Мерцающие голуби
Не слишком удачный опыт с поездом из Сремски-Карловцев ничуть нас не обескуражил. И в Суботицу мы всё же решили поехать по железной дороге. Рассудив, что одно дело местный путницки, и совсем другое – более дорогой InterCity. По цене приближающийся к автобусу, но всё ещё на четверть дешевле и при этом обещающий более комфортную поездку.
Так и вышло. Хотя поезд IC Белград – Прага совсем-то уж пустым не был, мы спокойно заняли свободное купе, и никто (кроме кондуктора) наше уединение до самой Суботицы не тревожил. Поезд чешский и в самом деле комфортный. Копия тех, что ходят по Германии и Италии, а не такой, каким нам довелось ехать по Чехии пару лет назад. С управлением климатом, шумоизоляцией и прочими приятными мелочами. Мы даже вздремнули, убаюканные монотонным покачиванием, ибо встать пришлось рано.
Одно плохо – идёт он всё же долго, 2 часа 19 минут, тогда как автобус на этом маршруте поспевает на 30-40 минут быстрее. Останавливается InterCity хоть и не у каждого столба, но всё же часто. На станции Бачка-Топола мы даже успели понаблюдать несколько минут за стаей голубей, кружащей высоко в небе. Они были то видны яркими белыми точками, то вовсе растворялись на фоне синевы за не особенно чистыми стёклами, когда поворачивались к солнцу головой или хвостом. Затем снова «вспыхивали» и снова исчезали как призраки.
Город сецессиона
Итак, Суботица, она же по-венгерски Сабатка. Главная гордость города – целая россыпь жемчужин стиля сецессион, пришедшего сюда из Вены в самом конце XIX века. (Считается, что в России он известен под названием модерн, но всё же венский сецессион имеет свои особенности.) Оные жемчужины встречают гостей практически с самого приезда.
Венгерский архитектор Ференц Райхл (встречается также написание Райхль) построил это здание в 150 метрах напротив вокзала в качестве своего семейного гнезда; нынче тут размещается художественная галерея.
Красота продолжается на местном «арбате» – улице с простым и незатейливым названием Корзо. Если вдруг кому-то это слово показалось знакомым, то готов прозакладывать сетевой адаптер, что это именно оно – старое доброе итальянское corso. Но в сербском, насколько я понял, Корзо в городе может быть только одно. Это главный городской променад, при этом имя собственное. Например, в Нови-Саде «Корзо» неофициально называется улица Змай Йовина.
Модерн/сецессион тут, конечно, не каждое первое здание, но порой попадается.
Наверное, Суботица – самый «несербский» город в Сербии, хотя как такое утверждать, когда не видел даже сотой части из них. Но множество красивых и явно довольно старых домов на сравнительно ухоженных улицах – это так не похоже на всё, что мы видели в этой поездке прежде. Ощущение спокойствия (что нормально для Сербии) и благополучия (что для неё куда менее характерно). Кусочек Европы, ни дать ни взять. Наверное, если бы я сказал, что город страшно продвинутый и прочим не чета, суботичане дружно согласно закивали бы.
Самый-главный-шедевр
Это, конечно же, ратуша (она же градска кућа, если вдруг кто забыл).
Построена ратуша в 1908-1910 годах (это когда строительный бум в Воеводине был) будапештскими архитекторами. Ведь Воеводина тогда была частью Венгрии. О Сербии Суботица помышляла куда меньше остальной Воеводины, поскольку венгров в этом многонациональном городе даже сегодня немного больше, чем сербов. А уж в те времена это было абсолютное венгерское большинство.
В этом месте в здании находится плохо опознаваемая «сувенирница» (в первый раз прошли мимо), откуда в полдень отправляется экскурсия по ратуше. Причём внутрь группа заходит с противоположной стороны здания, рядом с туристическим инфоцентром. Но собирается группа почему-то не там, а в магазинчике. Тут же я, кстати, купил открытку, но за маркой пришлось заглянуть на почту.
Итак, за 200 динаров (я читал про 400, но оказалось дешевле) показывают парадные помещения внутри здания и башню. Язык экскурсии по желанию; в нашем случае это был английский, поскольку кроме нас было ещё человек 5 туристов, предпочитающих именно этот язык. Мои-то спутники наверняка бы лучше сербский поняли, поскольку к нему уже немного привыкли, а с устным английским дела никогда особо не имели.
Со слов экскурсовода, одна из фигурок птиц (ворон) наверху лестницы символизирует венгерского короля Матьяша Корвина, а вторая – что-то болгарское. Сербию же… Постойте, о чём вы? Какая Сербия? Хотя она куда ближе Болгарии, о ней в ратуше Сабатки ничто не напоминает.
Вот, к примеру, зал заседаний городских депутатов. Используется поныне по прямому назначению.
На витражах – австрийские да венгерские монархи и прочий знатный люд; никаких Карагеоргиев или православных святых.
Кстати о витражах. На одном из них в холле изображена сама ратуша.
Далее в программе подъём на башню. Не особенно высоко; подъём с перерывом на осмотр небольшой экспозиции, так что неутомительный. На башне – ясное дело, виды.
Вблизи этот фонтан «под Гжель» выглядит так.
Балкон на башне по всему периметру, открытый, но с панорамой особо не размахнёшься, поскольку конструкции башни обзор ограничивают.
Эта панорама – практически программа нашей прогулки по городу. Слева вдалеке католический собор, левее центра синагога, с правого края поодаль чуть виднеется шпиль православной церкви, а совсем рядом сдвоенные башни церкви францисканцев.
Стало быть, поехали. Пошли то есть.
Четыре конфессии и тёзка-пицца
Как я уже докладывал, католический собор Воеводины находится именно в Суботице.
Дамочка, кстати, «коллега» Екатерины Сиенской, одна из всего 4 женщин – «учителей церкви» (католической, разумеется). Она испанка и Венгрии никак особо не касалась. Так что есть подозрение, что посвящение произошло реально в честь другой дамы – популярной императрицы Марии Терезии, которая ещё царствовала в момент закладки собора.
Снаружи здание выглядит скучновато, этакое «пыльное барокко». Внутри же довольно любопытная роспись, среди прочего есть реплика «Тайной вечери» Леонардо. Но всё это я видел только на чужих фотографиях, поскольку собор был наглухо закрыт. И в очередной раз возмущусь: что за манера, право – запирать храм божий?!
Может, конечно, дело в аварийном состоянии помещения. Трещины на фасаде как-то нехорошо выглядели.
На просторной площади Жертв фашизма рядом c собором большой мемориал павшим во II мировой войне.
Есть в Суботице и памятник тем, кто отдал свои жизни в другой, более поздней войне – гражданской в бывшей Югославии. Кажется, он изображает птенцов – в знак того, что погибшие были в основном совсем молодыми парнями. Поставили его в 1994-м году, а в 2000-м году добавили таблички с именами солдат, погибших в Косове. Да и 2 тысячи мирных жителей, погибших под бомбардировками НАТО, в Сербии помнят.
Суботицкая синагога – единственная в мире (по сведениям английской Википедии), построенная в стиле модерн. Если быть более точным, нынче тут не синагога, а ремонт, забор и ничего не видно.
Я бы даже с бо́льшим интересом посмотрел на православную церковь в стиле модерн, но такого дива даже Суботица, увы, не предлагает. Главный (вроде бы) местный православный храм Вознесения Господня – архитектурно ещё одна вариация на многажды виденную тему.
Внутри учитель (явно не священник) рассказывал что-то группе школьников. Причём прямо с амвона – сербы в этом смысле ребята не особенно формальные.
Денёк сегодня выдался по погоде самый, пожалуй, удачный за всю поездку. Солнечный, тёплый и тихий. Как раз для неторопливых прогулок по приятным местам.
Итого с посещением католических храмов опять пролёт. Православные же в Сербии открыты куда чаще. Хотя кого конкретно в Суботице больше – православных или католиков – большой вопрос. Кроме венгров, ещё ведь и хорваты тут живут. Может нам больше повезло бы, если бы мы отправились к «хорватской» неоготической церкви Св. Роха, которая в «официальный» список достопримечательностей Суботицы не входит. Но до неё довольно далеко.
Посмотрел картинки в интернете – снаружи симпатичная; внутри – ничего особенного.
Наконец, в Суботице есть и протестантский храм.
Табличка гласит, что располагается тут «Евангелическая христианская церковь аугсбургского исповедания». В общем, какие-то лютеране. В этих бесчисленных протестантских юрисдикциях даже дюжина цюрихских адвокатов без бутылки ракии не разберётся.
На Лютере-то аккумулятор фотоаппарата и приказал окончательно долго жить. А запасной я почему-то для разнообразия не взял. Честно говоря, я утром спросонья даже билеты на поезд не взял, но о них вспомнил, не пройдя и 300 метров от гостиницы.
Ах, да. Тёзка-пицца.
Но ужинать к тёзке мы не пошли (было рановато), а отправились обратно в Нови-Сад. Чтобы там посидеть спокойно, не думая о том, что ещё надо нынче же как-то ехать обратно. Злодремучая труба в «хостеле» на сей раз сыграла добрую службу, поскольку долго уговаривать выбраться в ресторан не пришлось даже Марию Петровну.
О, Йохан Палыч*
Но ещё до отъезда обратно, до непохода к тёзке и даже до павшего жертвой Реформации аккумулятора камеры было ещё кое-что. Хотя в Суботице мы осмотрели далеко не всё из достойного внимания, душа запросилась куда-нибудь ближе к природе. И мы отправились в Палич – курортный городок на одноимённом озере примерно в 7 километрах от Суботицы. Как правильно произносить сербское Палић – вопрос для меня не совсем понятный. Вроде, с тем же успехом можно было бы передавать это название по-русски и как «Палыч», что звучало бы несколько забавно.
Поезд в нужную сторону в расписании по станции стоял, но в кассе на попытку купить билет мне ответили что-то фонетически непередаваемое, по смыслу означающее буквально, что поезд не ходит. Альтернатива стандартная – автобус, только вот автостанция в Суботице для разнообразия довольно далеко от железнодорожного вокзала. Шли мы туда, как потом оказалось, зря, поскольку автобусы по пути в Палич (даже которые более дальние) останавливаются от вокзала метрах в 300. Ну, тут уж что поделаешь: с поиском промежуточных остановок вечная беда; мне даже в Италии их не всегда удаётся достаточно точно вычислять.
Зато в Паличе (автобус был проходящий) с выходом не ошибёшься. Прямо у большой дороги стоит весьма заметное сооружение.
Эта штуковина тоже относится к памятникам местного сецессиона. Палич – курорт с вековой историей, возникший в те времена, когда выезды на озеро «попроменадиться» только-только стали массовым способом времяпровождения.
Обширный парк за водонапорной башней – это и есть средоточие курортной жизни Палича. Там даже немаленький зоопарк есть, но он нас не особенно интересовал. Да и не работал он, скорее всего.
Нынче в парке малолюдно, но каким-то образом чувствуется, что в сезон тут гуляют толпы. И не только гуляют, но и катаются на всём, что под руку подвернётся, причём это прямо тут же можно взять напрокат. Парк ведь. Так что это мы, можно сказать, удачно зашли в тихий день.
В общем-то, озеро как озеро, ничего особенного. Видали мы и… поозёристее. Вода мутная, и купаться тут вряд ли сильно захотелось бы даже в жаркую погоду. Насколько я по картинкам потом посмотрел, тут и не купаются сколько-нибудь массово – всё больше прогулки у воды и по воде.
В общем, готовый антураж для съёмок фильмов о светской жизни Европы, ещё не познавшей ужасов мировых войн. Хотя тут есть и более современное искусство, вполне достойное попадания в конкурс имени Валеджо-суль-Минчо.
Страдивари делал гениальные скрипки,
но всё остальное получалось у него не ахти :)
Виноградный пресс – довольно обычное уличное украшение в Сербии. Как и голуби. Только они тут не сизые, как у нас, а всё больше в оттенках бежевого. Но своё голубиное дело – сидеть на памятниках – знают туго.
Обратно ехали автобусом, который следует именно в Палич прямо в курортную зону (в нашем случае – из Палича). Это обычный городской маршрут №6. С электронными валидаторами (хотя билеты всё равно у водителя покупать приходится). Даже в почти-столичном Нови-Саде такой красоты нет; только в Белграде. Я ведь говорил, что Суботица – город продвинутый!
* рефрен одной из песен группы «Тайм-аут»
< Биатлон | Петроварадин > |