Город
Как ни составляй десятку самых живописных достопримечательностей Сербии, в ней обязательно окажется Голубацкая крепость. Я тоже попал под обаяние многочисленных фотографий этого незаурядного объекта и возгорелся желанием посетить его непременно. А поскольку программа как обычно была полностью отдана мне на откуп, то в первое же утро мы двинулись в сторону Го́лубца (заскочив по дороге в Пожаревац).
Автобусы в Голубац ходят из Белграда, Пожаревац у них – промежуточная остановка. Эту линию обслуживает другой магнат рынка автоперевозок – Arriva (дочерняя компания Deutsche Bahn, на минуточку). С третьей компанией, Ниш експрес, нам на личном опыте познакомиться не довелось. Только видели их фирменные красные автобусы на дорогах. У «Арривы» автобусы тоже новёхонькие, причём в них даже есть Wi-Fi (не всегда работающий, впрочем).
Разобраться с тем, как добраться до крепости, мне заранее не удалось. Но я точно понял, что какие-то автобусы мимо неё ходят (деваться им тут больше некуда). Однако моя попытка купить в Пожаревце билет до крепости потерпела сокрушительное фиаско. Я даже по такому случаю вполне сносно выговорил «Голубачка тврдьжава», но в ответ услышал, что билет я могу купить только до определённой остановки. Такой остановки, видимо, нет.
Что ж, поехали до Голубца – благо, ближайший автобус всё равно только до города и шёл.
Река в этом месте разливается широким озером перед входом в ущелье, где между берегами будет не более 300 метров. Здесь же противоположный берег далеко и как бы даже в дымке. Хотя есть подозрение, что это пыль, поднятая сильным ветром. С ветрами тут вообще всё хорошо, видимо: не зря холм на противоположном берегу весь утыкан ветряками (их лучше видно на крупном фото).
Опрос бармена, наделившего меня, помимо информации, чашкой кофе, показал следующее. Никакого транспорта до крепости в обозримом будущем не предвидится. Надо брать такси или идти 4 километра пешком. Километров я с помощью Google Earth насчитал на 0,5 больше, но не будем придираться. Прогулка вполне разумного для нашей компании масштаба. И мы пошли.
Голубац – небольшое курортное (променад вдоль реки говорит сам за себя) местечко; ничего особенно интересного в нём нет. Разве что несколько симпатичных зданий: на курорте не нужно интересно; на курорте нужно чисто (к Таиланду это не относится :)) и красиво.
Тихо, мирно и пока немноголюдно, ибо холодно. Термометр, может, и все 20 показывал, но из-за ветра мы даже, пока было возможно, старались держаться подальше от берега под защитой домов.
Есть в Голубце и церковь, крепко запертая уже на дальних подступах.
И добавим к красоте немного просто колорита. Эстетика есть и в разрухе (как труба на диво стоит, а?)
Туристический офис в Голубце тоже есть, но мы подошли аккурат через 5 минут, как в нём начался обеденный перерыв. Да мне там ничего особо и не нужно было – разве карту прихватить. Хотя какая тут карта: идёшь себе вдоль берега и идёшь.
На невесёлом неголубом Дунае
Не знаю, какого тут вода цвета при тихой погоде (когда даже Днепр чуден), но сегодня она была зеленоватая. Ветер поднимал заметные волны, на вершинах которых пенились барашки. На фото ниже видно, как вдали ветер несёт пыль.
Это в первый (и последний за эту поездку) раз нам попалось на глаза плывущее круизное судно. Ещё не сезон (прямо скажем, слишком прохладно для речных путешествий), но какие-то то ли немцы, то ли австрийцы уже отправились созерцать берега «главной водной артерии Европы». Читал, что в речные круизы ездят в основном пенсионеры, в силу чего такие мероприятия отличаются некоторой заорганизованностью. Но всё же что-то есть в том, чтобы спокойно наблюдать, как мимо тебя проплывают города, холмы, скалы, поля и другие корабли. И, конечно, крепости с замками. Самые лучшие виды Голубацкой крепости – как раз с реки. Но нам нынче увидеть её с такого разворота судьба не судила.
Холмики поодаль от берега вскоре сменяются большим каменным утёсом, нависающим над самой водой. Потихоньку начинается ущелье. Наконец, показалась крепость.
Несколько неожиданным было у самой крепости увидеть ещё один…
В непосредственной близости также имеется туалет системы «сортир» и… автобусная остановка. Практически туристическая мекка. Правда, название остановки так и осталось тайной. Несколько раз в день тут проходят автобусы в сторону Доньи-Милановац и Кладово (и, соответственно, обратно в Белград). «Несколько» – это неизвестно сколько, ибо достоверную информацию о сербских автобусах не всегда можно получить даже на автостанции. И хотя есть целых два сайта, которые в теории показывают расписание, относиться к их информации следует с осторожностью. Как любил говаривать Р. Рейган, «Довьеряй, но провьеряй».
Слишком большая слишком маленькая крепость
Слишком большая, поскольку с земли в кадр целиком не влезает (только издалека, но тогда её тоже не особенно хорошо видно).
Башенка пошла топиться не по собственной инициативе и не по прихоти древних архитекторов (точное время строительства крепости неизвестно, но в XIV веке она уже точно была). Просто когда ниже по течению построили ГЭС «Джердап-1», уровень Дуная из-за подпора плотины поднялся на несколько метров.
На полузатопленную башню можно пройти по участку стены, чтобы взглянуть на башню со стороны реки. В ней есть уходящая вниз спиральная лестница, но туда я отчего-то соваться не стал. Попробовал с башни снять крепость как бы с реки – в один кадр не влезает. А два вертикальных кадра ни в какую не склеиваются. Странно: ведь с горизонтальными у меня прежде проблем не возникало.
С другой стороны, крепость слишком маленькая, чтобы как следует по ней полазить. Подняться можно только на один участок внутренней стены. Туда ведёт лестница шириной сантиметров 40, с одной стороны которой отвесная стена, с другой – обрыв. Адреналинистое мероприятие. Внутренние перекрытия в башне давно сгнили, и соваться туда не резон.
На скалу без соответствующей экипировки лезть вряд ли стоило: порвать единственные кроссовки было бы некстати.
Идущая вдоль Дуная дорога проложена прямо сквозь крепость: больше тут просто негде, если не строить большой туннель.
Арка, как видите, невелика: когда её строили, транспортные средства были поменьше. Поэтому одним из туристических развлечений, предлагаемых крепостью (помимо залезания на стену и таинственной лестницы в затопленной башне) является проезд фуры. Выглядит это так.
Не всем удаётся вписаться достаточно аккуратно.
Причём большого смысла в этой арке, в общем-то, нет: частью оригинальной конструкции крепости она вряд ли является, поскольку на подобающий укреплению обороняемый въезд не похожа вообще ни разу. Стены над ней нет, так что арку (хотя бы эту, одну из трёх, которые приходится проезжать машинам) вполне можно было бы убрать, чтобы облегчить проезд.
С другой стороны крепости ситуация сложнее: там небольшой туннель пробит через скалу. Ветер (и без того весьма свежий) в нём усиливался до того, что практически сбивал с ног. И в нём есть что-то вроде живописного грота.
Это, кстати, уже не Сербия, а румынский город Коронин.
Наконец, ещё одна маленькая «дополнительная» достопримечательность – родник прямо у стен крепости.
Посвящён Завише Чёрному – польскому рыцарю, герою романа Г.Сенкевича «Крестоносцы» (сам не читал), погибшему здесь в сражении с турками в 1428 году. Вода отменная. При нас специально за ней приезжали на машине, набирали в большие бутылки.
Пока мы прошли 4,5 километра обратно, уже начало смеркаться. Закат из крепости посмотреть не удалось (он должен быть дивно красив), но вот картинка предзакатного Голубца.
< Пожаревац | Кралево > |