Вплавь на автобусе
У нас как-то исторически сложилось, что кораблики, совершающие прогулки или перевозки на короткие расстояния по реке, называются речными трамваями. Что несколько странно, поскольку ни рельсов, ни проводов при них замечено не было. В Генуе трамваев нет, поэтому плавающий городской транспорт назвали незамысловато navebus – «корабль-бус». Настала пора рассказать о нём поподробнее.
Маршрут навебуса (будем его так называть) всего один. Он соединяет центр города (Старый порт) с западной окраиной, районом Пельи. Ходит всего 3-4 раза в день, так что всерьёз рассматривать это как городской транспорт сложно. А как туристический аттракцион – запросто. Собственно, такова судьба почти всего, что в Италии плавает – возить в основном туристов. Туристов оных у навебуса толпилось преизрядно, когда я не особо уже ранним утром (в 10 часов) подошёл к причалу. Уже позавтракали, однако. «И кофию, небось, не по одной успели», – грустно добавила моя кофеманская часть, которая нынче своё ещё не получила.
Как оказалось, навебус коллег не интересовал. В Старом порту много других привлекательных для туристов объектов. Это и Аквариум (второй по величине в Европе, между прочим), и имитация пиратского галеона (прокатит разве что для детей), и Биго – бывший ёжикообразный корабельный кран, переделанный в лифт, из которого можно посмотреть на порт свысока. Имхо, странная затея в Генуе, где этой высоты и без того как гуталину. Да и вообще там красиво. Старый порт – он ведь действительно старый. Например, его администрация располагается в палаццо Сан-Джорджо, построенном возле гавани ещё в XIII веке.
Проезд на навебусе стоит 3 евро. Для понаехавших тут. А для местных жителей – вполовину меньше. И хотя у меня на лбу было крупно и разборчиво написано «руссо туристо», кассир на судне не преминул поинтересоваться, не резидент ли я случайно города Генуи. (Ага, рюкзачок и фотоаппарат – как раз униформа коренного генуэзца.) Спросил он для проформы, я думаю; хотя обычно итальянцы не особенно склонны к соблюдению формальностей.
Пассажиров было совсем немного (а резидентов среди них – и того меньше), и я с удовольствием устроился на верхней палубе радоваться весеннему солнышку и разглядывать-фотографировать берега Генуи. Правда, оказалось, что сам город практически не виден, но порт можно обозреть в подробностях. В общем, мне очень понравилось; и всем рекомендую, пока туристы не распробовали эту халяву и не начали кататься туда-сюда толпами.
Стеклянный шар – это Биосфера. Как бы замкнутая экосистема, подразделение местного ботанического сада. Вот она крупным планом.
Если не ошибаюсь, даже можно посетить за небольшую плату (видимо, всё же не внутрь зайти, а по галерее снаружи прогуляться).
Порт несмотря на то, что очень старый, до сих пор интенсивно работает. Принимает и пассажирские суда (здесь находится морской вокзал), и небольшие грузовые. И, конечно, многочисленные пирсы густо облеплены яхтами.
Дальше в кадр стали попадать в основном суда.
Оранжевая штука сзади, похожая на битискаф, это, видимо, такая спасательная шлюпка. Причём её не надо спускать в воду на талях, она сама туда спрыгнет. Тут тебе и спасение, и Луна-парк в одном флаконе.
Передний буксир, ясное дело, тащит. Задний, наверное, должен при необходимости притормозить эту махину. Спрашивается, что делает средний? Не даёт сбежать?
На заднем плане верхнего снимка портовый мол. Длина его около 10 километров. Почти всё плавание навебуса проходит в отгороженном им от моря коридорчике.
Отличие ролкера от парома в том, насколько я понял, что тут единственная задача – перевозка груза (ролкер загружается фурами и вагонами), а не пассажиров с их личными автомобилями. Верхняя палуба ролкера может также использоваться для контейнеров.
Мы проплыли вдоль старого, затем нового порта, и настал черёд… аэропорта. Увы, взлётов и посадок в это время не случилось (аэропорт тут, как я уже писал, весьма скромный), так что полюбоваться удалось только видом терминала издалека.
Морская прогулка, где можно расслабленно наслаждаться солнышком, ветерком и видами всевозможных портов, подошла к концу. Конечно, можно было тем же корабликом отправиться обратно, но навебус, при всей его прелести, был не самоцелью, а частью большого плана. Да и вообще возвращаться не наш метод.
Ма(нь)як
В Пельи вполне есть на что посмотреть: поскольку частью города Генуи это место стало сравнительно недавно, здесь сохранились две виллы с парками. Но… надо было прислушиваться к ноге, которая пока что сильно не болела, но отзывалась о предстоящей прогулке весьма пессимистично. Так что после законной чашки капучино с круассаном я сел на поезд и поехал в обратно в сторону центра. Но проехал только пару остановок, до станции Сампьердарена. Откуда на автобусе надо было подобраться как можно ближе к маяку. Такую штуку я, разумеется, оставить без внимания не мог. И если с поездом всё было просто и понятно, то автобус… ну, это итальянский автобус.
Найти остановку оказалось весьма затейливым занятием, поскольку по какой именно улице ходит нужный мне автобус в нужную мне сторону, я не знал (он ходит по разным улицам туда и обратно). Зато немного посмотрел на Сампьердарену, хотя ничего особенно увлекательного не углядел. Нормальный рабочий район без изысков. В меру грязный и неухоженный.
Памятник Гарибальди перед бывшей мэрией (и то, и другое
осталось на память от самостоятельной жизни Сампьердарены)
Маяк ныне находится посреди шумной жизни порта. Никакого транспорта непосредственно до него нет. Надо доехать до паромного терминала, неподалёку от которого начинается обозначенная вывеской дорожка к маяку. Подобраться к нему иначе без автомобиля, наверное, можно, но несколько затруднительно. На закуску – новые виды порта, на сей раз с берега.
Генуэзский маяк, как и порт, весьма стар: нынешняя башня сооружена в 1543 году (а вообще, маяк на это месте стоит с XII века). И несмотря на почтенный возраст, это второй по высоте каменный маяк в мире. Его собственная высота 76 метров, плюс скала, на которой он поставлен. На уровне верха скалы находится терраса.
Подняться-то на маяк можно. Вместе с посещением музея. Но только по выходным после обеда. Военный объект, между прочим (все итальянские маяки находятся в ведении ВМФ). Да и слава богу, что меня туда не пустили: я бы точно полез наверх, и нога бы мне этого не простила. Она и так после прогулки к маяку недвусмысленно сообщила, что всё, мол, баста.
С террасы (методом вычитания находим, что высота скалы над уровнем моря 41 метр) можно посмотреть… да всё на тот же порт.
Нога ногой, а заканчивать прогулку, не сделав ещё одно важное дело, было бы сродни позорному поражению. В Генуе есть смотровая площадка, которая называется Спьяната-Кастелетто, над центром города (spianata как раз и означает дословно «площадка»). И туда поднимает лифт. Даже целых два. Можно ли такое пропустить? Разумеется, нет!
Неоготическая церковь Сан-Теодоро (напротив остановки троллейбуса у паромного терминала)
Восточный портал туннеля Гарибальди (вход в лифт справа за кадром)
Лифт оказался без всяких горизонтальных премудростей – вполне себе обычный лифт. Да и ладно. Я уже сильно хромал, и мне хотелось поскорее восхититься видом Генуи сверху и перейти к реализации честно нагулянного аппетита.
Действительно, весь центр перед глазами: и башенка дворца дожей с флагом, и собор, и «неохваченная», но от того ничуть не менее прелестная базилика Санта-Мария-делле-Винье с роскошной колокольней на переднем плане.
Вниз я поехал на втором лифте. Не мучить же ногу по лестницам и пандусам. Да и в купленный утром дневной билет на городской транспорт все лифты входят (навебус – нет). Лифт оказался очень старым.
Внизу выход из него непосредственно в туннель Гарибальди. Приятного мало, поскольку воздух в туннеле весьма загазован. Неудивительно, что этот лифт пользуется меньшей популярностью, чем первый. Ну, наверное, ещё играет роль, что первый находится прямо у остановки.
По дороге к столовой наткнулся на очень симпатичный внутренний дворик. Фактически, они в Генуе выполняют роль подъе́здных холлов.
До свидания, Генуя!
Немного отлежавшись, вечером я снова выбрался в город купить сувениров и поужинать. Куда идёшь что-то купить, когда не знаешь, где это продаётся? В большой универмаг. Ближайший из них – Coin на главной торговой улице XX сентября. Не рассматривать же всерьёз Галерею Мадзини! Впрочем, Coin, как оказалось, едва ли сильно лучше. Дорого, да и выбор кофеварок меня там не порадовал. Но ближе к вокзалу Бриньоле нашёлся магазинчик с куда как более приятными ценами. А к вокзалу идти у меня было две важные причины. Вот первая.
Арка Победы (памятник павшим в первой мировой) не оставляет своей пафосной монументальностью сомнений в происхождении. Да-да, они, родимые, ставили. Раньше на площади ещё были скульптуры ликторов на пьедесталах в виде фасций, но их после войны убрали. А арка сама по себе идеологически вполне нейтральна. Памятник эпохи.
С сувенирными магнитами в Генуе дела обстоят плохо. Практически ничего оригинального или хотя бы просто качественного. Вчера по пути с вокзала заприметил близ вокзала витрину с более-менее пристойной продукцией. Но магазинчик был закрыт то ли по причине позднего времени, то ли из-за выходного. И это вторая причина, влёкшая меня к вокзалу. Разговорился с продавщицей (она по-английски почти не говорила, но неплохо понимала) – ей было очень приятно услышать, что у неё лучшие в городе магниты. И что Генуя потрясающая (и то, и другое – чистая правда).
Последний генуэзский ужин в кабачке Al rustichello, увы, порадовал не больше, чем предыдущие. Минестроне чуток похуже, чем в Aromi di Genova, а мясо оказалось в одном месте непрожаренным до несъедобности. Зато вино прекрасное, неспроста они именно ему в рекламе этого заведения уделяют особое внимание. В общем, генуэзская кухня после Тосканы, Эмильи-Романии и Венето не впечатлила совсем. Может, просто не повезло. Разве что столовка запомнилась – главным образом, ценами, а также душевностью тамошней синьоры.
Обратно принципиально поехал одну остановку на метро: всё равно уплочено, чего ногу зря мучить. И метро, опять же, посмотреть надо. Оно оказалось похоже на миланское (а именно, первую его линию). Что едва ли удивительно.
В общем, вполне обычное метро. Необычно только то, что находится оно в сравнительно небольшом городе. Но в Италии метро есть и в городах поменьше. Например, в Брешии, где едва наберётся 200 тысяч населения. В Генуе, как-никак, больше полумиллиона.
Итак, за этот день я покатался на кораблике, на поезде, на автобусе, на троллейбусе, на лифте и на метро. Суточного билета за 4,5 евро мне ещё хватит на вокзал утром уехать. Не проверили меня ни разу.
Завершил я своё пребывание в Генуе символически тем, чем и начинал – вечерним фотографированием фонтана на Пьяцца Де Феррари. Прошло пять дней, половина моего нынешнего вояжа. Генуя стоила этой поездки и стоит того, чтобы сюда вернуться. Это действительно потрясающий город, которым можно любоваться бесконечно. Город, который нежно обнимает ваше сердце и сурово проверяет на прочность ваши ноги.
< Санта-Маргерита | Ментона > |