С тем, как добраться до Италии, сильно голову ломать не пришлось. Это только кажется, что вариантов много. Стоит начать их рассматривать, выясняется, что выбирать не из чего.
Удобнее всего было бы через Белград. Но братьям-сербам, похоже, прозрачно намекнули, что пользоваться ситуацией и массово возить россиян в Европу не стоит. Рейсов у них нынче мало, а цены – как сравнительно недавно «бизнесом» до Нью-Йорка. Вычёркиваем.
Лететь через Стамбул мне пять лет назад понравилось. «Туркиши» летают в Москву исправно: намёков, видимо, не понимают. Но цены не сильно ниже, чем у попутавших берега братьев. Да и другие перевозчики, с которыми можно собрать маршрут через Стамбул, стараются в этом плане не отставать. Эту пересадку вычёркиваем. О всевозможных арабах (включая египтян) тоже забыли: цены кусаются.
Остаётся только Ереван. Место для меня новое, это плюс. Оттуда в Рим, Милан и Венецию летает один из крупнейших европейских лоукостеров Wizz Air. Покупать дешевле у них напрямую, но для этого нужна работающая заграницей карта. Знакомый моим читателям дорогой брат Юра, вернувшийся в прошлом году в Белоруссию, по такому случаю ещё более подорожал.
Вопрос с дорогой до Еревана некоторое время оставался открытым. Я рассматривал предложения, сокрушённо цокал языком и приговаривал «Однако!» И утешал себя тем, что в январе не все авиакомпании начали продавать летнее расписание. Когда ждать надоело, написал в поддержку Utair: доколе?! Именно «ютам», потому что, во-первых, точно знал, что они в Ереван летают. Во-вторых, они мне с 2020 года должны денег. Повезло: я попал на добросовестную и толковую сотрудницу. Она не ограничилась отпиской, а принялась разбираться, почему я не вижу в продаже рейсов, хотя должен бы. Оказалось, из-за технической ошибки. Её быстро исправили, и вожделенный билет я приобрёл. Но всё же у агента: так выходило процентов на 40 дешевле. Итого должок за ними по-прежнему остаётся. По идее, в этом году должны вернуть.
Добавлено позже. Должок вернули, проценты выплатили. Но «осадочек неприятный» остался. Не столько по адресу самих «ютов», сколько тех, кто позволил им не платить 3 долгих года.
А, было же и «в-третьих». Utair обещала прокатить с ветерком на Boeing 767. Самолёты эти уже несколько лет не выпускаются, и их количество в пассажирских перевозках сокращается (а в России их и так почти не было). Имеет смысл поторопиться.
Дополнительно прикупил провоз большой ручной клади: в минимальный тариф включена только малая. И за выбор места 499 рублей отдал. Не чтобы видами в ночи любоваться, а из-за нюанса. Салоны 767-х у этих жлобов в уплотнённой конфигурации 2-4-2 (сидений в ряд) вместо штатной 2-3-2. То есть как у A330, у которого ширина салона на 56 сантиметров больше. Представляете тесноту? Центральный блок кресел особо некомфортный, и попадать туда с вероятностью 50% совсем не хотелось.
С визой проблем не возникло. Но пришлось идти на поклон в визовый центр. Консульство как перестало с началом пандемии принимать документы на туристические визы, так и не собирается возобновлять. Им это зачем? Пусть туристы платят, у них лишних денег много. За визу 80 евро вместо прежних 35, да сверху 3200 рублей за бессмысленные услуги посредника.
В аэропорт отправился прямиком из офиса. Пришлось на час раньше с работы сбежать, чтобы к вылету в 20:40 без спешки успеть. Устал за последние недели. Когда настала пора выдвигаться в аэропорт, и необходимость собираться с последними силами вдруг растворилась, наступило опустошение. Нет, желания всё отменить и остаться дома не было. Но не было поначалу и восторга от предстоящей долгожданной встречи с Италией. Того радостного и чуть волнительного предвкушения, что я так ценю в путешествиях. Досадно, ну да ладно.
Мой cabin size чемодан по номинальным габаритам в пределы большой ручной клади вписывался. Но из-за выраженной пузатости (чуть не на 3 недели еду) в калибратор он мог и не влезть. Или потом из него не вылезть. Малую ручную кладь замеряли у многих пассажиров, но у меня только отметку в посадочном о праве на чемодан проверили. Кажется, самого факта, что ты дополнительно заплатил, достаточно для лояльного отношения со стороны авиакомпании.
Что телетрап зажали, это ерунда. А вот замена борта на старенький (2002 года выпуска) B737-800 – это неприятно. Знал бы заранее, место покупать не стал бы. Дай-ка, думаю, претензию выкачу: мол, не за то я вам платил. Деньги мне вернуть отказались (услуга оказана; не жужжите), но раз пожаловался, то накинули баллов в сумме чуть большей, чем я отдал за место.
Загрузка была полная. Что удивило, при всей жадности «ютов» провизия на борту стоит не так уж дорого. Например, пол-литровая бутылка воды – 100 рублей. Это дофига, спору нет, но дешевле, чем в аэропорту.
Три с половиной часа полёта, и мой список посещённых стран пополнился долгожданным 30-м номером. Армения не только безвизовая, но и одна из всего четырёх стран, куда впускают без загранпаспорта (по внутреннему). Из-за этого ли, или просто место здесь хорошее, понаприлетавших в поздний час оказалось на удивление много. Однако движется очередь на паспортном контроле здесь быстро, а пограничники приветливы. Словно их задача не грудью стоять на рубежах страны, а напротив, стараться завлечь в неё побольше гостей. Произносить «барэв дзэз» (здравствуйте) пока получается не очень. Ещё потренируюсь.
В общем зале на первом этаже обнаружился работающий (несмотря на ночное время) обменник с хорошим курсом. Сразу поменял, сколько мне нужно, чтобы потом не искать. В Армении почти повсеместно принимают к оплате карты «Мир», но менять наличные рубли выгоднее. Именно рубли; конвертация через доллары или евро хуже.
Что до аэропортовых таксистов, они такие же, как везде. Обещают отвезти по цене «Яндекса», но когда называют сумму, оказывается против него ровно втрое. Пользуются тем, что среди пассажиров попадаются люди легковерные или после перелёта слишком уставшие. У «Яндекса» же расценки в Ереване вменяемые, потому что есть реальная конкуренция. Ночная поездка из аэропорта обошлась в 1500 драмов (так армянская валюта называется) – 319 рублей по обменному курсу.
Гостиницу при подготовке выбирал долго: ничего мне не нравилось. Непросто определиться ещё и потому, что рейтинги ереванских объектов на booking.com откровенно накручены, а содержательных отзывов немного. Остановился на «Метрополе».
Не самый дешёвый вариант (4021 рубль за ночь), но отель приличный и на взыскательный взгляд. Во всяком случае, на свои номинальные 4 звезды тянет. В Армении есть обычай рисовать звёзды совершенно от балды – кому сколько нравится. Номер я взял самый простой: гостиница выкупила этаж в левом крыле соседнего коммерческого здания (светлое с рекламой на снимке) и соединила его со своим основным надземной галереей.
А теперь – спать! ©

