Давненько
Давненько я не брал в руки… авиабилет из «Домодедова», самого ближнего ко мне московского аэропорта. Больше 2 лет минуло с тех пор. Уже даже и нет тут тех мальтийцев, давно перебрались они в «Шереметьево»… Нынче мне просто не захотелось тащиться чёрт-те куда ради коротенького путешествия. Хотя «Победой» было бы немного дешевле.
Ну что новенького… Остановку автобусов снова перенесли (на место, где она уже была прежде), а в остальном картина знакомая: перманентная стройка. В Вероне с привокзальной площадью меня до глубины души обидели, так хоть тут всё хорошо.
Так-то аэропорт ещё летом во время футбольного ЧМ отрапортовал о приёме рейса в этом «терминальном сегменте T2», но тем дело и ограничилось. Так он и стоит пустой, но с телетрапами. Помнится, потом объявили, что настоящее открытие откладывается до ввода в строй новой ВПП. Её тоже давненько уже должны были закончить. Как-то обидно: деньги колоссальные потрачены, а ничего не работает.
Сама полоса на дилетантский взгляд выглядит готовой, а рулёжные дорожки – нет. И… никаких признаков ведущихся работ: контракт с подрядчиком расторгнут. По актуальной на май 2019 года информации, может быть, в этом году строительство возобновится.
Существующий терминал ещё прошлым летом радикально переустроили, сделав общую (для внутренних и международных вылетов) зону досмотра на 2-м этаже. На 1-м в результате появился просторный зал с диванчиками и видом на лётное поле в «чистой» зоне. Раньше тут были едальни и много народу. Теперь после досмотра народ сразу расходится по конкорсам, а тут почти никого нет.
По-моему, стало удобнее. Укрупнение, по идее, способствует равномерности загрузки и уменьшению очередей на досмотр. А в «Домодедове» сейчас и без того не особенно много народу. По какой-то причине перевозчики отсюда в последнее время разбегаются (Air Malta – это было только начало исхода), и пассажиропоток падает. При том, что в «Шереметьеве» и «Внукове» он значительно растёт. Мне как пассажиру вроде только лучше (меньше народу – больше кислороду), но примешивается какая-то досада. Всё же единственный частный московский аэропорт. А это, как минимум, вызывает уважение.
На регистрацию моего рейса очереди не было. Хотя все проходили через стойку: онлайн-регистрации на этот рейс отчего-то не было вовсе. Перевозчик нынче – прежде незнакомый «НордСтар». Небольшая авиакомпания, занимающая по количеству перевезённых пассажиров 15-е место в России. В принципе онлайн-регистрация у неё существует, но не для меня сегодня.
Тут у нас телетрап, получается, а рейс этой авиакомпании в Минводы, который на 5 минут позже в расписании, под автобус поставили. Да мне сегодня везёт!
Самолёт на снимке старенький, летает он уже 21-й год. Внутри сохранились надписи на немецком: прежде борт работал в TUIfly. Первый ряд эконома оказался пустым. Во втором – я и дядька по другую сторону прохода. Бесплатно сюда не сажали, поскольку загрузка неполная; процентов 70 на глазок. Я решил потратить лишних 300 рублей за выбор места и тем обеспечил себе не только стратегическую позицию у окна, но и свободный ряд. Неплохая сделка как будто.
Лететь 2 часа; из увеселений (помимо видов из окна) – «прохладительные напитки». На выбор вода с газом и без газа, а также лимонад (слегка разбавленный водой ароматизатор «Дюшес», судя по запаху, который моментально разнёсся на весь салон). Вода, кстати, брендированная. Так себе, никакая. Да и в целом от авиакомпании впечатление аналогичное: никакая она. Не радует и не печалит. Даже включенный в минимальный тариф багаж не отмечу как достоинство, потому что 28 октября (то есть уже очень скоро) и эта халява закончится; останется только ручная кладь. И в недостатки при невысоких в общем-то тарифах это не запишешь.
Да, сложные настали времена для любителей таскать с собой много вкусного, особенно жидкого.
И ещё окна очень грязные. На мойке самолётов явно экономят. На тёмном и пёстром снимке «Домодедова» это не так заметно, а попытка мимолётом запечатлеть Туапсе оказалась провальной. И уже на заходе «щёлкнул» Адлер – вся картинка в пятнах и разводах. Разумными усилиями не вычистишь.
На посадку в аэропорт Сочи, расположенный в долине реки Мзымты (на снимке),
заходят только со стороны моря
Международный аэропорт Сочи (он же – «Адлер») со своими 6 с гаком миллионами пассажиров в год занимает в России 5-е место, уступая только трём московским и «Пулкову» (правда, уступая кратно). На первый взгляд выглядит очень цивильно – нормальный провинциальный европейский аэропорт. Причём существующее здание начали строить ещё в 1989 году (строили долго и закончили только в 2009-м).
До гостиницы меня должен был довезти автобус маршрута 57к. Обхожу остановки (а там всё культурно, имеется даже табло) – нет его нигде. А вошедшие в туристические легенды сочинские таксисты, надо сказать, очень живо интересуются пассажирами, которые не шагают уверенно с лицом из стройматериала, а выглядят немного растерянными. Я одному и объяснил, чего ищу. «Нет, – говорит, – его. Отменили». Однако этой публике доверять в таких вопросах едва ли стоит. Сказал бы, что соврут недорого возьмут, но ведь возьмут на самом деле как раз очень дорого :).
Так я и не смог выяснить судьбу этого маршрута. Ни на сайте городского перевозчика (а его вскорости совсем отключили за неоплаченный хостинг), ни в городе на остановках ничего про отмену не было. И самого автобуса с таким номером я ни разу не видел. Загадочная история в духе, как я потом понял, общего сумбура с муниципальным транспортом в Сочи. Такси, впрочем, вышло недорого, поскольку гостиница у меня была минутах в 10 езды всего. Главное, самому вызывать, а не договариваться с теми, кто ловит пассажиров непосредственно в аэропорту. Да, они вполне торгуются, но далеко не до тех сумм, что дают приложения.
Первое впечатление от города – дороги. Хорошие дороги. Развязка дороги в аэропорт и горный кластер с основной магистралью, соединяющей центр Сочи с Олимпийским парком, настолько замудрёная, что и в Москве таких мало. Я бы с удовольствием её снял, но сделать это довольно затруднительно (неоткуда).
Построили всю эту красоту к зимней Олимпиаде 2014 года. До этого, как таксист мне рассказал, ездить тут было зачастую совсем грустно.
Имеретинка
Итак, Сочи. Всемирно (с 2014 года уж точно) известный курорт, самый южный город России на Чёрном море. 439 тысяч населения (в значительной степени занятого в индустрии гостеприимства). Административно относится к Краснодарскому краю (Кубани), но воспринимается как-то отдельно от него. Причём не только со стороны, но и самими горожанами тоже. Сочи не Кубань; Сочи – это Сочи. Общероссийский город, «летняя столица». Даже лёгкий налёт космополитичности в нём есть. Возможно, это с недавних пор. Не знаю: я-то ведь впервые здесь.
Большой Сочи вытянулся аж на 140 километров побережья, разрезанного множеством сбегающих с гор рек и речек. Это не сплошной город (особенно в северной части), а, скорее, агломерация. Сложно сказать, насколько есть резон считать Сочи одним городом. Его части вполне себе известны как отдельные курорты. Где отдыхали? – В Дагомысе (Хосте, Мацесте, Адлере…) Знакомые ведь всё названия, правда? А это всё формально районы Большого Сочи. Довольно отличные друг от друга, надо сказать.
Имеретинская низменность – самая южная часть сочинского побережья, от реки Мзымты до реки Псоу (границы с Абхазией). Действительно низменность: примерно 13 квадратных километров без выраженного рельефа, что для Сочи нехарактерно. Именно здесь находятся все олимпийские объекты прибрежного кластера, да и вообще район в основном застроен буквально вот-вот недавно.
Гостиниц много (как, наверное, везде в Сочи), и в несезон (как сейчас) цены божеские. Вполне пристойный (даже с балконом) одноместный номер без корма в простенькой гостиничке обошёлся мне по 800 рублей за ночь. Пару звёзд ей, по-моему, вполне можно дать, хотя на «букинге» она стоит всего с одной. Хотя я же ещё заплатил 20 рублей туристического налога. По 10 за первые 2 ночи, а с третьей он уже не берётся. Не так давно и в России появился такой сбор. Говорят, народ возмущается, отказывается платить. Мне-то это дело вполне привычное, так что возмущения не вызывает. И не по 10 рублей платить доводилось. Ещё важная особенность дешёвых сочинских гостиниц – они все просят частичную предоплату. Переводом на счёт физлица, что, вообще-то, незаконно.
Название у гостиницы было довольно неожиданное: «Море». По факту до моря там ещё топать и топать: первая и вторая линии заняты более фешенебельными заведениями. Но зато совсем рядом пруды. Только не смейтесь, они называются Чистыми.
Тут сразу несколько знаковых зданий видно. Справа – стилизованный под замок отель «Богатырь». Он прямо в «Сочи Парке» находится, аттракционы которого рядом выставляются. Высокий рассечённый купол слева – крыша олимпийского стадиона «Фишт» (реконструированного в футбольный). Закрывает вид на него ступенчатое здание образовательного центра «Сириус» (бывшая гостиница Azimut). Это интересная штука. Своего рода лагерь для детей, проявивших свои таланты в науках, искусствах или спорте. Школьники со всей России приезжают туда на месяц не просто отдыхать, но учиться, экспериментировать, тренироваться, творить… Всё бесплатно; какой-то околоправительственный фонд этим занимается.
Сейчас к бывшей гостинице мастерят какую-то круглую пристройку – на вид, небольшая спортивная арена, но, может, и синхротрончик детишкам побаловаться.
И, конечно, хотя это и низменность, горы всё же рядом. Я наслаждался.
Время, как видите, уже вечернее. Пока доехал, пока заселился – уже и темнеть начало. Октябрь ведь; день хорошо на убыль пошёл. Затевать дальнюю прогулку смысла уже не было, так что пошёл я просто по окрестностям гулять. В сторону Олимпийского парка как раз.
Купальный сезон в Сочи, похоже, только-только закончился. Плавающие люди порой попадались, но вся пляжная инфраструктура уже не работала. Убрать на зиму лежаки-зонтики ещё не успели.
Наверное, там народ из «Сириуса» что-то химичит.
Хлеб и зрелища
С едальнями, понятно, в Сочи дело обстоит замечательно. Много их. В низкий сезон не все работают, но довольно и открытых. Для туристических городов типично, что почти нет постоянного контингента гостей. Это мало мотивирует держать планку качества. Но выручает интернет, где люди пишут отзывы. Менеджменту стимул и обратная связь, а нам, потребителям – помощь в выборе (если умеешь отзывы правильно читать, а это отдельное искусство).
Дабы отметить приезд, я подобрал одно заведение далеко от гостиницы. Как раз хорошенько прогуляться вдоль моря, ибо погода радовала. Название заведения обещало специализацию на хинкали и ещё одном более-менее местном изобретении. Хинкали я люблю, но здешние не поразили ни количеством, ни качеством. А другое блюдо не принесли. Точнее, как оказалось, принесли, но почему-то не мне. Хотя заказывал я. Всё экономия :).
В общем, не совсем удалось отмечание приезда, но это не могло омрачить моего благостного расположения духа: тепло, море и горы. Что ещё нужно для полного туристического счастья? Что-нибудь «этакое», наверное. И его тут есть! Но за ним нужно отправляться после ужина в Олимпийский парк. Как раз по пути.
Олимпийский парк – это те примерно 90 гектаров, где построили олимпийские спортивные сооружения прибрежного кластера. А чуть позже – трассу «Формулы 1». Эта трасса здорово затрудняет перемещение по территории, поскольку переходить через неё можно только по мостам, которых мало. Удобнее всего в центр Олимпийского парка, на Олимпийскую площадь, заходить примерно со стороны «Фишта» и «Сочи-Парка», но я шёл со стороны Мзымты.
Зато вот чего видел по пути (снял на телефон)
Наверное, неспроста он работает только до полуночи. А с 12-м ударом часов VIP-туалет-WC превращается в дощатый сортир :).
На Олимпийскую площадь вечером идут в основном ради фонтана. С 8 до 9 вечера каждый день тут дают светомузыкальное шоу. Во всяком случае, в октябре именно такое расписание.
Даже много круче, чем в Чайковском :). Красота неописуемая.
А ежели не сбоку смотреть, а фронтально, то там ещё и подсветка «Фишта» в игру включается. Но фонтан и стадион между собой никак не согласованы.
Фонтан выполнен в виде «лебедя» с длинной шеей, как бы обнимающего своими крыльями круглую чашу фонтана. Весьма условно, конечно. И видно, что народу не так чтобы сильно много (всё же вторая половина октября – уже даже не «бархатный сезон»), но есть.
Прелесть представления, конечно, видео лучше передаёт.
Едва я этот ролик на YouTube выложил, мне тут же (через секунды) прилетело 2 уведомления о нарушении прав на песни Майкла Джексона. Гугл бдит, однако. Но это со мной не впервые, так что я сразу написал протест, что, мол, использую защищённый авторским правом контент добросовестно. Посмотрим.
Вообще, для меня отбить претензии – сугубо вопрос принципа, поскольку устроенная правообладателями вакханалия в области копирайта мне совсем не по душе. А для тех, кто монетизирует свои видеосъёмки, заботливо привлекая зрителей-подписчиков, это ещё и шкурный вопрос. Потому что прозвучит случайно в кадре пара тактов из Billie Jean – и всё, ты успешно перенаправил деньги (которые платит за показ рекламы YouTube хозяевам популярных каналов) из своего кармана в карман купившего права на песню Джексона дяди.
Добавлено позже. Не без хлопот и небыстро (пришлось поштудировать закон и подавать апелляцию, поскольку протест сначала отклонили), но наезд я отбил.
Шоу мне очень понравилось. Я на следующий вечер специально сюда снова заглянул.
На противоположном фонтану краю Олимпийской площади стоит Стена чемпионов. Традиционная для олимпийских арен штука. Например, в Инсбруке я аналогичное сооружение снимал. Только там это небольшая доска, потому что и Игры тогда были куда компактнее. А тут изрядная такая стена с квадратными табличками на каждого чемпиона Зимних Олимпийских игр 2014 года. Таблички и сами по себе халтурно сделаны (многие уже облезли и выцвели; даже скандальчик был по этому поводу), и, кажется, от вандалов некоторые пострадали.
Кто-то из них уже, в общем-то, и не чемпионы даже… А один так вообще уникум: в России олимпийский чемпион, а во всём остальном мире – нет. Цирк, да и только. Только клоуны несмешные.
На одной стороне наши чемпионы, написанные кириллицей, а на другой – иностранцы. Написанные, соответственно, латиницей – даже украинки и Домрачева.
Мне таки интересно: создатели стены что-то уже знали, помещая
Домрачеву и Бьёрндалена рядом, или это случайно получилось?
Чтобы туристы не оголодали во время представления, на территории есть несколько киосков. Только цены там после футбола забыли вернуть на общечеловеческий уровень. В целом-то в городе аппетиты у кормильцев-поильцев вполне разумные – пожалуй, немного скромнее, чем в Москве.
В 9 часов шоу заканчивается, и наступает черёд заработков у извозчиков. Поскольку общественный транспорт в Сочи – это явно не то, что использовать приезжему человеку удобно (в большинстве случаев). С воображаемым автобусом я сегодня уже столкнулся. Поздним же вечером рассчитывать покататься по дешёвке в особенности наивно. У Олимпийского парка туристов ловят сначала электрические повозки типа «тук-туков». Только они очень тихие (электрические ведь), так что называть их «тук-туками» язык не очень поворачивается. Далеко они не ездят: максимум в Адлер.
Чуть подальше, на дороге, и обычные такси стоят – поджидают. Много. А мне оно ни к чему: от фонтана до гостиницы по прямой 2,4 км. Примерно 2,6 с учётом дорожных извилистостей. Полчаса бодрым шагом по приятной вечерней прохладе.
Подсветка – это вообще то, за что Сочи заслуживает комплиментов. Только я мало снимал ночью. Конечно, можно было взять с собой монопод. Но он хоть и карбоновый, с точки зрения перевозки в ручной клади – вещь несколько рискованная. Прозорливые люди из службы авиационной безопасности могут догадаться, что я с его помощью собираюсь захватить самолёт и угнать его в Лабытнанги.