Вместо и вместе
Всего-то 2 недели прошло с поездки в Быково, и бабье лето – вот незадача! – всё же закончилось. Увы, к 18 октября это, как правило, уже случается. И потому на этот день особенно хочется поехать туда, где солнце и тепло. То есть на юг. Признаться, в конце прошлого года я рассчитывал предстоявший день рождения отметить на Тенерифе. Как-никак, 48 – число сильно непростое, 24×3 :). Но… Но… Тут всё понятно, полагаю. С поправкой на актуальные финансовые возможности получалась только Тула. Ну а что? Тоже юг (аж 200 километров), тоже на букву «Т». Чем не замена?
Компания – та, которой мы собирались в июне слушать оперу в Вероне. Я групповой чатик, созданный под ту поездку, закрывать не стал. Во-первых, ехать всё равно нужно (но пока не ясно, когда). Во-вторых, там можно обсуждать и другие вылазки – например, в Тулу. Так что она у нас и вместо Италии тоже :). Итак, Ольга, сестра Анастасия и зять Дмитрий. Да, лица для моих рассказиков совсем не новые, даже именно в таком составе.
Самолёты в Тулу, увы, пока что не летают. Автомобильным транспортом, будь то автобус или машина, вечером воскресенья в Москву возвращаться не вариант. Остаётся железная дорога, и с ней вариантов множество – вплоть до обычной электрички. Но больше 3 часов в её вагоне – это некомфортно, да и расписание неудобное. Самые шустрые из поездов – ожидаемо «Ласточки». Взяли на самую первую в 6:47 – 2 часа 9 минут она идёт. Билеты брали за 2 недели, и это обошлось даже дешевле, чем РЭКС, который отправляется чуть позже и идёт дольше. Как сильно эта птичка преобразила железнодорожное сообщение, однако! По крайней мере, в Москве. Но я знаю, что не только.
Успеть на Курский вокзал к 6:47 – задача посильная, хоть и непростая, коль рано вставать не привык. Особенно по воскресеньям. Но что может быть приятнее, чем продрать глаза ни свет ни заря, зная, что тебя ждёт новое место и куча приятных впечатлений? На улице темно и немного зябко; людей нет, лишь редкие машины. Ранняя маршрутка до «Садовода» стоит у метро под посадкой пустая. Водитель даже не пытается зазывать пассажиров за их полным отсутствием. Но в метро на первый поезд желающих достаточно. В соседнем вагоне оказался занята аж половина сидячих мест, а я сел чуть свободнее. Чтобы соблюдать социальную дистанцию без надетой маски, поскольку с ней потягивать кофе из термокружки проблематично.
Однако без накладок у нас не обошлось. Увязнув в борьбе с каршарингом за возможность сдать машину, Дмитрий не успел на поезд и остался на вокзале ждать следующего (через 2 часа).
Прогноз погоды на сегодня до +25°, облачно. Хотя нет, это же на Тенерифе :). В Туле немного прохладнее, и сильно повезёт, если не будет дождя. Что ж, посмотрим-посмотрим (как кто только не говорил, если буквально верить тому, что я тут пишу).
Шлем и меч
Что ж, в Туле дождя нет. Пока, во всяком случае. Но в Ясную Поляну (она совсем рядом с городом) решили не ехать. Парк в пасмурную погоду – это едва ли увлекательно. А что до прочей культурно-воспитательной работы, в больших количествах запланированной на сегодня, то её можно было начинать проводить прямо на Московском вокзале Тулы; даже ехать никуда не нужно.
Вышел бронепоезд из депо 28.10.1941, разбит немцами 8.06.1942. Вряд ли туляки строили бронепоезда сильно хуже муромчан – скорее всего, просто не повезло. На вокзале макет не просто как памятник стоит. Это ещё и посещаемый музей. То есть не только экстерьер воссоздан, но можно изнутри посмотреть, как бронепоезд выглядел. Открывается в 11 часов, так что нам даже гадать не пришлось, идти ли (поскольку ещё даже 9-ти не было).
Всяк знает, что помимо разнообразного оружия Тула славна самоварами. И пряниками.
В городе они вообще на каждом шагу. Даже в метро пряники продают. Что говорите, нет в метро в Туле? Ну, если бы было, обязательно бы там продавали.
За отсутствием метро мы двинулись в сторону трамвая. Так-то он даже у самого вокзала есть, но нам нужен был другой маршрут, который идёт через мост на правый берег. Обстановка в районе вокзала далеко не праздничная даже без учёта погоды, но это для провинции, увы, обычно. В сквере, например, много бродячих собак. Вполне мирных, впрочем. Наверное, их иногда пряниками подкармливают. Хороший пряник, как известно, даже Себастьяна Самуэльссона может сделать добрее.
Трамвай в Туле я зафотографировать как-то упустил, но снимок билета брату Юре отправил, чтобы он обзавидовался. Обратили внимание, что много попадается вагонов в ливрее «Московский транспорт». Видимо, по мере ввода в столице нового современного подвижного состава старые трамваи передают в другие города. За всю российскую провинцию не скажу, а в Туле пути такие ушатанные, что пускать сюда «Витязи» – всё равно что сразу выкинуть их на свалку. А старенькие КТМ ничего так, бегают. Только вагоновожатой то и дело приходилось выбегать из кабины и ковырять ломиком рельсы (видимо, стрелки вручную переводила).
Самое приметное, что есть на правом берегу – новое здание Музея оружия, построенное в 2012 году.
«Ижевское всё» (а именно с Ижевском Тула тягается за сомнительное звание «оружейной столицы») – М. Т. Калашников, из которого слепили икону за отсутствием разумных идей по гальванизации патриотизма. У Тулы нет столь же распиаренной фигуры, зато она берёт числом. Тут (на аллее) и С. И. Мосин, и Н. Ф. Макаров, и Ф. В. Токарев. Даже Пётр I, основавший Тульский оружейный завод, есть.
Рядом с музеем стоит ещё один важный памятник.
Никита Демидович Антуфьев (Никита Демидов) – талантливый промышленник и основатель династии Демидовых – вышел из тульских оружейников, но прославился развитием металлургии на Урале. Тут он в образе кузнеца, и это вполне оправданно: руками работать он умел, как повествуют полулегендарные рассказы о нём. Почитал немного из его биографии и обнаружил занятный момент. Никита за все свои выдающиеся заслуги перед государством был удостоен только личного дворянства. А его дети – уже потомственного. Причём когда ещё и проявить-то себя толком не успели. Говорит ли это о том, что сословные границы в России XVIII века ослабевали? Не знаю.
Памятник стоит на фоне Николо-Зарецкого храма. Он же Демидовская церковь, поскольку является родовой усыпальницей. Вроде бы инициировал и профинансировал строительство в 1730-1734 годах Акинфий Демидов, старший сын Никиты. Он сам похоронен здесь в склепе, как и множество других Демидовых. Могила Никиты была неподалёку, но она утеряна. В склепе поместили кенотаф. Получается, что совсем-то Демидовы от своих тульских корней не отрывались, хотя дела вели далеко отсюда.
Ещё пара интересных зданий есть на правом берегу.
Неоклассический портик, смотрящий на набережную – это т. н. Дом Баташёва. Зданий с этим названием в Туле, впрочем, несколько. Потому что тут было аж две купеческих династии с такой фамилией. В данном случае речь о роде сталепромышленников и оружейников. (Другие Баташёвы, значительно более поздние, были самоварными королями, производившими их по 120 000 штук в год и известными благодаря торговой марке на всю страну.) После Отечественной войны 1812 года А. Р. Баташёв пожертвовал свой обширный особняк для размещения в нём Александровского дворянского училища. Теперь там какие-то учреждения. Из всего здания отремонтирован только портик по центру (видимо, там учреждение финансово обеспеченное). В остальном памятник архитектуры примерно в следующем состоянии.
А ведь отменно красиво получится, если всё по уму сделать. И деревья, которые здание закрывают, надо будет вырубить. Пока-то от них одна польза, бо срам прикрывают.
За Домом Баташёва видна Вознесенская церковь – один из прекраснейших памятников русского барокко. Не нарышкинского (которое, как мы с вами помним, на самом деле маньеризм), а настоящего зрелого барокко. Даже чуток перезрелого.
Синяя будочка, признаться, дивно украсила кадр :). Действительно, где ж её поставить, как не на самом видном месте перед фасадом? Пусть все видят, что нам нечего стесняться есть чем гордиться! Открыта была только нижняя (тёплая) церковь, освящённая в честь святой Варвары (одной из них). А посмотреть было бы интересно как раз верхнюю.
А теперь возвращаемся на левый берег, где находится исторический центр.
Современная на вид ротонда на фоне Упы и корпусов Туламашзавода,
выпускающего артиллерийское вооружение
Кстати об Упе (реке то есть). У папы был фотоувеличитель «Упа-5М». Я им тоже в школьные годы пользовался. Все знают, что такое фотоувеличитель? Это аппарат, при помощи которого печатали фотографии с фотоплёнок. Если про фотоплёнки тоже нужно разъяснять, то добро пожаловать в Википедию. И я тогда думал, что УПА – это аббревиатура. Что-нибудь вроде «Устройство портативное антисонное». Да-да, именно антисонное: печатали-то по ночам, когда темно, и ванная больше никому не нужна (это вам не в Lightroom’е мышкой пощёлкать; всё по-взрослому). Но нынче я узнал, что название вовсе не было аббревиатурой. Эти фотоувеличители делали в Туле на каком-то заводе, которого, по всей видимости, давно уж нет.
Много чего уже перестали выпускать с советских-то времён. А стрелковое оружие по-прежнему пользуется спросом. Им в Туле занимается Тульский оружейный завод, не так давно разменявший четвёртый век.
Судя по надписи, памятник поставлен в 1912 году к 200-летию основания царём завода.
Конская грамота
Оружейный завод занимает остров в самом центре города, образованный Упой и её старицей. Надавно старицу, со временем сильно замусоренную и превратившуюся в застойную канаву, хорошенько почистили. А Казанскую набережную возле неё – обустроили, превратив в современное городское прогулочное пространство. С качелями, пандусами и ещё кучей дизайнерских штукенций, сооружённых просто чтобы были. Чтоб всё как положено и не хуже, чем в столицах.
Да, в Туле есть кремль. А что тут такого? Он маленький, так и город невелик – 475 тысяч населения с тенденцией к убыванию. Немного меньше, чем Киров, хотя в 90-е был заметно больше. Наверное, мигрируют на Тенерифе: всё-таки там теплее. Но и в Москву понаезжают тут, не без того. Взамен столица прислала немного музея.
Единственный региональный филиал ГИМа, между прочим.
Ладно, раз уж пошла такая пьянка… Рано или поздно всё равно придётся.
(Нарочито откашлявшись с важным видом.) Впервые Тула упоминается в летописях под 1146 годом, тем самым уделывая Москву на целый год. Своим удельным князем она при этом так и не обзавелась и по первости была слегка разрываема между Рязанью и Черниговом. Даже многажды упомянутый в рассказе о поездке в Литву великий князь Витовт (вот ведь неуёмный!) тут отметился в течение нескольких лет. Но он скорее «взял поиграть», нежели отнял её у рязанского князя, искавшего альтернативу растущей власти Москвы.
С Литвой не срослось, и с XV века Тула в составе Московского государства. В 1509 году Ваcилий III распорядился построить для нового южного форпоста укрепление. А в 1514 году внутри деревянного острога началось строительство каменной крепости. Видимо, поэтому кремль получился довольно компактным. Тем не менее он действительно выдержал осаду 30-тысячной армии крымского хана Девлета Гирея I в 1552 году. На заборе в данном случае написана чистая правда. А что касается Лжедмитрия (правее хана), то в 1605 году он сидел в Туле и ждал, пока в Москве возьмут верх его сторонники. Может, на основании этого сделан вывод, что он считал Тулу неприступной. Сам-то он занял её без боя, как и большинство других русских городов.
Что до городского герба, то я выбрал этот не самый ходовой вариант его дизайна, потому что тут легко понять, что за предметы изображены. Если с горизонтально лежащей на клинках трубкой неясно, это не игла для шприца, а ружейный ствол.
Окончанием строительства кремля считается 1520-й год. Ба, да нынче ж у него юбилей! Совсем недавно, 26 сентября, 500-летие и отметили. С большой помпой, но без воздушных акробаток. К круглой дате весь этот марафет и навели. Получается, и хорошо, что мы раньше в Тулу не поехали.
Вроде и не особо внушительная крепость
(на снимке проездная башня Водяных ворот и угловая Наугольная)
В плане прямоугольник, 10 башен, в том числе 4 проездных. Высота стен около 10 метров. Было немного больше: культурный слой. Кладка внизу из камня, а выше – из кирпича. Так было изначально – скорее всего, вышло от наличия стройматериала, а не для какой-то специальной цели. Потому что белокаменная кладка заканчивается на разной высоте, а кое-где её нет совсем. Гибеллинским зубцом обосновывают участие в строительстве итальянцев, но документальных подтверждений тому нет. Сохранность просто поразительная. Особенно с учётом того, что после Русско-польской войны 1654-1667 годов (от которой сильно пострадал Вильнюс) Тула перестала быть приграничным городом. Кремль стал не нужен, и блюсти его перестали. То, что мы видим сегодня, реставрировали, конечно, но отнюдь не из руин.
Сегодня возле кремля можно не только погулять, но и покататься на обычных…
… и довольно-таки нестандартных транспортных средствах.
Называется эта самоходная скамейка фантастар. Кажется, не видел я такую штуку прежде.
На лошадке покататься нельзя, поскольку она арт-объект.
Особенность этого выразительного произведения – оно целиком составлено из букв.
Всего букв, пишут, около 14 000. Я досчитал до 13 900 и бросил. Надоело.
Тем временем нас догнал Дмитрий (не Лже-, а наш, самый что ни на есть настоящий) – ничего критичного, получается, не пропустил. И мы пошли в кремль.
В четырёх стенах
Похоже, стены посещаемы (но я ничего про это не видел ни при подготовке, ни на месте), но вряд ли виды с них сколько-то интересны.
Центральное здание кремля – Успенский собор.
Узнаваемо барочный, но при этом в традиционных русских формах. Занятно. Часто собор упоминается в описаниях как кафедральный, но епархиальный сайт это не подтверждает. Прежде да, наверняка был кафедральным. Не мог не быть.
Колокольню построили 1772-1776 годах, потом в 1937-м разобрали, а в 2014-м восстановили. Новодельность в глаза не бросается. На первом ярусе обустроена симпатичная церковь Дмитрия Донского, ещё не до конца расписанная палехскими мастерами. В старые времена в церкви под колокольней служили в холодное время года (с Покрова до Пасхи), когда неотапливаемый собор закрывался.
Вторым большим собором в кремле был Богоявленский.
После закрытия в 1937 году его перестроили, убрав маленькие главы по углам и накрыв главный барабан простым куполом. Позже для размещения в здании Музея оружия снесли апсиду и сделали вместо неё пристройку, через которую сейчас вход в музей.
Музей оружия – это тот самый музей, что мы видели на правом берегу под каской. У него теперь две площадки. РПЦ, конечно, хотела вернуть себе недвижимость, причём вряд ли для возобновления здесь богослужений. Потому что для этого нужно не только восстановить главы и как-то вернуть апсиду. То не самые простые задачи, но в рамках решаемого. Ликвидировать разделившее этажи перекрытие из монолитного железобетона, не порушив при этом всё здание (низзя, объект культурного наследия, хоть и всего лишь регионального значения), будет куда сложнее. Однако самой неразрешимой проблемой неожиданно оказалось то, что упёрся музей: моё, мол; не отдам, и всё. Казалось бы, ну что какой-то там провинциальный музей против самого́ Министерства веры? Однако в данном случае нашла коса на камень: оружие-то ведь тоже духовная скрепа! Вспомнить хотя бы того же «канонизированного» Калашникова.
Ещё в кремле есть музейно-выставочный комплекс с рестораном – кричаще-современный и выглядящий даже менее уместно, чем Дворец Съездов в кремле московском. Поэтому не покажу. Даже не снимал, хотя хороший китч ценить умею (мораль: этот китч не очень хороший). Торговые ряды вдоль стен – явный новодел. И Осадные дворы – «реконструкция» городской застройки XVI-XVII веков по найденным тут остаткам сгнивших в незапамятные времена брёвен.
По идее, этот аттракцион в сентябре уже открыли для посещения, но сегодня он почему-то был закрыт. Жаль. Хоть истории в нём едва ли больше, чем в книжках Юрия Петухова, сам по себе он должен быть весьма неплох. Это ведь не музей; не обязательно ко всему относиться серьёзно.
В такую погоду делать тут больше нечего, а Тулы осталось ещё много. И мы ушли из кремля.
Трактир Музей на Пятницкой
Ушли мы недалеко, потому что сразу за Пятницкими воротами нас задержал тульский городовой.
Как было не задержаться у такой симпатичной скульптуры. Местным полицейским она тоже нравится: кадровое пополнение возле неё в тёплое время года присягу приносит. Небось, они и носы фигурам натёрли до блеска. Туристы-то вряд ли. Зачем им?
Туристам, скорее, подавай самую старую церковь в Туле – Благовещенскую. Она как раз неподалёку.
Конец XVII века. Ну да, мягко говоря, не Псков. Так ведь и на Всемирное наследие не претендует. А колокольня у этой церкви очень интересная. Она считается построенной в те же годы. Только часы, я догадываюсь, появились позже. Актуальные-то в 1990-е смонтированы, но они наверняка не первые.
Интересной формы арки в звоннице, невысокий шатёр со слухами. Тульский маньеризм, иначе и не скажешь.
Внутрь зашли, но ничего особенно интересного там не обнаружили. Разве что, табличку занятную рядом со входом приметил. С надписью «крещальня». То есть баптистерий по нашему-то :). В очередной раз задумался о любви к архаичному словообразованию в околоцерковном обиходе. Для современного русского языка более естественно «крестильня». Но ежели глаголать старообразно, то вроде как святости сразу прибавляется. Надо же чем-то компенсировать унесённую из церкви на фотоснимках, правильно? :)). Не, я и сам небезгрешен насчёт эпизодического использования словечек вроде «поелику». Но для меня это просто филологическая игра и лёгкое пижонство. А тут люди смертельно серьёзны.
Пятницкие ворота, через которые мы покинули кремль, названы по церкви Параскевы Пятницы, которая когда-то недалеко от них стояла. От ворот по посаду шла Пятницкая улица, которая ныне называется улицей Металлистов. К 500-летию кремля из неё стали делать туристический променад (он же «Музейный квартал») и даже почти успели закончить.
Для арбата и музейного квартала название чуток режет ухо. Странно, что заодно с реставрацией домов и самой улице не вернули историческое имя. И ещё интересно, в перестроечные годы не тут ли собирались металлисты (я про любителей тяжёлого металлического рока) в клёпаных косухах?
На снимке улица выглядит почти пустой. Туристов в городе было и правда немного, но даже группы иногда попадались. Так что совсем уж вымершей Пятницкая не была.
В доме №6 (кораллово-розовом справа на снимке) находится мемориальная квартира оружейника Шейнина. Понятия не имею, кто это. Музеев и музееподобных заведений тут в самом деле много. Да тот же филиал ГИМ сюда главным фасадом выходит, занимая роскошный особняк Белолипецких (жёлтенький поодаль). Почему отдельно не снял? Роскошный-то он роскошный, но и весьма заурядный. Как и практически все здания тут. Шедевров или даже просто чего-то оригинального нет. Нормальная купеческая улица XIX века. Вполне миленькая.
«Музей чаепития» ожидаемо оказался не столько музеем, сколько магазином. Выставка-продажа кустарных дизайнерских самоваров, чай, пряники. Пастила, кстати, белёвская тут на каждом прилавке рядом с пряниками лежит. Белёв – это Тульская область. Нам-то не столько даже чаю и пряников с пастилой хотелось, сколько согреться – на вывеску мы не купились и духовно вырасти над собой в результате посещения «музея» изначально не рассчитывали.
Вообще, горяченького в Туле можно и на улице хлебнуть…
… но в помещении в такую погоду как-то сподручнее. А в «музее» нам как раз чаю с глинтвейновым вкусом предложили попробовать. От такого предложения трудно отказаться.
Что ж, вкусный. Главное, согревает. Попутно можно полюбоваться стоящими на полках самоварами от пяти до двухсот тысяч рублей.
Объединить в одном предмете два главных тульских туристических бренда – идея отличная. Но для её законченности хорошо бы, чтобы он ещё и стрелял. Подходишь к такому, дёргаешь за краник… И всё, отдёргался. Ибо неча музейный экспонат руками лапать. Хотя я не проверял; может, он и стреляет.
Вообще, тульский пряник как бренд – это довольно недавняя история. Хотя печатные пряники в Туле известны как минимум с конца XVII века, массовое их производство и поставки в другие города – это последняя четверть XIX века. После революции тульский пряник был забыт и возродился (опять же, как популярный массовый продукт) в 1954 году. Есть легенда, что это случилось после того, как Микоян дал попробовать пряники Хрущёву и Маленкову. Сталин, видимо, сладкое не любил.
И всё же самое главное, чем гордится Тула – это её мастера-умельцы.
Чего ещё надо для полного счастья? Немного Италии? Есть и такое на Via dei Metallari :).
Bottega Toscana на поверку оказалась аж целой франшизой в России. В Москве их заведение находится в Жулебине, так что ничуть не удвительно, что я их никогда прежде не видел. Вообще, лавка дорогущая, так что и не увижу. Проще в Италию метнуться. Ну, будет проще, я надеюсь.
Заскочил в переулочек, увешанный зонтиками (фи, банальщина), а там в кустах…
Оказывается, не только в Италии розовая мототехника в ходу.
И, наконец, последний дом на Металлистов, где она выходит к Советской.
Его-то как раз и не закончили ещё ремонтировать, поэтому видна неприбранность. Когда закончат, в здании разместится филиал музея-усадьбы «Ясная Поляна». Другой знаменитый музей из Тульской области – «Куликово поле» – уже имеет в городе своё представительство. Мне кажется, удачная придумка, чтобы развивать туризм.
Блошиный рынок панк
Одна из не особенно старых, но архитектурно интереснейших церквей Тулы – Флора и Лавра на улице Мосина.
Вроде простое название, а до чего сложно выговаривается! Попробуйте несколько раз быстро произнести «Флора и Лавра». Какое-то совершенно неуместное для русского языка, раздражающее сочетание звуков. Не зря «Флор» в народе трансформировалось во «Фрол», и последнее стало отдельным распространённым именем. Помните, у Леонида Филатова: «Ну-ко станьте предо мною, Тит Кузьмич и Фрол Фомич»? Ладно, опять отвлёкся на филологию, а речь про архитектуру.
Церковь стоит на улице Мосина, и со стороны Советской, откуда мы подошли, входа нет. И тротуара нет, чтобы дальше пройти: церковники забор вплотную к проезжей части поставили. По другой стороне улицы пройти можно, но перехода нет, а движение по Мосина интенсивное. В общем, погуляли мы основательно, прежде чем найти дырочку и просочиться на территорию. Дырочка нормальная оказалась, впрочем – с монументальными воротами. Близ угла Коминтерна и Советской.
Начиналась церковь при строительстве как барочная, но поскольку строили очень долго, на неё налипло немного классицизма в виде двух портиков с кривыми (sic!) колоннами. Но это не самое интересное. Самое – это как решён внутренний объём основного храма. Внутри никаких колонн и подпорок нет, и огромный квадратный барабан, который тянет назвать даже не барабаном, а верхним четвериком, опирается только на… Я даже не знаю, как это назвать. Скажем, сильно незавершённый свод. Внутри это выглядит совершенно поразительно. Но не из-за выдающейся красоты (чего нет, того нет), а «чёрт возьми, как это возможно?!»
Снял бы, но незатейливо места не хватило, чтобы в кадре уместить. Вверх-то высота изрядная, а вообще там тесненько.
Объявление ещё занятное на входе висит.
Снимал на телефон
Странно, что про маски ничего не написано.
Обратили внимание, как хмуренько на небе-то стало? Дождик пошёл, и даже не очень слабый. Зонты у нас с собой, разумеется, были. Но снимать с зонтом дико неудобно. С новой камерой в особенности: она побольше, одной рукой управляться несподручно (особенно когда выдержку большую надо делать по условиям освещённости). А зажавши зонтик – он всё время норовит съехать, особенно на ветру. Представляете, как всё сложно? :)
В общем, каплю я опять поймал, и несколько снимков ушло в корзину. Ничего особенно ценного, впрочем. Какие уж тут ценные снимки, когда вокруг всё серо?
И тут Дмитрий, у которого утренние события, к счастью, не оставили неприятного осадочка, предложил гениальное – взять машину в каршеринге. На машине можно перемещаться по городу даже в дождь в сравнительно комфортных условиях. Переместиться нам пора уже было в сторону обеда, но по дороге заехали взглянуть на макет центра города образца 1913 года.
Это просто броской ерунды наставили, чтобы отвлечь
наше внимание от макета. Но мы, конечно, не поддались
Это сестра и зять, а Ольга весь день успешно избегала попадания в кадр. В конце концов всё же потеряла бдительность, но это было после литра красного. На всех, конечно, не на одно лицо.
К макету мы с вами ещё вернёмся, а пока что обед. Бюджетные заведения по воскресеньям, как правило, закрыты, но парочку работающих я в Туле нашёл. «Щи-борщи» – кондовая столовка, даже не особенно дешёвая. Но это центр города, так что грех жаловаться. Туалет, по крайней мере, тёплый и чистый. Там, к слову сказать, опять обнаружился прелюбопытный документ. Не побоюсь даже сказать пафосно: документальное свидетельство эпохи.
Всё-таки возраст сказывается, и память уже не та: за один раз запомнить процедуру мне оказалось слабо́. А долго туалет занимать нехорошо: не я один хотел приобщиться. Пришлось заснять. Кстати, предписанных инструкцией одноразовых полотенец там и не было.
С чистыми руками и относительно наполненными желудками – вперёд под знаменем по проспекту Ленина к победе коммунизма новым достопримечательностям!
Почтенное такое учреждение культуры. Ещё в 1777 году был дан первый спектакль. В европейской столице Риге, например, первый постоянно действующий театр (немецкий, разумеется) появился лишь спустя 5 лет, в 1782-м.
Музейная программа у нас на сегодня запланирована была, но позже.
Из архива так себе достопримечательность. Но какова самопрезентация!
Чуть в стороне от проспекта во дворе обычного на вид дома №52 прячется католический храм.
Католический приход есть здесь и сегодня. Внутрь мы не попали, но там смотреть нечего. Сделанный заново в 2000-х интерьер непримечателен и о неоготике не напоминает. А пирамидальные маковки в самом деле косо стоят; это не мой косяк.
Тут нас опять здорово выручил каршеринг. С ним Дима хорошо придумал. И сухо, и до следующей достопримечательности топать было далековато. Она хоть и на главном проспекте, но уже на периферии города. Когда мои спутники её увидели, они чуть не в один голос заключили: «Винзавод!»
Конечно, они имели в виду московский «Центр современного искусства Винзавод». Сказал бы, что в Туле труба пониже, но труба-то как раз вполне ничего. И это в самом деле почти винный завод в прошлом. Если точно, ликёро-водочный.
Мачты освещения на заднем плане видите? Там футбольный стадион. И как раз шла игра, в которой середнячок Премьер-лиги местный «Арсенал» одерживал верх над «Уралом». То-то в округе полицейских автобусов полно было. Мы и выход довольных болельщиков со стадиона застали. Всё было мирно и трезво.
В отличие от Москвы, современного искусства тут почти нет. В основном магазины, общепит, фитнес и всякие хипстерские продвинутые заведения. Одних кофеен штук 5.
Есть и общечеловеческие бытополезные предприятия.
Кофе-то попить мы, понятно, и в центре могли. Главное, ради стоило переться в такую даль – скульптура (или арт-объект) «Укрощение блохи».
Левша-то лесковский – он ведь тоже туляк. Но мастер тут выполнен плоско и схематично, а вот блоха – порождение очень буйной фантазии.
Ну, укротил, и слава богу.
Торжество
Как перейти от апокалиптической блохи к парикмахерской, владелец которой склонен к чёрному юмору? Это сложно.
Поэтому мы и не пошли, а опять сели на машину и поехали.
Не чёрный, скажете? Разве что слегка серенький? Не стану спорить. Мы вообще не в парикмахерскую хотели, а на центральную площадь города.
Если про проспект Ленина известно, что прежде он назывался Киевской улицей, то старого названия площади не найти. Потому что не было тут никакой площади, пока в начале 80-х к югу от кремля не снесли 3 квартала старой застройки. Тут-то нам и понадобится уже виденный макет города образца 1913 года.
Успенский собор в кремле почему-то изображён без колокольни (а она в 1913 году была), и это мешает сопоставить макет с картинкой площади. Но сам златоглавый Успенский собор видно хорошо. Здание с портиком возде въездной башни Одоевских ворот кремля – это бывший дом губернатора. Ныне – музей самоваров. Жёлтая с зелёной кровлей Преображенская церковь сохранилась в основном потому что она и на церковь-то после перестройки похожа не была. На макете её видно за «ещё одним Успенским собором». Сориентировались, где место площади на макете?
За памятником Ленину (левее кадра) прячется здание администрации Тульской области. Бывший Дом советов, а в обиходе с 90-х – Белый дом.
Он строился вместе с площадью как единый комплекс. Широкая площадь для первомайских демонстраций, Ленин с площадкой для трибуны – всё как в лучших домах областях. Кстати, в Туле областная и городская власть помещаются в одном здании. Поэтому на здании 3 флага: государственный, областной и городской. Последние два, впрочем, отличаются только наличием на городском изображения медали «Золотая звезда». Что напоминает нам о том, что Тула – город-герой (с 1976 года).
А что касается другого Успенского собора… Два одноимённых собора одной конфессии в 200 метрах доруг от друга – это даже интересно. Совсем по советской классике получается.
– (смущённо помявшись) Выходит, два…
– И оба Успенские?
– (после паузы, но с радостной решительностью) Оба.
Строился он как главный храм существовавшего на этом месте Успенского женского монастыря. Отсюда посвящение главного престола. Кафедральным стал после возвращения церкви в 2006 году. А кремлёвский собор – он памятник федерального значения и перманентно реставрируется не первый десяток лет. Ну какой из него теперь кафедральный?
Второй кафедральный собор в Туле всё же есть. Очень эффектно смотрится… но только в солнечную погоду, как я понял. Так-то на машине вполне можно было заскочить, но смысла в том было мало.
Ладно, заходим уже.
Опять открыт только низ. Лестница, ведущая к верхнему храму, завешена цепью.
Выходим – уже и стемнело почти. Но до праздничного ужина времени ещё полно, и завершать культурную программу мы отправились в Краеведческий музей неподалёку. Краеведческие музеи – это такой ностальгический советский жанр, где под одной крышей может быть собрано всё: история, этнография, флора, фауна и прочая геология с минералогией. Даже, бывает, какие-нибудь творения местных живописцев или резчиков по рисовым зёрнышкам.
Лось. Просто лось
Пряничные доски XIX – начала XX веков. Валик для формовки
тянучек. Клейма самоварных фабрик
Больше всего я запал на ручную сирену из зала, посвящённого Великой отечественной. В фильмах про войну наверняка все слышали её звук, которым подавалась тревога. На наличие рядом работающей розетки полагаться было нельзя, так что работала эта штука сугубо от вращения рукоятки. Руки ну о-очень чесались покрутить и попробовать. Интересно же, как такая громкость достигается весьма компактной машинкой. Но музей есть музей, и любопытство пришлось отложить до Википедии. Газодинамическим излучателем этот принцип работы называется. В статье есть фото похожей музейной сирены, так там рукоятка цепью заблокирована. Видимо, зуд в руках – вполне естественная реакция при встрече с такой штукой :).
После музея (он не особенно велик) уже можно и на ужин. Заведение «МаМа МиА» выбиралось не из итальянофильских соображений (кухня тут без выраженной специализации), а по отзывам и ценнику. В Туле этих кафе несколько, удобнее всего было самое центральное на Советской. Но оно и самое популярное поэтому. Даже в очереди из нескольких человек подождать пришлось. Это в ковидную эпоху, на минуточку. Может, из опасений, что скоро всё позакрывают, и побежал народ по кабакам, пока можно.
Кухня хорошая, а «их собственным вином» я остался не особенно доволен. Лучше бы бутылку взяли. Скидку именинникам не дают, но для таких случаев предусмотрено поздравление…
… и сладкий комплимент.
На этой приятной ноте наше знакомство с Тулой, по большому счёту, и завершилось. Потому что оставалось только доехать до вокзала, а на нём мы уже были.
Что ж, надеюсь, это последний рассказ в данном цикле, и в следующий раз я смогу поведать о том, как я или мы ездили куда-то, не проверяя перед выездом наличие с собой маски.
Будьте очень здоровы!
< Быково