8 июня 2022 (среда). Северобайкальск – Нижнеангарск (МСК+5)

Поезд 072 Иркутск-Северобайкальск прибыл на свою конечную станцию на 1064-м километре БАМа точно по расписанию в 9 часов 10 минут. Первая ночь под стук колёс позади. Всего лишь первая, а мне что-то уже до чёртиков это дело надоело. Впереди несколько часов прогулки, что не может не радовать. Ещё бы погода радовала, но нет: те же утренние 6 градусов, что и вчера, и на сей раз без выраженных перспектив потепления. Пожалуй, малость переборщил я с непоиском лёгких путей.


Привокзальная площадь с памятником строителям БАМа и Северобайкальска

Смотри-ка, +7 табло показывает. Всё равно как-то очень-очень зябко. А я взял с собой только самую лёгкую свою куртку. Думал, что лето.

Северобайкальск находится на широте Москвы. При этом он приравнен к районам Крайнего Севера с вечной мерзлотой и прочими сибирскими прелестями. Ещё на подъезде я отметил, что с Байкалом южным контраст по природе заметный. Пышной растительности Листвянки нет и в помине. Деревья реже и мельче. Кстати, это уже и не Иркутская область. Север байкальской «ривьеры» относится к Бурятии.

Кораблик на верхушке памятника символизирует не навигацию по Байкалу, а то, что проектировали и строили Северобайкальск ленинградцы. Стройка-то была всесоюзная, и на БАМе было заведено, чтобы за каждую крупную станцию отвечала какая-нибудь союзная республика, а также города Москва и Ленинград. Прочие регионы РСФСР занимались станциями поменьше. Так что понятно, почему одна из главных улиц Северобайкальска, начинающаяся на привокзальной площади аккурат напротив памятника, именуется Ленинградским проспектом.

Само здание вокзала одновременно напоминает и волну (тут можно усмотреть намёк как на Питер, так и на Байкал), и местный памятник первопроходцам БАМа в виде бетонной палатки, до которого я не добрался.

Нижнеангарск (109,6° в. д.)

План на сегодня такой: первым делом на автобус и в соседний Нижнеангарск. Вернуться с максимально возможным запасом времени на собственно Северобайкальск. Остановка прямо на привокзальной площади – удобно. Щит с расписанием рейсов заранее найденную информацию про каждые полчаса подтверждает… однако время идёт, а транспорта нет как нет. Не Италия, чай (по климату-то уж точно), где же автобус?! Местная девушка подсказала, что после окончания учебного года он ходит только раз в час. Забавно, что вчера в Падуне я потерял полчаса ровно по той же причине.

В общем-то, не так уж далеко ехать; может, такси взять? Однако «Яндекс» машину не даёт, другие онлайн-сервисы тут вообще не работают, а стоящие у вокзала таксисты задирают цены немеряно даже по сравнению с мироедским «Яндексом». Ладно; стоим, ждём.

Автобус пришёл старенький капотный КАвЗ. Неожиданно. Но поскольку мне не шашечки, то спустя каких-то полчаса я высадился на берегу Байкала если о чём-то и сожалея, то только о том, что не взял с собой одёжку потеплее.


Считается, что это байкальская нерпа

На самом деле, вообще непохоже, но на тот момент я этого не знал. Другой памятник поблизости оказался куда правдоподобнее, поскольку для него взяли реальный объект увековечивания.


Ан-2, полагаю, все узнали

Идея понятна: при строительстве БАМа (да и вообще на Северах) при почти полном отсутствии нормальных дорог роль малой авиации трудно переоценить. Однако ради «аннушки» я бы сюда точно не попёрся. К слову сказать, небольшой региональный аэропорт в Нижнеангарске есть (именно в нём случилась катастрофа с Ан-24 «Ангары», что я намедни упоминал). И рейсы из Иркутска выполняются. Но, во-первых, не каждый день. Во-вторых, билеты дороговаты. В-третьих, к моменту, когда я это выяснил, плотина Братской ГЭС уже успела пустить корни в моей душе.

Одна из всего двух стоящих внимания достопримечательностей Нижнеангарска – краеведческий музей – находится через дорогу от самолёта. Стоять у его закрытой двери, ожидая, пока мне откроют, пришлось несколько минут. Как раз пока расскажу, что это за место такое.

Прежде всего, Нижнеангарск не город, а всего лишь посёлок. Своего герба ему, таким образом, не положено. Но есть герб у Северо-Байкальского муниципального района, центром которого Нижнеангарск является (справа). Герб не совсем официальный: районными депутатами он проголосован, но в реестр не внесён. И внесён не будет, потому что даже я вижу в нём косяки не только с цветами, но и с ничем не оправданным полурассечением. Что «дизайнер» опыта имеет примерно неделю, тоже заметно. Что ж, делано наспех – и сделано насмех (народная мудрость). Впрочем, если оставить только ту часть, где солнышко и рельсы, и исправить цвета, получится симпатично. Хоть и банально.

Ещё у посёлка реально странное название. Ангара, напомню, начинается у Листвянки, течёт через Иркутск и Братск на север, потом заворачивает к западу и впадает в Енисей. Нижняя Ангара – это город Новоангарск в 1000 километров отсюда. Откуда бы взяться Нижнеангарску возле Северобайкальска? А дело в том, что на свете есть ещё река Верхняя Ангара, которая не вытекает из Байкала, а как раз впадает в него тут неподалёку. От неё-то вся неразбериха и пошла. Есть две основные версии: одна говорит, что Нижнеангарск получился из Верх-Ангарского Нижнего зимовья (было ещё Верхнее), другая утверждает, что так село назвали, просто потому что оно находилось ниже Верхнеангарского.

Так или иначе, полуофициально историю Нижнеангарска возводят к Верхнеангарскому острогу, построенному казаками в 1646 году совсем в другом месте.


Реконструкция на тему острога в музее, куда меня наконец-то впустили

Фактически истоки поселения на месте современного посёлка теряются во мраке веков. Не слишком далёких: глубже века XIX надёжно они не прослеживаются. Дата основания 1643 год, которая порой попадается в источниках, оснований под собой не имеет. Если по предметам материальной культуры в музее смотреть, так тут до начала XX века ничегошеньки не было.

Хотя чего ожидать от местных краеведов? Они ведь не историки. Не знают даже, что нужно проверять источники, прежде чем вешать распечатку картинки из VK с фейковой цитатой Сталина.


Кажется, Упоротый лис необратимо изменил всю таксидермическую индустрию

Экспозиция оказалась неожиданно большой, и я потратил на неё больше времени, нежели рассчитывал. Уйти не досмотрев значило бы смертельно обидеть смотрительницу (я ей и так уже сказал про недостоверный материал), да и уплачено. Так что на вторую достопримечательность времени осталось маловато. Заковыка с ней в том, что до неё топать 4 километра (и столько же обратно). В хорошую погоду при наличии времени – вообще не вопрос. Но сейчас всё подталкивало меня к неспортивному поведению. Нашёл номер, вызвал, сообщив, что жду у военного мемориала.


Это здесь

Кто ж знал-то, что в посёлке с населением меньше 4 тысяч человек есть два памятника павшим землякам?! К счастью, водитель сравнительно быстро сориентировался, не обнаружив меня у другого из них. И доставил меня к…

… аляповатой конструкции, сваренной из водопроводных труб (к сварщику вопросов нет). Прошу любить и жаловать, памятный знак «Самая северная географическая точка озера Байкал». 55°47′ северной широты, 109°35′ восточной долготы. Находится эта штука на конце длинной песчаной косы, отделяющей собственно Байкал от мелководного залива Ангарский сор. Фактически, лагуны, образовавшейся благодаря плоскому рельефу при впадении Верхней Ангары. Южнее косы и продолжающей её цепочки длинных узких островов расположен собственно Байкал, севернее – Ангарский сор. Который, впрочем, тоже должен бы считаться частью озера. То есть «самая северная точка» – она как бы не совсем самая. Просто в болоте, у которого и берега-то чёткого нет, края не найти. Так что поставили железяку тут, чтобы было удобно чекиниться. Да и таксисты местные чтоб без работы не сидели.

На мыс я попал в самый туман. Светлая полоса далеко на юге намекала, что в скором времени распогодится. Не настолько, увы, скором, чтобы я мог его тут дождаться. Да ещё какие-то мелкие бабочки меня всего облепили. У них как раз вылет был. Скорее всего, ручейники. Они очень прилипчивые (пристроившись на тебе, улетать уже категорически не желают) и нежные. Попытка стряхнуть их с одежды рукой приводит к тому, что они размазываются. После этого только в стирку. Однако рыбаки радовались: в озеро эта дрянь сыплется тоннами, поэтому рыба (мелочь, а за ней и крупный омуль) в такие дни подходит пировать близко к берегу.

Кстати о насекомых. В прошлом году ехал в Киров в беспересадочном вагоне Северобайкальск-Москва. Поинтересовался у проводника, как у них летом обстоит дело с кровососами. Комары ещё полбеды, а всякий прочий сибирский гнус может доставить и побольше неудобств. По факту никто меня сильнее ручейников не доставал, как проводник и обещал.

В воздухе почему-то пахло солёной рыбой. Да, именно солёной.


Через небольшой пролив виднеется остров Лидо-ди-Нижнеангарск Ярки
длиной 11 километров при не превышающей 200 метров ширине

В 500 рублей мне обошлись покатушки туда-обратно с ожиданием. Наверное, можно было попробовать поторговаться, но с местными ценами на такси я уже познакомился и знал, что они отличаются неумеренностью.


Владимирская церковь

Если «Яндекс» не обманывает, это единственное культовое здание в Нижнеангарске. Похоже, повышенной набожностью его жители не отличаются.

С обратным автобусом повезло больше: ждать пришлось всего минут 10.

Северобайкальск (109,3° в. д.)

Если бы в Нижнеангарске была камера хранения, можно было бы не мотаться туда-сюда, сэкономив на этом время. Но экономия бы вышла не особенно большая, а камеры хранения всё равно нет. На осмотр Северобайкальска у меня осталось времени в обрез, но там и не особенно много есть на что смотреть. Я, признаться, больше намеревался желудок усладить добропорядочным обедом, нежели глаз – всяческими красотами. Но красоты решили не дать мне ими проманкировать и самочинно впёрлись в кадр.


Поди не впусти этакую-то махину

Паровоз на станции или поблизости – общее место. Однако на БАМе, который в основном строился в позднесоветское время, видеть их несколько странно. Тут ведь даже паровозных депо никогда не было. Видимо, вокзал без паровоза – что музей (см. выше) без чугунного утюга. И в данном случае это не какая-нибудь попса, а довольно-таки редкая машина П36 – последний советский пассажирский локомотив на паровой тяге. Эксплуатировался он до 1974 года, то есть к Северобайкальску никакого отношения иметь не может. Его тогда ещё не было.

Рождением Северобайкальск обязан именно БАМу в качестве одной из опорных точек его строительства и дальнейшего обслуживания. Официальная дата основания – 1974 год. Ничего себе; кажется, я впервые в городе, который моложе меня. Первые дома посёлка заселили к новому 1976 году, поэтому (по недостаточно авторитетным источникам) поначалу он назывался Новогодним. Но вскоре стал Северобайкальском. Странно, что не Новоленинградском, учитывая историю строительства. С 1980 года – город. Актуальная численность населения 24 тысячи человек, в последние годы она стабильна. Северобайкальск – крупнейший населённый пункт на побережье Байкала.

Официальную трактовку элементов герба (справа) я не нашёл, но и в этом случае вполне уверен в том, что геральдическую экспертизу он не прошёл. Уложенный на бок Байкал выглядит странновато, но очень уж кому-то хотелось запихнуть его в нижнее поле. Жёлто-красная штуковина в верхнем напоминает об архитектуре вокзала (я его выше показывал). Скорее всего, именно он и имелся в виду: должен же был БАМ каким-то образом в символике герба проявиться.

Добавлено позже. Паровоз П36 со стоянки в Северобайкальске вскоре убрали, специально для этого проложив 500 метров пути. Затем его восстановят, чтобы водить ретро-поезда. А в качестве памятника поставили тепловоз ТЭ3, который не так эффектно смотрится, но с точки зрения исторической правды куда правомернее. Чуть ли не конкретно этот экземпляр работал на строительстве БАМа. Правда, нашлись какие-то экстремисты, подвинутые на чистоте станционно-паровозного жанра: в сентябре тепловоз подожгли. Внешне он вроде бы пострадал несильно.

Культурный шок дня. Но не одной только красотой жив Северобайкальск.


Встречаем: старый добрый конфузионный транс

Вообще, идея такого синтеза богата. Продам недорого варианты названия магазина «Вдова с клюкой» или «Шмурдяк VSOP».

И кстати о еде. Обед же у меня на повестке дня.


Дацан Туддэншаддубчойлин (если не выговариваете без запинки
Эйяфьядлайёкюдль, то даже не пытайтесь)

Да, именно там я собирался обедать. В теории, там есть столовая с чуть ли не самыми вкусными в городе позами. Или буузами – не знаю, как именно их тут называют. В любом случае, столовая не работала, так что удовлетворить у меня получилось только любопытство. И последний шанс изменить к лучшему мнение о позах я упустил.


Дуган (собственно храм)

Не знаю, много ли в основанном в 1970-е городе буддистов, но всё же это Бурятия, так что наличие буддийского культового учреждения вполне ожидаемо. Православный храм, конечно, тоже есть. Ажно целый кафедральный собор (в 2015 году создана Северобайкальская епархия в составе Бурятской митрополии). Но я до него не дошёл.

Пообедал в блинной на Ленинградском проспекте. Привычно заказал два с разной начинкой, но не учёл, что местная концепция блина отличается от привычной. Тут они гораздо толще, да и начинки не жалеют. Один-то съесть оказалось непросто. Второй забрал с собой, и в поезде он мне пригодился. Потому что в магазине неподалёку от вокзала я не нашёл ни-че-го, что можно было бы взять в дорогу. Прикупил кое-чего по мелочи в павильончике «Шаверма-филе-миньон» (шучу) на привокзальной площади. Там ассортимент худо-бедно на пассажиров ориентирован. Только я не совсем типичный с гастрономической точки зрения пассажир; жареных кур с дошиком не очень-то жалую.

Можно было ещё копчёной рыбки прикупить. К середине дня к вокзалу понаехало множество легковушек с ней. Она тут намно-ого дешевле, чем в Листвянке. Не побоюсь сказать, по вполне привлекательной цене. Поскольку рассчитана торговля на местных; на малочисленных туристах тут выручку не сделаешь. Только куда мне рыба? В поезде точить – весь вагон меня проклянёт (как минимум, соседи по купе). С собой по стране таскать без холодильника – не вариант.

А распогодилось всё-таки! До вчерашних 13 градусов, может, не дошло, но солнце появилось. «Ну и где тебя раньше носило?!» – обратился я к светилу укоризненно. Оно не ответило, понимая, что я ещё не дошёл до той кондиции, чтобы всерьёз с солнцем разговаривать. Ничего, успею ещё :).

К Байкалу сходить не успевал, да и ладно: виделись уже сегодня. Зато в небольшом парке обнаружил симпатичные кустики на поздней стадии цветения. Никогда таких не видел.

Спросил случившуюся поблизости местную даму – говорит, багульник это. Дома определил точнее: рододендрон даурский, распространённый в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Его в народе в самом деле называют багульником, но с точки зрения ботаники это другое растение.

Теперь пора двигаться дальше. Да, на поезде. А кому легко?


< Братск Тында >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *