22 октября 2015 (четверг). Помпеи

Античные Помпеи – одна из самых посещаемых достопримечательностей не только окрестностей Неаполя, но всей Италии. Целый город, в одночасье «законсервированый» извержением Везувия более 19 веков назад. «Законсервированный» – потому что погубила его не лава (тогда было бы сложно что-то откопать), а стремительно спустившийся с горы пирокластический поток – раскалённый до 700 градусов ядовитый газ с пеплом.


Раскопанные Помпеи и их погубитель

Около 2000 жителей не покинули город (оценочно десятая часть населения) и были погребены вместе с ним. Археолог Джузеппе Фиорелли, руководивший раскопками, в 1870 году предложил заливать пустоты в толще пепла, возникшие там, где были тела жертв и другая органическая материя, гипсом.


Жертвы Везувия

Это не просто гипсовые слепки. Внутри гипса останки людей в тех позах, в каких их застигла смерть. Конечно, не самая масштабная трагедия в истории человечества. Но, так уж получилось, очень наглядная. Помпеи не только древние камни. Это ещё и погост.

В специально построенном павильоне посреди арены помпейского амфитеатра эта экспозиция устроена. Вместе с фотографиями раскопок. Вторая часть вчерашней выставки «Помпеи и Европа». На сей раз небольшая, поэтому с нас взяли дополнительно всего по 2 евро (за обычный входной билет мы опять не платили, поскольку это была вторая наша включённая в artecard достопримечательность).


Амфитеатр

Сам по себе амфитеатр ничего особенного на фоне ранее виденного не представляет. Он небольшой и «простоватый». Разве что степень наружной сохранности просто исключительная. Внутри же ряды ступеней восстановлены лишь частично. Как и многие подобные сооружения, амфитеатр изредка используют по прямому назначению – для зрелищ.

Мы вошли на территорию раскопок не с главного входа, где это делает большинство посетителей, а ближе к центру современного города. Всего минут 15 пешком от «дома». На фоне внушительной входной группы, рассчитанной на серьёзный поток, тем заметнее было весьма незначительное количество посетителей. Пара ранних экскурсий да жалкая горстка неорганизованных вроде нас. Но то был не признак «несезона», и лишь отражение того факта, что до этого места мало кто добредает. Для древнего города это была сугубая окраина (в провинции амфитеатры, сколько я замечал, строили на отшибе).


На макете в Археологическом музее Неаполя амфитеатра вообще нет

Впрочем, тут половины города нет. Вроде, макет отражает состояние раскопок на 1887 год.

Может, и не самой удачной идеей было начинать с амфитеатра, но кто ж знал-то, что в нём такая веселуха? Увиденное там вкупе с уже привычной погодой создало малость гнетущее настроение.


Вход в жилые кварталы со стороны амфитеатра

Так и подмывало поставить под этим снимком подпись «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Вон там и урна стоит, намекая, где именно нужно её оставить. Примерно в ней и загинула моя надежда на приятные впечатления от этого посещения. Но даже без неё можно провести время с интересом. Помпеи всё равно Помпеи, даже когда они не радуют.


Древнеримская мостовая

Камни тут огромные, если сравнивать с более поздними мостовыми. Сложить из них более-менее ровную поверхность было весьма затруднительно. Да ещё дороги местами сильно выбиты. Некоторые участки поприличнее (видимо, сравнительно новые), а некоторые… «прощай, подвеска».


Прародитель «зебры»

Сдаётся мне, изображение пешеходного перехода в виде продольных полос пошло именно от такого сооружения. А делать переход приподнятым над дорожным полотном было необходимо, потому что улицы чистотой не блистали. Не знаю, была ли в Помпеях канализация. Но даже если и была, то на дорогах всё равно грязи было достаточно. Во всяком случае, вода из бесчисленных фонтанов (не декоративных, а сугубо утилитарных источников питьевой воды), похоже, вытекала прямо на мостовую.

Повозкам, соответственно, приходилось иметь стандартизованную колею, чтобы миновать такой переход. И из-за того, что колёса елозили по одному и тому же месту, мостовая выбивалась у переходов особенно сильно. Вон какие там ямищи; и это в довольно твёрдом на вид камне.

Застроены Помпеи были в основном одноэтажными домами, хотя и двухэтажных довольно много, да и многоквартирные инсулы имелись. Тут есть сравнительно удобная площадка рядом с административным зданием на возвышенности, чтобы окинуть город взором хоть чуть-чуть сверху.

Видно, что строения в весьма разной степени восстановленности. Работы здесь идут почти беспрестанно больше 250 лет, но из 70 (навскидку) гектаров территории раскопано не более 80%. Да и те по большей части представляют собой не смотрибельные городские кварталы, а заборы с красивыми картинками того, что за ними прячется. Так что по античным Помпеям идёшь, ничего толком не видя, и лишь порой попадается что-то, куда можно зайти.


Вот сюда можно – в термополий Луция Ветутия Плацида

Термополий – это римское заведение общепита. Они довольно разные были. Этот – навороченный: тут целый комплекс, включая, например, триклиний – помещение, где вкушали пищу, возлежа на кушетках. А был и «фастфуд»: только кухня в доме и раздача на улице. Можно перекусить стоя или забрать еду с собой. Пишут, что во многих домах Помпеев вообще не было кухни; пищу не готовили, а покупали готовую в термополиях.


Раздача у Плацида

Стойка общепитовская, получается, не слишком изменилась с античных времён. В современных столовых используется примерно та же конструкция; разве что делают её из нержавейки. Внизу поддерживался огонь, чтобы пища в глиняных горшках оставалась горячей. Бордовый рисунок – это ларарий. На нём изображены божества, покровительствующие этому дому – лары и пенаты.


Термополии в Помпеях попадаются буквально на каждом шагу,
подтверждая приверженность жителей общепиту

Отделка из обломков мрамора выглядит подозрительно современно. Что-то очень похожее и сейчас делают. С другой стороны, мраморных отходов явно хватало, а цементный раствор римлянам был известен. Не пропадать же добру. Строительная технология тогда вообще была на высоте, ведь сохранившихся античных сооружений довольно много. Это если сравнивать с построенными в последующие несколько веков. Вообще не видел вообще ничего построенного, к примеру, в VI веке.


А это, наверное, какой-то храм


Вот это точно храм: то ли Асклепия, то ли Юпитера Мелихия

Не чужды были древние помпейцы и прекрасного. Есть театр, причём даже не один. Традиция иметь рядом большой и малый театр, оказывается, тоже античная. Мы сначала пошли в малый.


Малый театр, или же Одеон (80 год до н.э.)


Билетёр :)

Интересная особенность этого сооружения – ступени, выложенные из небольших камней. Не будь такая конструкция засыпана пеплом, она вряд ли имела бы шансы дойти до наших дней.

Ступени большого театра были облицованы мрамором. Но он почему-то не очень сохранился. Вероятно, растащен, поскольку театр местные жители обнаружили задолго до того, как Помпеями занялись археологи и власти. Сейчас ступени по большей части покрыты каким-то современным материалом.


Большой театр (II век до н.э. с позднейшими добавлениями)

На сидениях есть номера. Видимо, представления проводят. Летом в этих краях осадки редки, и на погожий вечер вполне можно рассчитывать. У римлян же театральный сезон был подлиннее, и оба театра имели защиту от непогоды (да и от избыточной погоды – палящего солнца – наверное, эта защита тоже предназначалась). Большой театр закрывался полотняным навесом, а у малого так вообще кровля имелась.

Но продолжим о прекрасном.

Это не тюремный карцер, а ложе любви, как ни сложно в это поверить. Из таких каморок состоит лупанарий – древнеримский публичный дом. Это от слова lupa (волчица), как тогда называли проституток. Меня когда-то, помнится, заинтересовало, почему Васисуалий Лоханкин называет Варвару именно волчицей. Видимо, именно поэтому. Он ведь прямым текстом упрекает её за аморальный характер её отношений с Птибурдуковым. И даже обзывает рядом по тексту публичной девкой.

Отношение к продажному сексу в Древнем Риме, похоже, было достаточно утилитарным: сунул, вынул и пошёл. Никакой тебе томной неги: обстановка ну совсем не располагает. Любовный настрой у клиентов создавали посредством весёлых картинок на стенах.

Это, конечно, тоже не совсем для несовершеннолетних, но тут ничего «такого» не видно; подумаешь, люди гимнастикой занимаются.

Может сложиться впечатление, что дома помпейцы не только еду не готовили, но и не… ну, вы поняли. Может, так оно и было, хотя тогда вообще непонятно, чем они дома занимались: телевизоров и компьютеров ещё не было :). Но тут надобно понимать, что древние Помпеи, как это ни странно звучит по отношению к месту в 2 километрах от моря, были портовым городом. А где моряки, там и услуги для них. А чтобы им проще было найти место оказания услуг (туристические карты тоже ещё не придумали), на мостовых были указатели.

Теоретически, я знал, что они есть. Но всё как-то не попадались, хоть я и присматривался в районе лупанария к камням под ногами. Только нездоровый ажиотаж у непримечательного, казалось бы, участка дороги помог найти этот путеводный знак.

Так что с информационным обеспечением тут было дело поставлено едва ли не лучше, чем на современном Юге :). Щиты с наружной рекламой на улицах, кстати, тоже римляне придумали.


Оливковое масло «Услада Оцеллы» без холестерина –
большая амфора по цене очень большой!

Надпись с римскими цифрами к древним, правда, отношения не имеет. Это обозначение сектора раскопок.

По мере приближения к центру античного города количество туристов возрастает радикально, временами переходя в конкретную толпу. Тут ещё и время роль играет: прямо к открытию приходят сравнительно немногие, но где-то через час-другой начинается горячая пора. А мы в это время как раз подошли к самым популярным кусочкам города.


Форум

Кирпич – это, видимо, какие-то восполнения, сделанные в XVIII-XIX веках. За 17 с половиной лет до рокового извержения случилось сильное землетрясение, от которого пострадало большинство зданий. Полностью восстановить город не успели, так что многие утраты не связаны с гибелью города и последующими 17 веками погребения.

К этому моменту Помпеи начали нам уже малость надоедать: народу много, а зрелищ, откровенно говоря, маловато из-за того, что многое закрыто. Но на прогулку в самый дальний конец археологического парка, на виллу Мистерий, мы всё же решились. И, забегая вперёд, если что-то в Помпеях вызвало восторг, то это именно вилла. Она не в самом городе находится, а за его стенами.


Городская стена

Тут на территории множество дорожек, по которым можно погулять (например, над стеной), но нынче они всё равно были закрыты. То ли из-за сырой погоды, то ли просто так.


Дорога к вилле идёт вдоль некрополя


Вилла (II-I век до н.э.)

Выглядит не слишком живописно, но таково уж свойство римского дома: в отличие от общественных зданий, он снаружи не должен выглядеть… да вообще никак не должен выглядеть.


Атриум

Наверное, при хозяевах тут всё же повеселее было.

Деревянные двери виллы восстановлены в гипсе по технологии Фиорелли.


Римляне делали трёхстворчатые филёнчатые двери

А теперь собственно почему я считаю виллу лучшим из того, что на раскопках есть. И почему она называется виллой Мистерий.


Роспись в одном из залов

В зал, к сожалению, зайти нельзя, любоваться приходится от порога. По одной из версий, эти картины изображают «посвящение в дионисийские мистерии» (поди пойми, что это такое). Лично для меня открытием стал не сюжет, а техника. Если бы я увидел такое не в откопанной римской вилле (где заведомо не может быть ничего моложе I века н.э.), то мне бы и в голову не пришло, что эта живопись античная. Вполне сошло бы за работу Диего Риверы (говорю как сугубый дилетант, разумеется).

На этой «позитивной ноте» мы и отправились восвояси. У меня были ещё кое-какие хорошие идеи на вторую половину «помпейского» дня, но с дождём они были несовместимы. Из-за погоды (подзадолбавшей, чего уж там) все планы насмарку. Обещанное же нынче прогнозом после обеда солнце явило свой светлый лик только на закате.


А это просто «эксплуатация раскрученного бренда»

Дорога «домой» вышла куда длиннее, ведь выход с раскопок у виллы самый дальний. И всё время мимо археологического парка, так что мы на него ещё и снаружи хорошенько посмотрели.


«Фавн с бурдюком» – современная копия одной из скульптур,
найденных на раскопках (установлена у ограды на Виа Плинио)

И почти что всю дорогу нас зазывали пообедать. Ориентированных на туристов заведений тут несметное количество, и в них пустовато. Не от хорошей жизни зазывалы выходят аж на другую сторону улицы и пытаются заговаривать с проходящими вроде нас на разных языках. То есть это всё же несезон несмотря на всю толпу на раскопках. В который уже раз задаюсь сакраментальным вопросом: что же тогда здесь творится в августе?!

Мы же вместо всех моих грандиозных планов незамысловато отправились после обеда гулять по городу в поисках продуктовых магазинов. Ведь уезжать из Италии без кучи вкусностей и полезностей – дурной тон. Современный город Помпеи с точки зрения красот ничем не примечателен (за одним исключением, о котором завтра), так что наша прогулка получилась весьма утилитарной. И поначалу в этом качестве не слишком успешной. Единственный универсам, про который что-то знал Гугл, оказался закрыт, и больше решительно ничего мы найти не могли. На выручку пришла одна из тех неожиданных встреч, что я за годы путешествий научился очень даже ценить.

Идём мы по Виа Лепанто малость разочарованные; никого, разумеется, не трогаем, поскольку та степень нужды, чтобы я вступал с местными в пространные диалоги, ещё не наступила. И вдруг видим это.

Почему-то именно в Помпеях находится редакция общеитальянской газеты на русском. Выходящей, судя по вывеске, 2 раза в месяц (quindici – это пятнадцать). Внутри через окно виднелась сотрудница, которая – сюрприз! сюрприз! – прекрасно говорила по-русски. Честно, я на всякий случай уточнил сначала по-итальянски, памятуя о рабочих на территории русской церкви в Бари, которые по-нашему не разумели.

Эта милая молодая дама и поведала нам, что найденный нами магазин скоро откроется. Это на Севере 4 часа пополудни – крайний срок для обеденного отдохновения. А на Юге сиеста может спокойно продолжаться и до половины пятого. И подсказала, где находится ещё один недорогой магазин неподалёку. Так с её помощью все наши скромные гастрономические потребности оказались удовлетворены. Особенно порадовался я акции на твёрдые сыры во втором магазине.


< Неаполь Невезувий >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.