Забастовка
Отделался я, вроде бы, сравнительно легко. Ведь гарантированных региональных поездов по воскресеньям нет. Шанс увидеть благословение скакунов в приходских церквях (довольно необычное должно быть зрелище) я профукал, добравшись до вокзала не особенно рано. Ближайший неотменённый поезд стоял на 12:31. Что, впрочем, отнюдь не значило, что он пойдёт. Тут уж что поделаешь? Автобусной альтернативы нет; я проверял. Пошёл пока гулять по городу.
Рынок сегодня занял и соседнюю большую площадь Гарибальди (которая с галереями по периметру). Там в основном были вещи, а продуктов немного. В южной галерее, например, тусили меломаны с дисками вплоть до весьма старого винила. А на самой площади чуть в стороне от настоящих итальянских сумок бренда Made in China я нашёл палатку со скромными итальянскими булочками.
Видимо, такая штука нужна, чтобы сделать бутерброд с колбасиной (с ногу слона толщиной), что я когда-то видел на рынке во Флоренции. Хозяйка, кстати, любезно позволила мне сделать фото.
Алессандрия, между прочим, родина знаменитой шляпы «борсалино». Точнее, Borsalino называется находящаяся тут фабрика. Её имя перешло на одну из моделей, которую прославили голливудские гангстерские фильмы.
В перспективе замаячила колокольня собора, который я в прошлом году видел только снаружи. Нынче же было открыто.
Очень симпатичный собор, хоть и неприлично новый. Я бы тут побольше порезвился, но народ уже собрался на мессу; было как-то неудобно. Только я вышел, зазвонили колокола: полдень. Колокола здесь очень громкие; наверное, на полгорода слышно. Полчаса до поезда, однако.
Пока что мне везло. Одновременно с «моим» отправляющийся в Геную поезд отменили, а в сторону Асти объявили посадку. Отправление пока что задерживается на 10 минут (мне из окна вагона было табло на платформе видно). Вот так сидишь в поезде и понятия не имеешь, поедешь или нет. В итоге отправились с 27-минутным опозданием. Теперь бы доехать… хотя бы за час (по расписанию тут 21 минута).
Ничего, доехали. Возле вокзала Асти по-воскресному тихо. И не подумаешь, что в городе большой праздник. Понятно, все в центре, ждут начала corteo storico – шествия в как бы исторических костюмах. Рассчитывать занять хорошее место для наблюдения и съёмки уже не приходилось; поздновато. Хорошо хоть догадался сразу пойти в сторону собора, к началу маршрута процессии. Ближе к центру народу было ещё гуще. Тут я хотя бы у самого ограждения смог встать; просто в неудобной точке, где меня постоянно перекрывали.
Процессия отчего-то сильно застряла прямо перед нами, прежде чем свернуть на Корсо Альфьери. Лошадки времени не теряли и обильно удобрили мостовую. Характерное амбре потом всю дорогу стояло. Следующие участники (а больше участницы) своими длиннющими подолами это дело ещё подрастёрли. Ну, и наступил кое-кто, конечно. Наверное, в Средние века народ вообще не парился по поводу контакта с навозом: лошадок-то тогда ещё больше было.
Собственно, комментировать тут особенно нечего. Просто смотрите.
Вчерашнюю ошибку я учёл и выдержку ставил маленькую. Но очень уж шустро они флагами шуруют.
Есть правило, запрещающее одному рионе выставлять на шествие больше 8 ездовых животных. С учётом вышесказанного оно кажется вполне разумным. Большинство рионе обходится 1-2 конями: капитан, как ни крути, должен быть верхом. Иначе несолидно.
Эта синьора своим непоколебимым достоинством и длинным вымпелом напомнила шествие эльфов из кинотрилогии «Властелин Колец». Тут вообще хватает типажей, что хоть сейчас на съёмочную площадку.
Флагометание делается по отработанной процедуре. В определённый момент лидер группы останавливается и поднимает вверх руку: приготовились.
Флаг поворачивается древком вверх (иначе он плохо полетит) и подбрасывается.
Падая, флаг в полном соответствии с законами физики переворачивается древком вниз. Есть у меня подозрение, что древки сами по себе лёгкие (на вид – пластиковые трубки), но с утяжелённым нижним концом. Чтобы лучше выравнивались. Остаётся только поймать флаг. Не такая уж хитрая премудрость, в самом деле.
Каждый рионе показывает свою историческую «специализацию». Как выше солидные дядьки с бухгалтерскими книгами шли. Борго Танаро, очевидно, занимался рыболовством. Что неудивительно, поскольку Танаро – это здешняя река.
У других история несколько… неоднозначная.
Не разобрал, что хотел сообщить миру этот чем-то напоминающий А. Венедиктова дяденька. Но делал он это очень убедительно. И то сказать, участники шествия годами, если не десятилетиями, отрабатывают определённые образы, так что достигают в этом определённых высот. Иногда участники прямо на ходу даже небольшие сценки разыгрывают.
Завершает шествие влекомая шестериком быков платформа с городским начальством.
Заканчивается парад на площади Сан-Секондо (не продолжается до площади Альфьери, как вчера).
Согласен, навозная тема как-то сильно выпирает в сегодняшнем репортаже. Но всё и в самом деле выглядит так, будто животных специально под это дело хорошенько накормили. Может, чтобы они меньше стрессовали в такой обстановке.
Кстати, скотина-то сытая, а я с завтрака уже проголодался. Народу во всех местах, где можно что-то съесть, дичайшее количество, разумеется. Но всё же я бокальчик с куском не самой свежей и не самой вкусной в моей жизни пиццы урвал. В забегаловке «3 Бокала».
Желудочного удовлетворения мне это не принесло, так что я потом ещё слопал отменнейшую пьядину (не зафиксировал где это было, а жаль) – так, что вечером и ужинать не пошёл. Вообще, пьядина (традиционная романьольская лепёшка из пресного теста, в которую заворачивается начинка) – пожалуй, лучший исконно итальянский фаст-фуд.
Место себе я при покупке билета выбрал удачно. Одну прямую трассы видно вообще отлично, вторую немного. А поворот, возле которого я сидел, оказался в некотором смысле самым «зрелищным». Старт и финиш не видно, ну да и бог с ними. Это ведь самые дешёвые места. Экран есть, в конце концов.
В партер в центре площади пускали бесплатно, но там было живьём хоть что-то видно только тем, кто стоял по краям, да и то неважно из-за деревьев.
Первый заезд – три фальстарта. На четвёртый раз их просто не стали останавливать: уж как стартовали, так и стартовали. На первом же круге одна лошадь не вписалась в крутой поворот, у которого я сидел, и врезалась в пластиковое ограждение. Всадник слетел (и ушёл потом своим ходом), а лошадь… побежала обратно. Скорее всего, она просто не способна остановиться, пока сколько-то не пробежит. Встретила остальных, развернулась и побежала со всеми. Вроде, у них инстинкт такой – табуном бежать.
Так до финиша и доскакала, между прочим. Даже не последней, вроде. В палио занятые места определяются по финишу лошади, и неважно, был ли на ней всадник. «Порожней» лошади бежать, конечно, легче, но ведь она не дура быстрее всех бежать, если её никто не подгоняет.
Дальше обходилось без фальстартов, но уговаривал их комментатор всякий раз подолгу.
В третьем заезде пострадали сразу трое, причём тоже прямо передо мной. Удачно выбрал местечко, ничего не скажешь.
Одного всадника с площади унесли на носилках и, кажется, без сознания. Под аплодисменты зрителей, что интересно. Надеюсь, всё закончилось для него хорошо. Вот оно какое, палио-то, оказывается. Мимимишный детский парад – только обёртка, а само зрелище вообще не детское. Понятно, что с сёдлами травматизма было бы куда меньше, но ведь традиция. На такой короткой и не особо хорошо просматриваемой трассе без риска было бы не так интересно зрителям. Однако… так ведь и убиться можно. Наездники без преувеличения головой крупно рискуют. Слетишь, пробежится по тебе слегка ополоумевшая от гонки кобылка – и поминай как звали.
То-то я на вокзале вчера видел листовку на тему «Нет средневековой жестокости и всё такое». Там, правда, права животных защищали. Вроде как, если жокеи желают поломать себе что-нибудь, на то их право и осознанный выбор. А лошади не подписывались бегать в таких экстремальных условиях. На сопровождающем фото коняшка лежала (видимо, что-то сломала или просто сильно устала) на дорожке, явно напоминающей ипподром Пьяцца Альфьери. И нынче после гонки было видно, что у одной лошадки нога вся в крови. Видимо, поранилась о разбитое ограждение.
Понятно, почему вчера в пробных заездах никто особо не рвался соревноваться по-серьезному. Кому нужны происшествия ещё до того, как что-то важное начнётся?
Перед финальным заездом в программе стояло какое-то флаг-шоу, но видно его было только половине главной трибуны и, возможно, ещё одной угловой. Тут сама площадь такая; чтобы что-то было видно всем, никак не придумаешь.
В финале троих снесло в первом же повороте. Они даже до меня не доехали.
Вроде, неплохо получилось, только кадровка, понятно, «не айс». Просто там ниже в кадре чья-то голова нарисовалась в самый неподходящий момент. Понятно, что все переживают, на эмоциях, и вскакивают с мест непроизвольно. Даже если ни за кого не болеешь, весь этот накал эмоций заражает. Я это почувствовал. Но всё же настоящего болельщицкого чувства (как на биатлоне) нет. Остаётся некоторое ощущение неполноценности шоу. Лично для меня, разумеется.
Но я это увидел воочию, и причин жалеть о том у меня нет.
Вообще, гибель лошадей (к счастью, не людей) – явление на обоих палио отнюдь не редкое. Просто обычно они гибнут не так драматично, как в 2013-м: у всех на виду после агонии прямо на площади. А умирают или усыпляются позже в ветеринарной клинике. Тем не менее, по состоянию на 2019 год палио всё ещё проводятся, и их сторонники отбиваются от зоозащитников тем, что это важная для местного самосознания традиция. Не только это кажется весьма спорным аргументом, но и непонятно, как наездники при таких масштабах потерь готовы рисковать (помимо собственной шеи) своими во всех смыслах дорогими скакунами. Ведь только в Сиене потеряно 48(!) лошадей с 1970 по 2018 годы, в Асти – минимум 14 за примерно тот же период. Надо сказать, что с 1990-х количество происшествий снижается, но в том же Асти как минимум был ещё случай в 2015-м. Определённо, знай я всё это заранее, я иначе относился бы к этому зрелищу.
Соотечественников нынче в Асти едва ли единожды услышал. Странно: такой сабантуй, и никого.
Ждать окончания забастовки (она традиционно начинается и заканчивается в 21:00) мне даже не пришлось. Поезд опоздал всего-то на 10 минут да ещё постоял лишнего чуток. Шедший в другую сторону опаздывал уже на час. Сегодня мне везло. Всё-таки есть подозрение, что увеличенные (по сравнению с обычными) опоздания поездов во время забастовки – это вопрос принципа для железнодорожников, а не неизбежно возникающее обстоятельство. Должна же быть какая-то разница между забастовкой и незабастовкой.
< Асти | Алессандрия > |