Эта непростая дорога к храму
Предлагаю засчитать нынешнюю вылазку за ещё одно паломничество, ибо получилась она малость безумной, и без благоволения свыше тут явно не обошлось. В конце концов, я же на лавры участника крестового похода не претендую. Просто небольшое паломничество. Договорились?
Для начала обещанного интернетом автобуса до Рашки в 8:45 не оказалось (если кто-то удивился, то это точно был не я). Рашка – это ведь не только уничижительное название нашей родины, но и древний город в Сербии. Однако и выданная мне накануне бестолковым попечителем туристов информация о том, что-де единственный на сегодня автобус будет в 10:30, не подтвердилась. Собственно, я ему и не поверил; иначе чего бы мы в такую рань на автостанции делали? В 9 часов, как мне сказали в кассе, будет проходящий автобус аж до самой Косовска-Митровицы. Билеты в кассе не продают (покупать у водителя), перрон отправления никто не знает. Автобус мы едва не пропустили, поскольку перронов на довольно скромной по количеству рейсов автостанции оказалось до странности огромное количество. Причём часть расположена в огороженной зоне, а часть – вне её. Табличку Beograd – Kosovska Mitrovica на лобовом стекле я обнаружил с некоторым опозданием, так что пришлось к ней поспешать. И через кордон, где, в теории, должны пропускать только по билету или за мзду, нас пропустили без проблем свободно.
Дорога в сторону Рашки в основном идёт по вполне себе горной долине Ибара. Вершины здесь невысоки, но это уже явственные горы с крутыми склонами, а не какие-то там холмы в непосредственной близости Кралева. Прочие положенные в горах вещи тоже присутствуют. Укрепления, например. Ну… честно говоря, всего одна крепость Маглич в 20 километрах от города, но зато о-очень живописная. Вполне бы стоило её посетить, но есть маленькая проблема: стоит выйти из автобуса, и следующего придётся ждать неизвестно сколько. Как минимум, долго. Так что Магличем любовались только из окна – правда, довольно долго, поскольку река (и дорога вслед за ней) в этом месте закладывает петлю вокруг отрога, на котором крепость стоит.
Доехали до Ушче – села на большой дороге, откуда отходит боковая дорога на Студеницу. Ближайший автобус туда через 2,5 часа. Делать в самом Ушче решительно нечего: деревня деревней. На главной площади памятник, кабак и несколько магазинчиков. И, на счастье, табличка с номером местного такси. Но набрать никак не получается: местный способ набора в роуминге не работает, а написать номер в международном формате отчего-то не догадались.
Продавщице в хозяйственном магазине (куда папа с Марией Петровной тем временем убрели) я кое-как сумел объяснить, что у меня не получается дозвониться до такси. Через некоторое время она сообразила, что, демонстрируя беспомощность, я цинично намекаю, чтобы она мне помогла. Наконец, достала свой телефон и дозвонилась. «Слушай, – говорит, – тут какие-то русские хотят, чтобы их отвезли в Студеницу». Думаю, с таксистом они были неплохо знакомы. Странно, чтобы в таком месте продавщица и таксист друг друга не знали.
Через некоторое время такси за нами приехало. Мне вот интересно, отчего «старшее поколение», стоит мне начать с кем-нибудь решать наши общие проблемы, смывается подальше и делает вид, что мы даже не знакомы? Стесняются моего акцента, что ли?
Дорога в Студеницу оказалась очень похожа на ту, по которой мы ехали ночью в Зиллиан. Конкретный серпантин, идущий по склону долины на заметной высоте от её дна. Ехать ночью я бы тут не решился не только из-за коварных поворотов, но ещё и из-за большого количества каменных осыпей. В темноте на дороге запросто можно не заметить даже довольно крупный камень. Что чревато.
Ехать от Ушче километров 10-11, так что спустя сравнительно небольшое время и 600 динаров мы оказались у ворот монастыря. Не только сербской национальной святыни, но и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пристойное времяпровождение
Насчёт «жвакания» – это новый для меня запрет. Только отчего же картинки нет? Я бы тут Свенсена нарисовал. Заодно и запрет будет на некоторые другие деяния, явно для монастыря несообразные :).
Монастырь Студеница основан в конце XII века и тесно связан с именем главного сербского святого Саввы. По совместительству он же первый сербский архиепископ (при нём сербская церковь обрела автокефалию). Километрах в 7 дальше по дороге есть очень живописный скальный скит, где жил Савва, но… опять проблема с транспортом. Расстояние за пределами пешей доступности с учётом всех обстоятельств.
Белокаменная часть выглядит явно не настолько старой (откровенный новодел, если честно). Но резьба выполнена вполне «на уровне». И даже чем-то напоминает владимиро-суздальские храмы.
Но это лишь внешняя отделка, внутри которой действительно находится оригинальная церковь.
Западная часть церкви (т.н. внешний притвор) мраморной отделке не подверглась. Потому она выглядит более старой и «аутентичной», хотя на самом деле построена немного позже.
Так что с точки зрения архитектуры Студеница не может претендовать на звание выдающегося памятника. Главное здесь внутри. Это фрески рубежа XII-XIII веков. В XIX веке добрые реставраторы их заштукатурили и церковь заново расписали. Теперь, конечно, оригинальные фрески раскрыли, но они сильно пострадали. Все в насечках, которые сделали, чтобы принялась новая штукатурка. Фотографировать, ясен день, нельзя. При мне забежала одна туристочка, радостно принялась орудовать своей камерой. Но на звук затвора выскочил смотритель и её творческий порыв пресёк. Дамочка убежала: то ли заходила не посмотреть, а пощёлкать, то ли сильно засмущалась.
Даже на официальном сайте монастыря (есть русская версия) ни одного изображения фресок нет. А они вполне стоили небольшой прогулки из Кралева. Так что фресками любуемся при личной явке, а тут могу предложить вашему вниманию иные красоты.
Почему королевская? Хотя сербских правителей тут не венчали (это делалось в Жиче), многие из них считали своим долгом позаботиться о Студенице. А кое-кто даже проводил здесь свои последние дни, будучи свергнут или отрекшись от престола. Казалось бы, отчего такой высокий статус у весьма периферийного монастыря? Всё довольно прозаично: Рашка – первое сербское национальное государство. Белградом в те времена и ещё долго после владели то болгары, то венгры, то византийцы. Историческое сердце Сербии именно здесь в горах, а не на берегах Дуная. С этим связано и весьма болезненное отношение сербов к отпадению Косова, до которого тут рукой подать. Оно тоже было частью Рашки, и почитаемых древних монастырей вроде Студеницы в нём немало.
Одна экзальтированная дамочка не только истово перекрестилась на едва ли не каждую икону в этой церкви (а их там много… нет, МНОГО), но на некоторых из них даже подержала руку, закрыв глаза. Лицо её при этом явственно просветлялось; казалось даже, что можно увидеть, как благость, пульсируя, поступает в неё по руке. Не знаешь, то ли пальцем у виска крутить, то ли завидовать: подержался за сакральный предмет, и целую неделю ходишь счастливый. Впрочем, посещение Студеницы и без фамильярного обращения со святыми доставляет большое удовольствие.
Крупные цветки при ещё не распустившихся толком листьях придавали им весьма эффектный вид. Но что это за растение, не знала даже Мария Петровна. У нас они не растут.
Весеннее солнышко уже основательно пригревало, и на свет божий выбрались ящерицы, которых я не видел с Рима.
Посетителей в монастыре поначалу было совсем немного. Но потом подъехала румынская, кажется, группа (язык, на котором говорила экскурсовод, несколько напоминал итальянский). И уже в конце нашего пребывания ещё автобус старших школьников подошёл. Да, пока что не сезон. Но летом тут народу, видимо, изрядно бывает. Рядом с монастырём даже приличных размеров гостиница есть. И где-то чуть поодаль ещё одна.
Некоторые здания в Студенице не сохранились и не восстановлены.
Мы и небесная канцелярия
Автобуса обратно в Ушче ждать пришлось довольно долго. Было время немного пройтись вокруг. Под дорогой (да, именно под дорогой: горы ведь) обнаружилась полянка с автобусами, которые, увы, отвезти нас были уже неспособны.
Автобус, который за нами в конце концов пришёл, был примерно такой же старой рухлядью, как эти и вчерашний из Жичи. Путешествие на такой колымаге по узкой горной дороге – довольно своеобразное мероприятие: водитель ехал быстро, так что мотало основательно. Зато билеты он нам предложил купить сразу до Кралева (в Ушче предусмотрена стыковка на проходящий в нужную нам сторону автобус из Рашки).
Пока мы сидели и ждали у Студеницы, небо заволокло, поднялся ветер и похолодало. Где-то поодаль даже «погремливало». Мы особо не напрягались, поскольку знали, что автобус успеет нас забрать до того, как начнётся что-то неприятное. Источник информации был достаточно надёжный – местные подсказали. Спустились в Ушче – никаких подозрительных туч поблизости. Такая она, погода в горах. А над Кралевом и окрестностями, оказывается, прошёл дождь. Который мы благополучно пропустили, нежась на солнышке в Студенице. Ну как тут не подумаешь, что верховные инстанции явно благоволили к нашей поездке: и в городе с осадками управились, пока мы отсутствовали, и в Студенице «не начинали», пока мы не убыли восвояси.
< Жича | Нови-Сад > |