День авиации – 2 (всё ещё Киев и 9 января 2013)

Жутяны

«Жуляны» – первый киевский пассажирский аэродром, полёты на котором начались ещё в 1924 году. Со временем (когда аэропорт оказался в черте города) основные перевозки были переведены в новый загородный аэропорт «Борисполь». «Жуляны» даже хотели одно время совсем закрыть, но их спасло соседство авиаремонтного завода, который из Киева выводить пока что не собирались, а взлётно-посадочную полосу под него держать всё равно необходимо. После реконструкции её вполне хватает для приёма современных самолётов. В прошлом году даже открыли новый международный терминал, откуда теперь летают, например «ЮТэйр», Wizz Air и «Трансаэро». Казалось бы, красота: путешествуй не хочу! Я и повёлся.

А теперь о грустном. Если до старого терминала «Жулян» ходит какая-то маршрутка (в Киеве их роль выполняют небольшие автобусы типа «пазиков»), то до международного терминала Киевского аэропорта нет вообще никакого общественного транспорта. Ближайшая остановка находится в 400 метрах. Сайт аэропорта пишет про 200 метров, но это наглое враньё. Вроде бы, всё равно недалеко – лёгкая прогулка. Но зимой это прогулка либо по полуутоптанной тропке (с чемоданом-то), либо по узкой дороге, по которой, вообще-то, ездят машины.

Перед этим я ещё изрядно помучился поисками нетривиально запрятанной конечной остановки этой самой маршрутки, таская чемодан по ледяным торосам, которые по недоразумению в Киеве называются тротуарами. Так что едва ли удивительно, что по прибытии в аэропорт у меня на языке вертелось изрядное количество незлых тихих слов по поводу умственных способностей киевских городских властей. Знал бы заранее о такой подставе – конечно, взял бы такси, хоть это и неспортивно.

Крылья под снегом

В аэропорт я приехал сильно заранее, и тому была веская причина. На территории аэродрома «Жуляны» располагается Государственный музей авиации. Можно ли такое пропустить с учётом того, что мне всё равно в аэропорт ехать? Разумеется, нет! От терминала до музея путь недлинный. Вдоль края лётного поля по улице с заманчивым названием Медовая. Но намазано там явно чем-то другим :). Антураж милейший: забор, склады, гололёд и бездомные собаки. Летом топать минут 15, зимой до 25 (точная разница зависит от степени готовности сломать ногу). Вообще, до музея из цивилизации ходит автобус, но мне-то надо именно от аэропорта (от цивилизации, как я уже написал, весьма далёкого), поскольку сначала нужно было оставить в камере хранения чемодан. Точнее, всего лишь чемоданчик cabin size, но всё равно не потащишься же с ним в музей. По такой-то дороге особенно (в самом музее он бы мне не так уж и мешал).

Желающих полюбоваться самолётами в этот ненастный зимний день (небо уже снова сплошь затянуло) было немного.


Общий вид площадки музея

Часть коллекции хранится в ангаре, но туда нынче не пускали. Богаче всего в музее представлена военная техника.


«Анатра-Анансаль» времён первой мировой (реплика)


Як-18ПМ (это спортивный пилотажный самолёт, но его
базовая модель Як-18 была учебно-тренировочной)


Чехословацкий L-39 «Альбатрос» (тоже учебно-тренировочный;
мне интересно, как он с этой штуковиной внизу мог взлетать)


А это уже вполне настоящий истребитель МиГ-29

Истребителей там много; я даже не все фотографировал. А из того, что наснимал, тут далеко не всё. Условия съёмки с каждой минутой становились всё хуже, так что тут я выбрал птичек пофотогеничнее и кадры поудачнее. Перейдём к «серьёзной» технике.


Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22


Дальний противолодочный самолёт Ту-142
(глубокая модификация бомбардировщика-ракетоносца Ту-95)

Хотя это не самая крупная машина на площадке музея, от неё исходит какое-то особое ощущение грозной мощи. Сильнее даже, чем от дальнего и сверхзвукового. Возможно, это из-за огромных винтов: каждый весит по полторы тонны.


Спереди торчит не пушка, а труба для дозаправки в воздухе

Есть тут и весьма необычный экспонат.


Ту-134УБЛ

То есть это обычная «тушка» с некоторыми изменениями, наиболее очевидным из которых является носовой обтекатель, подобный используемым на бомбардировщиках (сравните с Ту-22 чуть выше). Для обучения пилотов бомбардировщиков этот самолёт и использовался.


Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12


Тяжёлый транспортный вертолёт Ми-6

Обзор гражданской техники начнём, пожалуй, со старой доброй «Аннушки».

Тут меня прям на ностальгию пробило. С другой-то техникой у меня ничего личного и не связано. А в этом самолёте столько по молодости… эээ… скажем так, гигиенических пакетов использовано :D.

Из остального представленного в музее я пару раз летал в Ан-24, столько же в Ту-134, и всё. Нет здесь ни «эйрбасов», ни «боингов»; только отечественный авиапром.


Ил-14 полярной авиации

Добавлено 14.08.2019. Попался на глаза материал, где «разоблачают» этот экспонат: мол, никакой он не полярный на самом деле, а использовался для вполне рутинных перевозок. Может, оно и так. Мне особо без разницы, пожалуй: это же точно Ил-14. На фоне прочих киевских псевдоисторических кунштюков эта мистификация выглядит вполне невинно.


Первый пассажирский реактивный
(и истребитель-бомбардировщик Су-7Б перед ним)

Теоретически, я Ту-104 застал (он обслуживал пассажирские авиалинии до 1979 года), но наши пути никогда не пересекались. Хотя нет; несколько лет назад я проезжал мимо такого самолёта, установленного на подъезде к аэропорту «Внуково». Но толком не разглядел тогда. Прижатые к фюзеляжу длинные и тонкие двигатели сегодня выглядят очень архаично. Кстати, это самый старый экземпляр этого типа самолёта (первый серийно выпущенный).


Ил-18 – самолёт с необычным – над крылом – расположением двигателей

Турбовинтовой Ил-18 появился немного позднее, чем Ту-104. Хотя, казалось бы, это шаг назад от реактивной авиации. Очень уж у последней в 1950-х были серьёзны «болезни роста» и ограничения по эксплуатации.


Один из трёх(!) Як-40 в музее


Ту-154, познакомиться с которым «лично» мне так и не довелось
(и уже не доведётся, наверное)


«Былая гордость» Ил-62 (такой я видел летом в «Домодедове»)


Ил-86, самый крупный экспонат музея

Что интересно, взлететь Ил-86 из «Жулян» уже не сможет, даже если привести его в полётопригодное состояние: разбег этого самолёта на 500 метров больше актуальной длины ВПП аэродрома.


Передняя стойка шасси Ил-86

Всегда было интересно, как устроена эта штука у большого самолёта. Конструкция на вид довольно хлипкая, а ведь нагрузка на неё ого-го, особенно при посадке.

И, наконец, ещё один в полном смысле слова уникальный экспонат. Существует в единственном экспериментальном экземпляре.


«Изделие-181»

По правде говоря, не знаю, можно ли его назвать самолётом: ведь в воздух оно никогда не поднималось. Программу разработки закрыли за месяц до решения о первом полёте. Грустная история.

Домой

По возвращении в терминал в моём распоряжении оказалось множество поводов добавить ласковых слов и в адрес служб собственно аэропорта. Умеют же наши устроить неудобства и неразбериху на пустом месте! К моему вылету тут смонтировали первый телетрап (кроме шуток; в декабре он ещё лежал на земле, припорошенный снегом). Так и это весьма благое для пассажиров дело как-то сумели обга обесценить. После объявления посадки её ещё 25 минут не начинали. А пассажиры (в том числе с детьми) уже выстроились у гейта. Выход-то с телетрапом расположен через коридор от зала ожидания, так что процесс посадки из зала не виден, и вариант «посидеть подождать» оказывается рискованным.

Впрочем, полагаю, задержка была инициирована экипажем, и аэропорт тут особо ни при чём. КВС ничего не объяснил и не извинился за задержку (как это принято в приличных авиакомпаниях). Это был мой первый полёт с «Трансаэро» и, возможно, последний. Я и раньше читал, что качество сервиса у них зачастую «не очень», но что будет настолько грустно, не ожидал. А поскольку и по цене они обычно не конкуренты, то пусть идут лесом.

Кое-что доброе я всё же могу сказать про «Жуляны». Сервис в «стерильной зоне» там на высоте. И перекусить/выпить кофе можно за вполне разумные деньги (на зал, где обычно ожидает посадки не более 300 человек, 4 точки), и «дьюти-фри» хоть и маленькие, но душевные.

И ещё занятную афишу углядел.

Цою – полтинник. Кто бы мог подумать.


< Красное солнышко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *