За полтора дня до начала запланированной поездки мои попутчики дезертировали. К тому шло, но я до последнего надеялся на благополучный исход. Не будем говорить, кто именно так коварно поступил, хотя это были сестра и зять. У них нашлись другие важные дела, так что я не в претензии. Однако пришлось призадуматься, как же мне быть. Отложить поездку на пару-тройку-несколько недель не вариант: рассчитывать на то, что будут ещё в этом году подходящие выходные, не приходится. Поэтому сейчас или… нескоро. Потом, второй раз подряд пролететь с Суздалем – это как-то чересчур. Так что почти без колебаний решил ехать. Один. Не привыкать.
Добраться до Суздаля само по себе несложно. Но на машине (как планировали) была возможность заехать по пути в Юрьев-Польский. От этой опции отказываться мне не хотелось. Тоже вроде бы не бог весть какая проблема: туда есть удобный утренний автобус. Заминка в том, что не удалось обнаружить никакого транспорта от Юрьева до Суздаля, кроме «блаблакара». Точнее, в том, что с этим самым «блаблакаром» возникли непреодолимые затруднения. Я очень давно (с 2015 года) им не пользовался, и мою учётную запись удалили. Пришлось регистрироваться заново. А подтвердить номер телефона (это обязательно для бронирования) я никак не мог. Не приходит СМС, и всё тут. Пока я пытался решить вопрос обращением в поддержку «блаблакара» (вполне безуспешно), билеты на автобус до Юрьева закончились.
Вот так я ранним утром (на первый поезд метро не успел, поехал на втором) оказался в не указанном ни в каких расписаниях микроавтобусе. Несмотря на последнее обстоятельство это ежедневный рейс, доставляющий пассажиров из Москвы в город Кольчугино Владимирской области. Многих из них водитель знал в лицо: сколько там того Кольчугина; всего-то 42 тысячи населения. Автобус я нашёл на другом сервисе поиска попуток – едем.рф.
В самом Кольчугине я ничего не забыл; там я всего лишь предполагал сесть на автобус, который упустил в Москве из-за никудышной работы «блаблакара». Вопрос с дорогой от Юрьева до Суздаля всё ещё оставался открытым. Я даже заготовил таблички «Суздаль» и «Юрьев» (на случай, если с автобусом не получится), чтобы «голосовать» у дороги. Что так или иначе доберусь, почему-то не сомневался. Вопрос был только в том, сколько времени это займёт.
Первый этап путешествия прошёл благополучно, и в расчётное время я десантировался в Кольчугине. В туристическом мире город этот вовсе не на слуху. Появился он в 1871 году как посёлок при металлургическом заводе московского купца Кольчугина. Здесь и сегодня производят значительную долю российских изделий из цветных металлов (медь, алюминий и их сплавы). Так, после поиска материалов для этих заметок «Яндекс» стал настойчиво предлагать мне посеребренный латунный подстаканник кольчугинского производства :). Имя города (и, соответственно, породившего его представителя эксплуататорского класса) увековечено в названии советского авиационного сплава кольчугалюминия. Из него Туполев изготовил первый отечественный цельнометаллический самолёт АНТ-2. Металлургическая тема отражена и в городской символике. Герб (справа) впервые принят в 1990-х. Прежде его у Кольчугина не было, поскольку городом оно стало только в 1931 году. А в советское время насчёт символики как-то не озадачились. Два токующих глухаря в зелёном верхнем поле символизируют глухие дремучие леса, что росли тут до появления плавильных печей и прокатных станков.
Первое впечатление о городе – в кварталах частных домов мусор оставляют в пакетах у дороги. Мусоровоз, проезжая, собирает их (точнее, собирает работник коммунальной службы и закидывает в мусоровоз). В России я такого прежде не наблюдал, но за границей это распространённая практика. В Венеции, скажем, так же делают. Мусоровозы там плавают по каналам, но принцип тот же. Когда уж теперь доведётся побывать в той Венеции…
По части достопримечательностей Кольчугино своему мусорному собрату отнюдь не ровня. Но кое-что есть. И главная местная интересность находится неподалёку от остановки. Что было весьма кстати, поскольку времени до автобуса (согласно его расписанию) у меня было немного.
Возводить железобетонную водонапорную башню начали ещё в 1915 году, но шедшая мировая война, а затем революция задержали постройку. Завершал её уже при советской власти архитектор А. П. Верещагин, известный обелисками на Бородинском поле. Мемориальная доска ему, установленная в 2012 году к 200-летию победы над Наполеоном (sic!), виднеется на башне. Верещагин изменил первоначальный проект, придав верхней части башни сходство с самоваром. Эта утварь выпускалась в Кольчугине в первой четверти XX века в больших количествах. Если кто-то и мог с полным основанием поехать в Тулу со своим самоваром, это кольчугинцы. А за аркатуру (под расширением башни) автору отдельный респект.
Вид башни по завершении строительства в 1922 году
(переснял с информационного стенда)
Отреставрировали сильно обветшавшую постройку в 2008 году. Внешний корпус бака (он был двойной) восстанавливать не стали. И, увы, заменили «самоварное» завершение на незатейливый шатёр с тотемным глухарём-флюгером. В результате чего башня более не напоминает пресловутое устройство для приготовления кипятка. Но выглядит симпатично. На стенде пишут, что располагается тут культурно-оздоровительный центр «Орион». И звёзды именно этого созвездия украшают-де башенные часы.
Сможете найти среди них Бетельгейзе? Нет? А Ригель? Вот и я только знаки зодиака разглядел.
До второй архитектурной достропримечательности Кольчугина – Покровской церкви конца XVIII века – было далековато. Успел бы сходить, знай точно, на сколько опоздает автобус. Но я не знал, так что прогуливался исключительно в окрестностях башни.
Видел ли я когда-нибудь подобное? Едва ли. Соединить под единой крышей кирпичную коробку и деревянный сруб кажется довольно смелой идеей.
Что ж, это где-то даже логично: недобор одного города в прошлую поездку компенсировался «лишним» городом в эту. И он нашёл чем удивить. А что может быть лучше в путешествиях?