Поскольку карту Io viaggio закончилась ещё намедни утром (я брал на 3 дня), с утра пришлось купить билет на метро. С чемоданом топать до вокзала очень уж несподручно. Хотел расплатиться в билетном автомате картой, но транзакция никак не проходила. Наконец, какой-то синьор прокричал мне от лифта: «No bancomat!» Что по-итальянски означает всего лишь, что оплата картой невозможна. Что ж, такое бывает, причём не только в Италии.
Кстати об итальянском. В Бреше тоже шипят. Но не вместо «ч», как в Тоскане, а вместо «с». Si (да) звучит как «ши». Поначалу забавляет, когда слышишь в ответ «ши-ши-ши».
Три часа на «фреччабьянке», и я в Турине. По сравнению с провинциальной Брешей – мегаполис. 900 тысяч населения.
Очень хотел пожить в настоящем старинном палаццо, хотя за это пришлось бы заплатить немного дороже, чем я привык. Увидев на сайте это вариант, я, что называется, влюбился с первого взгляда. Но увы, единственный сингл на мои даты был занят. А на дабл, даже с предложенной мне хозяйкой скидкой в 25%, жаба не соглашалась уже категорически. Пришлось поискать ещё. И я нашёл. Не так чтобы совсем палаццо, но тоже в центре, хоть и в мигрантском квартале. И сравнительно недорого. Особенно со скидкой, которую даёт карта bbcard.it. Я подсуетился заказать её заранее, причём карту прислали в Москву бесплатно, хотя на ней написано, что она стоит 25 евро. Так что всем, кто охоч до скидок в итальянских B&B, настоятельно рекомендую. Я даже позволил себе шикануть и взять комнату побольше, с отдельным входом.
Называется эта «бибишка» Casablanca, и неспроста. Хозяин, Эмануэле, зело увлечён культурой Магриба, особенно перенесённой на итальянскую землю. Даже несколько книг про марокканскую диаспору написал. Гости могут их приобрести, они прямо в комнате лежат. Я про книги, разумеется, не про марокканцев :). Не бестселлеры, конечно. И мне даже не пришлось объяснять Эмануэле, что я бы с удовольствием, но по-итальянски совсем не читаю. Поскольку он как раз в очередной уехал в Африку. Везёт мне на такие истории. Клаудия, на попечение которой меня Эмануэле оставил, обеспечивала меня завтраком, и это было, пожалуй, единственное, что мне в «Касабланке» категорически не понравилось. Сухарики из большой банки, которыми она меня потчевала вместо хлеба, наверное, считаются в Турине деликатесом, но меня они совсем не радовали. А так Клаудия – отличная тётка.
С днём рождения, евро!
Метро туринское по устройству туннелей и станций подозрительно похоже на брешианское. Оно и немудрено: примерно в одно время строили. Конкретно здесь – к туринской олимпиаде. В 2006 году она случилась, если кто не помнит. Но поезд, в отличие от Брешии, поделен на вагоны, переходы между которыми закрыты. И вагоны очень узкие. Уже московских, которые и сами не образец просторности; примерно как мелкие берлинские. На станциях турникеты. Я-то туристический пакет заранее купил со скидками в музеи и с проездом по городу. Так что в плане транспорта мог «ни в чём себе не отказывать». Это было важно, потому что центр центром, но в Турине множество интереснейших объектов находится на окраинах и в пригородах.
К примеру, дворцы сардинско-пьемонтских королей. Во Всемирное наследие ЮНЕСКО они записаны всей кучей. Так соответствующий объект и называется: Дворцы Савойского дома в городе Турине и его окрестностях. Их так много, да ещё в разных местах Пьемонта, что все посетить за один раз даже озадачиваться не стоит. Городские дворцы я оставил на потом, а сейчас поехал в один из загородных – Ступиниджи.
Но это только сказать легко: мол, поехал в Ступиниджи. Сначала до метро, потом на метро, потом от метро пешком до железнодорожной станции, и там уже можно сесть на автобус до Ступиниджи. Можно и чуть проще (вместо метро проехать по железке), но я по пути хотел посмотреть ещё на одну вещь.
У метро «Линготто» (южная конечная станция единственной линии) находится огромный (600 метров в длину) одноимённый коммерческий центр.
Шоппинг меня пока что не интересовал, но торговый центр на окраине – это хороший шанс недорого перекусить. Фудкорт и правда не подкачал. Заодно я приобщился к высокому. Ознакомился с выставкой карикатур, посвящённой 10-летию единой европейской валюты.
Девиз этой выставки звучит довольно едко: «От единой монеты к единственной». Тональность работ соответствующая. Не очень восторженно карикатуристы изобразили европейскую монетарную интеграцию.
Прямо от коммерческого центра начинается мост, перекинутый через железную дорогу. Он держится на вантах, которые крепятся не к мачте, как это чаще всего бывает у подобных сооружений, а к стальной арке. Называется всё это Олимпийской аркой, ибо построено тоже к Олимпиаде.
Ради этого мостика я и выбрал несколько замысловатый маршрут вместо того, чтобы немного прокатиться на поезде. Точнее, на аналоге S-Bahn’а, который в Турине называется SFM (Servizio Ferroviario Metropolitano).
Сдаётся мне, что коммерческий центр (длинное здание) – результат редевелопмента. Совсем не привлекательно выглядит снаружи. НИИ какой-то или «почтовый ящик», я бы сказал.
Добавлено позже. Сборочный цех «Фиата», как оказалось.
Автобус в Ступиниджи от железнодорожной станции Линготто (от метро до неё даже самым коротким путём под полтора километра) ходит по улице с ласкающим слух названием Корсо Унионе-Совьетика. Да-да, проспект Советского Союза. Это ведь Италия, тут коммунисты в своё время и не такое могли пролоббировать. Уже и Советского Союза давно нет, а проспект переименовывать никто не озадачился. Италия…
Ступиниджи когда-то был загородной охотничьей резиденцией. Нынче это ближний пригород, меньше 2 километров от объездной дороги, по которой проходит городская черта Турина. На подъезде как будто специально сохранён антураж первой половины прошлого века.
Название праздника, которому посвящена церковь, звучит как-то незнакомо. В самом деле, в православии это событие (встреча Марии со своей кузиной, по совместительству матерью Иоанна Крестителя, на пятый день после Благовещения) широко не отмечается.
Дворец здешний по-итальянски называется не palazzo, а как-то более скромно: palazzina. Вроде как, дворец, только маленький, несерьёзный. Дворечик.
На самом деле со скромностью это сооружение имеет мало общего. Здание очень причудливое в плане. Видимые на фото выше ближние (по бокам) и дальнее (в центре) постройки – это всё единое целое. Если его в линию вытянуть, там всё те же 600 метров наберутся.
Нормальный свет для съёмки экстерьера дворца бывает только утром. Я приехал ближе к вечеру, так что фото получились плоховато. В таких случаях иногда выручает съёмка со стороны парка, но он как назло закрыт. То есть совсем закрыт, а не только специально к моему приходу. Да и дворец-то ещё не весь открыт. Музей здесь – сравнительно недавняя затея, и работы ещё ведутся. Восстановили богатые настенные и потолочные росписи, но всё же пока смотреть не особо есть на что. На дверные петли можно, пожалуй. Нижние отстоят от косяка дальше верхних, поэтому дверь поворачивается не по вертикальной оси, а по наклонной. Благодаря чему она, будучи открытой, сама закрывается. Это примерно по тому же принципу, что ставят холодильник с небольшим наклоном назад, чтобы дверца сама закрывалась. То ли короли не любили открытые двери, то ли от сквозняков так спасались. А в музее дверям положено быть открытыми, так что их специально приходится фиксировать в открытом положении, где нет возможности открыть на тупой угол (тогда дверь стремится уже к открытому энергетически выгодному положению).
Всё равно невозможно понять, за что берут 12 евро. Я, правда, не платил, поскольку посещение всех дворцов входило в мой пакет. А то бы возмущению жабы не было предела. Фотографировать формально запрещено, но смотрители и не думают препятствовать тем, кто пользуется камерами. Только что помочь запечатлеться не предлагают. Я снимать и не собирался, поскольку ничего особо интересного в помещении у меня всё равно не получается.
Герцог королю – друг, товарищ и… как ни странно, брат
Обратно от Линготто я поехал на поезде. До станции «Порта-Суза». Это большой транспортный узел, где даже дальние поезда останавливаются. Как пересадка «Порта-Суза» для многих удобнее, чем тупиковый главный вокзал «Порта-Нуова». Тут и метро есть, и большинство маршрутов SFM тут проходит.
Да и трамвай недалеко проходит. По «трамвайности» Турин в Италии уступает только Милану. Вообще, мне организация общественного транспорта в Турине очень понравилась. Электронных табло тут, правда, нет. Зато практически на каждой остановке висит подробная карта городских маршрутов, а для каждого проходящего маршрута прописаны все его остановки.
Внизу на этом щите стоит номер остановки. По нему с помощью мобильного приложения можно узнать, что тебя в ближайшем будущем ожидает. Не всё-всё, конечно, а только в плане городского транспорта :). Итальянское расписание – вещь спорной полезности, а тут вроде как ситуация в реальном времени. Правда, нужно иметь телефон с доступом в интернет, что у иностранных туристов бывает далеко не всегда.
А ещё в Турине есть два маршрута электрических автобусов.
Как видите, это уже сугубый автобус, без видимой возможности подзаряжаться от контактной сети (как в Вене). Курящий на остановке водитель экологически чистого транспорта… в этом есть что-то несообразное, пожалуй. Хотя одна сигарета наверняка выделяет в атмосферу меньше вредных веществ, чем один традиционный автобус. Было бы интересно опробовать такой вид транспорта, но нынче нам было совсем не по пути.
А шёл я в сторону Пьяцца Сольферино. Начитался про то, какой там необыкновенный фонтан, и шёл. Но прежде фонтана узрел памятник.
Усы на месте, но какие-то мелковатые. И для Виктора Эммануила лицо слишком вытянутое. Да и место для него неподобающее, недостаточно центральное. Это ведь всё-таки Турин, королевская столица; не какая-нибудь Болонья, где короля-объединителя могут на задворки засунуть. А всё просто: это не Виктор Эммануил, а его родной брат Фердинанд, герцог Генуи. Он умер в возрасте 32 лет, не успев даже толком усы отрастить.
Памятник, установленный братом-королём в 1877 году, изображает эпизод битвы под Новарой (с австрийцами, скорее всего), где под Фердинандом была убита лошадь.
А фонтан оказался… Фонтан как фонтан. Симпатичный, но ничего особенного.
Но тут ещё свет для съёмки явно неудачный. В это время хорошо снималось как раз то, что напротив.
Видимо, не один я такого мнения о свете придерживался, поскольку рядом нашёлся «коллега», снимавший примерно то же место. С куда более основательным подходом к делу. Я-то таскать с собой треногу всё ещё не готов. А хотя… посмотрим :).
Тут же кстати подвернулся и Brek. Это такая итальянская сетевая едальня самообслуживания, если кто забыл. Но они очень разные и по качеству еды, и по нюансам обслуживания. Туринский Brek на Пьяцца Сольферино оказался пока что лучшим из опробованных мной. Вкусно и уютно. Не сказать, что дёшево, правда. Но эта франшиза никогда и не была (на моей короткой исторической памяти) воплощением бюджетности.
< Брешиа | Суперга > |