О любви к различиям
Странно было бы не сходить ни разу на рынок, живя рядом с ним. И фруктов я давно не покупал, и местную (пьемонтскую) кухню надо как-то заценить, и стиральный порошок из дома взять забыл. А ведь вторая неделя уже заканчивается, пора стирать вещички.
Он тут такой тихий и безмятежный, потому что я его в воскресенье снимал, когда рынок не работает. А в субботу тут весьма многолюдно было. Украшение павильона – это написанное на разных языках «Любить различия» из газоразрядных трубок. Призыв тем более актуальный, что, напомню, дело происходит в мигрантском квартале. Кроме «моих» арабов, поблизости неплохо себя чувствуют негры и довольно многочисленные в северной Италии филиппинцы. Соотечественники, насколько я мог заметить, не склонны к образованию компактных землячеств. А в филиппинской диаспоре даже есть специальные люди, которые помогают недавно приехавшим адаптироваться (я имел возможность пообщаться, поскольку филиппинцы, как правило, неплохо говорят по-английски).
В темноте надписи очень симпатично светятся разными цветами. Языков тут по всему периметру не один десяток. Что приятно, русский попал на самое центральное место.
Сам рынок – это, конечно, пиршество и в прямом смысле, и в переносном. Глаза разбегаются. На салатном прилавке они ненадолго сбились в кучку где-то в районе лба, увидев надпись Insalata russa (русский салат). По идее, под таким названием должен был продаваться оливье (итальянская Википедия под названием Insalata russa описывает именно его), но было как-то не очень похоже. Точно не винегрет, во всяком случае.
Если уж говорить об аутентичности, то слово chalet определённо не исконно-итальянское. Но французскому влиянию в Пьемонте странно удивляться. Ещё сильное гастрономическое влияние оказывает итальянский юг. Я не про пиццу даже. Решил купить себе на ужин, чтобы никуда не ходить сегодня, что-нибудь популярное. Специально выяснил, чем лакомятся пьемонтцы. Итого в моём вечернем рационе оказались панцеротти (пирожки типа маленьких чебуреков с разной начинкой) и аранчини (жареные во фритюре колобки из риса с начинкой). Апулийского и сицилийского происхождения соответственно. Собственно туринских яств я так и не приобщился.
Кстати, знаменитые бисквитики савойярди (основа для тирамису) могут считаться местными, поскольку изобрели их при савойском дворе. Правда тогда столица была не в Турине, а в Шамбери. Но не будем придираться. Тирамису я тут всё равно не ел, так что про аборигенные печеньки ничего не скажу.
Про проспект Советского Союза я уже писал. А что жил я в двух шагах от проспекта Юлия Цезаря, ещё нет.
Тут сразу две примечательных вещи. Во-первых, шарльер с рекламой газеты La Stampa. Одна из популярнейших в Италии газет издаётся именно в Турине. В Италии, я так понимаю, вообще сильны позиции региональной прессы. Самая тиражная газета страны, Corriere della Sera, тоже не римская, а миланская. Но реклама на воздушном шаре тут не самоцель, а попутный гешефт. Вообще, на нём катают. Я, правда, тогда не знал, что практически у меня под окном такое творится. А то бы немаленькая цена этого удовольствия могла меня и не остановить.
Во вторых, совсем сзади едва виднеется бывшая станция Порта-Милано. Когда начинавшуюся на ней железную дорогу укоротили, станцию упразднили, и теперь здесь народный железнодорожный музей. Такие штуки я очень уважаю, но как-то не получилось в этот раз. Столько всего, столько всего…
Каюсь, пошёл смотреть то, за что было уже, что называется, уплочено. В национальный музей кино. То есть я даже больше рассчитывал подняться на купол Моле-Антонеллиана (музей занимает именно это здание). Но туда была очередь. Удобно сделано: страждущие стоят в огороженном барьерами коридорчике, а на табличках подписано, от какого места сколько стоять. Полтора часа мне показалось многовато. Может, завтра попробую, решил я, и… пошёл в музей.
Многого я от него не ожидал, но всё оказалось совсем не плохо. Это ведь не только кадры из популярных фильмов, постеры и шляпки итальянских актрис. Очень много технической информации о фотографии и киносъёмке.
Конечно, и значимые в истории кинематографа фильмы без внимания не оставлены. К примеру, в одном зальчике можно посмотреть на прибытие поезда. Не на люмьеровскую ленту, а на некоторое её 3D-переосмысление. Только там никаких специальных очков не нужно. Просто в конце экран стремительно уезжает в сторону, и «из кустов» на зрителя с грохотом выкатывается модель локомотива в натуральную величину с зажжёнными фарами. Только зря они там барьер поставили: слишком очевидно, что далеко он не поедет. Без барьера было бы эффектнее.
Другие знаковые, по мнению создателей музея, фильмы тоже не обижены. Просто многие из них мне не были знакомы. Чай, не в Италии вырос. Но всё равно интересно.
Скажем, подходишь к очередной инсталляции – сидит себе космонавт в корабле; видно, что летит куда-то. Ничего особенного, казалось бы. А потом ка-ак повернётся. Смотришь – нет, всё же что-то не то… с причёской :).
А в огромном холле стоят то ли кресла, то ли кушетки, на которых можно комфортно передохнуть и посмотреть кино. И понаблюдать за уплывающим вверх к куполу лифтом со «счастливцами», не пожалевшими полтора часа времени.
Иногда показ прерывается коротким светомузыкальным шоу. Меняется освещение купола и стен, открываются и закрываются окна. В целом, я неплохо провёл тут время. Каюсь, потом хотел схитрить. Подошёл к кассе, где продают билеты на лифт (мне платить-то всё равно не нужно было, но по карте без специально оформленного бесплатного билета не пускают). И меня послали… очень вежливо… в очередь.
У здания очень любопытная история. Сначала еврейская община заказала уже немолодому, но всё ещё очень амбициозному архитектору Алессандро Антонелли синагогу. Страна росла, не за горами было объединение Италии, и столице срочно требовалась новая красивая синагога. Антонелли как раз строил оригинальный и очень эффектный купол базилики в Новаре. Я его издалека видел, когда Новару проезжал по пути в Турин. 126 метров общая высота – приметная такая постройка. Рачительные евреи решили, что столько им не нужно, расточительность господь не одобрит. Но разошедшегося Антонелли было не остановить. И когда первоначальная смета была превышена уже в два с лишним раза, а здание всё равно ещё было далеко от завершения, еврейская община отказалась дальше платить за чуждую ей гигантоманию. Итоговая высота составила 167,5 метров, и до 2011 года Моле-Антонеллиана оставалась высочайшим зданием Италии. В Турине, я так понимаю, по сей день более высокие здания строить запрещено. Небоскрёб одной из крупнейших итальянских ФПГ Intesa Sanpaolo, построенный в 2013 году, ниже аж на целых 25 сантиметров.
Похоже, история рассудила, что Антонелли в своей неуёмности был прав: он создал самый узнаваемый ныне символ Турина.
Королевня
С отъездом в Венарию, ещё одну загородную резиденцию, я, нагулявшись с утра по городу, подзадержался. И сильно. Выбрался только ближе к 6 часам, когда уже заметно начало вечереть. Рынок ещё работал, и отоварившиеся «понаехавшие тут» активно заполняли идущие в сторону окраин автобусы. С культурой пользования транспортом в больших городах Италии всё же плоховато. Это я ещё в Риме отметил. Даже в Москве не толпятся так отчаянно у дверей, не желая отойти от неё даже на метр и мешая выходить и заходить. Представьте себе темнокожую матрону, способную по габаритам даже в одиночку весь выход перекрыть. А у неё ещё сумка здоровая и сы́ночка под боком… ненамного ей в обхвате уступит. Реально много толстых негритят. Они, видимо, в Африке столько еды отродясь не видели, а приехав, начинают… скажем там, проявлять неумеренность. Хотя в Турине у автобусов дверей вообще маловато для такого пассажиропотока.
Мне ехать было недалеко, только до станции Дора, конечной на линии SFM A. Это та самая дорога, которая когда-то шла практически до самого моего пристанища, а потом была чуток обрезана. По ней же, кстати, ходят поезда до туринского аэропорта «Казелле». До Венарии есть альтернатива в виде специального туристического автобуса, но он и ходит нечасто, и остановку его ещё поискать. А на поезде мне и рядом, и найти просто (scusi, dov’è la stazione* и всё такое).
Венария – это когда-то городок, а ныне район Турина. Добавка «реале» означает королевская. Как бы «царское село», в общем. И Венария вполне сохранила атмосферу маленького городка, даже оказавшись формально в черте Турина.
Монаршья резиденция в Венарии называется словом reggia. По смыслу это просто королевский дворец (re – король), а если попытаться это слово калькировать (точного аналога в русском нет), то получится что-то вроде «королевня». Дворец в Неаполе, который я видел, тоже называют reggia.
Комплекс здесь большой. Много корпусов, площади, изрядный регулярный парк и огромный пейзажный.
Это творение всё того же вездесущего Юварры. Он, кажется, в Турине вообще всё построил, кроме Моле-Антонелиана :).
Но я ничего тут толком не посмотрел, потому что всё уже закрывалось по причине позднего часа. Чего припёрся, спрашивается? А на фонтан посмотреть. По выходным тут дают представление. Чтобы долго не объяснять, я кусочек записал.
Продолжалось это сравнительно недолго. Я читал про полчаса, но нас выгнали из внутреннего двора с фонтаном явно быстрее. Похоже, из-за того, что тут собирался какой-то MTV-шный кипиш. Народ на площади перед реджой собирался явно не на фонтан посмотреть.
Последний специальный туристический автобус к моменту, когда фонтан окончательно заткнули, уже ушёл. Так что мне ничего не оставалось, как тихонько пойти обратно к станции, наблюдая за оживлённой жизнью центральной улицы Венарии, которая носит имя Андреа Менсы. (Кто это такой, итальянская Википедия не в курсе; а поди ж ты, главная улица.) Время как раз было ужинать, а туристов (и, возможно, приехавших в выходной из Турина слегка развеяться) тут немало.
Судя по календарю, 5 дней назад тут был престольный праздник, так что украшения с тех пор, видимо, висят.
Пьяцца-делла-Аннунциата. Да-с, пора ужинать
Памятник героям первой мировой
(совсем не страдальческий противу обыкновения)
Закрытая станция SFM стала неприятным сюрпризом. Рано тут поезда заканчивают ходить. Несмотря на то, что эта линия обслуживает аэропорт. Приятным сюрпризом стало то, что тут есть обычный городской автобус аж до самой площади Республики. «До дома», короче говоря. Тот самый маршрут, которым я до станции Дора ехал. Идёт он, конечно, долго по сравнению с поездом, но куда деваться.
Уже по пути к прачечной (Клаудия не смогла мне правильно подсказать, где тут есть такое заведение, но мир не без добрых людей) я понаблюдал, как площадь после рынка убирают. Сначала бульдозером и воздушными пушками сгребают всё в большую кучу. Куча получается действительно большая, потому что после того, как все торговцы свернутся, ходить по площади, не наступая на мусор практически на каждом шагу, невозможно. Похоже, днём мусор никто не собирает, и торговцы просто бросают после себя всё ненужное. В основном упаковку. Затем приезжает специальная мусорная машина с высокими бортами и загрузочной «лапой». Она этой лапой горстку мусора схватит, помнёт-помнёт, да и закинет в кузов. Потом площадь моют водой под давлением. Тоже специальная машина это делает. Вся уборка (а там уличной торговой площади пара гектаров) занимает всего около часа. Интересно – жуть :).
* простите, где находится станция? (ит.)
< Суперга | Турин > |