В порядке последней любезности Козимо отвёз нас на вокзал. За 10 евро. На автобусе дешевле, конечно, но тащиться с чемоданами… Не тот случай, когда стоит экономить несколько евро. Поезд на Рим отправился почти по расписанию и почти пустой. Проводившие нас из Таранто тучки по дороге убежали наверх, и некоторое время мы даже видели солнце, но всё же в итоге погода склонилась к «то пасмурно, то дождь» в полном соответствии с прогнозом. Как-то не полюбил нас Неаполь нынче :).
Итак, снова Неаполь. Хранение багажа на вокзале стоит всё те же (знакомые по Вероне) 6 евро за первые 6 часов. Нам как раз хватало, чтобы остаток дня погулять, а вечером ехать заселяться. Гулять я выбрал пригород Неаполя Поццуоли – конечную станцию второй линии метрополитена. Которая, как я уже когда-то описывал, представляет собой обычную железную дорогу (в центре города проходящую в подземном туннеле) и обслуживается Trenitalia (государственными железными дорогами).
Проще, конечно, было погулять в самом Неаполе, но незадача в том, что во вторник тут почти никакие туристическо-музейные объекты не работают. Они и в Поццуоли не работают, но там гулять приятнее.
Поццуоли расположен на так называемых Флегрейских полях. Встречается утверждение, что это самый сейсмически активный район Италии. Честно говоря, сомнительно: тут максимум фумарольная и геотермальная активность, а Этна, например, то и дело извергается «по-взрослому». Тем не менее, Флегрейские поля – почти супервулкан. Если где-то в Европе и может жахнуть так, что мало всей планете не покажется, то именно здесь. Такое уже и было в прошлом: на счёт Флегрейских полей (правда, вместе с двумя другими вулканами) записывают вымирание неандертальцев 40 тысяч лет назад. (Так что соседний Везувий, «всего лишь» сгубивший Помпеи и Геркуланум – это так, ещё даже и не цветочки.) На спутниковом снимке хорошо видно, что местность к западу от Неаполя – нагромождение многокилометровых кальдер. Они тут буквально одна на другой.
На фоне сказанного неудивительно, что Поццуоли подвержен колебаниям уровня земли: земная кора в этом месте очень тонкая. Но благодаря её «гибкости» сильных землетрясений тут не случалось давно. Так что гулять «на пороховой бочке» не очень-то и страшно.
Поццуоли, как и многие другие приморские города Медзоджорно, основали греки. В VI веке до н.э., то есть не так уж давно, если сравнивать с Таранто. Потом наступила эпоха Рима, и к этому времени относятся сохранившиеся тут древности.
Внушительность, конечно, не та, что у его почти-тёзки в Риме. Ну так там Флавиев было много, а тут всего один :). И сохранность, прямо скажем, не ахти. И всё же это третий по размеру римский амфитеатр в Италии. После римского и капуанского.
Частично разрушенная чаша восстановлена из лёгких конструкций. Неужто тут проводятся какие-то мероприятия с большим числом зрителей? Почему бы и нет, в самом деле.
Несмотря на музейный выходной, на территории тусили какие-то синьоры. Учёные, наверное. Один из них даже как-то сочувственно показал на табличку, извещающую о том, что нынче нас любоваться развалинами не пустят. Он не знал, что мы даже и не собирались (пусть бы оно и открыто было). Так только, посмотреть со стороны. Разглядывать достаточно однотипные объекты, если ты не специалист, способный добыть массу радости в тонких отличиях, неинтересно. Да и накладно.
И мы двинулись дальше по просторам Поццуоли.
Может показаться, что до моря рукой подать. Но это не совсем так, тут до него больше полукилометра. Просто поблизости земля резко уходит вниз, и вполне обширной прибрежной части города почти не видно, она «спряталась».
Отличный парк, между прочим. Главный садовник здесь – большой выдумщик и мастер своего дела.
Столь буйного разнообразия деревьев, как в Английском парке Казерты, конечно, нет; так ведь это и не ботанический сад, а обычный парк для культурного отдыха горожан.
Гостям же города до зарезу захотелось отведать мандарина с ветки. Вообще-то запрещено, но мы в Южной Италии, поэтому можно. Мы даже ничего не рвали, я нашёл опавший. Он был почти жёлтый, но вкус… продрало до слёз. Оно и понятно: не сезон ещё для мандаринов, не созрели они. Если вообще тут вызревают; в Италии цитрусовые (кроме лимонов, которым кислыми быть незазорно) возделываются южнее.
В этом парке ещё терраса с видом на море есть (бельведер), но мы её как-то проскочили. По нынешней погоде невеликая потеря, я бы сказал.
Церковь Архангела Рафаила на Виа Маркони
В Поццуоли есть рельеф, от чего мы в преимущественно плоской Апулии подотвыкли
Большие здания на утёсе – это комплекс Военно-воздушной академии. Той самой, размещавшейся до войны в казертском дворце. До чего ж в Италии мало места: академию перенести некуда, чтобы она глаза не мозолила! :) А рельсы – это Куманская железная дорога, обслуживаемая местной компанией EAV. В Кампании, как и в Апулии, было много негосударственных железных дорог, но нынче они все собрались под управлением созданной региональными властями EAV. По этой дороге мы собирались возвращаться в Неаполь. Но дождь нас накрыл, не успели мы даже дойти до станции. Пришлось пережидать его в галерее на Пьяцца Репубблика. В солнечную погоду она (площадь) была бы даже очень симпатичной.
Наконец, дождь слегка поутих, и мы отправились смотреть ещё одну записную достопримечательность близ станции.
В центре явно что-то храмовое просматривается. Должны же боги за торжищем присматривать, в конце концов. А три большие колонны весьма известны не только у археологов. Потому что на них обнаружились следы деятельности морских моллюсков. Исследователи поначалу не могли поверить, что уровень земли мог за небольшое (по геологическим меркам) время на несколько метров опуститься, а потом снова подняться. И при этом колонны даже не упали (то есть обошлось без хорошего землетрясения). Так Поццуоли попал в учебники геологии.
Ну да, под дождём снимать, конечно, не то удовольствие, но я как-то уже привык.
Самая смутная гора слева – это, насколько я разобрался, остров Искья. Из Поццуоли туда как раз кораблики ходят. Но цена билета на остров отсюда почему-то не так уж сильно меньше, чем из Неаполя, хотя оттуда заметно дальше. Даже железнодорожный билет Неаполь – Поццуоли не отобьётся.
Вообще, в Поццуоли ещё до чёрта интересного. И красивая морская набережная, и фумарольные поля (чай, на вулкане стоит), и ушедшая под воду часть древнего города, и (в окрестностях) кальдерное озеро с остатками римского храма Аполлона. Но… снова и снова приходится повторять мантру «может, как-нибудь в другой раз».
В Неаполе осталось немного времени, чтобы подняться на холм Вомеро, где замок Сант-Эльмо. Всё равно у Куманы конечная в Монтесанто, а там как раз фуникулёр, до которого у меня в Неаполе пока руки не доходили. Что следует признать упущением, которое просто необходимо срочно ликвидировать.
Точнее, в Неаполе аж 4 фуникулёра, 3 из которых ведут на этот холм.
Этот самый Morghen имеет, по всей видимости, прямое отношение к «гутен морген», поскольку Raffaello Morghen – итальянский гравёр немецкого происхождения. Букву «h» его предки в фамилию приняли, скорее всего, для правильного произношения. Иначе в Италии они были бы Мордженами, что как-то несообразно.
Улицу этого самого Моргена мы трижды(!) пересекли по пути к метро, потому что она змеёй извивается, обеспечивая комфортный для автомобилей уклон, в то время как преимущественно пешеходная улица Скарлатти спускается к площади Ванвителли (да-да, того самого, из Казерты) довольно круто. На ней даже уличные эскалаторы есть. Идти к замку Сант-Эльмо уже и времени не оставалось, да и поливало довольно основательно, так что я уже второй раз с ним не познакомился.
Не совсем, но почти культурный шок дня. То есть очень культурный, но почти не шок :). В метро молодые итальянцы сразу уступили места Марии Петровне и папе. На Севере, в общем-то, тоже пожилым людям уступают, но как-то менее охотно, без удовольствия. Примерно как в Москве. В Неаполе же вскакивают моментально, причём смотрят и улыбаются. Вроде как, рады, что такой случай подвернулся оказать услугу старшему поколению. В общем, мои спутники лишних 10 секунд ни разу не стояли, войдя в вагон. В «патриархальности» жизненного уклада есть свои плюсы.
Осталось лишь забрать чемоданы и доехать до Помпеев, что в час пик сопряжено с небольшими неудобствами, но в целом сложности не составило. Хотя объявлять остановки никто не трудился, на моё счастье в поезде работало табло, показывающее следующую станцию. В другие дни мы работающим табло (оно в каждом вагоне есть) ни разу не видели, что куда больше походило на Неаполь. Но этот единственный чудесный раз оказался как нельзя более вовремя. А то на незнакомом маршруте, да ещё в темноте не видно, какую станцию проезжаешь… я бы напрягался.
Электрички в Неаполе (в отличие от Бари, где им Евросоюз отсыпал на современный подвижной состав) не новые, но и не сказать, что сильно «убитые». Видимо, вандализм (не считая граффити, разумеется) тут не особенно принят.
Поезд «Чиркумвезувианы» на станции Помпеи (это я в другой день
снимал; нынче-то мы уже в темноте и под дождём приехали)
А почему Помпеи? Просто не хотелось жить в самом Неаполе. А Помпеи показались удобными с точки зрения логистики. Плюс до одной из запланированных достопримечательностей можно дойти пешком. А про квартиру в Помпеях потом расскажу. Это достойно отдельного повествования.
< Альберобелло – Мартина-Франка | Неаполь > |