Мой старинный друг Сергей, знакомый некоторым моим читателям очно, а другим – заочно (с ним я отмечал день рождения в Питере в 2016 году), давно звал меня навестить их дом в Удомле в Тверской области. Обычно в нём, выйдя на пенсию, живёт его мама Людмила Константиновна, с которой мы совсем много лет не виделись. А Сергей проводит там много времени летом, когда в университете не мучает студентов (или они – его).
Наконец-то всё совпало, и, пару раз отложив дату визита до более удобного момента, мы долгожданную встречу согласовали. Осталась ерунда: добраться до Удомли. Для этого есть несколько способов. Я выбрал тот, что показался простым (без пересадок) и удобным с точки зрения времени отправления – прямой автобус из Москвы от автостанции «Тушинская». Ну как, автобус. Автобусик.
Мне ещё здорово повезло, что я покупал билет перед самым отправлением, и мне досталось место на переднем сидении возле водителя, а не в общем салоне. Последнее оставшееся место никто не купил, так что я даже оказался без соседа. Плохая новость состояла в том, что ехать предстояло в послеобеденное время в сторону Питера. В пятницу. То есть в самое неудачное для выезда из Москвы время. Об использовании платной дороги по какой-то причине речь не шла, хотя если раскидать её стоимость на всех пассажиров, то вышла бы не очень большая прибавка к цене билета. При заметном (особенно в пятницу) сокращении времени в пути. Впрочем, обход Солнечногорска и Клина в то время ещё не был пущен, так что самых проблемных мест мы бы всё равно не избежали. Разве что подъехали бы к ним пораньше – до десятибалльных пробок.
Я ещё, каюсь, подбил водителя (пользуясь тем, что сидел рядом с ним) объехать центр Солнечногорска окольными путями. И дорога, по которой мы возвращались на Ленинградку, намертво встала уже в процессе этого объезда. Потом ещё пару мест ремонта (с обочечниками и прочими прелестями отечественного дорожного движения)… Итого вместо почти 6 часов по расписанию ехали около 9 и прибыли в Удомлю заполночь.
Что такое Удомля
Город на севере Тверской области. Можно сказать, райцентр, но район в 2015 году упразднили, и теперь вместо него городской округ. 28 тысяч населения (больше 33 на максимуме в самом конце прошлого века). Особо древней истории Удомля не имеет. Возникла она как посёлок при строительстве железной дороги Бологое – Рыбинск в 1869 году. (Железная дорога с несколькими поездами в день есть и нынче, но если пользоваться ею для проезда из Москвы, то придётся выбирать между «очень дорого» и «совсем неудобно».) Сам топоним «Удомля» (как название местности) значительно старше, что позволяет гордо числить датой основания города 1478 год. Что мы должны всё же отнести к историческим припискам.
Новое здание вокзала (2006)
Жилой дом, построенный для станционного персонала возле вокзала в 1950-х
Долгое время Удомля оставалась тихим и, несмотря на удалённость от столиц, дачным местечком. Считалось, что очень живописные тут пейзажи. Вдохновляться красотами русской природы в Удомлю приезжали Исаак Левитан, Алексей Венецианов, Илья Грабарь и другие художники. На знакомой каждому школьнику картине «Золотая осень», например, изображена река Съежа, берущая начало в озере Удомля.
Так что ещё даже после войны в Удомле обитала своего рода «аристократия», вспоминавшая, как гоняла чаи с Антоном Палычем. Ныне она вымерла, но старая часть города между железной дорогой и озером Песьво по-прежнему выглядит как нечто среднее между селом и дачным посёлком.
Есть тут особая достопримечательность – памятник событиям, даже отмеченным в Википедии. В 2000-х в Удомле происходили оживлённые дискуссии между чеченцами, активно «осваивавшими» Валдайскую возвышенность, и местными жителями, недовольными, что пришлые явно недостаточно слушали Чехова и читали Левитана. Злые языки, правда, говорят, что это были криминальные разборки, во многом спровоцированные бездействием коррумпированных местных властей. Но это неточно.
На берегу озера разбит небольшой парк Победы с памятником павшим в Великую Отечественную.
За панораму озера я несколько опасался: со склейкой бывают проблемы, когда в кадре в основном вода. Но панорама всё же сложилась – во многом благодаря облакам, которые худо-бедно дают точки склейки. Из-за них же (они ведь хоть и медленно, но движутся) – неидеально.
Градирни справа поодаль – Калининская АЭС. Но он ей чуть позже.
В общем, «патриархально», «захолустно» и даже «совково» (без негатива; просто как факт) – это всё про Старую Удомлю.
И то сказать, триколор в таком окружении смотрелся бы, как минимум, анахронизмом.
По другую сторону железной дороги деревянных домов тоже хватает. Только там уже более-менее прямоугольная планировка, да движение оживлённее, так что ощущения дачи нет. Но домики попадаются вполне колоритные.
В общем, Санчурск, только дороги значительно лучше.
И кстати о дорогах.
Ограждение не выглядит настолько новым, чтобы оно появилось уже после нанесения жёлтой разметки (вроде, последняя – относительно недавняя инновация). Хотя как знать.
Улица Садовая, где находится родительский дом Людмилы Константиновны – ещё один сохранившийся кусочек индивидуальной застройки по соседству с современными многоэтажными домами.
В больших городах локацию можно уточнить, посмотрев потом панорамы «Яндекса» или Google, но до Удомли интернет-гранды пока не добрались. Там и карты-то не особенно точные.
Благословенный атом
Примерно в том же духе по сей день была бы вся Удомля, кабы в 1970-е не определили её быть местом строительства атомной электростанции – Калининской АЭС. Она, кстати, на сегодняшний день владеет рекордом годовой выработки электроэнергии среди отечественных АЭС за всё время их работы.
На советском гербе города (а Удомля считается таковым с 1981 года) было схематическое изображение атома, и, кажется, этот мотив в переосмысленном виде перекочевал на современную геральдику. Во всяком случае, как-то иначе интерпретировать кругляшок с «лепестками» у меня не получилось. А их как раз 4 – по числу энергоблоков АЭС.
АЭС – причина как «продвинутости» города в «застойные» годы…
Кинотеатр «Звёздный» советской постройки и бюст
уроженца Удомли лётчика-космонавта СССР О. Г. Макарова
… так и его относительного благополучия по сей день. Во всяком случае, некоторые недавно построенные жилые дома не опозорили бы и столицу.
По общему впечатлению современная Удомля напомнила мне Обнинск (хотя тот сильно больше). Может, это неспроста: к градостроительству вполне могли приложить руки одни и те же люди из каких-нибудь минатомэнерговских институтов.
Современная Удомля весьма компактна; мы с Сергеем за пару часов неторопливо обошли её всю. Для полноты картины добавлю разве что законченный в 2003-м Князь-Владимирский собор.
Внутрь не заходили, но снаружи смотрится симпатично. Проект не «кондовый»: в нём как чувствуется стилизация под древние храмы, словно грибами выросшие из земли, так и улавливаются мотивы модерна.
В общем, похоже на эклектику начала XX века. Нашёл, что проектировал храм тверской архитектор А. Е. Жоголев. Может, он вдохновлялся какими-то творениями того времени.
Собор – естественное место кучкования различных мемориалов, и их тут есть. И если памятник погибшим в локальных конфликтах вопросов особо не вызывает, то зачем в Удомле памятник явно пограничной направленности, призадумаешься. Граница тут рядом разве что с Новгородской областью. И стиль почему-то опять надгробный, как у «пацанов». Главный «художественный» элемент, во всяком случае, точно ваяли в ритуальной мастерской.
74 не код региона (в Тверской области это 69). Возможно, это порядковый номер памятника. Оказывается есть такая организация – «Тверской союз пограничников». По какой-то причине она пользуется влиянием в регионе, и им удалось пролоббировать установку аналогичных памятников во многих местах области. Ничего не имею против пограничников (даже в аэропорту), но «творение» сие… Кошмар и позорище, которому даже в моей коллекции странной городской скульптуры не найдётся места. Потому что «Донор из Валеджо» рядом с этим – шедевр.
Что бы после этого такого позитивного в конце поставить…