Опатия – курортный городок к западу от Риеки (минут 25 езды от гнезда пригородных автобусов, Елачичевой площади). А ещё это – ресторация в центре Мюнхена, которая нас не очень порадовала в 2016 году. Тогда-то я это название и запомнил, хотя ещё не знал, что оно означает. Однако не воспоминание о плескавице и чевапчичах побудило меня предпринять эту вылазку, а агентурные сведения о том, что местечко популярное. А значит, наверняка живописное. Проверил – да, так и есть. Надо ехать. Погода солнечных ванн не предвещала, но это уже становилось привычным. Подмоченный у меня нынче отпуск выходит.
Географически это уже Истрия (как полуостров), но административно Опатия относится к жупании (так в Хорватии провинции называются) с центром в Риеке. Что логично: при портовом городе до́лжно быть курорту (к солнечному Магадану это не относится, он самодостаточен :)).
Начал я не с морских красот, а с архитектурных. Они недалеко от автостанции как раз.
Благовещенская церковь (1906-1928)
Эта мозаика в люнете над входом называется «Морская звезда». Шутники
Построить могли бы и быстрее, но вмешались исторические обстоятельства. Проект венского архитетора Карла Зейдля финансировали любящие отдыхать на Адриатике вслед за императором Францем Иосифом австрийские аристократы. И после первой мировой церковь в ставшей чужой Опатии была для них немного неактуальна.
Неороманского в облике «црквы Навештэнья» много, хотя вполне стилистически выдержанной её не назовёшь. И она прекрасна.
Витражи выполнены ещё до войны инсбрукскими мастерами. По тому, что я вижу в европейских церквях (включая православные), складывается впечатление, что везде кроме Австрии витражи уже давно делать разучились.
Хорошо видно эту церковь и с морской набережной (так и задумывалось, разумеется).
Первая линия здесь – сплошь отели не без претензии. Построены в основном во время курортного бума в конце XIX века, но и нынче не пустуют. На набережной речь слышна в основном английская и немецкая. Нет, не так. Немецкая и изредка английская. Впрочем, Чехов ещё в 1897 году жаловался в письме Шехтелю, что в Опатии идёт дождь и полно народу. Ничего нового, получается :).
Хотя нет. Менячниц на каждом шагу (курс похуже, чем в Риеке) во времена Антона Павловича наверняка не было. Как и аллеи звёзд на набережной.
Звёзды доморощенные (хорватские).
«Ногометаш» – это футболист. Для хорватского ещё больше, чем для сербского, характерны славянизмы там, где в русском заимствования. Причём некоторые из них – неологизмы. Так что даже аллеей звёзд можно зачитаться. Отмечены тут люди из искусства, науки и спорта. Есть, например, «глазбеник». Думаете, это светило офтальмологии? А вот нет, музыкант. Я так понимаю, от славянского корня «глас».
Кстати, и памятник Чехову в Опатии есть. Мне на глаза он не попался, а специально я не искал.
Записной достопримечательностью Опатии (и тем, ради чего сюда действительно стоит приехать) является 12-километровый морской променад. Он же Лунгомаре (морская набережная по-итальянски), он же…
… ладно, шеталище так шеталище. Причём аустро-угарского ца́ра. А раз цар тут шетался, то и нам не зазорно.
Статуя слева – один из символов Опатии и популярный объект фотосъёмки. Но повёрнута она так, что ракурсы с набережной не самые козырные. С пирса (на снимке) пробовал – далековато даже с дальнобойником.
Забавно, что скульптор, создавший этот символ Опатии, тоже Цар (как и Франц Иосиф I). Звонко Цар, очень известный в Хорватии деятель изобразительных искусств.
Поначалу по самой набережной идти не очень получается, потому что много интересного рядом с ней, возле променада. Отвлекает.
Снимать как бы нельзя, но поскольку внутри никто делом не занимался (да и вообще никого не было), я запрет без зазрения совести проигнорировал. А ведь когда-то начинал с того, что вообще стеснялся снимать в церквях. Или просто не умел. Интерьер почти весь новый (совсем), но скамьи и хоры с органом над входом намекают на XIX век. Старина, получается, сохранилась только в экстерьере.
Затем променад-шеталище-лунгомаре пересекает небольшой парк Вилла-Анджолина. Приятное зелёное место для погулять, но ничего особенного. Рукотворные сооружения в ней меня вообще не впечатлили.
Тем временем выглянуло солнышко, запели птички… Наступила лепота.
Мужик на носу целится в меня телефоном, но я у него явно получился ещё хуже, чем он у меня. Дальше я двигался уже не отходя от берега по променаду, украшенному характерными фонарями эпохи модерна.
Ещё одно важное украшение променада – фонтанчики. Один решил всё же оставить тут (поскольку существенная часть антуража), а два других на своём месте. Они все одинаковые.
Хотел перекусить, но близ берега работали только заведения с совсем отмороженным ценником. Что сложно называть неожиданностью для понедельника в несезон.
Хоть и распогодилось, света было маловато, а дымка оставалась слишком сильная для дальних снимков. Я честно пытался выжать из новой техники всё что возможно, но одна муть получилась.
Запомним это название. Оно нам ещё встретится.
Вы не подумайте, варианты попроще тут тоже есть (хотя это вовсе не значит, что они будут недорогими). Просто 4-5 звёзд – более характерный расклад для берега Опатии.
Фраза «и на камнях растут деревья» давно стала расхожей. Но я не представлял себе, что может быть настолько на камнях и такие здоровенные деревья. Вполне нормальный дуб, метров 15 высотой. И он тут не один такой.
Шеталище я прошёл почти до конца. Заканчивается оно даже не в Опатии, а в бывшей рыбацкой деревне Волоско. Которая нынче представляет с Опатией единой целое как урбанистически, так и административно (одна коммуна).
На этой улице у меня была присмотрена пара заведений с гуманным ценником, но ужинать было ещё рановато. Да и продукты, купленные утром, располагали отбивать потраченное на апартаменты с кухней. Так что я просто сел на автобус (остановка как раз недалеко) и вернулся в Риеку делать вечерние снимки акватории.
< Риека | Остров Крк > |