Да, несколько озорно, однако чистая правда: практически весь день провёл сидя.
Маленькие хитрости
Немного статистики. За первые пять месяцев 2013 года я успел собрать четыре комплекта въездных-выездных штампов. С тех пор (с моего возвращения из Ниццы) пошёл уже шестой месяц, как я не проходил паспортный контроль. Куда ж такое годится?! Да, добром в этом худе стало приобщение к внутреннему туризму. «Золотое кольцо» прекрасно… но всё же чего-то не хватало. Даже мысль сорваться в аэропорт просто «подышать воздухом путешествий» снова не казалась такой уж дикой. Хотя пахнет в аэропорту далеко не фиалками, а по большей части горелым топливом. Но я всё же продержался до вылета, когда в Москве в середине октября наконец-то началось бабье лето, совмещённое с золотой осенью.
От тоски и безысходности :) мы с жабой надумали коварное – не отдавать свои кровные каким-то странным людям в итальянском визовом центре (которым, по слухам, владеют индусы), а получить новую визу непосредственно в консульстве.
Это оказалось не очень просто. Поскольку Италия – современное государство, у консульства есть сайт. И на нём предусмотрена онлайн-запись на подачу документов для визы. Но в споре инноваций и традиций верх часто берут последние. В Италии традиции порой… знакомые, чего уж там. Так что онлайн-запись на сайте консульства третий год «временно не работает» – кажется, с момента её запуска. А другой информации о возможностях записи на сайте нет. Собираю на всякий случай все документы, иду в консульство и выясняю, что… приём строго по записи, которая производится по e-mail. На удивление (кроме шуток; я ожидал, что меня ждёт ещё минимум пара сюрпризов) это сработало сразу, и 19 августа мне прислали письмо с предложением прийти на приём… аж 30 сентября. Думаете, там такие огромные очереди? Ха! Когда я 30 сентября пришёл «сдаваться» и больше получаса сидел в ожидании, пока найдут мою заявку, больше вообще никого не было.
А визу мне нынче дали на 2 года. Только что не сказали «Приезжайте к нам почаще, Денис Александрович!» Да мне оно и ни к чему говорить-то, пожалуй. И так за уши не оттащишь.
Итак, из старого доброго «Домодедова» старая добрая (никто ведь не скажет, что она молодая и злая?) «Люфтганза» повезла меня в старый добрый Мюнхен. Я и раньше замечал, что у немцев (другими-то европейскими компаниями я особо не летал) гораздо больше, чем у нас, бортпроводников-мужчин. Причём относятся те к своей работе зачастую… без излишней серьёзности. Нынешнему немаленькому бородатому дядьке (если бы он побрился, то и за парня бы вполне сошёл), похоже, несколько обрыдла повседневная полётная рутина. Так что, демонстрируя правила безопасности, он слегка гримасничал и делал преувеличенные жесты. Явно работал на публику, и не без успеха. Нам ведь тоже не особо увлекательно бог знает в какой раз смотреть одно и то же. А тут такое представление бесплатно.
Кстати, и кормёжка была очень приятная, опять с металлическими приборами. Я не так уж часто летающий пассажир, но складывается впечатление, что именно на мюнхенских рейсах с этим обстоит лучше всего.
По прилёте в Мюнхен началось самое интересное. Ведь билет до Инсбрука я взял на поезд, который отправлялся через 80 минут после времени прилёта по расписанию. Из них 30 минут занимает дорога от аэропорта до Восточного вокзала Мюнхена (и 4 минуты остаётся, чтобы пересесть с поезда на поезд). В Италии я бы такой расклад даже всерьёз рассматривать не стал; в Германии же это было разве что несколько рисковано.
Ради уменьшения риска я даже решил лететь без багажа (чтобы не ждать выдачи). То есть уложиться в маленький чемодан размера ручной клади. О чём впоследствии неоднократно пожалел: в маленький чемодан и входит, как ни странно, мало. А тут и запас одежды, включая неизбежную в октябре верхнюю, и немало места занимающий бинокль, и ноутбук, и всё прочее, что необходимо в более чем двухнедельной поездке. На какие-то покупки в Италии у меня в результате не осталось места.
С вылетом-прилётом обошлось без серьёзных задержек, но пока подали автобус (телетрап зажали, разумеется), пока я прошёл контроль, времени всё это заняло немало. Допрос на паспортном нынче был за все разы самый основательный, хотя мой паспорт, по идее, с каждым разом должен был всё больше внушать уверенность в благонадежности. Ан, нет. Скучно, видать, было герру пограничнику. И всё равно в итоге я уехал с 20-минутным запасом. Хорошо спланированная авантюра, что бы там ни писал Толстой, имеет куда больше шансов на успех, чем спонтанная. В Германии, во всяком случае.
Добавлено позже. С опытом пришло понимание наивности рассуждений о том, что на немецкий транспорт можно уповать. Но мне повезло. Просто повезло.
В Мюнхене бабье лето в полный рост. Не сказать, что было радикально теплее, чем в Москве, но здесь ещё очень много зелёной листвы. И обильно цветут травы, чего в Москве они и в сентябре уже обычно не делают.
Инсбрук
И вот я снова в Тироле, причём на этот раз не в Южном, а в самой что ни на есть Австрии. Путь до Инсбрука в целом знаком: трёх лет не прошло, как мы ехали тут на машине. Снова вглядываюсь в тогда же примеченный замок в приграничном Куфштайне, но с железки его видно плохо. Ладно, уже скоро можно будет познакомиться с ним основательнее.
Ещё одна «зарубка» на будущее: на станции Енбах начинается узкоколейка Zillertalbahn. Горная узкоколейка – разве такое можно пропустить?! Вот и я говорю, нельзя. Но не в этот раз.
Сам Инсбрук я прежде вовсе не видел, поскольку от автобана, по которому мы когда-то мимо проскочили, он отгорожен стенкой.
Почему-то привокзальные площади в Австрии принято называть в честь Южного Тироля. Это не только в Тироле; что в Вене, что в Зальцбурге та же история. В Инсбруке, к тому же, рядом находятся улицы Бриксенская, Брунекская, Меранская, а также Боценская площадь (это всё в честь южнотирольских городов). При том, что топонимов, посвящённых тирольским городам, не находящимся в составе Италии, я совсем не обнаружил. Очевидно, то реликты былой «холодной войны» Австрии с Италией по поводу Южного Тироля. Но всё-таки интересно: почему именно привокзальные площади?
Любоваться Альпами я, разумеется, начал ещё в поезде. Соскучился по ним. Давно не виделись. В Мюнхене-то, ясное дело, снегом и не пахло. А тут даже невысокие вершины уже обзавелись белыми шапками. И, конечно, я не мог нарадоваться на то, что на улицах Инсбрука горы видно куда ни глянь.
Для постоя я выбрал пансион с рифмующимся названием Stoi (Stoi – постой) в двух шагах от вокзала. Без завтрака (в Инсбруке такой формат довольно распространён), без круглосуточной рецепции (зачем мне она?), но со вполне комфортабельными комнатами, хорошо работающим Wi-Fi и по божеской цене. Правда, божеской только по отнюдь не божеским инсбрукским меркам. В самом деле, Инсбрук – довольно дорогое место и по гостиницам, и по пропитанию, и по развлечениям.
В качестве иллюстрации местной дороговизны. Туристическая карта на 48 часов стоит аж 39 евро (в Вероне, напомню, 20 евро на 5 дней). Зато включает в себя всё, что только интересного и нужного для туриста в городе есть. Даже туристический автобус, который здесь не столько экскурсионный, сколько развозящий по достопримечательностям (аудиогид в нём есть, но весьма минималистичный и, как ни странно, без русского языка). Однако стойка на вокзале, где я оной картой собирался разжиться сразу по прибытии, не работала. А в главный туристический офис я до закрытия не успевал. Сие означало, что ужинать я пойду пешком.
А идти было неблизко, поскольку тут вам Европа, и по воскресеньям работают в основном не те заведения, куда захочет пойти экономный турист в свой первый вечер в Австрии. Одно достойное внимания место я всё же вычислил. На моё счастье, тирольцы, в отличие от минчан, не отличаются повальной воскресной тягой к кабакам. Ресторанчик Panorama несколько к северу от центра города оказался в разгар ужина полупустым. Меню тут только на немецком, что скорее хорошо, чем плохо: заведение не ориентируется на туристов. Впрочем, за соседний столик всё равно вскоре причалила забавная троица, в которой двое говорили по-русски, а с третьим они общались по-английски; немецким там не владел никто.
К счастью для них, немного говорил по-английски милейший официант, просто покоривший меня своей заботливостью. С добавлением немецкого и мы вполне нашли с ним общий язык. Цены тут… не сказать, чтобы уж совсем гуманные, но вполне терпимые. Порции не очень большие. В целом, можно рекомендовать. Особенно в воскресенье, когда внятной альтернативы, кроме откровенно туристических ресторанов в центре, всё равно нет. А ещё тут есть недорогое дневное меню в обеденное время.
Ну, и после приятного ужина оставалось только завершить утомительный сидячий день неторопливой прогулкой. Благо, «Панорама» стоит на самом берегу Инна, где начинается прибрежный променад, ведущий в сторону центра. Ночь, река, горы… красота, одним словом. Хотя в ночи-то всё это особо не поснимаешь без штатива. Но до такого я, к счастью, ещё не докатился :). Только штатив мне не хватало с собой таскать.
Такие пешеходные мостики, популярные в Тироле (за всю Одессу Австрию не скажу), называются не Brücke (как большие мосты), а Steg. Этот – Ганс-Псеннер-Штег, бывший Вайхербургштег, переименованный в честь основателя Инсбрукского зоопарка Ганса Псеннера. Здесь берёт начало пешая тропа в Alpenzoo (так официально называется зоопарк), о котором в следующий раз.
Когда я приехал, было ещё сравнительно тепло. Но едва солнце спряталось за горы, ещё даже не перестав ярко освещать вершины на востоке, стало резко холодать. Особенность Альп: утром и вечером (надо полагать, и ночью тоже) тут весьма прохладно. А днём, если солнечно, вполне себе припекает. Это и в сентябре, помнится, было заметно, но не так резко, как сейчас.