Новости авиаперевозок
Итак, «Уральские авиалинии». Примерно пятая-шестая по количеству перевозимых пассажиров авиакомпания России, причём демонстрирующая недурную динамику роста. В Москве, на моё счастье, она базируется в аэропорту «Домодедово». Ну то есть как базируется. Скряжничает. Телетрапы у них случаются только по большим праздникам.
Кстати о телетрапах. Пока ждал начала посадки, заснял единственный в России трёхрукавный телетрап, построенный для обслуживания A380. 12-й выход на посадку, если не путаю.
Нас же погрузили в автобус.
На сей раз снимать мне никто не препятствовал.
Ну что ж, знакомимся с новым перевозчиком. Самолёт хоть и не новый, но и не развалюха. Сравнительно чистый (хотя в щель между сиденьями всё же лучше не заглядывать – там явно не пылесосили очень давно). Проводницы нормальные: не вверх приветливости, но и не козьи морды.
Заполненность не выше 80%. В первые 3 ряда эконома, очевидно, не регистрировали: там человека 3 было, но наверняка пересевшие. Во всяком случае, одну из них я сам согнал со своего места, и она ушла вперёд. Туда же отправили из хвоста пару с маленьким ребёнком, так они «по-простому» устроились в бизнесе. Типа «а мы не поняли». Проводник попытался урезонить их обратно в эконом, но они включили «nicht verstehen» и успешно от него отбились. Мои соседи, когда посадка закончилась, тоже слегка рассосались вперёд, так что полёт прошёл в комфортной обстановке.
Не кормят «Уральские» вообще (а ведь номинальная продолжительность полёта более 3 часов), хотя как low-cost они себя не позиционируют. Только соки и вода. Причём сок из самых поганых, «Добрый». И стаканчики крохотные. Так что даже у airberlin сервис погуще, хотя они-то как раз считаются бюджетным перевозчиком. Впрочем, по слухам, у airberlin серьёзные финансовые проблемы. Не иначе, на сандвичах разорились. Во всяком случае, из Москвы в Мюнхен они больше не летают, «отдав» это направление собратьям по альянсу S7. И то сказать, кто с ними будет летать, когда они цены выше «Ганзы» задрали?!
Но жаловаться на голод с учётом цены билета мне не приходилось. Я вообще с переориентацией на акционные тарифы не склонен придавать большое значение недостаткам сервиса. Знал, на что шёл. Так что не только плотно позавтракал, но даже взял с собой в аэропорт бутерброд. Поместил его в себя не без труда, но с пониманием, что через несколько часов он мне лишним не покажется. Хотя, пожалуй, лучше бы я его до самолёта оставил. Что не закормят, я знал, но что еды не будет совсем, не ожидал. Почитал, что пишут об «Уральских» счастливые пассажиры, но о таком они не предупреждали. Может, недавняя мера по «оптимизации».
Нынче решил настраиваться на отдых с помощью Gregorian. Лететь под их распевы так приятно, когда за окном проплывает ярко освещённая, хоть и в дымке, земля.
Погода отличная. Самолёт летит не шелохнётся
Это я телефоном снимал. Камера не так уж далеко лежала, но лезть за ней ради того, чтобы снимать через мутное окно… оно ни к чему, пожалуй.
Кстати о всуе помянутой «Люфтганзе». Из аэропорта до главного вокзала Мюнхена ходит их брендированный автобус. Цена поездки немного ниже, чем на S-Bahn’е, плюс при покупке туда-обратно дают скидку. Если по городу ездить не нужно – только между вокзалом и аэропортом – предложение получается интересное. 17 евро туда-обратно (на S-Bahn’е больше 21 выйдет). Я воспользовался.
Ходят автобусы каждые 20 минут. Только я вышел из терминала (остановка в 20 метрах), он сразу и подошёл. Кроме меня, ещё аж 2 пассажира. Да и те в Швабинге вышли. Пока что народ халяву не прочухал. И заметка себе на будущее: из аэропорта есть прямой автобус до Инсбрука через Гармиш-Партенкирхен. А от центрального автовокзала Мюнхена (есть и такой, оказывается) можно довольно быстро и недорого доехать не только до самого Бриксена, но и до Милана, Венеции, Турина и даже Рима. До Рима – это экстрим, пожалуй, а Южный Тироль – вполне вариант. Особенно если не получается купить билет на поезд по минимальной цене. Только выяснил я это поздновато.
О
Погода в Мюнхене тоже прекрасная, настроение солнечное. По шоссе я из аэропорта не ездил с той самой первой поездки за границу на биатлон. Вот заправка, на которой мы тогда встретились с Олей и Володей. Как же здорово! Но в первый раз было просто неподражаемо.
Знатоком Мюнхена я себя даже не воображал, а нынче из автобуса он предстал как совсем незнакомый город. Не был я ни разу в тех местах, что мы проезжали. Например, Баварский национальный музей – интересное здание. И позолоченная статуя Ангела мира неподалёку. Заодно получил идею, как мне скоротать 2 часа до поезда.
Фотографии этого сооружения, называемого просто «Кольцо» (Der Ring), мне попадались и раньше. Но эта железяка не казалась настолько заманчивой, чтобы специально тратить на неё время. А нынче с чемоданом я бы далеко от вокзала всё равно не ушёл; остаётся лишь посмотреть, что тут неизведанного «в шаговой доступности». Кто, когда и, главное, зачем поставил тут эту штуковину, я так и не смог выяснить. Она не образец изящества, чего уж там, но не лишена интриги и даже некоторой специфической живописности.
Автобус на снимке совсем не в кассу, но уезжать он пока не собирался. Женская гимназия Луизы была основана ещё в 1822 году, но эклектичное здание на такую старину явно не тянет. Школа размещается здесь с 1901 года.
Рядом с Кольцом есть ещё одно странное сооружение.
Я бы сказал, что это хранилище для какой-нибудь гадости, которой зимой в парке дорожки посыпают. До некоторой степени это подтверждает слово Straßenreinigung (уборка улиц) на одной из табличек. Но как туда засыпают содержимое, непонятно. В общем, загадочная штуковина.
Парк за Кольцом и странной башней – это Старый ботанический сад. Нынче просто парк, засраный обжитый бомжами и эмигрантами.
Если не принюхиваться, тут вполне симпатично.
От изящества он далёк не менее, чем Кольцо, однако его брутальность не лишена прелести. Стой такая штука в Италии, можно было уверенно предполагать, что это фашисты постарались. В Германии примерно та же история: фонтан устроен в 1937 году.
Солнце, между прочим, не только ярко светило, но и припекало основательно. Лето всё же на дворе. В кондиционированном автобусе это не очень мешало, но вне его хотелось гулять преимущественно в тенёчке. Некоторые посетители (уж не знаю, местные или понаехавшие) решали вопрос даже более радикально.
23 мая 1812 года ботанический сад в Мюнхене открыли. Да, не падуанская древность, но всё же третье столетие уже разменял. Дальним (от вокзала) концом парк выходит на старый добрый Карлсплац, он же Штахус.
Ну ты подумай, а? Наконец-то обе башни Фрауенкирхе (слева вдалеке) без лесов! А я и сходить-то туда не могу: далековато для прогулки с чемоданом.
Тут чуть левее ещё один фонтан на Ленбахплац имеется. Очень уж по случаю жары актуальное устройство.
Виттельсбахи, напомню, это династия правителей Баварии. После Людвига II (строителя Нойшванштайна) денег в казне на что-то грандиозное не осталось, так что его последователям пришлось увековечиваться фонтанами. Тоже не самыми скромными, впрочем. Не так уж сильно эксцентричный король разорил государство.
Ещё один очень популярный фонтан находится правее, на самой Карлсплац. Одна из причин его популярности – струи бьют прямо из мостовой, просто-таки приглашая зайти освежиться.
Я его и в прошлом году снимал, но тогда погода совсем не располагала к столь близкому знакомству с ним.
Снова DB
Только я пристроился с карривурстом за столик уже знакомого киоска на вокзале, со мной заговорил стоявший рядом немец. Немного немецкого, немного английского – общаться не так уж сложно, если есть желание. У моего собеседника оного желания было достаточно, хотя не могу сказать того же про себя. Больше всего его почему-то интересовало, как я отношусь к Путину. Сам он явно пиетета не испытывал. Мне же почему-то не нравится, когда в разговоре чуть не первым делом возникает Путин. Более приятных тем нет, что ли? Погода, к примеру. Или пунктуальность Deutsche Bahn. По-моему, куда более актуальный для Германии вопрос, чем российская автократия.
Поезд подали под посадку через 3 минуты после того, как он должен был отправиться. Отправились с опозданием 28 минут. По трансляции прозвучало слово «полицай» в какой-то связи с опозданием, но суть я не уловил. А прибывший в это время поезд из Вероны опоздал на всё 50. Сказал бы, что немецкие железные дороги совсем разочаровывают, но им уже не особо осталось куда. Формально это поезд ÖBB (австрийский), но по сути тот же Дойчебан, вид с соседнего пути.
Незарезервированных мест в общем сидячем нет. Однако, я молодец, что на сей раз не пожадничал на бронь. После Инсбрука вагон сильно опустел. Судя по табличкам с бронями, после Больцано вообще всего несколько человек останется. То есть в сторону Вероны из Бриксена даже в это время (вечер воскресенья) вполне можно ехать. Наверное, только в пятницу вечером и в субботу утром, когда немцы едут на выходные в Италию, тут бывает совсем плотно забито.
В горах над Бриксеном маленькая гроза. В длину всей грозы от силы пара километров. В долине при этом сухо и комфортно. Такая причуда альпийской метеорологии.
Но что это? Я проезжаю Бриксен мимо? Куда катится этот мир?!
Перед Больцано пошёл контролёр уже от «Трениталии». Этот парень долго тараторил по-итальянски о задержке с одним из пассажиров. Как ни странно, именно это, а вовсе не уплывшие из-под носа башни бриксенского собора, помогло меня понять: а ведь я приехал.
И, конечно, ещё Альпы. Они прекрасны, и их красота по-прежнему меня завораживает.
Роверето
Когда я осознал, что ехать в Верону мне, по большому счёту, незачем, встал вопрос, что делать с уже купленным билетом. Вернуть нельзя. Можно было доехать только до Бриксена, но нашла что возразить жаба: всё же 43 с половиной евро отдано. Так что очень кстати оказалась моя давняя задумка посетить городок Рива на озере Гарда. Это самый северный населённый пункт на озере, к которому оно выходит узким концом. Прежде на Гарде севернее Мальчезине забраться у меня не выходило.
До самой Ривы поезда не ходят, но сравнительно близко от неё находится станция Роверето (всего минут 40 не доезжая до Вероны; даже жабе сложно иметь претензии). Так я тут и оказался.
Ночевать мне предстояло в заведении Ostello di Rovereto. Вообще, ostello – это хостел. Но желающих переночевать совсем бюджетно было, видимо, не так уж много, так что они сдавали и комнаты целиком. Моя, например, была двухместная, но за 30 евро полностью в моём распоряжении. Однако кровати, в отличие от гостиниц, тут горничные не заправляют. Бельё лежит в комнате в индивидуальном металлическом шкафчике, от которого тебе дают ключ. Меня ещё спросили, буду ли я им пользоваться, что вызвало у меня лёгкое замешательство. Видимо, так принято в хостелах. В тот же шкафчик можно запереть свои вещи, но когда занимаешь комнату один, это излишне. Выезжая, сам относишь бельё в большую тележку внизу. В остальном вполне похоже на гостиничку эконом-класса. Ванная просторная; завтрак небогатый, но достаточно пристойный. Так дёшево я в Европе останавливался, кажется, только в Поджибонси (airbnb не берём в расчёт). Но там завтрак был скромнее; только кофе лучше, потому что не из автомата.
Поскольку большую часть дня я просидел (сначала в самолёте, а потом от Мюнхена до Роверето 4 с половиной часа пути), выбраться перед сном погулять не просто моглось, но даже хотелось. Потом, на Роверето у меня не так уж много времени. Городок небольшой (39 тысяч населения) и симпатичный; это я ещё по пути с вокзала отметил.
Кьеза (chiesa) – это церковь, но в данном случае площадь названа не по стоящей на ней церкви, а в честь Дамиано Кьезы – ирредентиста, местного уроженца. Это ведь провинция Тренто, присоединённая к Италии менее 100 лет назад вместе с Южным Тиролем. Но это итальянская земля, так что ирредентистов тут хватало.
Кстати, хотя на снимках людей не видно, не стоит думать, что город был безлюден. Просто когда снимаешь с большой выдержкой, движущиеся объекты в кадре ни к чему. Приходилось выбирать моменты. А заведения на площадях тёплым воскресным вечером не пустовали, да и на улицах прохожие попадались. Хотя на туристической карте Италии Роверето практически незаметен, приезжие тут явно есть во вполне приличном количестве. Немцы с севера едут чуть дальше, в Верону и на Гарду, итальянцы с юга тоже едут чуть дальше, в Тироль. Но Роверето с этих потоков тоже «перепадает».
Одна из двух главных достопримечательностей города – крепость XV века. Ныне там неплохой (по слухам) военный музей. Мне с ней поближе познакомиться в любом случае было не судьба, поскольку завтра понедельник, а это музейный выходной в Италии, и она закрыта.
Самой красивой площадью Роверето считается Пьяцца Росмини, названная в честь ещё одного местного уроженца, священника, беатифицированного в 2007 году.
Основную привлекательность этой площади создаёт ренессансное палаццо Дель Бен. Надо будет при дневном свете на него посмотреть. Тем более, что туристический инфоцентр всё равно на этой площади располагается.