5 апреля 2014. Студе́ница

Эта непростая дорога к храму

Предлагаю засчитать нынешнюю вылазку за ещё одно паломничество, ибо получилась она малость безумной, и без благоволения свыше тут явно не обошлось. В конце концов, я же на лавры участника крестового похода не претендую. Просто небольшое паломничество. Договорились?

Для начала обещанного интернетом автобуса до Рашки в 8:45 не оказалось (если кто-то удивился, то это точно был не я). Рашка – это ведь не только уничижительное название нашей родины, но и древний город в Сербии. Однако и выданная мне накануне бестолковым попечителем туристов информация о том, что-де единственный на сегодня автобус будет в 10:30, не подтвердилась. Собственно, я ему и не поверил; иначе чего бы мы в такую рань на автостанции делали? В 9 часов, как мне сказали в кассе, будет проходящий автобус аж до самой Косовска-Митровицы. Билеты в кассе не продают (покупать у водителя), перрон отправления никто не знает. Автобус мы едва не пропустили, поскольку перронов на довольно скромной по количеству рейсов автостанции оказалось до странности огромное количество. Причём часть расположена в огороженной зоне, а часть – вне её. Табличку Beograd – Kosovska Mitrovica на лобовом стекле я обнаружил с некоторым опозданием, так что пришлось к ней поспешать. И через кордон, где, в теории, должны пропускать только по билету или за мзду, нас пропустили без проблем свободно.

Дорога в сторону Рашки в основном идёт по вполне себе горной долине Ибара. Вершины здесь невысоки, но это уже явственные горы с крутыми склонами, а не какие-то там холмы в непосредственной близости Кралева. Прочие положенные в горах вещи тоже присутствуют. Укрепления, например. Ну… честно говоря, всего одна крепость Маглич в 20 километрах от города, но зато о-очень живописная. Вполне бы стоило её посетить, но есть маленькая проблема: стоит выйти из автобуса, и следующего придётся ждать неизвестно сколько. Как минимум, долго. Так что Магличем любовались только из окна – правда, довольно долго, поскольку река (и дорога вслед за ней) в этом месте закладывает петлю вокруг отрога, на котором крепость стоит.

Доехали до Ушче – села на большой дороге, откуда отходит боковая дорога на Студеницу. Ближайший автобус туда через 2,5 часа. Делать в самом Ушче решительно нечего: деревня деревней. На главной площади памятник, кабак и несколько магазинчиков. И, на счастье, табличка с номером местного такси. Но набрать никак не получается: местный способ набора в роуминге не работает, а написать номер в международном формате отчего-то не догадались.

Продавщице в хозяйственном магазине (куда папа с Марией Петровной тем временем убрели) я кое-как сумел объяснить, что у меня не получается дозвониться до такси. Через некоторое время она сообразила, что, демонстрируя беспомощность, я цинично намекаю, чтобы она мне помогла. Наконец, достала свой телефон и дозвонилась. «Слушай, – говорит, – тут какие-то русские хотят, чтобы их отвезли в Студеницу». Думаю, с таксистом они были неплохо знакомы. Странно, чтобы в таком месте продавщица и таксист друг друга не знали.

Через некоторое время такси за нами приехало. Мне вот интересно, отчего «старшее поколение», стоит мне начать с кем-нибудь решать наши общие проблемы, смывается подальше и делает вид, что мы даже не знакомы? Стесняются моего акцента, что ли?

Дорога в Студеницу оказалась очень похожа на ту, по которой мы ехали ночью в Зиллиан. Конкретный серпантин, идущий по склону долины на заметной высоте от её дна. Ехать ночью я бы тут не решился не только из-за коварных поворотов, но ещё и из-за большого количества каменных осыпей. В темноте на дороге запросто можно не заметить даже довольно крупный камень. Что чревато.

Ехать от Ушче километров 10-11, так что спустя сравнительно небольшое время и 600 динаров мы оказались у ворот монастыря. Не только сербской национальной святыни, но и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Стена и привратные башенки монастыря

Пристойное времяпровождение

Насчёт «жвакания» – это новый для меня запрет. Только отчего же картинки нет? Я бы тут Свенсена нарисовал. Заодно и запрет будет на некоторые другие деяния, явно для монастыря несообразные :).

Монастырь Студеница основан в конце XII века и тесно связан с именем главного сербского святого Саввы. По совместительству он же первый сербский архиепископ (при нём сербская церковь обрела автокефалию). Километрах в 7 дальше по дороге есть очень живописный скальный скит, где жил Савва, но… опять проблема с транспортом. Расстояние за пределами пешей доступности с учётом всех обстоятельств.


Главный храм монастыря – Богородичная церковь (XII-XIII век)

Белокаменная часть выглядит явно не настолько старой (откровенный новодел, если честно). Но резьба выполнена вполне «на уровне». И даже чем-то напоминает владимиро-суздальские храмы.


Что изображают торчащие по бокам штуковины, я так и не понял

Но это лишь внешняя отделка, внутри которой действительно находится оригинальная церковь.

Западная часть церкви (т.н. внешний притвор) мраморной отделке не подверглась. Потому она выглядит более старой и «аутентичной», хотя на самом деле построена немного позже.

Так что с точки зрения архитектуры Студеница не может претендовать на звание выдающегося памятника. Главное здесь внутри. Это фрески рубежа XII-XIII веков. В XIX веке добрые реставраторы их заштукатурили и церковь заново расписали. Теперь, конечно, оригинальные фрески раскрыли, но они сильно пострадали. Все в насечках, которые сделали, чтобы принялась новая штукатурка. Фотографировать, ясен день, нельзя. При мне забежала одна туристочка, радостно принялась орудовать своей камерой. Но на звук затвора выскочил смотритель и её творческий порыв пресёк. Дамочка убежала: то ли заходила не посмотреть, а пощёлкать, то ли сильно засмущалась.

Даже на официальном сайте монастыря (есть русская версия) ни одного изображения фресок нет. А они вполне стоили небольшой прогулки из Кралева. Так что фресками любуемся при личной явке, а тут могу предложить вашему вниманию иные красоты.


Это, наверное, ливневая канализация


Надвратная башня (второй вход в монастырь)


Вид стены снаружи


Церковь Святых Иоакима и Анны («Королевская церковь»)

Почему королевская? Хотя сербских правителей тут не венчали (это делалось в Жиче), многие из них считали своим долгом позаботиться о Студенице. А кое-кто даже проводил здесь свои последние дни, будучи свергнут или отрекшись от престола. Казалось бы, отчего такой высокий статус у весьма периферийного монастыря? Всё довольно прозаично: Рашка – первое сербское национальное государство. Белградом в те времена и ещё долго после владели то болгары, то венгры, то византийцы. Историческое сердце Сербии именно здесь в горах, а не на берегах Дуная. С этим связано и весьма болезненное отношение сербов к отпадению Косова, до которого тут рукой подать. Оно тоже было частью Рашки, и почитаемых древних монастырей вроде Студеницы в нём немало.

Одна экзальтированная дамочка не только истово перекрестилась на едва ли не каждую икону в этой церкви (а их там много… нет, МНОГО), но на некоторых из них даже подержала руку, закрыв глаза. Лицо её при этом явственно просветлялось; казалось даже, что можно увидеть, как благость, пульсируя, поступает в неё по руке. Не знаешь, то ли пальцем у виска крутить, то ли завидовать: подержался за сакральный предмет, и целую неделю ходишь счастливый. Впрочем, посещение Студеницы и без фамильярного обращения со святыми доставляет большое удовольствие.


Таких деревьев мы видели в эти дни много

Крупные цветки при ещё не распустившихся толком листьях придавали им весьма эффектный вид. Но что это за растение, не знала даже Мария Петровна. У нас они не растут.

Весеннее солнышко уже основательно пригревало, и на свет божий выбрались ящерицы, которых я не видел с Рима.

Посетителей в монастыре поначалу было совсем немного. Но потом подъехала румынская, кажется, группа (язык, на котором говорила экскурсовод, несколько напоминал итальянский). И уже в конце нашего пребывания ещё автобус старших школьников подошёл. Да, пока что не сезон. Но летом тут народу, видимо, изрядно бывает. Рядом с монастырём даже приличных размеров гостиница есть. И где-то чуть поодаль ещё одна.

Некоторые здания в Студенице не сохранились и не восстановлены.


Древние кельи


Остатки церкви

Мы и небесная канцелярия

Автобуса обратно в Ушче ждать пришлось довольно долго. Было время немного пройтись вокруг. Под дорогой (да, именно под дорогой: горы ведь) обнаружилась полянка с автобусами, которые, увы, отвезти нас были уже неспособны.


Автокладбище в Студенице

Автобус, который за нами в конце концов пришёл, был примерно такой же старой рухлядью, как эти и вчерашний из Жичи. Путешествие на такой колымаге по узкой горной дороге – довольно своеобразное мероприятие: водитель ехал быстро, так что мотало основательно. Зато билеты он нам предложил купить сразу до Кралева (в Ушче предусмотрена стыковка на проходящий в нужную нам сторону автобус из Рашки).

Пока мы сидели и ждали у Студеницы, небо заволокло, поднялся ветер и похолодало. Где-то поодаль даже «погремливало». Мы особо не напрягались, поскольку знали, что автобус успеет нас забрать до того, как начнётся что-то неприятное. Источник информации был достаточно надёжный – местные подсказали. Спустились в Ушче – никаких подозрительных туч поблизости. Такая она, погода в горах. А над Кралевом и окрестностями, оказывается, прошёл дождь. Который мы благополучно пропустили, нежась на солнышке в Студенице. Ну как тут не подумаешь, что верховные инстанции явно благоволили к нашей поездке: и в городе с осадками управились, пока мы отсутствовали, и в Студенице «не начинали», пока мы не убыли восвояси.


< Жича Нови-Сад >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.