Энергетик (102° в. д.)
Город Братск – второй в Иркутской области по численности населения. Около 224 тысяч человек сейчас, а на пике в начале 90-х было под 290 тысяч. Находится он заметно севернее Иркутска (56,3° с. ш.), и это самая северная моя остановка в этом путешествии. В поезде-то едучи, я позже заметно выше забирался. А если учитывать передвижение по воздуху, то и Полярный круг видел.
Кроме того, Братск на пару градусов западнее Иркутска. Получается, в своём движении к Тихому океану я нынче немного откатился назад.
В первоначальном моём плане, придуманном ещё несколько лет назад, Братска не было. В Северобайкальск (он будет завтра) я собирался добираться на кораблике прямо из Иркутска или с Ольхона. Но кораблик уже не первый год как не ходит. Посему выходить на БАМ я решил через Братск.
Город состоит из двух далеко отстоящих друг от друга частей. Большей южной (центр), и меньшей северной, где аэропорт и новый железнодорожный вокзал «Падунские ворота», с которого мне ехать дальше. Там же Братская ГЭС, прежде всего и определившая выбор в пользу Братска. Соответственно, остановиться мне было желательно именно в северной части. Конкретно, в микрорайоне «Энергетик».
Как оказалось, с жильём там плоховато. Гостиницу с вменяемым ценником найти не удалось. В конце концов взял на «Островке» квартиру, хотя на одну ночь я такие варианты не люблю. На фото она выглядела неплохо. Похоже, когда-то и в самом деле была неплохо отремонтирована (видимо, тогда и сделали снимки). Но с тех пор содержится скверно. Что доставляет сонм мелких неудобств. Вот как бриться, если единственное небольшое замызганное зеркало в санузле висит над ванной? Залезать в неё, что ли? В общем, гостевой дом «Байкал», дубль два.
При заезде мне предложили отменить бронь. Чтобы хозяевам не платить комиссию «Островку». Отговорился тем, что не знаю, как это сделать. На самом деле просто не люблю я эти жульнические игры. Плач про то, что они-де еле сводят концы с концами, не слишком убеждает. Да, 2000 – цена невысокая, но не настолько, чтобы оправдать крошки на столе и грязную посуду после прошлых гостей. Пока что в этой поездке с ночёвками мне больше не везёт. А следующие три ночи так и вовсе проведу в поездах.
Вечером, едва я приехал, начался сильный дождь, и выбрался я только в магазин. Наутро оказалось, что после тёплых и солнечных дней погода радикально переменилась. Пасмурно и всего +6. И днём обещают не выше +12. Ну а что, тут вам Сибирь. Кто без шубы приехал, тот сам себе и виноват.
Утром я первым делом выдвинулся в сторону Братской ГЭС. На обычном городском автобусе за 30 рублей (после Иркутска просто шок-цена :)). Вышел на дальней (правобережной) стороне плотины у барельефа, повествующего об истории этого края.
Красноармеец как самый крупный образ, видимо, символизирует тот факт, что установление советской власти – главное, что случилось в Приангарье за 300 лет его российской истории.
Отсюда ещё прилично идти. В основном вдоль забора, который без колючей проволоки смотрелся бы не столь живописно.
Разве что повторяющаяся трафаретная надпись «Запретная зона. Проход (проезд) запрещён (закрыт)» меня слегка смущала.
Видимо, она для тех, кого сам по себе бетонный забор с колючкой не остановит. То есть для тех, кто в танке. Но потом нашлось кое-что и для тех, кто случайно оказался поблизости без танка. Как я.
Каюсь, призадумался, не плюнуть ли на всю эту замерзающую Сибирь и не податься ли туда. Но потом малодушие прекратил. Будет на нашей улице Этна… но чуть погодя.
Да, вопреки охранной паранойе, верной спутнице даже самых малозначительных гидроузлов, тут есть отличная смотровая площадка. Где никто не теряет сон и аппетит от того, что ты разглядываешь (и, страшно сказать, снимаешь) стратегическую плотину.
Немного я в жизни видел плотин, и это точно самая большая. Высота 125 метров, длина 1430 метров.
В дальней (станционной) части внизу располагается машинный зал с гидроагрегатами. После их прохождения вода сильно бурлит – именно это я видел в Иркутске с Глазковского моста. Ближе к смотровой в отделённом перегородкой бассейне вода спокойная: тут расположены 10 водосбросных затворов. Они открываются, только когда водохранилище переполняется, и расход воды через генераторы с притоком не справляется. Такое может случиться весной после таяния снега или после сильных дождей. Причём количество каналов сделано с большим запасом на случай технических неисправностей в условиях сильнейшего паводка. Обычно больше 4 из 10 одновременно не используют. Бывает и так, что много лет подряд необходимости в холостом сбросе вообще не возникает: в этом веке затворы первый и пока единственный раз открывали совсем недавно, в августе прошлого года.
Каналы водосброса оканчиваются трамплином. Он отбрасывает поток воды подальше от плотины, чтобы не размывалось её основание. Просто и эффективно. И эффектно. Хозяйка показывала мне видео последнего водосброса – ничуть не удивительно, что горожане специально приезжали посмотреть на это редкое зрелище. Весьма рекомендую.
Да, это снег. Почему бы и нет? Время только начало июня. Холодная вода Байкала за время течения до Братска вряд ли существенно прогревается, так что плотина холодная. Солнце в эти уголочки если и заглядывает, то совсем низкое, не согревающее: Ангара здесь течёт на северо-восток. Кстати, именно поэтому я старался попасть на смотровую именно с утра: после 9 эта сторона плотины в тени. Хотя в такую погоду не так уж и важно, с какой именно стороны нет солнца. Но планируешь исходя из оптимального расклада, а там уж как повезёт. Пока везёт «как-то так».
От такой здоровенной плотины резонно ожидать, что и остальное при ней будет «на уровне». Братское водохранилище – второе в мире по объёму воды, хотя по площади зеркала только шестое (второе в России после Куйбышевского и в 1,2 раза больше Рыбинского). Получается, оно довольно глубокое. 125 метров высота плотины, напомню.
Братская ГЭС, пущенная в 1961 году, является (по сведениям Википедии) третьей в России по установленной мощности и первой по годовой выработке электроэнергии. Точно не знаю, почему места отличаются. Вероятно, дело в том, что занимающие первые два места по установленной мощности гидроэлектростанции расположены в верхнем течении Енисея. А для него характерен пиковый весенний сток, после чего расход воды приходится урезать. В то время как питаемая прежде всего Байкалом Ангара куда стабильнее.
По верху плотины проходит железная дорога. Это Байкало-Амурская магистраль (БАМ).
Позже в музее мне рассказали, что плотине вибрационная нагрузка от поездов вовсе не полезна. Да и машины тут же ездят – они легче, зато их много. Поэтому уже много лет обсуждается строительство моста ниже по течению. Но это не дело близкого будущего. Теперь-то уж точно не до того будет ещё лет 15 минимум.
Когда вечером ехал по плотине в поезде, увидел, что рядом с рельсами проходит ещё одна автомобильная дорога (помимо расположенной ниже железнодорожных путей) – судя по растрескавшемуся асфальту, давно не используемая.
Это я с плотины снимал на обратном пути. Вообще, снимать там нельзя. То есть саму плотину снимать можно, а с неё – нельзя. Потрясающе. Но никто за этим не следит, хотя камеры видеонаблюдения на глаза попадаются. Пешеходный тротуар огорожен со стороны реки частой высокой сеткой. В ней есть дыры, в некоторые из которых можно просунуть объектив. И водосбросный затвор крупным планом снял.
Моща, что тут ещё скажешь! Жаль только, что водохранилище ниоткуда не видно.
Падун
Нет, никто никуда не упал. Это так посёлок называется, который расположен южнее микрорайона «Энергетик». Когда-то – лоцманская деревня у порога (позднее в этом удобном для плотины месте реку и перекрыли). Ныне – часть Братска.
На вокзале, который в память о былом хранит название Падунские пороги, я оставил до вечера чемодан, а потом охранник показал мне, где через железку пройти в этот самый Падун.
Пересекаешь пути по настилу, огибаешь ТЭЦ (это её уголёк громоздится на снимке), а там уже и остановка автобуса. Ходит он нечасто при том, что ехать недалеко. Так что я решил пешочком прогуляться, местного колорита отведать.
Обычная промзона, ничего особенного. Потом нужно пересечь по мосту узкий заливчик водохранилища…
… и вот ты уже в посёлке, полуостровом вдающемся в Братское море. Антуражик – прямо бери и кино про развито́й социализм снимай: деревянные дома, штакетник, вазовская «классика» на не ведавшей асфальта дороге. Только «тарелки» снять и пластиковые рамы замазать, чтобы выглядели как деревянные.
Есть дома (бараки), в которых, наверное, ещё строители «Братскгэсстроя» жили, но попадаются и поновее. Как ни странно, именно в Падуне находится самая дорогая гостиница Братска (больше десятки за ночь).
Кстати о строителях. «Яндекс» заманил меня смотреть на памятник им. Он оказался довольно странным.
Кажется, это только постамент от памятника. А сам памятник куда-то делся. К счастью, та же судьба не постигла музей «Братскгэссстроя», который размещается в здании кинотеатра «Романтик». Потому что ради него я в основном в этот медвежий угол и забрался.
Экскурсию брать не стал. Похожу, думаю, неторопливо, сам посмотрю. Не тут-то было. Одна добросердечная сотрудница то ли запереживала, что я ничего не пойму без пояснений, то ли очень не хотела заниматься чем-то другим, более скучным. Короче говоря, она решительно составила мне компанию, отнюдь не поинтересовавшись моим мнением на этот счёт. А я, пожалуй, ничего не имел против. Мило пообщались. Среди прочего узнал о том, что из-за мерзлоты здесь нет колорадского жука.
Мерзлота, значит, у нас тут. На широте Нижнего Новгорода.
Много в экспозиции музея материалов об Иване Ивановиче Наймушине (1905-1973), руководителе строительства Братской ГЭС. Фотографии, личные вещи, воссозданный рабочий стол. Про фамилию его я точно знал, что она вятского происхождения. Не раз ездил мимо деревни Наймушины. Иван Иваныч в самом деле оказался земляком. Родом не из деревни (откуда, вероятно, происходили его предки), а из ближайшего к ней города Котельнича.
Ещё на одном фото в музее приметил интересное здание спортивной школы. Не сразу, но нашёл его: ориентир у меня был весьма примерный, а на карте это здание не обозначено (видимо, школы тут больше нет).
Из-за этой школы я пропустил один автобус в центр, но не придал этому большого значения. Подумаешь, через полчаса следующий. Однако это был очередной косяк «Яндекса»; на самом деле 50-й маршрут днём ходит раз в час. Пришлось ждать. Билет стоит аж 51 рубль, поскольку ехать далеко. И долго, около часа. При том, что идёт автобус быстро: не через городские кварталы со множеством светофоров и остановок, а главным образом по шоссе через тайгу, где останавливаться незачем. Автобус приличный – нормальный городской, а не «пазик», на каком я утром ездил к плотине и обратно. Есть кондуктор, и он принимает к оплате карты. Цивилизация!
Город
В Падуне о поездке в Центральный район Братска говорят просто: «до города». Когда я жил в периферийном микрорайоне Кирово-Чепецка, мы примерно так же говорили, собираясь наведаться в центр. Хотя там много ближе было, километра 3 всего. Тут же 21 (а то и больше – смотря как и куда ехать).
Это ещё не самый центр. Вышел я на окраине, чтобы, во-первых, пообедать в столовой «Съем слона» с высоким рейтингом и московскими ценами. А во-вторых, догулять потом до центра, по возможности посетив интересные места, на которые Братск не так уж и богат.
Одно из самых интересных мест Братска – архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Ангарская деревня» – я уже проехал мимо. Музей находится на берегу водохранилища между центром и Падуном. И, увы мне, по вторникам не работает. Подумывал задержаться на Байкале лишний день, чтобы в Братск попасть в среду. Но тогда рассыпа́лась вся дальнейшая логистика, завязанная на курсирующий не каждый день поезд.
После обеда радикально не потеплело, но солнышко временами выглядывало. И кабы не ветер, то и вполне бы можно жить. И прогуливаться по берегам многочисленных узких заливчиков, образованных впадавшими в Ангару ручьями и речушками. Впечатлиться полноценно масштабом водохранилища я смог только вечером, проезжая по плотине на поезде. Но и оттуда видна не очень большая его часть. По площади Братское море – почти половина от Мраморного. Шутка ли.
Явно рекреационного назначения сооружения на противоположном берегу – база отдыха с ласкающим слух названием «Простоквашино». Однако берега тут отнюдь не молочные, что хорошо видно в самом конце (или начале – это как посмотреть) заливчика.
Красным цветом вода обязана стекающему в этом месте ручью. Надеюсь, это просто глина, попавшая в воду из-за каких-нибудь строительных работ, а не что похуже. Однако неудивительно, что проблема чистоты воды стоит в Братске довольно остро. Судите сами.
Илосос – вовсе не эксклюзивный для Братска агрегат, но отчего-то прежде мне это слово ни разу не попадалось. И раз уж пошла такая пьянка на тему местечкового креатива.
Добавлено позже. Оказывается, этот креатив не очень-то и местечковый. Это целая франшиза родом из Красноярска, присутствующая в десятках городов (даже не только России). Просто, опять же, прежде не встречалась.
Добавлено ещё позже. Озабоченная общественность и преисполненные забот о благонравии народном чиновники сильно возбудились от столь несладкозвучного для русского уха названия. В апреле 2023 года Красноярский арбитражный суд обязал сеть сменить название по причине «противоречия общественным интересам, принципам гуманности и морали». Что ж, гуманность названия – это важно. Впрочем, точка в этом деле ещё не поставлена.
Одна из несомненных, но в то же время сомнительных достопримечательностей Братска – Дворец пионеров.
Задумывалось тут явно что-то грандиозное. Аж с обсерваторией (её башенка с ржавым куполом слева). Однако строительство пришлось на конец 80-х и завершено никогда не было. О чём несложно догадаться, глядя на зияющие оконные проёмы. Подрастающее поколение, тем нем менее, охотно проводит тут время. Вовсе не теми способами, что предполагались проектировщиками сего архитектурного выпендрёжа. Экстремальные развлечения вроде страйкбола – это ещё очень невинные из них. Случались тут и совсем нехорошие вещи. Тем не менее, заброшка имеет народное название Эдем. Может, в порядке иронии.
А контактную сеть над дорогой заметили? В Братске есть 5 маршрутов троллейбуса, и тут как раз конечная двух из них.
Ну а чего не быть троллейбусу, когда дешёвого электричества в городе завались? Именно троллейбус был бы как нельзя более уместен в качестве магистрального транспорта, связывающего центр и север города. Однако нет, ходит он сугубо по Центральному району.
Мне на троллейбус садиться было не с руки: главный военный памятник Братска – Мемориал Славы – уже показался неподалёку.
Что хотел сказать автор этого весьма оригинального проекта архитектор Г. М. Ганиев, осталось (мне) неизвестным. Возможно, он имел в виду языки пламени. «Бьётся в тесной печурке огонь» и всё такое. Добрые братчане, конечно же, окрестили монумент «заячьими ушами». А что до пламени, то Вечный огонь почему-не горел.
Потом я решил зайти в небольшой торговый центр снять немного наличных (они почему-то неожиданно решили закончиться) и был дополнительно вознаграждён нематериально.
Это сейчас спутниковые антенны такие, что их можно повесить за окно и принимать десятки каналов в HD‑качестве. А в 1960-е для трансляции 1-й и 2-й программ Центрального телевидения СССР была построена сеть «Орбита», включавшая группировку спутников «Молния» и такие антенны, которые запросто можно спутать с радиотелескопом. Вроде бы «Орбита» до сих пор работает (антенна и в самом деле выглядит как поддерживаемая в рабочем состоянии), но это не точно.
Находится это сооружение на улице с символичным названием Советская. Она представляет собой бульвар, западный концом выходящий на главную площадь города.
На главной площади, носящей, как полагается, имя Ленина, стоит памятник, как ни странно, Ленину.
За ним – и без того страшненькое, так ещё и щедро усыпанное коробками сплит-систем здание городской администрации. Чиновников можно понять: централизованное кондиционирование с выводом наружных блоков в менее видное место в советской постройке предусмотрено не было. А жарко в Братске с его резко континентальным климатом ещё как бывает. Хоть и очень недолго. Сегодня, например, на это вообще ничто кроме этих самых коробок не намекало.
Вестибюльную пристройку мэрии в меру сил украшает баннер с гербом, утверждённым в 2004 году (см. справа). От прежней индустриальной символики, которой был щедро нашпигован герб советских времён, в нём осталось в основном солнце с изломанными в высоковольтном экстазе лучами. Этакое ощетинившееся «Не влезай – убьёт». Цветные полосы прежде трактовалась так: красная – коммунистический город, зелёная – тайга, синяя – понятно, Ангара. А что, лаконично и выразительно.
Наконец-то нашёлся :) хороший повод сказать несколько слов об истории города и его названии. Вполне резонно было предположить, что Братск – это что-то про комсомольское братство, дань романтике советских ударных строек. Ан, вовсе нет. Братским назывался острог, построенный в этих краях в первой половине XVII века. Почти наверняка название это пошло от старинного именования живших здесь бурят – «брацкие люди». То есть Братск – он, в общем-то, Бурятск.
От острога отсчитывается история города. Датой его основания условно считается 1631 год (что небесспорно, но… неважно). То есть у нас тут историческое поселение старше самого Иркутска. Найти тому какое-либо подтверждение, гуляя по городу, вряд ли получится. Братск «до мозга костей» советский. Сегодня он не производит впечатления бедности или запущенности (всё же промышленность вполне себе работает), но всё равно какой-то неуютный. Не выросший из давно устаревших представлений о градоустройстве.
За площадью Ленина бульвар продолжается как улица Кирова. Если попытаться определить главную улицу Братска, то это, пожалуй, она и будет. Здесь, например, находится главный городской храм – Рождественский собор.
Да, кафедральный. В Братске своя епархия имеется (в составе Иркутской митрополии). То-то мне минут 15 пришлось ждать, пока уедет застившая вид машина, привезшая цветочную рассаду для клумб возле собора. Внутри него симпатично, но ничего особенного. Обычная безыдейщина а-ля рюс.
Храм Мельпомены в Братске совсем рядом с улицей Кирова, наискосок от собора.
«Яндекс» утверждает, что это тетерев. Совершенно не будучи орнитологом или охотником, я бы всё же сказал, что это глухарь.
БАМ
Не спрашивайте, чего мне так приспичило прокатиться по Байкало-Амурской магистрали. Признаться, я сам это не вполне понимаю. В детстве-отрочестве я то и дело слышал новости об успехах этой ударной комсомольской стройки. Объявлена она была в 1974 году, однако начали строить БАМ ещё до Великой Отечественной войны. Просто поначалу делали это довольно неспешно, а потом и вовсе перестали надолго. Конкретно в Братск железная дорога пришла в 1951 году в ходе сооружения западного участка БАМа от Тайшета до Усть-Кута. То есть ещё до плотины. Когда решили строить ГЭС, мост через Ангару попал в зону затопления. Его разобрали, и значительный участок пути пришлось перекладывать.
Не сказать, что эта железная дорога сколько-то привлекательна с точки зрения туризма. Достойного внимания на ней немного. А то, что есть, весьма затруднительно осмотреть. Тем не менее, накануне я покинул обходящий Байкал с юга Транссиб (без сожаления отказавшись от посещения Улан-Удэ и Читы), и теперь мне первым делом предстояло доехать до северного конца Байкала. Хотя называется магистраль Байкало-Амурской (по идее она должна соединять Байкал с Амуром), от её начала в Тайшете до Байкала больше 1000 километров. Точнее было бы назвать «Бирюсо-Тихоокеанская магистраль». Ведь и восточный конец БАМа – Советская Гавань – отнюдь не на Амуре.
Вокзал в Братске имеется совсем недалеко от улицы Кирова. Но то тупиковая станция Новобратск, куда заглядывают только местные поезда. БАМ проходит сильно в стороне от центра города (видимо, по упомянутой выше причине перетрассировки) и имеет в Братске две станции, где останавливаются поезда дальнего следования. Первая (считая от Тайшета) называется Анзёби. Мало того, что от города далеко, ещё и с транспортом беда. Да и нормального вокзала там нет (как нет и камер хранения). Так что у вокзала Новобратск я сел на маршрутку и вернулся в «свой» Падунский район, где в декабре 2012 года торжественно открыли новое вокзальное здание станции Падунские Пороги на 327-м километре БАМа.
Кстати о машинах, некоторое количество которых отдыхало на цивильной парковке у вокзала. По сравнению с Иркутском, в Братске мало праворульных японок, зато много «жигулей» (в том числе классики).
Помимо необходимых мне камер хранения, вокзал Падунские Пороги располагает комнатами длительного отдыха (по соотношению цена-качество всё же не альтернатива квартире), богатым буфетом, душем, большим отисовским лифтом для перемещения между этажами и даже медпунктом. Для весьма скромного здешнего пассажиропотока он может показаться чересчур большим и навороченным. Но как по мне, именно таким должен быть современный вокзал на российских просторах, где путь зачастую исчисляется днями, а не часами. К РЖД можно обоснованно предъявить несметное количество претензий, но тут они молодцы.
Поезд, на который мне предстояло садиться, идёт до Северобайкальска из… Иркутска. Очень длинным путём через Тайшет. Весь его путь до Северобайкальска (по прямой от Иркутска ровно 500 км) занимает аж 34 часа.
От Падунских Порогов до Северобайкальска ближе – «всего-то» 14 с половиной часов. Но то для меня лишь «начало большого пути». Всего мне в ближайшее время предстоит провести в поездах 56 часов, в том числе 3 ночи подряд. Вовсе меня такой расклад на этапе планирования не радовал, да и перед посадкой малость терзало ощущение предстоящей малоприятности. Но иначе не складывалось. И я наступил на горло личному комфорту ради красивого путешествия.
Что ж, в путь!
< Иркутск | Северобайкальск – Нижнеангарск > |