После того, как нескольких отдельных курортных населённых пунктов слили в Большой Сочи (это в 1961 году случилось), новому городу сочинили и герб. Он с тех пор мало изменился, только дополнительные навороты вне щита «отвалились». Солнце, пальма и море уж знакомы по адлерскому гербу. Плюс к ним тут наконец-то горы. Интересно, что было на старом гербе «маленького» Сочи, но об этом я не смог найти ничего.
Про герб пишут, что деление щита на 4 части символизирует 4 района Большого Сочи. Напрямую соотнести эти изображения с Хостой, Адлером, Лазаревским и собственно Сочи затруднительно. А дырявая чаша с языками пламени в центре – это точно эмблема бальнеологического курорта Мацесты. Мацеста хоть и не отдельный район, но довольно важный кусочек курорта, раз уж в первоначальном (советском) варианте герба под щитом располагался девиз «Здоровье – народу».
Побрюзжим?
В Москве периодически всплывает вопрос дифференцированной оплаты проезда в городском транспорте (в зависимости от расстояния). Однако дальше вбросов, от которых городские власти скоренько открещиваются, дело никогда не заходит. Нужно ли оно, непонятно: помимо выгод для перевозчика тут возникает и масса сложностей. Да и вообще в Европе так не принято (лишь парочку очень частичных исключений сходу могу припомнить). А мы вроде пока совсем-то не отказались Европой считаться.
В Сочи при такой вытянутости города дифференцированный тариф напрашивается очень. Городской транспорт тут представлен только автобусами, и есть маршруты преизрядной протяжённости. Все-то 140 километров из конца в конец города без пересадки, впрочем, не проедешь. Да и всего с одной пересадкой тоже не получится.
Скажем, из центра Сочи до той же Имеретинки по дорогам выходит примерно километров 35. До Лазаревского (это в другую сторону) – более 50. Чтобы у пассажиров что-нибудь не треснуло на такое расстояние по городскому тарифу кататься, часть маршрутов объявили пригородными (если их длина превышает определённую величину). Стоимость проезда в них не фиксированная, а по таблице в зависимости от расстояния. Например, доехать от моей гостиницы до адлерского вокзала стоило бы всего 22 рубля (это как раз городской тариф в Сочи). За поездку до Малого Ахуна я вчера отдал 54. А путешествие до вокзала Сочи потребует аж 76 рублей. И около часа времени. Это если без пробок, а они бывают.
Как-то сразу возникает мысль о какой-нибудь быстрой и не подверженной заторам альтернативе. Желательно с большой провозной способностью. Метро тут строить смысла нет: затраты огромные, а загружено оно будет только в высокий сезон. Остаётся наземный рельсовый транспорт либо метробус. Реалистичнее, но тоже довольно хлопотно. Однако ещё в конце 1920-х построили железную дорогу через всё побережье. А в 2012 году открыто ответвление в аэропорт и Красную Поляну. Казалось бы, почти готовое решение для поездок на большие расстояния.
Возьмём для примера Геную – тоже вытянутый вдоль берега приморский город, полный туристов. Поезд там – стандартный транспорт, если ехать далеко. Поезда ходят примерно раз в полчаса, они востребованы (иногда даже чересчур, на мой вкус). Но есть нюанс. Проезд внутри города оплачивается по обычному городскому тарифу (1,3€) независимо от расстояния. Да ещё на автобус в течение времени действия билета пересаживаешься бесплатно. С РЖД такой номер не прокатывает: билет от Имеретинки до Сочи стоит 155 рублей. То есть в 2 раза дороже автобуса. И более чем в полтора, чем проезд на примерно такое же расстояние от Вольтри до Больяско в вышеупомянутой Генуе. И никаких тебе бесплатных пересадок.
Возить туристов, приехавших на Олимпиаду (к ней-то тарифы и выросли кратно) по такой цене ещё куда ни шло. Но массовым городским транспортом «золотая» электричка не будет. Очевидно, к этому городские власти и не стремятся. К большому сожалению.
К Олимпиаде же в Имеретинке построили отгрохали и большой вокзал в паре километров от Олимпийского парка. Его так и назвали – «Олимпийский парк».
Станцию потом зачем-то переименовали в Имеретинский курорт, а вокзалу название сохранили. Грандиозное такое сооружение. По самым современным ресурсосберегающим технологиям было построено. Но если тебе нужно просто прийти, купить билет и быстренько сесть в электричку, а не проникнуться экологическими ценностями или восхититься замыслом архитектора, оно весьма неудобное. «Что-что, вокзалы – для пассажиров? Не-а, не слышали».
От «Олимпийского парка» в день идут аж целых 7 поездов. Подвижной состав – исключительно «Ласточки». Тоже наследие Олимпийских игр. С учётом времени на дорогу до вокзала не так уж я выиграл по сравнению с автобусом, который останавливается в 100 метрах от гостиницы. Но надо ведь было посмотреть, что наслежено.
Пришлось, кстати, поторопиться, чтобы успеть. Я в Сочи постоянно недооцениваю расстояние. Привычка к немного другой (более тесной) городской планировке подводит. А Сочи, особенно Имеретинка – это простор. Да и вообще город… огромный. Плюс забористая местная топология, но об этом позже.
Бульварщина
Железная дорога после Адлера идёт в основном близко к морю, практически по краю пляжа. Народу на нём немного, но есть. Даже купаются. Некоторые очень загорелые – явно не за день-два набрали. То есть для кого-то пляжный сезон в самом разгаре. Но, думаю, это какие-то местные или почти местные. Потому что издалека поездку сюда с курортно-оздоровительными целями на октябрь планировать довольно рискованно. Это мне просто повезло с погодой.
На вокзале Сочи почти все пассажиры вышли, чтобы уступить место новым, которые поедут дальше на север (электрички, как правило, идут до Туапсе). Очень суетливое тут по сравнению с Имеретинкой место. Да ещё неудобство из-за загородок (обычная наша показушная «безопасность»). У одного блогера видел выражение «театр безопасности». Метко.
Наверное, заметно, что не в самом радужном настроении я был от всех железнодорожных впечатлений и размышлений. А всё почему? Потому что не позавтракал! Срочно исправлять. Буквально напротив вокзала есть столовая «Патиссон». Это сеть, их в городе несколько. Позиционирование, согласно вывеске – «здоровое питание». Здоровое так здоровое, только тогда странно рекламировать кока-колу в дополнение к трапезе. Да и еда вполне обычная, не диетическая; разве что несколько блюд из овощей есть. Что интересно, в 10 утра уже полный ассортимент для обеда, включая супы. Уютно без изысков, готовят хорошо, ценник приемлемый (во всяком случае, на фоне более знакомого мне московского общепита). В общем, рекомендую.
Теперь можно и погулять. Центральный Сочи не похож ни на тесновато-провинциальный Адлер, ни на малолюдную и как бы европеизированную, но совсем не парадную Имеретинку. В нём чувствуется какой-то осовремененный, но явственно советский ещё шик. Тут вам курорт с историей. Не Ницца, конечно, но примерно в том направлении.
Магазины (в том числе брендовые), едальни и ещё более многочисленные кофейни – нормальный курортный бульвар. В сезон тут, поди, плотненько народу бывает. Но не в будний день октября. Кофеен, кстати, в городе вообще пруд пруди. И стационарных, и уличных; порой с выдумкой.
Многое в городе напоминает о недавнем Чемпионате мира по футболу. Сочи принимал на «Фиште» 6 игр, включая неудачный для России четвертьфинал с Хорватией.
Жанр моноптероса в Сочи вообще хорошо представлен. Есть даже пара вполне шедевральных образчиков, но ни один из них на моём пути не оказался. Всё же достаточно полное ознакомление с Сочи требует несколько больше времени, чем день.
Памятник учителю с учениками на Навагинской был почти завален цветами. Увы, не сравнительно недавний День Учителя был тому причиной, а трагическое событие. На Кубани сегодня день траура по погибшим в Керченском политехническом колледже 17 октября.
Заинтриговали мостки над фонтаном.
Не пришло мне в голову какого-то иного назначения для них, кроме как прыгать в фонтан. Но в нём довольно мелко. Потом нашёл в Википедии статью про этот фонтан. Я почти угадал, только прыгает там вода: это искусственный водопад. Его ремонтировали (видно, что там что-то делают рабочие), и он не функционировал. Прочую красоту (песни, пляски и цветомузыку) включают только вечером и вроде бы только летом. Так что и в самом Сочи найдётся на что посмотреть, коль душа возжаждет красочных увеселений, а 155 рублей на билет до Олимпийского парка жаба не санкционирует.
Шучу-шучу, Морской вокзал это. Но похоже, правда? Ничего удивительного, в 1955 году закончено строительство (начато, таким образом, задолго до разоблачения культа личности). Сидящая в фонтане тётенька символизирует навигацию.
Особой необходимости в морском вокзале в Сочи сейчас нет: пассажирское сообщение давно приказало долго плыть. Разговоры об его возобновлении периодически возникают, но разговорами дело в основном и ограничивается. Летом 2 раза в неделю ходит грузинская «Комета» в Батуми. Подольше сезон у прогулочных корабликов и целого одного круиза в неделю (и тот второй год только). Целый вокзал под это ни к чему. Так что сегодня в здании только магазины.
Что до морской прогулки, то она у меня в плане стояла, только попозже. Была такая идея, что вечерний свет для панорамы Сочи лучше всего. Зашёл только разведал: кораблик ходит; стоит безбожно, но один раз можно.
Замаливать пособничество в грехе сребролюбия (интересно, есть такая концепция – пособничество во грехе?) продавцы безбожных билетов ходят неподалёку.
Википедия пишет, что в 1990-е собору вернули первоначальный архитектурный облик. Ничего так, но не более того; типичный для рубежа веков а-ля рюс. Закрытым храм почти не был, только с 1929 по 1944 годы в нём склад размещался, а потом вернули церкви. Внутри расписан маслом наново.
В интернетах попадается утверждение, что собор кафедральный, но это не так. Отдельная Сочинская епархия в составе Кубанской митрополии учреждена только 28 декабря 2018 года (то есть при мне её ещё даже не было). Кафедру определили быть в другой церкви. Интересной на вид, но её я видел только на картинках.
Дольче-вита
В отличие от Адлера, где есть морская набережная, и этим променадные возможности, в общем-то, исчерпываются, в центре Сочи светское гулянье могоярусное. По Навагинской я уже прошёлся, а есть ещё дорожки, парки и прочие красивости выше первой набережной (между которой и морем уже только пляж). В основном там (примерно на второй линии, а вовсе не на первой) находятся гостиницы и прочие помнящие ещё Ильича (скорее Леонида, чем Владимира) санатории.
Подозреваю, что это всё же не парадный вход. Морис Торез, если кто забыл или не знал, это французский политик и государственный деятель, генеральный секретарь тамошней коммунистической партии. В Сочи он периодически наезживал полечиться. Хотя вряд ли непосредственно в этом санатории. Просто вот так «увековечили» в своё время. Может, потому что памятник Торезу стоит неподалёку.
Нет, это ещё не он, хотя именно эта скульптура изображена на эмблеме санатория. «Пловец и дельфин» называется. А юная русалка на заднем плане случайно в кадре оказалась; она не мне позировала. Тут не так просто выбрать момент, когда никто никому не позирует.
В профиль, кстати, вылитый С. П. Королёв. Я сбоку подходил, так сперва ошибся.
Поблизости начинается «исторический бульвар», на котором сохранилось несколько зданий примерно начала XX века.
По Адрианопольскому мирному договору, заключённому в результате этой войны, Россия получила черноморское побережье от Тамани до Поти (то есть включая и территорию, на которой в 1838 году основали город Сочи). Сломанный якорь, видимо, имеет глубокое символическое значение, но пушка всё равно выглядит немного странно.
Ещё на бульваре есть 2 памятника Пушкину.
Один находится возле библиотеки имени А. С. Пушкина и поставлен в 2012 году к её столетию
Второй посвящен столетию смерти поэта, которое с размахом отмечалось в 1937-м
Наверное, это два самых близко стоящих уличных памятника Пушкину. Между ними примерно 120 метров.
Ну да, здесь вам не тут. Всё серьёзно. Звёздно. На бульваре, например, никаких несолидных средств передвижения вроде велосипедов-самокатов, не говоря о туктуковом извозе. Тут положено тусоваться степенно. Сдаётся мне, из всего побережья уважающему себя человеку пристало отдыхать только в центре Сочи. Всякие там Адлеры и Лоо – для голодранцев. А хипстеры как дома почувствуют себя в прикидывающейся либеральной, но по сути глубоко конформистской Имеретинке :).
Заканчивается бульвар большой парковкой на Театральной площади.
Интересная особенность этого театра – у него нет и никогда не было собственной труппы. Он изначально создавался как гастрольная площадка. Благо, желающих выступить в Сочи обычно хватает.
Интересное впечатление от Сочи. Вроде, в большом городе гуляешь, а и красиво, и зелено. Непривычно. В России – тем более.
Зачем пальме борода
Сразу за цирком на Курортном проспекте находится сооружение, которое я бы ни за что не прошёл мимо. Нижняя станция канатной дороги.
Канатка построена в 1978 году для обслуживания Сочинского парка-дендрария: выхода в город с её верхней станции нет. Там нужно либо покупать билет и отправляться в дендрарий (250 рублей), либо спускаться в кабине же обратно за ещё 300 рублей.
Рейс наверх был заполнен под завязку. Кажется, даже не все желающие смогли уехать. Ничего себе «низкий сезон». Мои попытки поснимать по дороге через грязное стекло оказались вполне тщетными. Но в них и вовсе не было необходимости. Потому что верхняя станция выглядит так.
Наверху её – смотровая площадка. И поскольку это вершина небольшого холма, то виды на 360° вокруг.
Приятная неожиданность, однако. Сочи всё больше радует. В городе есть как минимум ещё одна канатка и фуникулёр. Но они предназначены для доставки на пляж и обратно обитателей конкретных пансионатов, так что воспользоваться ими не так-то просто. Я за недостатком времени даже не пытался.
Дальше всё же в дендрарий. Как ни крути, на 50 рублей дешевле :).
Народу немного, тепло, солнечно, зелено, птички поют… Можно просто сесть и любоваться по сторонам; есть места с просто-таки выдающимися видами… Но хочется обойти и посмотреть всё, что тут есть. Хотя «всё» – это очень сложно.
По ощущениям, вокруг поздний август, когда лето уже готовится к добавке «бабье». А на календаре 20 октября. Хотя в этот день и в Москве, как мне рассказали, случился рецидив лета – можно было загорать. Но в Сочи всё равно зеленее.
Пальмой в Сочи вряд ли кого удивишь; их и вне дендрария хватает. Но тут не простые пальмы, а именные – целая «аллея мэров». Приедет, бывало, какой-нибудь импортный градоначальник в Сочи, заведут его, ничего не подозревающего, в парк и лопату в руки суют: сажай, мол. Чаще всего, конечно, из других курортных городов приезжали. Мэров Римини тут аж трое отметилось. Из прочих итальянских городов нашёл Чезену и Феррару. Есть и менее ожидаемые: Хельсинки и Улан-Батор. А единственным лично знакомым мне городом оказалась Ментона.
Большого разнообразия видов пальмы я не отметил. Преобладают, видимо, устойчивые к местным условиям (тут хоть и субтропики, но «минус» зимой не редкость). А для тепла они носят модные нынче «бороды» из старых листьев.
Скорее всего, это какие-то трахикарпусы, но пальмовед из меня никудышный. Пытался по виду плодов определить, но тщетно.
С другими растениями как-то проще.
Её мне и определять не пришлось: у этого куста табличка была. Так что всё же осень: ягодки в основном поспели или близки к тому. Из растений, которые и без ягодок способны привлечь внимание, в дендрарии меня больше всего заинтересовали пробковые дубы. Я их нашёл, но снимать там было темно. А секвойи и эвкалипты пропустил. Сложно увидеть всё: глаза разбегаются, да и планировка не самая простая.
Прелесть парка создают не только растения, но и объекты рукотворные.
Виллу построил в 1899 году для себя основатель парка, С. Н. Худеков, и назвал в честь супруги. Парк был заложен ещё раньше, в 1892 году. То есть ему уже больше 100 лет. Не Падуя, конечно… так ведь и на статус Всемирного наследия не претендует пока.
Скульптурное украшение виллы (и, отчасти, всего парка) отлито по заказу Худекова во Франции. Например, фонтан «Амуры».
Русско-народный фонтан «Сказка» появился позднее, в 1969 году.
Фигура бассейна «Купальщица» – тоже француженка.
Равно как и «Мальчик с рыбкой», созданный, как пишут, по мотивам работы Андреа Верроккьо (автора конного памятника Коллеони в Венеции).
Нынешнее весьма благополучное состояние парковых объектов – результат недавней реставрации. Виллу, например, уже после Олимпиады открыли. Сейчас всё выглядит почти безупречно. 250 рублей за такую красоту совсем не жалко. Тем более, что помимо холма у дендрария есть низменное продолжение по другую сторону Курортного проспекта.
Нижний парк довольно компактный и, по сравнению с верхним, малость сумрачный. Потому что зарос он сильно, а обращённого к солнцу склона нет.
Заборчики не просто так, а потому что тут ещё всякая живность обитает. Кое-какая ограничена заборчиком, часть живёт в вольерах (и видно их плохо), а некоторым дозволено гулять по территории свободно.
Куры, видимо, заодно и роль «санитаров леса» выполняют, поклёвывая вредителей.
Далеко не всё я успел обойти: время уже начало поджимать. Хотелось успеть на последний рейс кораблика.
На закате
Дагомыс – это курортный посёлок в составе Сочи. И названный в честь него прогулочный катамаран. Единственное судно, выполняющее ежедневные регулярные рейсы – по крайней мере, в октябре.
На борт пустили вовремя, но долго не отчаливали: может, дожидались опаздывающих пассажиров. Но если кому сильно приспичит, то катерок можно арендовать в любое время. Их в акватории полно стоит; ещё и зазывалы на дальних подступах к порту работают.
Катерки многие, судя по конструкции, сделаны специально для видовых прогулок компанией: с поднятой повыше пассажирской палубой.
Для серьёзных людей в наличии суда посерьёзнее.
Входит в сотню самых крупных яхт, а по роскоши, по слухам, способна и на десятку претендовать. Хозяин её достоверно неизвестен (формально принадлежит оффшорной компании и ходит под флагом Багамских островов). Такая таинственность порождает массу спекуляций по поводу реального владельца судна… наверное, небезосновательных. Пожалуй, не так много есть людей, кому может понадобиться супер-яхта в Сочи.
Стоит она ровно на том месте, где стоял отправляющийся за «чёрт-побери» теплоход «Михаил Светлов» в фильме «Бриллиантовая рука» (на самом деле судна с таким названием в Черноморском морском пароходстве никогда не было). Следуя на посадку, семейство Горбунковых проходило по пирсу перед Морским вокзалом, где стоял другой красавец-лайнер «Победа» (на нём тоже проходила часть съёмок).
Теперь в этой части акватории марина для малых судов, так что большому кораблю уже не причалить.
«Дагомыс» ходит не очень далеко на юг (за час успевает вернуться). Снимал я много, но всё же выдающейся морской панорамой Сочи похвастаться не может. И много брака из-за качки. Так что в итоге кадров я оставил чуть-чуть.
На следующем снимке хорошо видна трасса канатной дороги. Справа дома, рядом с которыми нижняя станция (правее цирка), а на холме – башня верхней станции и опора.
Низкое солнце начало давать эффект «дорожки на волнах» при отражении от остекления зданий.
Это снова Hayatt Regency «засветился». Приметное здание
На переднем плане башня жилого комплекса «Александрийский маяк», а за ним видны
крестообразно расположенные корпуса Российского международного олимпийского университета
Возникает вопрос, не жирно ли университету такое здание на 500 студентов? Жирно, конечно. В основном козырно расположенная недвижимость сдаётся под гостиницы (студенты на время учёбы могут арендовать апартаменты в одной из них). Так что кормиться на Олимпиаде можно и после её окончания.
Единственный российский черноморский круизник я застал в порту. Маршрут его Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи. Летняя навигация уже 2 недели как закончилась, но в док на ремонт его пока не отогнали.
850 пассажиров вместимость. Весьма скромно по сравнению с тем, что ходит по Средиземному морю. Судно это построено в 1971 году как автомобильно-пассажирский паром. Ну, не знаю, что за круизник может получиться из парома. Проверить бы… Но что-то дороговато. Тем деньгам, что тут просят, я точно найду лучшее применение. Даже круизы в эту цену есть куда интереснее. И наверняка комфортабельнее.
Квантовая киношка
Но ещё не закончилась моя прогулка по Сочи. Совсем не далеко от порта на берегу реки Сочи находится парк отдыха и развлечений «Ривьера». Начинался он как частное имение, проданное в 1901 году городу разорившимся купцом Хлудовым.
Название парка довольно точно отражает его суть: очень напоминает курортную набережную. Всякая ерунда для туристов и множество парковых аттракционов. Чего тут только нет! Весёлые тиры, комнаты страха, 2(!) музея ретроавтомобилей, парикмахерская… И, конечно, колесо обозрения.
Даже филиал дельфинария есть и цирк с конями конный театр. В театре Шекспира с Чеховым не ставят, а в основном просто катают на лошадках.
Реальность как иллюзия
Помнится предыдущий мной виденный рекорд в этой области был 10D – в Паттайе. Что ж, наука не стоит на месте. И пока физики в рамках теории суперструн осторожно рассуждают о 10 измерениях, прикладная облапоника шагнула далеко вперёд.
После ужина в столовке Red Buffet (добротно, но дороговато) последний на сегодня квест – доехать на автобусе до своей деревни. Чтобы разобраться где садиться, потребовалась помощь местных жителей: Яндекс тут бессилен. В районе вокзала движение автобусов нетривиально организовано. Оказалось, что нужно идти к вокзалу, хотя в сторону Адлера, по логике, следует садиться на другой стороне улицы (там тоже есть остановки). Расписание в теории имеется, но водители в Сочи – люди творческие. Если их внутреннее видение того, как должен развиваться сюжет рейса, требует закрыть двери и отправиться (или напротив, постоять подольше), стеснять себя узкими рамками канона они не станут. Не так воспитаны.
С электричкой было бы в чём-то проще, но тащиться потом от станции не хотелось совсем. Да и экономия, опять же.
< Слова на букву «А» | Страна Забория > |