мою израненную отсутствием современной церковной архитектуры душу. Во-вторых, на выставке есть и современное религиозное искусство. Несколько, а то и весьма далёкое от канона.


А. Марков. Св. Серафим Саровский (2020)


Литейная мастерская «Кавида-Мастер». Св. Трифон (2020)

В русской традиции этот святой (мученик III века) изображается с соколом в руке. Из-за предания о царском сокольничем, которому Трифон после молитвы ему помог вернуть улетевшего сокола. А сокол есть тотемное суздальское животное. Причём в данном случае весьма условно изображённая птичка удивительно напоминает ту, что на шпиле Торговых рядов.

Получается, даже ищущие вдохновение в православном легендариуме люди не обязательно замшелые ретрограды без творческой жилки.

Наконец, есть ещё на музейно-кремлёвской территории старинная деревянная церковь из села Глотово Юрьев-Польского района. В 1960 году её сюда перевезли.


Никольская церковь (1766)

Не XVII век, как в Торжке, но тоже весьма солидно для деревянной-то постройки. Жаль, что внутрь не пускают.


Ничего не напоминает?

Да, два конька на разной высоте. Как у вчерашнего Посадского дома.

О птичках

От кремля по очередному пешеходному мостику через Каменку можно перебраться на правый берег, где находится третья главная достопримечательность Суздаля (главные – это где полный билет стоит 400 рублей). А именно, музей деревянного зодчества. Дорожка к нему – популярная туристическая тропа. А где туристы, там и те, кто имеет что им предложить. Почему-то в районе этого моста предлагали особенно много пирожков. Может, как раз время было обеденное, и сердобольные суздальцы вышли спасать туристов от голодной смерти. Я, впрочем, на гуманитарные пирожки не покусился. Возможно, это специальная гуманитарно-туристическая цена спасла их от покусания мной; не помню :).

Кстати, с туристов в Суздале кормятся не только люди. Утки тоже кучкуются в местах, где им может что-нибудь перепасть. Представляю вам мой второй и последний в этой поездке опыт в области видеосъёмки и монтажа.

Идея свезти в Суздаль на обозрение и сохранение деревянные здания из окрестностей, опробованная на Никольской церкви из Глотова, была признана удачной. Но в кремле их больше не размещали, поскольку там импровизированная деревня и не поместилась бы, и выглядела бы странно рядом с почти белокаменным собором и епископской резиденцией. Выделили отдельную площадку на месте бывшего монастыря. Там и поинтереснее есть экспонаты XVIII-XIX веков, чем симпатичная, но простенькая Никольская.


Вход в музей деревянного зодчества

Но с очередными 400 рублями (ладно, ладно, в кремле сэкономил) я не расстался. Подошёл и… понял, что сегодня в меня это не влезет. То есть влезет, но не усвоится. Это как с едой: переесть физически возможно, но пользы и радости от того никакой. Так что музей на сей раз остался для меня воспоминанием о галке, пытающейся уравновесить покосившийся крест октагональной часовни из деревни Бедрино.


Пожелаем птичке успеха и будем надеяться, до следующего раза крест не упадёт

Да ещё деревянные амбары запечатлел, которые выставлены на берегу вне пределов музея.

Раз такое дело (и время осталось, и денег сберёг), дай, думаю, схожу в ресторацию «Русское подворье» вместо музея-то. Она рядом как раз. Отзывы неплохие, я при подготовке её отметил. Зашёл, посмотрел меню – ценник совсем не порадовал. Впрочем, радость при виде ценника – это вообще не про Суздаль. Всё, что есть в окрестностях, в этом плане ничуть не лучше. Ладно, не так уж я и проголодался, так как закладной вчерашний бутерброд и бутылочку йогурта уже успел употребить. Нагуляю ещё немного аппетита, а там видно будет.

Из намеченного к осмотру у меня оставался ещё один дуэт у кремлёвского вала.


Летняя Никольская церковь (1739) с очередной «дудочкой»

Если хорошенько отремонтировать, то выглядеть будет просто отменно. Но не до всех церквей в Суздале руки реставраторов доходят; это вы уже видели. А тут ещё место не самое туристическое, хотя до Богородице-Рождественского собора два шага.


Северные двери колокольни


Зимняя Христорождественская церковь (1775)

Печные трубы просто роскошные. Наверное, они главное украшение этого скромно оформленного (как и большинство зимних церквей) храма.

Совсем-совсем последняя суздальская церковь, которая в моём списке подготовки фигурировала – Предтеченская.


Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1720)

Туристов тут почти не бывает (в южной части улицы Ленина их вообще немного). Меня, вестимо, в этой церкви заинтересовала нависающая над папертью колокольня на двух массивных столпах. Внутрь не попал: закрыто.

Времени до автобуса ещё оставалось с запасом, и я решил пройтись до автостанции пешком. Она в Суздале сильно на восточной окраине находится. А по пути, глядишь, найдётся где пообедать нормально.

Нашёлся ресторан «Трактир» напротив Васильевского монастыря. Да, опять ресторан. Демократичные заведения в Суздале, в принципе, есть. Но расположены они так, чтобы туристу в них попасть было максимально затруднительно.


Васильевский монастырь

Захожу (в «Трактир») – смотрю, официанты убирают с составленных длинными рядами столов остатки коллективной трапезы. «Банкет у вас был?» – спрашиваю. «Нет, – отвечают мне, – поминки». На закрытой террасе с видом на долину Каменки, впрочем, уже сидит несколько «коллег». Видно, тоже только что зашли, потому что ещё ничего не заказали. Ценник… опять бесчеловечный (я же в Суздале), но вменяемее. Не очень популярное место, поскольку на отшибе. Особенно мне тут квас домашний понравился. Именно такой, какой надо: плотный, не слишком сладкий и не слишком кислый. Так что рекомендую.


< Суздаль-1 Кидекша >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *